Проблемы соавторства в авторском праве



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №9 год - 2011


Рахматулина Р. Ш.,
к. ю. н., доцент кафедры гражданского права
ФинУниверситета при Правительстве РФ

Соавторство – это совместное творческое участие двух или нескольких лиц в создании единого произведения, охраняемого авторским правом, которое принадлежит соавторам совместно.

Соавторы – это субъекты авторского права, совместным трудом которых создается произведение.

В соответствии с п. 1 ст. 1258 ГК РФ граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Существуют два вида соавторства: нераздельное, если произведение составляет одно неразрывное целое, и раздельное, если оно состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Авторы могут договориться о соединении своих написанных частей произведения. Иногда авторы дополняют ранее написанные произведения другого автора. Например, «Кармен-сюита», соавторами которой являются французский композитор XIX в. Ж. Бизе и российский композитор Р. Щедрин.

По мнению Э. П. Гаврилова, при соавторстве, в том числе и раздельном, действует так называемое право приращения: авторское вознаграждение, причитающееся тому соавтору, права которого прекратились в связи с истечением срока охраны, «прирастает» к долям вознаграждения других соавторов(1).

Между соавторами еще не созданного произведения могут заключаться договоры, в которых определяется вклад каждого автора и порядок использования произведения, но так как произведение еще не существует, то эти соглашения имеют правовой характер. В таких договорах соавторы устанавливают последовательность обозначения имен авторов, закрепляют разделы для написания, могут определять распределение вознаграждения.

Соавторы, работающие совместно и создающие неделимое произведение по частям, где разделена работа по его созданию, осуществляют совместную деятельность.


(1) Гаврилов Э. П. Советское авторское право. – М., 1984. – С. 121.


Здесь нельзя не согласиться с мнением В. А. Дозорцева, что «при совместной работе над произведением соавторы принимают на себя риск, связанный с трудностями организации совместной деятельности… где все соавторы принимают на себя ответственность за каждого из них… Риск совместной деятельности возникает на стороне, где есть множественность лиц»(1).

Получается, что при отказе одного из соавторов участвовать в создании произведения все бремя тяжести может лечь на плечи другого автора, при этом он не может рассчитывать на такие обстоятельства. Но если одним из соавторов является иностранец, создать произведение в короткие сроки будет крайне сложно. Поэтому в такой ситуации необходимо в соглашении увеличить сроки создания и представления произведения. Предполагается, что изменение состава соавторов должно повлечь изменение условий договора, а не его прекращение, если этого требуют добросовестные соавторы. Целесообразней установить срок поиска нового соавтора, увеличить срок создания произведения и т. д.

В современном российском законодательстве нет норм, которые регулировали бы соглашение между соавторами при создании произведения. Поэтому авторы, вступая в соавторские правоотношения, действуют по устному соглашению, но при этом письменное соглашение могло бы в большей степени защитить соавторов. Кинематографическое произведение, являясь аудиовизуальным, – это совместное произведение многих лиц: режиссеров, сценаристов, художников, композиторов и др. В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор – автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Во многих странах круг авторов увеличен. Так, во Франции сюда входят оператор-постановщик, художник-постановщик, автор диалогов, автор переработки.

В России авторы произведений, вошедших составной частью в кинематографическое произведение или созданных в процессе работы над ним, пользуются авторским правом каждый на свое произведение (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.). Эти авторы вправе требовать выплаты компенсации и запрещения использовать их произведения в фильме. Но реально запретить использовать произведение могут только авторы, чьи работы вошли составной частью в киноленту. Вычленить же из киноленты работу оператора-постановщика, художника-постановщика невозможно, так как их произведения не могут использоваться самостоятельно.

Во Франции, например, существует «авторство на совместное произведение» и все соавторы реализуют права по соглашению друг с другом. Если часть произведения не может быть выделена, никто из соавторов не имеет права запрещать использовать произведение в целом без достаточных оснований, но если индивидуальный вклад каждого соавтора может быть выделен, то авторство сохраняется в отношении части произведения, созданного творческим трудом автора без ущерба для всего произведения.

В англо-американском праве соавторство при создании аудиовизуального произведения не возникает. Автором в целом аудиовизуального произведения всегда будет продюсер.


(1) Дозорцев В. А. Авторские дела в суде: научно-практический комментарий. – М., 1985. – С. 54.


Любой соавтор при возникновении разногласий вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Законодательством не предусмотрено использование результата интеллектуальной деятельности, которым является произведение как объект авторского права, как это возникает при использовании имущества, находящегося в общей долевой собственности. При этом в отношении использования объектов интеллектуальной собственности не может быть применена аналогия использования
имущества в вещном праве.

Но в соответствии с подп. 2 п. 31 и подп. 3 п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» права, перешедшие к наследникам, составляют неразрывное целое, и ни один из наследников не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения. Вознаграждение за использование прав должно распределяться соответственно наследственным долям (1).

В ситуации использования результатов интеллектуальной деятельности соавторами распределение доходов должно быть согласовано в соответствии с творческим участием каждого.

Некоторые авторы предлагают выделять долю в исключительном праве, но при этом не учитывают, что природа исключительного права носит все-таки нераздельный характер, а объекты вещного права отличаются от объектов права интеллектуальной собственности.

В такой ситуации соавторам необходимо согласовывать все условия своего творческого участия, а затем и совместного распоряжения исключительным правом на произведение.


Материал публикуется по итогам V Научно-практической конференции с международным участием «Проблемы правоприменительной практики».


(1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // СПС «КонсультантПлюс: Судебная практика».


30.08.2013

Также по этой теме: