Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Советы от юриста    Конституционное право на труд условиях, отвечающих требованиям безопасности

Конституционное право на труд условиях, отвечающих требованиям безопасности

Конституционное право на труд условиях, отвечающих требованиям безопасности

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №12 год - 2004

О.П. Фролов

заслуженный экономист
Российской Федерации,
к.э.н.

В статье 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации согласно статьям 8 (часть 2) и 37 (часть 3) охраняются труд и здоровье людей; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Безусловно, эффективный и безопасный труд возможен только на рабочем месте, условия труда которого отвечают всем современным требованиям, положениям и нормативам. Эта проблема с правовых позиций непосредственно затрагивает как органы государственной власти, так и работодателя, и самого работника.

Государственная политика обеспечения условий безопасного труда

К основным направлениями государственной политики в области охраны труда и обеспечения условий безопасного труда относятся:


-

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

-

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

-

государственное управление охраной труда;

-

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

-

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

-

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

-

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

-

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

-

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

-

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

-

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и их материальных последствиях;

-

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

-

международное сотрудничество в области охраны труда;

-

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

-

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Для реализации установленных гарантий государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также применение предусмотренных федеральными законами мер ответственности за их нарушение к лицам, отвечающим за обеспечение безопасных условий труда работников организации.
В случаях причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей осуществляется возмещение вреда в соответствии с федеральным законом.
Государственные нормативные требования по охране труда содержатся в законах и иных нормативных правовых актах, межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, стандартах безопасности труда, организационно-методических документах и типовых инструкциях по охране труда. В перечисленных актах устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на обеспечение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования по охране труда обязательны для исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм, и гражданами при осуществлении ими любых видов производственной деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.
Порядок разработки и утверждения требований по охране труда, содержащихся в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, стандартах системы безопасности труда, организационно-методических документах и типовых инструкциях по охране труда, а также сроки их пересмотра, устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и региональных программ из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На финансирование мероприятий по охране труда используются также средства, полученные от:


-

добровольных отчислений организаций и взносов физических лиц;

-

штрафов, взыскиваемых за нарушения законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, распределение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в организациях осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда.
План мероприятий по охране труда в организации, размер средств и смета их расходования определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации после консультаций с представительным органом работников.
Вопросы охраны труда также решаются в региональных, территориальных, отраслевых тарифных соглашениях между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей), в коллективных договорах.

Контроль и надзор за соблюдением требований законодательства об охране труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы системы федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют (наряду с органами системы инспекции труда) специально уполномоченные органы.
Внутриведомственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами в соответствии с федеральным законом.
Единую централизованную систему государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда образуют Федеральная служба по труду и занятости — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные надзорные, контрольные, разрешительные и организационные функции, и территориальные органы Федеральной службы.

Ответственность работодателя за нарушение законодательства об охране труда

Положение дел с обеспечением безопасности труда, уровнем производственного травматизма и профессиональных заболеваний в настоящее время все еще остается неудовлетворительным.
Ежегодно на предприятиях всех форм собственности происходит до 300 тыс. несчастных случаев. На производстве погибает около 5 тысяч человек. В результате действий государственных инспекторов труда в прошлом году выявлено более 3,6 тыс. сокрытых работодателем несчастных случаев на производстве, в том числе 322 со смертельным исходом. В связи с грубыми нарушениями требований охраны труда приостановлена работа 66 предприятий, 7 тыс. производственных подразделений и около 86 тыс. единиц оборудования. От работы отстранено более 108 тыс. работников, не обученных нормам охраны и техники безопасности.
Меры ответственности работодателя за нарушение правил охраны труда определены статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (от штрафа в размере 5 минимальных размеров оплаты труда до дисквалификации должностного лица на срок до 3 лет) и статьей 143 Уголовного кодекса РФ (от штрафа в размере до 200 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Основные направления обеспечения безопасного труда

Поиск новых подходов государственного управления охраной труда обусловлен происходящими изменениями в экономике страны и социальной сфере.
Охрана труда, как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, не может рассматриваться изолированно, так как тесно связана с состоянием экономики и основных фондов, охраной окружающей среды и техническим уровнем производства, лечебно-профилактического обслуживания и обеспечения коллективной и индивидуальной защиты работающих, с уровнем образования и информационным обеспечением.
К сожалению, жизнь и здоровье людей на производстве подвергается постоянной опасности в результате старения основных производственных фондов, возникновения аварий, крупных пожаров, вредных выбросов и отравлений.
Сегодня государство платит высокую цену, измеряемую человеческими жизнями и утратой здоровья трудящихся, за каждую тонну угля, нефти, чугуна, стали, сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, за каждый станок. При спаде производства и сокращении объема капитальных вложений, многие предприятия в погоне за прибылью игнорируют государственные требования в области условий и охраны труда.
Причинами повышенного производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:


-

низкий технический уровень используемых технологий и изношенность основных фондов;

-

ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работы средств и систем коллективной защиты рабочих мест;

-

массовые нарушения технологической и производственной дисциплины;

-

снижение ответственности, требовательности и контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, то есть фактическое отсутствие управленческих функций;

-

несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских осмотров;

-

неразвитость экономических и правовых институтов.

Кроме того, отсутствие совместных действий органов исполнительной власти в вопросах охраны труда приводит I к рассогласованности действий в области нормирования и контроля, определения меры ответственности за выявленные нарушения и методологии применения санкций, к неоправданным бюджетным затратам.
Предприниматели западных стран давно убедились, что охрана труда — это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли, и на эту сферу денег не жалеют. В нашей стране охрана труда тоже должна войти в число приоритетных направлений социальной политики государства. Улучшение положения в этой области позволит существенно сократить человеческие, моральные и материальные потери.
Но нельзя не отметить, что в России в последнее время стали заметными тенденции по совершенствованию системы профессионального образования и повышения квалификации специалистов по охране труда, по усилению влияния в этой области региональных центров охраны труда, которые созданы и активно работают во многих регионах.
В современных условиях развития экономики в системе управления социально-экономической сферой формируется ряд новых подходов:


-

развитие социального партнерства, осуществление посреднических функций в трудовых отношениях между работником и работодателем с помощью принятия законов, в которых учитываются интересы как работников, так и работодателей;

-

обеспечение гарантий социальной защиты работников и через нормативные правовые акты исполнительной власти осуществление контроля за реализацией законов;

-

оказание целевой помощи наиболее социально уязвимым группам населения;

-

создание экономико-правовых предпосылок для развития социальной сферы и инфраструктуры в области охраны труда, здравоохранения, систем медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, подготовки и переподготовки кадров.

По нашему мнению при формировании системы экономических рычагов и стимулов, которые в совокупности с организационно-правовыми методами создали бы заинтересованность предприятий в коренном улучшении условий труда, следует предусмотреть:


1)

установление льготного налогообложения вплоть до полного освобождения от него той части прибыли, которая направляется предприятием на создание здоровых и безопасных условий труда;

2)

предоставление льготных кредитов предпринимательским структурам для целенаправленного использования на коренное улучшение условий труда;

3)

исключение части прибыли, направляемой на возврат кредита коммерческих банков, используемого предприятием на улучшение условий труда, из суммы прибыли, подлежащей налогообложению;

4)

дифференциация тарифов по социальному страхованию в зависимости от состояния условий труда;

5)

льготы по таможенным пошлинам по импорту средств индивидуальной защиты, оборудования и материалов, используемых непосредственно на улучшение условий труда и оценку параметров их состояния;

6)

ужесточение материальной ответственности предприятий и других производственных структур за ущерб, нанесенный здоровью и трудоспособности работников;

7)

увеличение экономической значимости льгот и компенсаций, предоставляемых за работу в неблагоприятных условиях и др.

Также по этой теме: