Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Интернет-маркетинг    Исследование поведения потребителей

Исследование поведения потребителей

Исследование поведения потребителей

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2009

Демидов А.М.

генеральный директор
«ГфК-Русь», г. Москва

Онлайн-шопинг россиянам не по душе

Исследование «Доступ к сети интернет и пользование Интернетом» было про ведено в 17 странах Центральной и Восточной Европы. Исследование представляет обзор текущей ситуации и тенденций пользования Интернетом: распространение Интернета, способы доступа к Интернету и пользование рядом услуг, предостав ляемых через Интернет в отдельных странах. Исследование проводилось методом личного опроса. Репрезентативная выборка в каждой стране составила около 1000 респондентов в возрасте от 15 лет и старше. Выборка в России – 2187 респон дентов. Полевые работы в странах, принявших участие в исследовании (Австрия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Латвия, Венгрия, Литва, Македония, Польша, Россия, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Украина), были проведены осенью 2008 г.

По данным исследования, в 2008 г. интернет-пользователи из Эстонии, Латвии, Литвы, а также из Словении, Чехии, Польши и Венгрии возглавляют список стран, наиболее часто использующих такие сервисы глобальной сети, как отправление электронных писем, управление банковским счетом онлайн, просмотр новостей и другой информации в Интернете. Россия, Украина и Болгария оказались в кон це этого списка.

Самой популярной опцией, осуществляемой через Интернет, в России ста ла отправка электронных сообщений. Ежедневно ей пользуются 55% опрошенных из числа интернет-пользователей. Лидируют по этому показателю Эстония и Словения, где доля пользователей, ежедневно пользующихся электронной почтой, составила более 80% в каждой стране. При этом еще 20% российских пользователей отправляют и получают электронные сообщения как минимум раз в месяц.

Другой популярной услугой, предоставляемой всемирной сетью, является возможность отслеживать последние новости (рис. 1). В России к ней прибегают около половины интернет-пользователей (48,6%). Чаще других стран Центральной и Восточной Европы новости в Интернете читают жители Эстонии (83%), Слове нии (78%), Литвы (78%) и Латвии (76%). Наименее же востребованным этот сер вис оказался у жителей Украины (31%).

Почти треть россиян (32%), имеющих доступ в Интернет, практически еже дневно встречаются в чатах, еще около 20% присоединяются к онлайн-беседам не реже одного раза в месяц. Однако самыми «болтливыми» оказались пользователи из Македонии, Болгарии и Латвии. В этих странах доля респондентов, каждый день открывающих окно чата, составила 48%. Менее остальных стран общение в режиме онлайн привлекает пользователей из Эстонии (12%).

Рис. 1. Отслеживание последних новостей

 

Возможность управлять банковским счетом через Интернет ежедневно ис пользуют лишь около 5% пользователей в России, Украине, Румынии, Сербии и Черногории. Между тем в Эстонии эта цифра достигла 50%.

Также, по данным опросов, не самым распространенным является и интернет шопинг (рис. 2). Среди российских пользователей глобальной сети покупки через Интернет совершают около 8% респондентов с периодичностью не реже одного раза в месяц. Для сравнения: в Польше и в Австрии – 29 и 27% соответственно. Меньше других стран Центральной и Восточной Европы интернет-магазины по сещают жители Сербии и Македонии, Болгарии и Боснии и Герцеговины.

Наиболее ярко выраженный интерес к развлекательным возможностям все мирной паутины проявляют интернет-пользователи из Румынии. Они значитель но чаще, чем пользователи из других стран Центральной и Восточной Европы, закачивают из Интернета музыку, фильмы, изображения и обмениваются ими через Интернет, а также являются большими поклонниками онлайн-игр. Уступают в этом Румынии такие страны, как Литва, Македония и Болгария. Менее других эти сервисы привлекают пользователей из Австрии и Чехии.

В России музыку, фильмы и картинки из Интернета почти ежедневно скачи вают 21,5% пользователей, обмениваются скаченными файлами – 13%, а интерес к онлайн-играм почти каждый день демонстрируют 12% опрошенных пользовате лей (по сравнению с 2007 г. этот показатель увеличился на 3%).

Будущее за мобильным Интернетом

Данные исследования «Доступ к сети Интернет и пользование Интернетом»

Март 2009 г. Доля пользователей Интернетом по России в 2008 г. составила 28,7%, из них ежедневно в Интернет заходят 44% россиян. Самым распространен ным местом выхода в Интернет остается дом. За год число пользователей интернетом через мобильные телефоны в России возросло более чем втрое и составило 12% общего числа интернет-пользователей. Такие данные были получены в ходе международного исследования, посвященного доступу к Интернету и его исполь зованию, проведенного компанией GfK в 17 странах Центральной и Восточной Европы.

Рис. 2. Покупки через интернет

 

Распространение Интернета и частота пользования

По данным исследования, в 2008 г. доля пользователей Интернетом по Рос сии составила 28,7%. По сравнению с 2007 г. этот показатель увеличился почти на 5%, однако он по-прежнему остается ниже среднего уровня по странам Цен тральной и Восточной Европы, который в 2008 г. достиг 47%. Самыми активны ми интернет-пользователями являются жители Словении (67,5%) и Австрии (58,7%).

Однако распространение Интернета не зависит напрямую от интенсивно сти его использования. Так, относительно высокий процент ежедневных интернет пользователей наблюдается как в странах с высоким общем уровнем распростра нения Интернета (страны Балтии, Словения), так и с низким (Румыния, Болга рия). В России доля населения, пользующегося Интернетом ежедневно, в 2008 г. составила меньше половины (44%) от общего числа интернет-пользователей. Хотя стоит отметить, что с 2007 г. доля ежедневных интернет-пользователей выросла на 4,5%.

Высокая доля пользователей Интернета определяется б льшей частью нали чием доступа в Интернет из дома или относительно высоким уровнем распро странения мобильного Интернета. Это подтверждается данными исследований, в которых видна четкая взаимосвязь между количеством индивидуальных поль зователей Интернетом и количеством людей, имеющих доступ в Интернет из дома или пользующихся мобильным Интернетом, и такая картина характерна для всего региона стран Центральной и Восточной Европы. В России обладате лями домашнего Интернета являются 26,5% населения, еще 10% россиян ис пользуют для выхода в Интернет мобильный телефон или ноутбук с мобильным Интернетом. То есть можно сказать, что Интернет становится привычным делом тогда, когда у людей появляется персональный доступ в сеть.

Рис. 3. Вы пользуетесь интернетом?

 

Способы выхода в Интернет

Во многих странах Центральной и Восточной Европы растет число интернет пользователей, имеющих доступ к Интернету дома. Так, в Словении, Австрии, Эстонии, а также в некоторых других странах региона с меньшей долей пользова телей Интернета почти девять из десяти интернет-пользователей заходят в гло бальную сеть из дома. В России этот показатель ниже и составляет 70% общего количества интернет-пользователей.

В целом и домашний, и мобильный Интернет являются основными направ лениями увеличения распространения Интернета. Другие традиционные способы выхода в онлайн – работа, школа, такие общественные заведения, как интернет кафе и др., кажется, уже достигли своего максимума, и их значение (по сравнению с домашним и мобильным Интернетом) начинает снижаться.

В России доля пользователей домашнего Интернета в 2008 г. не изменилась по сравнению с 2007 г., однако значительно возросло количество пользователей мобильного Интернета. Если в 2007 г. число входящих во всемирную сеть через мобильные телефоны составляло 3,6% общего числа интернет-пользователей, то в 2008 г. оно увеличилось до 12%. То есть более 40% пользователей Интернета используют опцию доступа к сети в своих мобильных телефонах. Лидерами здесь являются такие страны, как Словения (25,1%), Сербия и Черногория (23,6%), а также Босния и Герцеговина (15,2%).

Также отмечен рост доли интернет-пользователей в России, использующих возможности мобильного Интернета в ноутбуке (с 1,7% в 2007 г. до 2,1% в 2008 г.). Если сравнить с другими странами региона, то в Хорватии их доля составила 11,3%, увеличившись более чем в 5 раз с 2007 г. Менее всего опция мобильного Интернета в ноутбуке привлекает жителей Румынии, Польши и Латвии. В этих странах количество входящих во всемирную паутину через ноутбук составляет менее 1%.

Согласно исследованиям на работе в Интернет заходят 40% из числа интер нет-пользователей в России. По этому показателю Россия находится среди лиде ров – Словении, Эстонии и Словакии, где число использующих на работе Интер нет составляет 47, 45 и 41% соответственно (от общего числа пользователей Ин тернета в этих странах).

Иная ситуация сложилась с доступом к глобальной сети в российских школах. Так, только 3,2% пользователей входят в Интернет из школы. По этому показате лю россияне находятся на самом последнем месте среди стран Центральной и Восточной Европы. Первое место занимает Словакия, где Интернетом в школах пользуются 19% общего числа интернет-пользователей в стране (51,2%). В 2008 г. для выхода во всемирную сеть около 6% россиян, пользующихся Интернетом, прибегли к услугам интернет-кафе и других общественных мест, имеющих выход в глобальное пространство, и по сравнению с 2007 г. их доля незначительно уменьшилась. Чаще других жителей из стран Центральной и Вос точной Европы в глобальную сеть из интернет-кафе входят пользователи из Боснии и Герцеговины (26%), реже других стран региона – пользователи Лит вы (0,4%).

Рис. 4. Доступ в интернет через мобильные телефоны

Также по этой теме: