Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Стратегический менеджмент    Оценка информационных потоков

Оценка информационных потоков

Оценка информационных потоков

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2005

Мазеин С.В.

руководитель группы экономического анализа
ФГУП «ХЗ “Планта”»

Попов Е.В.,
д-р экон. наук, д-р физ.-мат. наук,
профессор, заместитель директора
Института экономики УрО РАН

Развитие информационной логистики связано с возрастающей ролью информации в хозяйственном процессе, а также развитием средств связи и компьютерной техники. Значение информации в современном мире определяется следующими факторами:

-

высокой долей информации в конечной стоимости товаров и услуг;

-

высокой долей информационных ресурсов в общей занятости (трудовые ресурсы высокой и высшей квалификации);

-

интегрирующей функцией информации в экономическом организме общества, в решающей степени обеспечивающей эффективность функционирования экономики, а также способность субъектов региона к структурным изменениям;

-

инновационной функцией, проявляющейся в генерировании научно-технического прогресса и новых организационно-экономических отношениях [1].

 

Авторами была исследована степень удовлетворенности предприятий Уральского региона информационным обеспечением. Выяснялось, какое место занимает информация в хозяйственном процессе. Мы также определили, какие средства используют предприятия для обмена информацией. В анкетировании принимали участие 30 предприятий. Было получено 28 годных для обработки ответов. Результаты анкетирования можно рассматривать в качестве пилотного варианта исследования.

В публикациях нет единого мнения о месте информационной логистики в логистической науке, нет единообразного определения ее сущности, туманно определены функции. Тем не менее опрос показал, что 85,7% специалистов признают информацию самостоятельным производственным фактором. Это следствие понимания того, что под давлением конкуренции предприятия вынуждены сокращать сроки выполнения заказа, снижать цены, работать над сокращением издержек. Для того чтобы сохранить и упрочить рыночные позиции, необходимы эффективные методы управления, поддерживаемые соответствующей информационной системой. Однако только 60,7% опрошенных подтвердили наличие и использование на предприятии автоматизированной системы управления и обработки информации.

Степень удовлетворенности информационным обеспечением служб опрашиваемых предприятий было оценено по 5-балльной шкале. 50% респондентов ответили, что их службы хорошо обеспечены информацией, 46,5% респондентов удовлетворены информационным обеспечением своей службы и 3,5% респондентов недостаточно удовлетворены информационным обеспечением (рис. 1).

Рис. 1. Степень обеспеченности информацией

Оценка соответствия информационного потока объективной действительности и количество посторонней информации также давались по 5-балльной шкале. В результате группы респондентов, отмечающие соответствие содержания информационного потока с небольшими неточностями и в равной степени присутствие точной и неточной информации, разделились поровну и составили соответственно по половине опрошенных.

Присутствие посторонней информации и создание помех в информационном потоке отмечают 14,3% респондентов. Постоянное наличие посторонней информации отмечают 39,3% респондентов. На эпизодическое присутствие посторонней информации указывают 42,8% опрашиваемых. 3,6% респондентов указывают на полное отсутствие посторонней информации в информационном потоке (рис. 2).

Рис. 2. Наличие посторонней информации

Предприятия применяют различные виды носителей информации. 93% предприятий используют бумажные носители информации, 32% — магнитные, 78% — электронные (рис. 3). На многих предприятиях параллельно используются несколько носителей информации. Самый популярный носитель — бумажный. В первую очередь это объясняется сравнительно недорогим обслуживанием бумажного потока информации.

Анализ удовлетворенности информационным обеспечением служб опрашиваемых предприятий в зависимости от выполняемых ими функций не позволил получить однородную картину. Тем не менее среди предприятий, которые используют системы автоматизированного управления, 76,5% заняты в энергетической отрасли.

Рис. 3. Вид носителя информации

Результат оценки потребности поступления информации показал, что поступление информации через равные промежутки времени удовлетворяет 11% респондентов, поступление информации по мере возникновения необходимо 32% опрошенных, а 57% респондентов отмечают необходимость поступления информации в режиме реального времени (рис. 4).

Рис. 4. Периодичность поступления информации

Известно, что предприятия используют несколько каналов передачи данных, как во внутренней среде, так и во внешней. Поэтому при оценке способов передачи данных респондентам дозволялось указывать несколько вариантов ответов. В результате 46,4% опрошенных указали, что пользуются услугами курьера, 64,3% — услугой почтовой связи. Телефоном для передачи данных пользуются 85,7%, этот канал до сих пор остается наиболее распространенным, радиосвязь для передачи информации используют 28,6%, факс — 82,1%. Электронную почту применяют 75% респондентов, а локальную сеть для обмена информацией используют 71,4% предприятий (рис. 5).

Рис. 5. Вид информационного канала

67,9% респондентов указали, что управленческие решения принимаются согласно четкой процедуре, утвержденной на предприятии, а 32,1% респондентов отмечают, что каждый руководитель подразделения «проталкивает» свои решения самостоятельно по хаотичной схеме.

При этом среди специалистов тех предприятий, на которых управленческие решения принимаются согласно четкой процедуре, возможность утверждения документа за день отмечают 21,1% респондентов, шанс утверждения документа за два дня отмечают 26,3% респондентов, в течение трех дней документ утверждается по мнению 36,8% опрошенных, в течение четырех дней — 10,5% опрошенных и 5,3% участвующих в опросе указывают, что на утверждение документа затрачивается пять и больше суток (табл. 1). Среди специалистов тех предприятий, на которых управленческие решения «проталкиваются» по хаотичной схеме, 34% респондентов указывают, что необходимо затратить три дня на утверждение документа, 10% респондентов затрачивают четыре дня на утверждение решения и свыше пяти дней затрачивают на утверждение документа 56% респондентов (табл. 1). Таким образом, прослеживается зависимость эффективности управленческих решений и скорости их принятия от эффективной организации информационного обмена.

Таблица 1

Срок утверждения документа

 

При соблюдении четкой процедуры

При хаотичной схеме

1 день

21,1%

-

2 дня

26,3%

-

3 дня

36,8%

34%

4 дня

10,5%

10%

5 дней и более

5,3%

56%

 

Эффективность информационных потоков, их организация, а также загруженность информационных каналов напрямую зависят от количества замкнутых связей (связи со смежными подразделениями), приходящихся на подразделения предприятия. Известно, что если на структурное подразделение приходится более семи замкнутых связей, то снижается эффективность его работы из-за перегрузки большим объемом информации.

20% респондентов указывают на одну замкнутую связь, приходящуюся на их подразделение, более 2—3 замкнутых связей отмечают 12% респондентов, свыше 4— 5 замкнутых связей — 16% и 52% опрошенных отмечают, что на их подразделение приходится более 7 замкнутых связей (табл. 2).

Таблица 2

Количество замкнутых связей

 

Бизнес-процессы

Итого

 

Производство

Сбыт

Финансы, экономика

Сервис

Кадры

НИОКР

 

1

1

1

1

2

-

-

5

2-3

2

-

-

-

1

1

3

4-5

1

1

1

-

-

1

4

более 7

3

4

3

-

2

1

13

 

Интересно узнать, какая доля затрат в себестоимости товарной продукции приходится на информатизацию.

Среди опрошенных предприятий 28,6% отмечают, что доля затрат на информационное обеспечение в структуре себестоимости товарной продукции составляет менее 10%; 3,6% отмечают, что затраты составляют 10—20% в структуре себестоимости; 7,1% предприятий указывают, что затраты на информационное обеспечение достигают 30—40% в себестоимости товарной продукции. Большинство же опрошенных предприятий (60,7%) не смогли оценить размер затрат на информационное обеспечение (рис. 6).

Рис. 6. Доля затрат в структуре себестоимости на информационное обслуживание

Также по этой теме: