Правила хорошего due diligence



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №1 год - 2014


Лысанов Александр Николаевич,
ведущий юрисконсульт
ООО «ТД КраКондитер»


Никто не хочет покупать кота в мешке или заключать сделку с непроверенными людьми. И поэтому для проверки контрагентов существует специальная процедура – due diligence. Дословно due diligence означает «должная добросовестность» или «должная осмотрительность». На сегодняшний день due diligence в самом широком понимании – это комплекс мероприятий, направленных на проверку правовой безупречности предполагаемых к совершению юридических действий или потенциального контрагента. В статье речь идет о legal due diligence как об одной из основных ветвей комплексной проверки.


Никто не хочет покупать кота в мешке или заключать сделку с непроверенными людьми. И  поэтому для проверки контрагентов существует специальная процедура – due diligence. Дословно due diligence означает «должная добросовестность» или «должная осмотрительность». На сегодняшний день due diligence в самом широком понимании – это комплекс мероприятий, направленных на проверку правовой безупречности предполагаемых к совершению юридических действий или потенциального контрагента.


Термин «due diligence» был введен в сферу экономической деятельности в 30-х гг. XX в. в США. Тогда он представлял собой процедуру раскрытия информации брокеров перед инвесторами об организации, акции которой реализовывались на открытом фондовом рынке. Due diligence как комплексную процедуру разделяют на отдельные направления, а именно: tax due diligence (налоговая проверка), financial due diligence (финансовая проверка), legal due diligence (юридическая проверка) и др.


В статье речь идет о legal due diligence как об одной из основных ветвей комплексной проверки.


Обычно объектом юридической экспертизы служит огромный пласт документации компании, начиная с учредительных документов и заканчивая локальными актами организации и трудовыми договорами с ее сотрудниками.


Но следует отметить, что в зависимости от потребностей legal due diligence может быть ограничена только оценкой основных правовых моментов. В данной работе автор попытается сформировать единую систему проверки контрагентов для компании с учетом специфики российского бизнеса. В России большая конкуренция, и во всех сферах деятельности идет активная борьба за покупателя. Как в условиях жесткой конкуренции не потерять клиентов, но в то же же время не попасть на недобросовестных конкурентов или фирмы-однодневки?


Процедура due diligence – на примере иркутской оптовой компании. Данная методика введена автором и функционирует на протяжении уже довольно длительного времени.


Для начала стоит определиться, что же такое фирмы-однодневки. В налоговом законодательстве такое понятие, как «фирмы-однодневки», не определено, хотя широко используется налоговыми органами, которые при проведении проверок предъявляют претензии не самим однодневкам, а их контрагентам, отказывая последним в получении вычетов по налогу на добавленную стоимость и в признании расходов для целей исчисления налога на прибыль. Так что это такое – фирмы-однодневки?


Под фирмой-однодневкой в самом широком смысле понимается юридическое лицо, не обладающее реальной самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации [1].


Как показывает практика, для фирм-однодневок характерен целый ряд признаков.
1. Наименование – широко используемое слово без привязки к месту нахождения, сфере деятельности и т.п.
2. Налогоплательщик зарегистрирован в форме общества с ограниченной ответственностью (по причине самого простого способа регистрации такой формы).
3. Минимальный уставный капитал (для ООО – 10 тыс. руб.).
4. Дата регистрации ближайшая, так как такие организации регистрируются заинтересованными лицами под конкретные операции, осуществив которые фирмы-однодневки больше не используются.
5. Адрес регистрации – «массовый», т. е. по нему зарегистрировано 10 налогоплательщиков и более.
6. Имущество отсутствует.
7. Должностные лица (учредитель, руководитель) – лица, не имеющие отношения к деятельности таких налогоплательщиков либо формально участвующие в их деятельности, в основном лица, ведущие аморальный образ жизни.
8. Налоги не уплачиваются либо уплачиваются минимальные платежи.
9. Отчетность не сдается либо сдается, но с нулевыми показателями.


Федеральная налоговая служба закрепила 109 признаков, по которым можно определить фирму-однодневку [2]. Но не стоит обольщаться, так как необязательно, что если фирма подпадает под эти признаки, то она является однодневкой, и не всякая однодневка подпадает под эти признаки.


Автором была разработана методика, и, на наш взгляд, она успешно внедрена в жизнь, а точнее, в деятельность иркутского общества с ограниченной ответственностью, занимающегося оптовыми поставками по всей России. Методика представляет собой пошаговую инструкцию выявления фирм-однодневок и недобросовестных контрагентов.


Лицо, осуществляющее проверку, может обратиться к контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов. По мнению автора, наличие учредительных документов носит второстепенный характер, поскольку зачастую не позволяет сделать вывод о добросовестности контрагента. Самостоятельный характер эти документы получают лишь в случае, когда нужно определить компетентность лица, подписывающего договор. Но все равно нужно запрашивать учредительные документы, это своего рода правила хорошего тона в бизнесе.


На наш взгляд, стоит запросить помимо учредительных документов свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, лицензии, а также приказы, подтверждающие право руководителя подписывать документы, или доверенность на подписание договора, а также бухгалтерскую отчетность – бухгалтерский баланс.


Но если список запрашиваемых документов у контрагента будет слишком объемным, то, возможно, он просто уйдет к другому продавцу. И где та грань между осмотрительностью и возможностью потерять клиента. Некоторые фирмы увеличивают цены, вкладывая в них возможность потери средств из-за недобропорядочного контрагента.


В одной из иркутских оптовых фирм процедурой due diligence занимаются различные сотрудники фирмы – от менеджера и торгового представителя до бухгалтера и юрисконсульта.


Как только в фирму обращается оптовый покупатель с намерением заключить долгосрочный договор поставки, менеджер фирмы или торговый представитель просит контрагента представить учредительные документы и свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Далее идут проверка контрагента по различным интернет-ресурсам, указанным ниже, и последующее распределение контрагента в одну из четырех групп.


Первая группа – это поставки товара контрагенту без предоплаты, но с утвержденным лимитом поставки. Обычно лимит не превышает 200 тыс. руб. Контрагент попадает в эту группу, если по результатам проверки не возникло никаких подозрений.


Вторая группа – это поставка товара на условиях 50%-ной предоплаты. В данную группу попадают контрагенты, если у них найдены «ошибки» в учредительных документах или иные признаки фирмы-однодневки, например адрес массовой регистрации и т.д. Обычно в эту группу попадает свыше 80% контрагентов.


Третья группа – это поставка товара на условиях 100%-ной предоплаты. В данную группу попадают контрагенты, которые только зарегистрировались в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.


В четвертую группу попадают контрагенты в случае возникновения серьезных подозрений в их добросовестности. Когда контрагент попадает в эту группу, представители фирмы незамедлительно направляют информацию об этом в налоговые органы по месту учета соответствующего налогоплательщика. Полученная информация используется налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля. Это можно сделать на сайте ФНС России: nalog.ru, где имеется сервис «Обратиться в ФНС России», с помощью которого можно сообщить какую-либо информацию в главное налоговое ведомство страны.


На первом этапе проверки задача лица, осуществляющего проверку, проста: нужно проверить контрагента по следующим общедоступным сайтам:
I. Сайт Федеральной налоговой службы
1. Сведения из реестра дисквалифицированных лиц: r24.nalog.ru/gosr/rds/
2. Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц: vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/
3. Сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, на дату изменения: egrul.nalog.ru/#
4. Адреса массовой регистрации (адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами): service.nalog.ru/addrfind.do
5. Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации: service.nalog.ru/uwsfind.do
6. Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица: service.nalog.ru/disfind.do
7. Реестр недобросовестных поставщиков: rnp.fas.gov.ru/


Углубляться в работу данных сайтов мы не будем, так как она проста и понятна. В случае обнаружения контрагента в реестре, например, юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, необходимо сделать скриншот. Если в результате проверки менеджера не выявлено никаких нарушений, то менеджер по типовой форме составляет акт о невыявлении нарушений. Далее процедурой due diligence начинает заниматься бухгалтер. После его проверки начинается основная работа юриста организации. Его работа заключается, во-первых, в проверке контрагента по следующим сайтам.


II. Сайт Высшего Арбитражного Суда РФ


Картотека арбитражных дел: kad.arbitr.ru/


На данном сервисе можно найти любое арбитражное дело с участием контрагента. Далее юрист знакомится с делами и оценивает их.


III. Сайт Федеральной службы судебных приставов
1. Банк данных исполнительных производств по Иркутской области: r38.fssprus.ru/iss/ip/
2. Банк данных исполнительных производств по Российской Федерации: fssprus.ru/iss/ip/


На данных сервисах отображается информация об исполнительных производствах. По ним можно проверить, существует ли в отношении контрагента возбужденное исполнительное производство.


Также можно проверить директора фирмы и ее учредителей.


IV. Сайт Право.ру


Здесь можно осуществить поиск и анализ незавершенных дел через портал Право.ру: pravo.ru, где возможно осуществлять поиск по таким критериям, как: участник дела (наименование или ИНН), фамилия судьи, суд, номер дела.


Данный сайт помогает юристу иркутской оптовой компании найти гражданские дела в отношении учредителей или директора фирмы-контрагента.


В случае если после прохождения описанных выше процедур возникнут вопросы, например, об адресе массовой регистрации фирм, или подозрения о номинальном положении директора контрагента, юрист вправе направить торгового представителя для выяснения более подробной информации. В обязанности торгового представителя (в случае подозрения о фиктивности фирмы) входит составление протокола или акта осмотра. Признаками фиктивной фирмы являются недорогая мебель и спартанское убранство. Торговый представитель выезжает по адресу регистрации фирмы и составляет протокол, в котором отражает увиденное.


После проверки контрагента юрисконсультом, а также по результатам проверки менеджера и бухгалтера юрисконсульт делает заключение и распределение контрагента по указанным выше четырем группам.


Завершить данный материал автору хотелось бы неоригинальным напоминанием о важной роли процедуры due diligence.


Due diligence – процедура, несомненно, важная в условиях жесткой рыночной конкуренции. Мы считаем также, что в настоящее время due diligence – это правила хорошего тона в бизнесе, этим фирма как бы показывает своим контрагентам, а также конкурентам, дескать, мы доверяем, но, как гласит известная русская пословица: «Доверяй, но проверяй». Также, на наш взгляд, процедура due diligence необходима для своего спокойствия при осуществлении предпринимательской деятельности.


К сожалению, отсутствие нормативной базы в России относительно due diligence не дает четкого регламента проведения как самой процедуры, так и фиксирования ее результатов. В своей работе автор попытался систематизировать способ проведения due diligence на примере отдельно взятой иркутской оптовой компании.


Подводя итог вышесказанному, имеет смысл закрепить порядок проверки контрагентов и основных запрашиваемых документов на уровне организации в приказе либо положении и довести его до ответственных лиц. Такое положение будет руководством для ваших сотрудников и дополнительным аргументом для налоговых органов, подтверждающим добросовестный подход в выборе контрагентов.


Данная процедура трудоемка и энергозатратна, но, как показала практика, у нее есть свои плоды. В результате этой деятельности было выявлено свыше 7 номинальных директоров и свыше 10 фирм, подпадающих под определение однодневок. И это всего за три месяца внедрения данной методики. Именно поэтому мы считаем, что только комплексный подход позволит сторонам минимизировать риски, связанные с недобросовестностью контрагентов.


Материал публикуется по итогам ХII Научно-практической конференции с международным участием «Проблемы правоприменительной практики».


Литература
1. Лысанов А.Н. Борьба с фирмами-однодневками в проекте Гражданского кодекса. Проблемы становления гражданского общества : сб. статей Всероссийской науч. конф. – Иркутск : Иркутский юридический институт Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2012.
2. Российская Федерация. Федеральная налоговая служба. Приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Текст] // Экономика и жизнь. – 2007. – № 23.

13.12.2018

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста