Почему люди работают

Почему люди работают

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2006

Терешков Д.А.

старший преподаватель кафедры
экономики и организации промышленности
Томского государственного
архитектурно-строительного университета

В современном человекознании понятие деятельности продолжает играть ключевую, методологически центральную роль, поскольку с его помощью делаются попытки дать универсальную характеристику либо всего человеческого мира, либо внутреннего мира конкретного человека [13, с. 48].

Исследование развивающейся личности выдвигает на первый план проблему взаимосвязи мотивации и деятельности, так как результативность всех видов деятельности определяет не только место личности в социальной структуре, но и ее отношение к себе, ощущение внутренней самореализации. Поскольку целью управления является изменение поведения человека, то необходимо понимание процессов, лежащих в основе этого психического феномена.

В структуре деятельности можно выделить основной ряд: движение—действие—деятельность. Действие оказывается в центре всей структуры. Каждому действию соответствуют цель и мотив, которые связаны между собой, но не совпадают. Цель можно представить как образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие, в то время как мотив — это то, что побуждает достигать данную цель и, следовательно, совершать действие. У деятельности как некой целостности есть свои цели и мотивы, которые (в отличие от мотивов и целей отдельных действий) носят обобщенный характер [7, с. 34].

Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, экономики, инженерных дисциплин. Однако до сих пор недостаточно определен понятийный статус целого ряда терминов, близких к понятию «деятельность» («жизнедеятельность», «поведение», «работа», «труд», «занятие»). Все эти понятия широко используются при характеристике человеческой реальности, и само понятие «деятельность» фактически оказывается лишь общим именем разнородных форм человеческой активности [13, с. 48].

В общем виде деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта [10, с. 52]. Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью понимается такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. Так, например, мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает, когда выступает личностный (прежде всего мотивационный) план мыслительной деятельности [12, с. 23].

Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие — реальное физическое действие человека — является неизбежно вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание (мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия), чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе [12, с. 13].

Общее понятие деятельности, призванное выполнить функцию объяснительного принципа, не может быть разработано в какой-либо специальной науке — это задача логико-философского исследования. Решение этой задачи далеко до завершения, но можно выделить следующие важнейшие характеристики понятия деятельности [7, с. 34].

1. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к миру, содержание которой составляет целенаправленное и целесообразное преобразование мира, творение людьми собственных общественных отношений и самих себя.

2. В отличие от целенаправленного биологического подхода в животном мире деятельность предполагает свободное целеполагание, проектирование целей.

3. Способ деятельности определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными социокультурными программами. Эти программы не только реализуются в деятельности, в ней они вырабатываются и изменяются.

4. Деятельность способна к неограниченному саморазвитию. В этом обнаруживается ее принципиальная открытость и универсальность.

5. Первичной формой деятельности является ее совместное, коллективное выполнение.

Традиционно принято разделять деятельность на трудовую, игровую и учебную. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, создание так называемых потребительных стоимостей. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым; не продуктивным, а репродуктивным. Он состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний. Освоение общественного опыта происходит не только в процессе учения, хотя именно здесь оно выражено наиболее явно, ярко и полно, составляет суть этой деятельности. В игровой деятельности в не меньшей степени развертывается тот же самый процесс освоения социального опыта, но он представлен в иных формах и процессах. Наиболее ярким специфическим признаком игровой деятельности является то, что (в отличие от учения и труда) главным ее мотивом выступает сам процесс, а не результат. При формировании мотивационной системы на предприятии необходимо учитывать все три вида деятельности, поскольку это может способствовать удовлетворению работника не только  результатом труда, но и самим процессом.

Понятия «труд» и «деятельность» нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность — это более широкое определение труда, а труд — один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды.

В составе деятельности можно выделить труд, деятельность на досуге и хобби.

Хобби — увлечение, любимое занятие для себя [9, с. 944].

Досуг — часть внерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, прием пищи и другие виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учеба и самообразование в широком смысле слова, то есть различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Такой вид активности по существу представляет собой компонент воспроизводства производительных способностей работника и может повысить эффективность его труда. В таком случае предприятие, использующее труд, не может остаться в стороне как от процесса организации повышения квалификации работника, так и от процесса его финансирования хотя бы на принципах долевого участия. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения, физкультура и спорт, туризм и экскурсии. Важное место в сфере досуга занимает общение с другими людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха) [17]. В то же время досуг имеет значение для управления поведением работника в процессе трудовой деятельности, поскольку (наряду с выполнением воспроизводственной функции) обеспечивает интеллектуальное и культурное развитие, социальное общение. Во время досуга человек выполняет различные роли — покупателя, отца, сына. Все это приводит к тому, что под воздействием досуга подвергаются изменению потребности человека. Это обусловливает необходимость работодателю «вторгаться» и в эту сферу жизни работника.

Однако определяющее влияние на поведение работника работодатель может оказывать именно в процессе трудовой деятельности.

К. Маркс определяет труд «прежде всего как процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» [8, с. 188]. В этом определении важно обратить внимание на организующую функцию работника, выполняемую им в процессе целесообразной деятельности. Следовательно, системы управления трудом в той или иной мере должны быть ориентированы на усиление эффективности мотивации организационной функции деятельности.

Труд — это сознательная, целенаправленная и легитимная деятельность человека (людей) по производству (созданию) материальных или духовных благ (вещей, товаров, услуг, произведений науки, искусства и др.), способных удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми [11, с. 46]. Данное определение указывает, во-первых, на разделение сфер деятельности на легитимную и теневую и признает трудом только активность в легитимной экономике; во-вторых, подчеркивается отчуждаемый характер деятельности, определяемой как труд. Этот момент крайне важен в формировании систем мотивации, обращает внимание на опосредованность отношения труда к удовлетворению собственных потребностей работника.

Труд — это сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физических усилий для создания полезных продуктов, производства вещей, оказания услуг, накопления и передачи информации, идущих на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей; основная форма жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, исходное условие социального бытия, развития всех сторон общественной жизни [4, с. 29]. Определение И.Е. Ворожейкина позволяет обратить внимание на необходимость комплексности в системах мотивации, улавливающую все стороны человеческой активности (производительную, социальную) и требующую в силу этого разнообразия методов, использующихся в процессе управления трудом.

Из определений видно, что в процессе труда происходит превращение природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного или общественного потребления продукт, поскольку большинство благ, потребляемых человеком, в чистом виде в природе не существует. Это объясняет потребность людей в производительной деятельности.

Однако в определениях труда речь идет о непосредственных потребностях людей, удовлетворение которых предполагает наличие материальных средств, таких, как продукты питания, одежда, обувь, в то время как не учтены потребности людей в общении, образовании, самоутверждении и многие другие. Обращаем внимание на отсутствие в приведенных формулировках того обстоятельства, что люди удовлетворяют свои потребности в процессе труда, а не только потребляя произведенные блага.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить те побудительные причины, которые заставляют человека заниматься трудовой деятельностью. Эти причины могут быть агрегированы в альтруистический, утилитарный и динамический мотивы.

Альтруистический мотив — побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, это и желание оказывать помощь другим людям (что может проявляться в обучении детей, в лечении больных, в защите Отечества), это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности, и нежелание прослыть тунеядцем. Утилитарный мотив — получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Динамический мотив — удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других [6, с. 270].

Всякое удовлетворение потребностей связано с трудом и определяется трудом. Но труд не является первой потребностью человека. Существует мнение, что если бы представилась возможность без труда удовлетворить потребности, то человек обязательно этим воспользовался бы. Это обусловливает необходимость труда для человека как основного способа, посредством которого он опосредованно удовлетворяет имеющиеся потребности. Это понимают и менеджеры, для которых работник — это банк знаний и профессионального опыта, который следует раскрыть и использовать имеющиеся там ресурсы в интересах организации. Доступ к этим ресурсам возможен через использование потребностей человека. «Менеджеры многое из потребляемого взяли под контроль, но пока не освоили лишь воздух, не выдают его порциями тому, кто хорошо работает» [5, с. 38]. Можно с уверенностью сказать, что формирование потребности является первым этапом и движущей силой процесса мотивации.

Д.Н. Узнадзе по поводу роли и места потребностей в механизме мотивации писал: «Ничто так не специфично для живого существа, как наличие у него потребностей и необходимость самому заботиться об их удовлетворении» [16, с. 366]. Потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации). Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. В качестве такового может выступать как индивид, так и социальная общность, организация.

Однако подходы ученых к соотношению потребности и мотива различны. Их место и связь в процессах деятельности отражаются исследователями сообразно их трактовке возможностей воздействия на человеческую активность на основе доступных инструментов мотивации.

Вот краткий перечень подходов:

– потребности—стимулы—мотивы—совокупность мотивов (А.Г. Здравомыслов);
– потребность—благо—трудовое действие—цена (В.В. Травин);
– потребности—стимул—мотив—решение—конкретное действие—результат (Н. Захаров);
– потребность—интерес—мотив (стимул) (Н.А. Волгин);
– потребность—мотив—цель—деятельность—способность (Т.О. Соломанидина).

Различны и подходы к трактовке понятия мотивации. В качестве сущности мотивации ученые середины — конца ХХ в. выделяли:
– побуждение к активной деятельности (А.И. Кравченко);
– побуждение к действию, в основе которого интерес, административное решение или иная причина (Н.А. Волгин);
– процесс наполнения смыслами наиболее значимых мотивов труда (И.Г. Кокурина);
– процесс сознательного выбора типа поведения (Н. Захаров);
– личностно-обоснованный устойчивый акт побуждения к определенному поведению (Т.И. Мухамбетов);
– пограничное проявление структуры личности (В.И. Верховин);
– стремление работника (В.В.Травин).

Неоднозначные определения одного и того же понятия объясняются тем, что разные авторы акцентируют внимание на различных аспектах этого явления: мотивация с экономической точки зрения, с психологической, с социологической. По-разному исследователи понимают и сущность мотивации как процесса: стремление, действие, побуждение, проявление личностных качеств [3, с. 30].

Мотивацию труда можно определить как процесс выбора типа поведения для удовлетворения потребностей посредством трудовой деятельности. Такой подход в наибольшей степени соответствует парадигме о рациональности человеческого поведения в хозяйственной системе. Однако труд — не единственный способ удовлетворения потребностей.

На рисунке представлена взаимосвязь элементов деятельности, потребностей и способов их удовлетворения.

Рис. Факторы формирования мотивации трудовой деятельности

В левой части рисунка представлены формы активности человека: непреложные воспроизводственные обязанности и досуг, в составе которого выделено хобби. К основным способам удовлетворения потребностей мы относим деятельность на досуге, хобби и представленные в правой части рисунка способы: трудовая деятельность, криминал, собирательство и попрошайничество.

Видно, что собирательство вызвано только утилитарным мотивом и предполагает получение материальных благ для удовлетворения физиологических потребностей человека и потребности в безопасности. Высшие ступени иерархии потребностей в этом случае могут быть удовлетворены через деятельность на досуге, хобби. Попрошайничество, также вызванное утилитарным мотивом, в основном удовлетворяет физиологические потребности, в то время как высшие ступени иерархии не могут быть им удовлетворены, так как такие действия являются социально негативными по сложившемуся общественному мнению<*> .

<*> Более того, при таком виде активности вторичные потребности не только не удовлетворяются, но и должны усиливаться.

Что касается такого способа удовлетворения потребностей, как криминальные действия, то отметим следующее. Поскольку по определению деятельность — это не только целенаправленная, но и целесообразная<*>, и легитимная активность, действия человека в теневом секторе экономики или криминале являются не деятельностью и не трудом, а формой сознательного поведения [7, с. 36]. На рисунке показано, что такое поведение характеризуется, в частности, отсутствием альтруистического мотива<**>. Динамический мотив здесь будет искаженным, так как искажены сами потребности в самовыражении, самореализации. Потребность в уважении здесь удовлетворяется в узком кругу «единомышленников» либо посредством приобретения предметов роскоши как показателей высокого социального статуса.

<*> Законосообразная в смысле законов развития природы, общества и человека.
<**> Здесь бывают редкие исключения, такие, как поведение Ю. Деточкина из известного кинофильма «Берегись автомобиля». Совершенные им преступления были вызваны альтруистическим мотивом, поскольку все вырученные средства он передавал в пользу детских домов.

Отметим возможность связи между криминальным поведением и трудовой деятельностью. Потребности работника с «криминальным прошлым», как и работника, совмещающего трудовую деятельность с криминальной деятельностью, имеют искаженную структуру. Единственным прямым мотивом криминального поведения является утилитарный, поскольку вызван физиологическими потребностями человека. В то же время удовлетворение потребностей высших ступеней иерархии может иметь вполне легальный и социально позитивный характер.

Видно, что посредством трудовой деятельности можно удовлетворить все виды потребностей, и вызвана она всеми видами мотивов: утилитарным, альтруистическим и динамическим. Кроме этого, потребности высших ступеней иерархии можно удовлетворить посредством деятельности на досуге, хобби. Непреложные производственные обязанности, которые вызывают физиологические потребности, и потребность в безопасности в этом случае удовлетворяются посредством вознаграждения за трудовую деятельность.

Очевидно, что работодателю необходимо оказывать влияние как на трудовую деятельность, так и на другие формы человеческой активности, что позволит ему более эффективно управлять поведением работника. Так, например, потребность в причастности может быть удовлетворена как посредством трудовой деятельности, так и посредством деятельности на досуге. В этом случае организация работодателем некоторых форм досуга  позволяет повысить трудовую мотивацию работника<*> . Это касается и хобби как любимого занятия работника. Помощь работодателя в выполнении непреложных непроизводственных обязанностей работника помимо выплаты установленной заработной платы также усиливает трудовую мотивацию. К основным методам такой помощи можно отнести обеспечение доставки работника служебным транспортом, предоставление бесплатного питания. На наш взгляд, такой подход позволит повысить результативность трудовой деятельности работника, под которой понимается коэффициент полезного действия трудового потенциала работника в соответствии с целями и задачами предприятия. Повышение результативности деятельности работника должно повышать и его доход, тем самым сама результативность выступает мотиватором, повышая и поддерживая мотивацию работника.

<*> Кстати, такой подход широко распространен в организованных преступных группировках, когда лидер организует досуг их членам, оплачивая посещение саун, спортивных комплексов, ресторанов. В этом случае у человека вырабатывается потребность в таких формах досуга, что повышает мотивацию дальнейшего криминального поведения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Верховин В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 80 с.
2. Волгин Н., Валь Е. ВИЛАР: мотивационная основа эффективности труда // Человек и труд. — 2000. — № 4. — С. 75—80.
3. Волгин Н.А., Волгина О.Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 508 с.
4. Ворожейкин И.Е. История труда и предпринимательства. — М.: Финстатинформ, 1999. — 240 с.
5. Гага В.А. и др. Мотивационные элементы организационных отношений в производственных и банковских корпорациях. — Томск: Изд-во ТГУ, 2003. — 238 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
7. Лазарев В.С. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления // Вопросы философии. — 2001. — № 3. — С. 33 — 47.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. — 2-е изд. — Т. 23. — 608 с.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд., дополн. — М.: Азбуковник, 1997. — 964 с.
10. Психология труда / Под ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. — 352 с.
11. Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник для студентов вузов. — М.: Изд-во МИК, 1999. — 336 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Пите», 2000 — 712 с.
13. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) // Вопросы философии. — 2001. — № 3. — С. 48 — 57.
14. Соломанидина Т.О. Управление мотивацией персонала: Учебное пособие. М.: Изд-во РЭА, 1995. — 128 с.
15. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 1995. — 336 с.
16. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. — 451 с.
17. Материалы сайта www.encycl.yandex.ru

Также по этой теме: