Методика начального этапа расследования преступлений, связанных с безвестным исчезновением несовершеннолетних



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №10 год - 2013


Дощицын А.Н.,
старший научный сотрудник НИИ Академии
Генеральной прокуратуры Российской Федерации


Под методикой расследования отдельных видов преступлений понимают целостную часть криминалистики, изучающую опыт совершения и практику расследования преступлений и разработанную на основе познания их закономерностей систему наиболее эффективных методов расследования и предупреждения различных видов преступлений (2).


Начальный этап предварительного расследования преступлений, связанных с безвестным исчезновением несовершеннолетних, имеет свою специфику. В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 70 и Министерства внутренних дел Российской Федерации № 122 от 27 февраля 2010 г. (далее – Инструкция), безвестное исчезновение малолетних (до 14 лет) или несовершеннолетних (до 18 лет) лиц свидетельствует о признаках совершения в отношении них преступления.


Как отмечает А.В. Шилин, к решению вопроса о том, по какой статье должно быть возбуждено уголовное дело, необходимо подходить дифференцированно, в зависимости от конкретного случая и установленных обстоятельств исчезновения. Если имеются достоверные данные о том, что несовершеннолетний похищен, уголовное дело должно быть возбуждено по ст. 126 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Как правило, такие случаи имеют место, когда получены сведения о нахождении похищенного в живых.



(*) В настоящей статье использовались методические материалы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области.
(2) Криминалистика / под ред. Н.П. Яблокова, В.Я. Колдина. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – С. 317.



Вместе с тем практических примеров этому очень мало, поскольку данные обстоятельства становятся известными уже в ходе расследования. Возбуждение уголовного дела в связи с безвестным исчезновением потерпевшего по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ, является логически закономерным и правильным, поскольку мотивы, способ совершения и другие обстоятельства исчезновения человека неизвестны. Достоверными сведениями о похищении на момент получения информации о совершении преступления следователь, как правило, не располагает, в связи с чем при отсутствии признаков похищения несовершеннолетнего целесообразно исходить из презумпции его насильственной смерти(1).


В соответствии с правилами подследственности по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 105 УК РФ, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). Кроме того, в подп. «г» п. 1 ч. 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и отношении несовершеннолетних, расследуют следователи Следственного комитета Российской Федерации(2).


Согласно п. 4 Инструкции при поступлении в орган внутренних дел сообщения о безвестном исчезновении лица (в том числе несовершеннолетнего) с признаками совершения в отношении него преступления, относящегося к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, оно регистрируется и незамедлительно передается в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации.


При наличии признаков преступления следователь следственного органа Следственного комитета Российской Федерации возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, привлекая при необходимости к этой работе соответствующих специалистов. Одновременно следователь в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ поручает органу внутренних дел проведение оперативнорозыскных мероприятий.


Начальный этап расследования характеризуется интенсивным поиском, обнаружением и закреплением доказательств. На данном этапе осуществляется основная работа по раскрытию преступления, установлению возможного местонахождения несовершеннолетнего, установлению лиц, причастных к совершению преступления, и т. д.


После возбуждения уголовного дела в целях организации надлежащего взаимодействия в работе по раскрытию преступления следователем составляется план совместных следственных и оперативно-розыскных мероприятий, который утверждается руководителем следственного отдела (управления) и начальником подразделения полиции, ответственного за оперативно-розыскную деятельность.


При планировании работы по раскрытию и расследованию преступления рекомендуется  выдвинуть следующие версии:
– безвестно исчезнувший несовершеннолетний жив, но не дает о себе знать по своей воле (скрывается от родителей, от возможного преступного посягательства и т. д.);
– безвестно исчезнувший несовершеннолетний жив, но не дает о себе знать в результате тяжелой болезни (состояние комы, тяжелое психическое заболевание и др.);
– безвестно исчезнувший несовершеннолетний жив, но не дает о себе знать против своей воли (похищен, заключен под стражу и т. д.);
– безвестно исчезнувший несовершеннолетний мертв, при этом его смерть наступила в результате болезни, несчастного случая или иных причин некриминального характера;
– безвестно исчезнувший несовершеннолетний погиб в результате совершения в отношении него преступления.



(1) Шилин А.В. Факт безвестного исчезновения несовершеннолетнего как повод для возбуждения уголовного дела // Вопросы ювенальной юстиции. – 2006. – № 6 (9). – С. 8.
(2) Подпункт «г» введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ.



Первоначальные следственные действия включают:
1) допросы родственников, знакомых, соседей, друзей, учителей и воспитателей безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего;
2) осмотры жилища и иных мест, где последний раз его видели;
3) направление запросов в морги, медицинские учреждения, бюро несчастных случаев, а также информационные учеты органов внутренних дел о предоставлении соответствующей информации;
4) производство выемок необходимых документов несовершеннолетнего;
5) организацию работы со средствами технической связи, принадлежащими  несовершеннолетнему.


I. В ходе допросов родственников, знакомых, соседей, друзей, учителей и воспитателей безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего следователю целесообразно выяснить следующее:
– когда и при каких обстоятельствах исчез несовершеннолетний;
– во что он был одет, обут, какие вещи и предметы имел при себе на момент исчезновения;
– когда, где, с кем и при каких обстоятельствах его видели последний раз;
– имел ли он в день исчезновения при себе какие-либо документы;
– каковы его взаимоотношения с родственниками, друзьями, соседями, учителями, воспитателями; были ли у него личные неприязненные отношения с вышеназванными лицами;
– имеются ли родственники, друзья, знакомые, к кому он мог бы направиться;
– имеются ли у него какие-либо долговые обязательства;
– имели ли место в отношении него факты угроз, вымогательства;
– является ли он владельцем автотранспортного средства, где оно находится в настоящее время;
– имеется ли у него мобильный телефон, его номер, а также имеется ли электронная почта и зарегистрирован ли он в социальных сетях Интернета;
– страдает ли он наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией; состоит ли на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере;
– каково состояние его здоровья и имеются ли заболевания, которые могли привести к тяжелой болезни или внезапной смерти.


II. При осмотре жилища и иных мест, где последний раз видели безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего, следует руководствоваться правилами, установленными в ст. 176–177 УПК РФ.


В ходе осмотра следователю необходимо изъять: фотографии пропавшего (для его дальнейшего розыска и проведения портретно-идентификационной экспертизы); его документы, записные книжки, личную и деловую переписку; образцы почерка (для проведения в дальнейшем почерковедческой экспертизы); его одежду и обувь (для проведения в дальнейшем одорологической, биологической, товароведческой экспертиз); следы рук пропавшего, его волосы, следы биологического происхождения (для проведения в дальнейшем дактилоскопической, биологической, молекулярно-генетической экспертиз); иные следы, указывающие на возможное убийство (кровь, обрывки одежды и т. д.).


III. Для получения оперативно-значимой информации следователю целесообразно направить запросы в морги, медицинские учреждения, бюро несчастных случаев, а также в информационный центр Управления внутренних дел субъекта Российской Федерации и в Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел России о пофамильном и  дактилоскопическом учете по сведениям о судимости; учете без вести пропавших и неопознанных трупов; учете арестованных, осужденных. В подразделениях внутренних дел на транспорте следует запросить информацию о возможной покупке несовершеннолетним билетов на железнодорожный, водный или воздушный транспорт. Кроме того, фотографию безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего целесообразно распространить по территориальным (транспортным) подразделениям органов внутренних дел субъекта Российской Федерации, дав поручение ориентировать личный состав на установление местонахождения ребенка, идентификацию его личности по фотоизображению.


IV. В целях возможного назначения и производства портретно-идентификационной экспертизы по рентгеновским снимкам черепа и медико-кри ми на лис тической экспертизы по зубному аппарату и зубной формуле производится выемка медицинских документов несовершеннолетнего из учреждений здравоохранения по месту его жительства и лечения.


V. В ходе следствия устанавливаются факт наличия у безвестно исчезнувшего  несовершеннолетнего мобильного телефона сотовой связи, его модель, марка и  зарегистрированный на пропавшего абонентский номер. Также выясняется, какие еще  абонентские номера зарегистрированы на несовершеннолетнего, и анализируется информация о входящих и исходящих звонках за конкретный период.


Кроме того, устанавливается, с каким номером IMEI (международным идентификатором мобильного оборудования) выходил в эфир абонентский номер несовершеннолетнего, и устанавливается, выходил ли данный IMEI с другим абонентским номером после исчезновения разыскиваемого.


Указанные мероприятия производятся в соответствии с требованиями ст. 186.1 УПК РФ (получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами).


После установления нового владельца телефона этот владелец допрашивается об обстоятельствах приобретения им данного технического средства.


В случае если выясняется, что несовершеннолетний зарегистрирован в социальных сетях Интернета или что у него имеется электронная почта, производится осмотр соответствующего технического средства. Данный осмотр целесообразно проводить с участием специалиста в области компьютерных технологий в целях извлечения значимой для следствия информации.


Следует отметить, что работа следователя по установлению возможного местонахождения безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего должна строиться на взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел.


В своей практической деятельности, будучи следователем прокуратуры, автор статьи расследовал уголовное дело, возбужденное по факту безвестного исчезновения шестнадцатилетнего В., по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.


В ходе следствия было установлено, что В. ушел в школу, после окончания уроков проследовал до железнодорожной станции и домой не вернулся. На учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел В. не стоял, хронических заболеваний у него не было, по месту жительства характеризовался формально, к уголовной и административной ответственности не привлекался.


Допрошенные в качестве свидетелей одноклассники и учителя В. пояснили, что в этот день В. вел себя как обычно, намерений уйти из дома не высказывал.


О каких-либо конфликтах, фактах угроз и вымогательства им ничего не известно.


Классный руководитель несовершеннолетнего В. показала, что по характеру В. не совсем спокойный, имели место вспышки немотивированной раздражительности.


Родители В. пояснили, что безвестное исчезновение их сына является для них полной  неожиданностью; куда он мог пойти после школы, им не известно; на момент исчезновения документов при себе В. не имел, мобильного телефона и компьютера у него не было. Вместе с тем путем допроса соседей было установлено, что родители В. вели себя достаточно строго и принципиально по отношению к сыну. О фактах возможного избиения В. отцом или матерью им не известно, каких-либо телесных повреждений визуально они не наблюдали.


При проведении оперативно-розыскных мероприятий был установлен круг друзей и знакомых В., в ходе допросов которых была получена информация о том, что за день до своего исчезновения В. поссорился с нравившейся ему девушкой И.


В ходе допроса И. указала на то, что с В. у нее дружеские отношения, однако имели место мелкие ссоры, но причин покидать своего места жительства у него не было.


При осмотре квартиры, где проживал В., были изъяты фотографии с его изображением, образцы почерка, содержащиеся в школьных тетрадях, его одежда и обувь, а также следы пальцев его рук с поверхности стола, за которым он делал домашние задания. Фотографии были незамедлительно размножены, и их копии направлены в территориальные подразделения органов внутренних дел, обслуживающие соседние районы. Через две недели, прошедшие с момента направления указанных копий, из дежурной части одного из территориальных отделов поступила информация, что нарядом патрульно-постовой службы к ним доставлен несовершеннолетний, по внешним признакам похожий на безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего В. Он указал адрес своего места жительства, назвал фамилию, имя, отчество, а также сообщил дополнительную значимую информацию, позволяющую идентифицировать его личность. Доставленный по месту жительства В. был опознан его матерью.


В ходе допроса В. показал, что он не хотел возвращаться домой по причине того, что поссорился с нравившейся ему девушкой И. Все это время он ночевал у случайных знакомых, днем  подрабатывал путем раздачи прохожим рекламных листовок.


О своем местонахождении В. никому (в том числе родителям) не хотел сообщать.


В связи с установлением места нахождения В. уголовное дело было прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие события преступления).


В заключение хотелось бы отметить, что при расследовании преступлений о безвестном  исчезновении несовершеннолетних налаженное взаимодействие органов следствия и  подразделений органов внутренних дел является залогом успеха в раскрытии преступления, а также принятия законных и обоснованных процессуальных решений.

31.05.2018

Также по этой теме: