Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Теория менеджмента    Моделирование эволюции субъекта рынка в теории глобального эволюционализма

Моделирование эволюции субъекта рынка в теории глобального эволюционализма

Моделирование эволюции субъекта рынка в теории глобального эволюционализма

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2008

Фирсанова О.В.

д-р. экон. наук, профессор, г. Орел, ГТУ

Чупахина Ж.Н.,
канд. экон. наук, доцент, г. Орел, ГТУ

Наука есть модель реальности. Большинство наук, в том числе и экономических, имеют собственные концепции и методы, но объективно не обладают универсальными подходами для описания любого явления или процесса. "Нестыковка" - одно из препятствий как для построения целостной картины мира, так и для решения управленческих проблем.

Научная цель, состоящая в построении модели реальности, идеальна. И в стремлении достичь ее в конце XX века сложились возможности для объединения представлений о неживой природе, органическом мире и социальной жизни в целостную научную картину на основе принципов теории глобального эволюционизма.

Теория глобального эволюционизма социально-экономических систем есть продукт научного развития эволюционной теории организации (биологическая ветвь - дарвинизм), качественно дополненный адаптированными к ее предмету (описанию экономических систем) положениями термодинамики. Определение термодинамических параметров экономических систем предполагает выбор тех критериев успеха, которые наиболее полно отражают внутреннее состояние субъекта рынка <1>.

<1> Под субъектом рынка в статье понимается любое предприятие (организация), осуществляющее свою деятельность на рынке.

Многие аналитики, исследующие деятельность успешных мировых компаний, утверждают, что результат их деятельности во многом определяется принципиально значимыми для успеха конкурентными преимуществами - ценностями, заповедями личностного свойства, то есть того, что чрезвычайно сложно оценить количественно [12], что составляет организационную культуру и организационный климат субъекта рынка. Организационная культура и организационный климат мощно влияют на показатели деятельности и долгосрочную эффективность субъекта рынка <2>. Это подтверждают результаты эмпирических исследований [12]. Для стратегического прогнозирования и планирования менеджмента изменений как залога рыночной устойчивости объективно требуется создание теоретически обоснованных и практически апробированных методик по определению неопределенности в ценностях субъекта рынка. Одним из полезных приемов для этого является оценка энтропии.

<2> В статье понятия "предприятие", "организация", "фирма" принимаются как взаимозаменяемые.

Теоретические основы эволюции субъекта рынка с позиций теории глобального эволюционизма

Глобальный эволюционизм - это направление теоретических исследований, ориентированное на выявление единых сквозных закономерностей, которым подчиняется становление и эволюционное развитие систем всех известных ныне структурных уровней бытия [1]. В современной науке присутствует необходимый и достаточный объем естественно-научных данных, позволяющих обосновать универсальный характер эволюции. Поэтому глобальный эволюционизм, включающий принципы эволюции и системности, предстает как концепция, характеризующая взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и раскрывающая механизмы возникновения новых структур в процессе развития. Такие структуры возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии, и формируются за счет флуктуации и кооперативных эффектов, благодаря чему осуществляется переход от одного типа самоорганизующейся системы к другому, а эволюция приобретает направленный характер <3>.

<3> О причинах направленности эволюции существуют и иные мнения. - Примеч. ред.

Теория глобального эволюционизма базируется на рассмотрении системных характеристик развивающихся систем любой природы. Одной из них является категория "эволюция", которую надо отличать от категории "развитие".

В широком смысле и развитие, и эволюция означают переход системы в новое качественное состояние. Поэтому различные системы (физические, биологические или социальные) можно рассматривать как эволюционные (развивающиеся) лишь на этапе их становления, сопровождающегося появлением принципиально новых качеств, и новых не только для конкретной системы, но и для Мира в целом. После завершения этого этапа системы продолжают меняться, но изменения не носят эволюционного (развивающегося) характера. И абсолютно эволюционным (развивающимся) объектом является только Мир [1].

В узком смысле развитие связано с появлением новых, ранее не присущих некой системе признаков, не являющихся уникальными для Мира в целом, а категория "эволюция" описывает процессы, происходящие без появления новых качеств <4>.

<4> Совершенно иной точки зрения придерживаются ученые-эволюционисты, сторонники теории эволюционных ароморфозов и идиодаптаций, выдвинутой А.Н. Северцевым. - Примеч. ред.

При этом эволюция как процесс, относящийся ко всей Вселенной, в каждый момент времени реализуется только в одном виде движения - локально. Данная трактовка эволюции системы любой природы позволяет построить модель (рис. 1).

Согласно теории глобального эволюционизма ключевым показателем динамики системы является уровень ее организованности, так как он иллюстрирует отношения, конституирующие ее целостность и определяющие ее суть. Система проходит несколько фаз, прежде чем выйдет на тот уровень организованности, который позволит отличить ее от простого множества элементов. Переход на новый уровень организованности системы совсем не означает изменения структуры, не обязательно сопровождается подвижками в относительно устойчивых связях между ее элементами. Но присутствие структуры в системе позволяет сократить число возможных комбинаций ее элементарных отношений, а значит, изменить состояние системы, эволюционировать.

Рис. 1. Модель изменения системы (в теории глобального эволюционизма)

Как отмечает Н.Н. Моисеев [6], в теории глобального эволюционизма действие всех природных, социальных законов есть постоянный отбор некоторых классов и типов состояний из множества возможностей. В этом смысле все динамические системы обладают способностью "выбирать". Результаты "выбора" в большинстве своем не могут быть предсказаны заранее. Выделяют два типа механизмов, регулирующих такой "выбор", - адаптационные и бифуркационные (революционные). Первый тип не предполагает приобретение системой принципиально новых свойств. Второй же связан с радикальной перестройкой системы. Собственно эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другому, а эволюционная форма развития - как поступательность, плавность качественной динамики. Именно поэтому авангардом эволюции всегда является последняя по времени появившаяся в Мире форма движения (тип системы, фрактал). Все предыдущие виды движений, пройдя эволюционный этап и достигнув состояния либо стабильности параметров, либо повторяющегося процесса развития отдельных элементов (цикличности), служат основой для формирования и эволюции нового движения.

В изложенных предметных границах субъект рынка предстает как особь, "социум" в эволюционной форме движения, как один из объектов в среде подобных себе. Среда же, в свою очередь, есть "биологическая популяция" [7; 5]. Поведение субъекта определяется взаимоотношениями между членами популяции и лишь потом некоторыми внутренними характеристиками его как объекта, к числу которых прежде всего относят устоявшиеся правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние или внешние воздействия. Последнее обусловлено следующим.

За время функционирования или, более точно, непрерывного взаимодействия субъекта с "популяцией" складываются определенные традиции и процедуры принятия решений, алгоритмы реагирования на внешние и внутренние изменения. Эти правила ("рутины") и определяют суть субъекта, его отличия от других членов популяции. Более того, именно они являются основой его конкурентных преимуществ и отражают характер принимаемых решений. В то же время правила не являются раз и навсегда установленными, они эволюционируют в соответствии с изменением среды, несут на себе отпечаток и личностей топ-менеджмента субъекта рынка, и характера взаимодействий с партнерами. Отсюда в теории глобального эволюционализма нет единого общепризнанного критерия оптимальности принимаемых решений. Он строго индивидуален, отражает не только индивидуальные предпочтения, но и исторический опыт - и положительный, и отрицательный - деятельности субъекта [4; 5]. Понятно, что речь идет не о статическом, как в неоклассике <5>, а о динамическом критерии, меняющемся от периода к периоду.

<5> В неоклассической теории, например, единый критерий есть - это прибыль. - Примеч. ред.

Эволюция субъекта рынка означает эволюционную форму движения - постепенное наращивание деятельности субъекта через предпринимаемые экспериментальные действия, подвергаемые подробному анализу. Для каждого следующего действия используется свежая информация. Субъект действует по данному алгоритму до момента создания желаемой модели поведения в среде <6>. Процесс же эволюции субъекта рынка в общем виде представляет собой движение особи в рамках авангардного эшелона эволюции Мира - "социума", для которого характерно интенсивное изменение его качественных характеристик.

<6> Например, эволюционная форма движения субъекта рынка лежит в основе управления развитием японского бизнеса (модель Кайдзен).

Процесс (лат. processus - происхождение, продвижение) - закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление [13]. Эволюция, в свою очередь, есть переход в новое качественное состояние через преобразование потенциала. Следовательно, уточненное определение процесса эволюции субъекта рынка означает последовательное качественное изменение состояния самоорганизующейся системы - субъекта рынка, закономерным результатом которого является переход в новое состояние, обладающее принципиально иными, отличными от существующих характеристиками. Этот результат достигается через раскрытие потенциала субъекта рынка.

Ценности как ядро потенциала эволюционирующего субъекта рынка

Процесс раскрытия потенциала субъекта рынка как системы выражается в форме результатов менеджмента <7>. Классический менеджмент есть набор инструментов для получения прибыли и, соответственно, привлечения денежного потока. Другими словами, прибыль и деньги есть выходные параметры менеджмента субъекта рынка. Но с принятых и изложенных выше методологических позиций теории глобального эволюционализма и прибыль, и деньги вторичны по отношению к управленческой деятельности, они есть лишь средство выражения востребованных социумом результатов. Для описания возможных результатов менеджмента субъекта рынка воспользуемся классификацией эволюции, предложенной Д. Ораевым [8], в которой он выделяет четыре уровня с соответствующими представлениями о востребованном социумом результате.

<7> Здесь термин "предпринимательство" имеет значение, отличное от формально закрепленного в ГК РФ. ("Предпринимательство есть инициативная самостоятельная деятельность субъектов рынка (физических, юридических лиц, государства), направленная на их развитие") [8].

На первом уровне эволюции востребованным результатом деятельности является товар - нечто, обладающее потребительскими свойствами. Менеджмент нацелен на процесс трансформации имеющихся ресурсов в проданные товары. Очевидно, что если товары не были проданы, то они не могут считаться востребованным результатом деятельности и вознаграждения за это не полагается. Менеджмент этого уровня является классическим.

На втором уровне востребованный выходной результат есть решение стоящих перед субъектом проблем, товар же есть только средство их разрешения. В случае благополучного разрешения проблем субъект получает вознаграждение в виде цены товара за оказанную потребителю услугу. Другими словами, товар представляет собой неотъемлемую часть процесса решения проблемы с момента осознания ее существования до выбора того, кто, как будет ее решать, до анализа последствий принятых решений. Поэтому менеджмент нацелен на трансформацию имеющихся ресурсов в потребленный товар. Именно в потребленный, так как только через потребление он преобразуется в средство решения проблемы. В противном случае товар остается только товаром <8> (востребованный результат первого уровня развития). Менеджмент этого уровня можно назвать менеджментом проблемных ситуаций.

<8> Видимо, в такой ситуации правильнее говорить не о товаре, а о продукции. - Примеч. ред.

На третьем уровне востребованным результатом становятся некие ценности, как общечеловеческие, так и сугубо индивидуальные. Соответствующий этому уровню менеджмент имеет целью трансформацию ресурсов в ценности, которые формируются вокруг самоидентификации субъекта-потребителя, его мироощущения, осознания положения в обществе, во времени, в пространстве. Для менеджмента этого уровня важнейшим является процесс не только отслеживания ценностей субъекта-потребителя, но и активного формирования их в его сознании. По сути, его проблемы трансформируются в проблемы менеджмента субъекта-производителя. Именно в этом случае обмен ценностями - товар (как форма преобразования ресурса) на деньги (как ультимативную ценность) - является фундаментом взаимодействий в популяции (среде). Менеджмент этого уровня можно назвать менеджментом ценностей. Последнее предполагает со стороны субъекта-потребителя переживания осознанного события - обмена, то есть процесс восприятия действительности влияет на содержание востребованного результата деятельности субъекта-производителя.

Действительность может восприниматься как желательная, если опыт позитивен, и как нежелательная, если он негативен. Первую действительность субъект стремится пережить заново, второй же он хочет избежать. Даже факт оплаты является переживанием. Более того, не всегда ясно, какие переживания важнее для конкретного субъекта - связанные с непосредственным использованием приобретенного или переживания от обладания этим. На рынке приобретаются не товары или услуги, а связанные с ними эмоции, ценности, отношения. Следовательно, востребованным результатом менеджмента четвертого уровня будет создание желательных переживаний и избежание нежелательных психологических состояний через соответствующую трансформацию имеющихся ресурсов. Такой менеджмент можно назвать менеджментом эмоциональных состояний.

Таким образом, упрощенная модель востребованных социумом результатов менеджмента выглядит как система, состоящая из четырех уровней: ценности, товар, решение проблемы и желательные переживания (рис. 2). Эта модель фактически представляет потенциал эволюции субъекта рынка.

Рис. 2. Модель востребованных результатов менеджмента субъекта рынка

Согласно рисунку 2 сердцевиной потенциала субъекта рынка являются ценности и их восприятие

ЖС = F( P; ТС) ,   (1)

где:
ЖС -желательное качественное состояние (результат эволюции);
Р - потенциал (ресурс);
ТС - текущее качественное состояние.

Потенциал же, в свою очередь, может быть представлен зависимостью

P = f ((Ц; ВЦ); (К; С);З) ,   (2)

где:
Ц - ценности;
ВЦ - восприятие ценностей;
К - качество;
С - способности;
З - знания.

Известно, что реализация менеджмента субъекта рынка представляет собой взаимообусловленный синтез формализованных и неформализованных действий. Первые осуществляются на основе инструктивных положений, вторые - на основе сложившихся правил и процедур. Но и первые, и вторые основываются на ценностях, более того, и цель менеджмента субъекта рынка тоже представляет собой ценность [10]. То есть ценности лежат в основе всех без исключения решений менеджмента. Это то, что оправдывает и придает смысл нормам, правилам поведения, инструкциям, что является своеобразным фундаментом деятельности, и менеджмента в частности. Именно ценности можно считать самым стабильным ресурсом эволюционирующего субъекта рынка. Сравнительная характеристика основных ценностей управления поведением субъекта рынка представлена в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика ценностей управления поведением субъекта рынка

Критерии сравнения

Ценности

 

Формализованные положения (инструкция)

Цель

Неформализованные положения (нормы)

Степень формализации и предъявления в организации

Высокая. Должны быть написаны

Высокая. Должны быть четко поставлены

Низкая. Явно не предъявляются

Субъективность, связь с мнением топ-менеджмента

Низкая. Менеджеры выполняют инструкции

Высокая. Менеджеры ставят цели

Низкая. Менеджеры эксплуатируют нормы

Метафоричность языка управления

Низкая. Конкретны, рациональны

Высокая. «Притягивают»

Высокая. Переживаются

Эмпатия персонала

Низкая. Диктуют алгоритмы

Средняя. Вовлекают персонал или навязываются

Высокая. Разрушаются без вовлеченности

Способность менять ценности персонала

Высокая. Исполнение обязательно

Средняя. Используют нормы

Низкая. Процесс их изменения плохо управляем

Способность менять поведение, личностные цели персонала

Низкая. Это есть образец

Высокая. Оправдывают средства

Высокая. Оправдывают средства

Конвенциональность

Низкая. Навязывают действия

Низкая. Обязательны к достижению

Высокая. Без признания и конвенции разрушаются

Иерархичность структур управления

Высокая. Без иерархии субъект разрушается

Высокая. Определены ставящие, контролирующие, реализующие цели

Низкая. Два уровня иерархии: разделяющие и неразделяющие нормы

Аффективность

Низкая. Не эмоциональны

Средняя. Апеллируют к аффектам, но не эксплуатируют их

Высокая. Переживаются личностно

Нахождение во времени

В прошлом. Кем-то написаны

В будущем. Кем-то поставлена

В настоящем. Есть актуальное переживание

 

В действиях конкретного менеджера оптимального сочетания формализованных и неформализованных положений в принципе быть не может, так как не может быть двух одинаковых совокупностей ценностей (одни ценности доминируют над другими). Это относится в том числе и к субъекту рынка хотя бы потому, что его ценности есть голографическое сочетание ценностей всего персонала.

В то же время последние в зависимости от их качественного наполнения могут в крайних случаях взаимоисключать друг друга и не только при оценке разных, но и одних и тех же ситуаций. При этом разные по полярности ценности существуют, только взаимопроникая друг в друга, образуя в неразрывном единстве общее поле ценностей субъекта рынка, реализуя тем самым философский закон единства и борьбы противоположностей (рис. 3).

Рис. 3. Единство и борьба ценностей менеджмента субъекта рынка

В полярности ценностей субъекта рынка содержится объективный "внутренний" источник эволюции. В тот или иной момент времени одни начинают доминировать над другими. Остальные же играют роль некоего "фона". Неэффективность принимаемых решений в тех или иных ситуациях является признаком несоответствия реальности доминирующих ценностей. Несоответствия накапливаются в "фоновых" ценностях, приводя к качественным преобразованиям. Происходит смена ролей, доминирующая часть ценностей становится "фоном", фоновая же - доминирующей. Субъект переходит в следующую фазу своей эволюции. Тем самым реализуется второй закон марксистской философии - переход количественных накоплений в качественные преобразования.

В случае, когда смены ролей по каким-либо причинам не происходит, вероятность перехода субъекта в следующую фазу эволюции фактически приближается к нулевой отметке. Сопротивление доминирующей части ценностей может быть настолько велико, что "сведет на нет" все усилия, субъект "гибнет". Следовательно, необходимо рассмотреть содержащиеся в организационном восприятии ценности, так как именно они имеют статус критериев для эволюционного движения субъекта, которые, в свою очередь, в зависимости от роли в принятии решений могут быть отнесены или к организационной культуре, или к организационному климату.

Организационная культура и организационный климат как параметры ценностного уровня описания эволюции субъекта рынка

Понятия "организационная культура" и "организационный климат" имеют общий "ядерный" концепт - ценности - указывающий на отношение субъекта рынка к особому социуму. Не случайно многие исследователи отождествляют их [11]. Такое представление имеет право на существование в экономической науке, если предмет исследования не предполагает изучение их ролевого значения в процессе принятия управленческих решений. В противном случае нужно сказать, что организационная культура в силу ее доминантной роли в принятии решений включает характерные для субъекта рынка ценности, позволяющие судить о типичном для членов данного субъекта подходе к решению проблем. В свою очередь, организационный климат - это набор устойчивых характеристик, описывающих эмоциональные состояния членов конкретного субъекта рынка и восприятие ими организационной культуры. Иначе говоря, организационная культура может быть определена как отражение направления эволюции субъекта рынка, а организационный климат - как восприятие данного направления персоналом субъекта рынка.

В теории глобального эволюционизма субъект рынка как член популяции является живой системой, следовательно, он обладает знанием, памятью, способностью к обучению. Как и в любой живой системе, знание субъекта рынка о реальности (популяции) в принципе несовершенно. Следовательно, он обладает рефлексией (рис. 4).

Рис. 4. Субъект рынка как рефлексивная система

Рефлексия, по Гегелю, есть взаимное отображение одного в другом, то есть одних ценностей в других - ценностей организационной культуры в ценностях организационного климата, и наоборот, но не только. Субъекты рынка в процессе эволюции рефлексивно взаимодействуют в пределах популяции, то есть посредством рефлексивного отображения ценностей друг друга. И в процессе их эволюции формируется некое сопряженное (рефлексивно двойственное, как минимум) пространство. Тем самым рефлексивность характеризует влияние субъектов на будущее через реализацию когнитивной функции. Другими словами, субъект рынка является не только самоорганизующейся, но и рефлексивной системой. А эволюция субъекта рынка фактически означает эволюцию содержащихся в организационной культуре и организационном климате ценностей.

Однако эволюционировать рефлексивная система способна только в случае наличия в популяции, да и в самом субъекте рынка, неопределенности между текущим и желаемым состоянием, между декларируемыми ценностями и их восприятием, между ценностями организационной культуры и организационного климата. Мерой этого является энтропия.

Сущность энтропии как меры рефлексивного отображения ценностей организационной культуры и организационного климата

Энтропия (с греч. - внутренний поворот) является фундаментальной физической величиной. Она введена в термодинамику Р. Клаузиусом в 1865 г. и оказалась настолько общезначимой, что быстро завоевала вначале другие области физики, а затем проникла в химию, биологию, теорию информации. Энтропия как второе начало термодинамики устанавливает наличие в природе фундаментальной асимметрии, однонаправленности (необратимости) всех происходящих в ней самопроизвольных процессов и является мерой этой необратимости. Она обладает следующим методологическим свойством: если система состоит из нескольких частей, то полная энтропия системы равна сумме энтропий ее частей. То есть для открытой системы изменение энтропии представляет собой сумму:

dЭ = dЭe + dЭi,   (3)

где:
dЭe - поток энтропии, обусловленный обменом энергией и веществом со средой;
dЭi - производство энтропии внутри системы.

Физический смысл энтропии становится понятен при рассмотрении микросостояний вещества. Л. Больцман был первым, кто установил связь энтропии с вероятностью состояния. В формулировке М. Планка утверждение, выражающее эту связь и называемое принципом Больцмана, представляется простой формулой

Э = kB lnW   (4)

где:
kB - постоянная Больцмана;
W - термодинамическая вероятность состояния (число способов, число микросостояний, с помощью которых можно реализовать данное макросостояние).

Для энтропии как меры неорганизованности системы существуют трактовки:
— степень рассеяния энергии системы, переход в тепловую энергию;
— индикатор состояния системы по критерию "устойчивость";
— относительный показатель недоступной энергии в изолированной системе <9>;
— характеристика неточности контроля над системой <10>.

<9> Рост энтропии соответствует уменьшению доступной энергии.
<10> Энтропия указывает на размер неопределенности, с которой контроль "видит" систему в пространстве.

Физическое объяснение энтропии обусловило ее триумфальное шествие в науке: принципы работы тепловых машин, плотность энергии теплового излучения, существование черных дыр в космосе, теория тепловой смерти Вселенной и, наконец, теория информации [3]. Научный потенциал энтропии не исчерпан уже существующими приложениями. В теории глобального эволюционизма показатель "энтропия" может быть применен в качестве параметра состояния субъекта рынка как особи популяции.

Эволюционируя, субъект рынка стремится к некоторому стабильному состоянию между хаосом и порядком, характеризующемуся уравновешиванием положительной энтропии (в узком смысле энтропии) отрицательной энтропией (негэнтропией, или информацией) (табл. 2) [9].

Эволюция субъекта рынка в таком случае есть результирующий вектор взаимодействий с популяцией. Энтропия же характеризует развитость структуры взаимодействий в популяции. В отличие от простых систем классической физики, будущее субъектов рынка как живых систем является неопределенным за счет усложнения структуры системы взаимодействий (энтропия выступает как мера вклада случая). Это приводит к выводу о существовании некоего "горизонта видимости", за пределами которого в текущий момент времени поведение системы является хаотичным (сложным, неорганизованным) [3]. Тем самым в ней возникает неопределенность, которую невозможно полностью устранить приобретением знаний. Ценность оперативности и качества информации о подобных процессах возрастает. Она становится труднодоступной, более дорогой [2]. Возврат к прежнему состоянию невозможен, так как количество имеющейся информации меньше, чем требуется. Эволюция, возникающая из-за недостатка знаний, является необратимой, а будущее становится многоальтернативным [7].

Таблица 2

Различия между энтропией и негэнтропией

Энтропия

Негэнтропия

Порядок
Равновесие
Однородность
Равенство
Ограничение
Стабильность
Знание

Беспорядок
Неравновесие
Неоднородность
Неравенство
Свобода
Нестабильность
Незнание

 

В этом контексте энтропия субъекта рынка как открытой живой рефлексивной системы характеризует определенную структуру взаимодействий, элементами которой являются качественно однородные кластеры (ядра) - организационная культура и организационный климат - внутри него.

Уже подчеркивалось, что энтропия изначально является термодинамическим показателем. Поэтому предпримем попытку адаптации к эволюции субъекта рынка, рассмотренной выше с позиций теории глобального эволюционализма, других понятий термодинамики.
Адаптация понятий термодинамики к процессу эволюции субъекта рынка

Термодинамика описывает глобально поведение системы с помощью таких характеристик, как температура, энергия, энтропия. В таблице 3 представлена адаптация понятий термодинамики к процессу эволюции субъектов рынка, описываемому в теории глобального эволюционизма.

Таблица 3

Адаптация понятий термодинамики к процессу эволюции субъекта рынка

Термодинамика

Эволюция субъекта рынка в теории глобального эволюционизма

Энергия

Потенциальные ценности организационного климата

Энтропия

Вариативность принятия ценностей организационной культурой

Температура

Количество принятых потенциальных ценностей организационного климата

Давление

Готовность персонала к принятию ценностей организационного климата

Сила

Индивиды, стремящиеся к принятию ценностей организационного климата

Работа

Организационная культура

Тепло

Потери при взаимодействии организационной культуры и организационного климата

 

Дадим общее описание функционирования субъекта рынка посредством поиска аналогий понятиям термодинамики.
В термодинамике энергия в различных формах есть та сила, которая оказывает влияние на всю систему. В нашем случае энергетическое описание субъекта рынка - это именно его ценностное описание.

Новые потенциальные ценности проявляются в экономической системе, как правило, эндогенно, в форме организационного климата. И даже если они обнаружены, нет гарантии, что они будут реализованы в данной экономической системе, так как играют фоновую роль. Причиной тому может быть то, что действующая в данной системе организационная культура препятствует индивидуумам принять новые ценности. Другими словами, персонал субъекта рынка отделен от системы управления - носителя организационной культуры - полупроницаемой мембраной - ее доминирующими ценностями. Потенциальные ценности со временем могут "пройти мембрану", если их значимость для субъекта рынка подтверждается через удачные попытки их реализации со стороны персонала. В этом случае они становятся ценностями организационной культуры.

Понять эволюцию субъекта рынка глубже - означает понять, как работает ее наиболее важный сектор, а именно - персонал. Цикл Карно, в том виде, в котором он разработан в термодинамике, является удачным основанием для такого анализа персонала субъекта рынка.

Цикл Карно в термодинамике описывается следующим образом. Предположим, что в систему, закрытую до этого, "впускается" энергия. Эта энергия внесет беспорядок в систему, энтропия возрастет. Рост энтропии приводит к росту температуры, система для приведения своего состояния в первоначальное совершает работу, после чего энергия системы уменьшается. С уменьшением энергии в системе понижается энтропия и тепло. При идеальных условиях цикл завершается в том же самом месте, где и начался. Рисунок 5 иллюстрирует сказанное. Заштрихованная площадь соответствует количеству работы, необходимой для осуществления этого цикла.

Рис. 5. Цикл Карно при идеальных условиях

Аналогичный цикл можно было бы наблюдать и на уровне субъекта рынка. Допустим, что персонал субъекта рынка "открывает мембрану" и тем самым "пропускает" новые ценности организационного климата. Вначале мы находимся в точке А (рис. 5), и вполне вероятно, что новые ценности доступны многим из обладающих ценностями организационной культуры, но потенциальные ценности вариативны, и их энтропия высока. Чем более случайно распределены потенциальные ценности среди индивидуумов, тем выше энтропия. Таким образом, энтропия на графике возросла от отметки А до отметки В. Также понятно, что изначально предлагаемые ценности в глазах индивида трудно принимаемы. Таким образом, температура определяется как количество ценностей, которые воспринимает персонал субъекта рынка, находящийся внутри данной системы.

Начальное принятие потенциальных ценностей приводит к постепенному росту членов персонала, также осознающих их важность и способных их принять. Поэтому температура возрастает до тех пор, пока не достигает точки С. С течением времени преуспевают в реализации потенциальных ценностей лишь немногие, а, стало быть, реализованные потенции распределяются гораздо менее случайно, следовательно, в соответствии с вышеприведенным определением энтропия уменьшается, а мы достигаем точки D. Со временем все возможности опробованы, что соответствует работе в термодинамике, а будущие возможные приобретения сократились, значит, температура возвращается к исходной отметке А. Работа в цикле Карно соответствует реализованным ценностям из организационного климата. Тепло, которое при этом выделяется в пространство, соответствует результату эволюции субъекта рынка.

Для развития теории менеджмента существенное значение имеют методологические разработки новых теоретических направлений, таких, например, как теория глобального эволюционализма. С позиций данной теории любая организация или предприятие либо физическое лицо, реализующее свою деятельность на рынке, может быть представлено как открытая "живая" система - эволюционирующий субъект рынка. Эволюция как процесс есть фактически преобразование ценностей субъекта рынка, которые в зависимости от их значения для системы менеджмента могут быть отнесены либо к организационной культуре как стержневой компоненте управления, либо к организационному климату - совокупности ценностей управляемой части субъекта рынка. Менеджмент субъекта рынка как открытой "живой" системы в зависимости от результата предпринимательской деятельности также эволюционирует по цепочке: "менеджмент классический - менеджмент проблемных ситуаций - менеджмент ценностей - менеджмент эмоциональных состояний". Эволюцию субъекта рынка можно представить как работу по "переходу" ценностей из области организационного климата в область организационной культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдачев А.В. Терминология и мифы эволюционизма. - СПб.: Питер, 2004.
2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. - СПб.: Лань, 1999.
3. Гиг Дж. Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. - М.: Мир, 1981.
4. Закс С. Эволюционная теория организации // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - № 1. - С. 24-28.
5. Макаров В.О. применении метода эволюционной экономики // Вопросы экономики. - 1997. - № 3. - С. 18-27.
6. Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность // Вопросы философии. - 1989. - № 8. - С. 53.
7. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. - М.: Дело, 2002.
8. Ораев Д. Четыре уровня бизнеса, маркетинга, брендинга. Материалы сайта www.brandmanagement.ru
9. Попков В.В., Берг Д.Б. Эконофизика и эволюционная экономика - перспективное направление исследований. Материалы сайта www.ephes.ru
10. Тарасенко В. Управление по ценностям как инструмент корпоративного управления // Отдел кадров. - 2002. - № 5 -. С. 15-18.
11. Ушаков К. Организационная культура: уровневая модель оценки // Директор школы. - 1995. - № 3. - С. 5-7.
12. Фернхэм А. Психология поведения на работе: индивид в организации. Сайколоджи Пресс, 1997.
13. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1981. - С. 302.

 

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы