Менеджмент в России и за рубежом №5,  2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Категорийный менеджмент в качестве современного подхода к управлению товарным ассортиментом
Балакирев С.В

Фундаментальным фактором эффективной работы торгового подразделения является налаженная система управления товарным ассортиментом, построенная на базе передовых разработок в области торговли. Одной из оригинальных идей, призванных повысить эффективность управления ассортиментом, является управление ассортиментом по товарным категориям, или категорийный менеджмент (КМ). Рассмотрим данное понятие более подробно.

Глобальный бренд-менеджмент
Казнина О.В.

В условиях усиления роли ведущих ТНК, а также конкуренции между ними, одной из эффективных мер повышения конкурентоспособности компаний на мировых рынках и способом быстрой оптимизации материально-производственных активов в соответствии с меняющейся рыночной ситуацией остаётся политика слияний и поглощений. Количество таких сделок продолжает увеличиваться. По данным ЮНКТАД, стоимость сделок по трансграничным слияниям и поглощениям в 2004 г. увеличилась на 28% и достигла 380 598 млн долларов. Из них на развивающиеся страны приходилось 54 700 млн, на развитые - 315 851 млн долларов. На этом фоне у большинства крупнейших компаний переполняется марочный портфель, в результате чего управление им осложняется. Чтобы увеличить эффективность управления марочными портфелями, ведущие корпорации сосредотачиваются на глобальных брендах, являющихся в долгосрочной перспективе источником дополнительной ценности компаний, и применяют глобальную политику управления марками, ориентируя марочную политику на требования крупнейших рынков.

О моделировании управления производственным предприятием в условиях нестабильной внешней среды
Патлис А.Г.

Поводом для авторского исследования послужил длительный экономический спад, пережитый странами СНГ и Восточной Европы со сменой экономической формации. Итог: предприятия, располагая достаточными (а иногда и избыточными) производственными ресурсами, вынуждены сокращать или свёртывать производство, терпеть убытки, терять производственные мощности и позиции на рынке.
Задача моделирования процесса управления такими предприятиями (далее станем называть такие предприятия несбалансированной производственной системой, хотя точное определение этой модели будет ещё обсуждаться ниже) оказалась крайне сложной, но, безусловно, чрезвычайно интересной. Автор отмечает, что за годы господства подобных предприятий в экономическом пространстве России теория управления ими так и не была создана, несмотря на то, что учёные-экономисты неоднократно заявляли о её необходимости. Автор, впрочем, также не ставил перед собой такой крупной задачи, ограничившись изучением постановки целей, которая лежит в основе управленческого процесса.

Оценка результатов деятельности и эффективности работы предприятий на конкурентных региональных рынках (на примере операторов сотовой связи)

Блинов А.Б., Кувшинов Б.М., Ширяев В.И.

В данной статье авторы рассматривают особенности задачи ранжирования предприятий на конкурентных региональных рынках, анализирую методику ранжирования и использования его результатов. Приводится пример использования методики на предприятиях сотовой связи.

Система менеджмента качества на предприятиях по производству металлоконструкций республики Казахстан: проблемы внедрения и адаптации

Алпысбаева С.Н., Нургалиева Ю.Н.

За последние 6 лет ВВП Казахстана увеличился в 1,5 раза, промышленное производство выросло на 60%, инвестиции - на 70%. В стране наблюдается рост экспортного потенциала, реализуется политика поддержки отечественных товаропроизводителей. Идет активная работа по вступлению Казахстана в члены Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим в стране проводится целенаправленная работа по активизации внедрения на предприятиях и организациях систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами (МС) ИСО 9000. Эта работа не обошла и предприятия по производству металлоконструкций. Какие возникли проблемы и каковы пути их решения?

Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития

Ларичева З.М., Стрелкова Л.В.

Экономика таких стран, как Германия и США, во многом основывается на малых предприятиях. Для того чтобы проанализировать ситуацию с малым бизнесом в России, авторы предлагают посмотреть, как развивается и действует малый бизнес в развитых странах.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Оптимальное использование ресурсов при неточно заданных длительностях выполняемых работ при планировании инвестиционной фазы проекта
ТМищенко А.В., Степанова М.С.

Инвестиционная фаза проекта является наиболее капиталоемкой на всем жизненном цикле самого проекта. Она заключается в проектировании и непосредственном строительстве системы или объекта, являющегося предметом проекта. Успешное выполнение всех действий, относящихся к инвестиционной фазе проекта, зависит от правильного планирования, которое позволяет определить необходимые параметры выполнения проекта: продолжительность по каждому из контролируемых элементов проекта, потребность в трудовых, материальных, технических и финансовых ресурсах, сроки поставки сырья, материалов. Планирование проекта позволяет реализовать проект в заданные сроки с минимальной стоимостью в рамках нормативных затрат ресурсов.
Основная цель планирования на инвестиционной фазе проекта заключается в построении модели реализации проекта. С её помощью определяется последовательность работ, которые должны быть выполнены, сроки выполнения этих работ и вычисляется допустимый и оптимальный план выполнения работ. В статье представлена задача оптимизации выполнения комплекса работ (заданий), заданных сетевой моделью.

Принятие решений в условиях риска с использованием нечёткой игровой модели
Круглов В.В.

В данном материале автор рассматривает задачу принятия решения об участии в инвестиционном проекте в условиях риска на основе нечёткой игровой модели. Такие задачи достаточно часто рассматриваются в литературе, при этом в качестве моделей, отражающих риск, используются классические матричные игровые модели с поиском решения в классе смешенных стратегий, то есть на основе вероятностного подхода. Этот подход, однако, предполагает выполнение вероятностных предпосылок, в частности, повторяемости опытов. В условиях инвестиционных проектов повторяемость может трактоваться только как возможность осуществления многих однородных проектов на протяжённом временном интервале при неизменных условиях. Вряд ли это возможно в реальной практике, поэтому автор рассматривает модель, учитывающую уникальность каждого проекта (и уникальность связанного с ним решения).

Значение государственного финансового контроля в процессе привлечения и использования средств займов международных финансовых организаций
Кузнецов В.М.

Государственный финансовый контроль в России существует не менее 350 лет. Его институты претерпели многочисленные организационные изменения, поскольку всегда зависели от особенностей экономического уклада и политической системы. Неизменной оставалась его институциональная сущность: служить опорой государственности и экономической безопасности России.
Развитие общества, появление новых методов государственного управления и развитие экономических процессов в мире объективно выдвигают перед ГФК новые требования. Современная его система должна соответствовать новому этапу в развитии государства и общества, соответствовать международным стандартам. Россия, являясь частью мирового экономического пространства, не может оставаться в стороне от интеграционных процессов. В этой связи повышается роль сотрудничества с высшими органами финансового контроля других стран. Это принципиально отличает нынешнюю работу ГФК от всех предыдущих этапов его истории.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Культурные особенности межнациональных бизнес-контактов
Кадышева Е.В..

Особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес-культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать элементы поведения представителя той или иной культуры. При прогнозировании полезно учитывать поведенческие стереотипы, источник и уровень власти, деловую этику, мотивацию, тип мышления и особенности восприятия времени.
Глобализация, затронувшая все сферы бизнеса, делает изучение культуры деловых взаимоотношений и межнациональных коммуникаций все более важным для российских менеджеров. Осведомлённость об особенностях той или иной культуры, умение учитывать и применять эти особенности на практике помогают одним компаниям быстрее и с меньшими издержками наладить отношения с партнёрами, другим - эффективнее бороться с конкурентами. Весьма полезно знание особенностей межнациональных коммуникаций и менеджерам, работающим в иностранных компаниях, так как они позволяют лучше адаптироваться в чуждой среде, понимать сущность требований руководства, допустимые рамки поведения и, соответственно, быстрее продвигаться по службе

Подготовка предприятий к привлечению инвестиций с учетом региональных особенностей менталитета руководителей
Нагоев А.Б.

В связи с ежегодным сокращением объёма инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, назрела необходимость эффективного использования имеющихся инвестиционных ресурсов и адресного инвестирования тех регионов и предприятий, которые наиболее благоприятны. Важным фактором при этом является выбор региона, в котором можно работать. В России есть регионы, считающиеся хорошими, и инвесторы, которые вложились в эти регионы, думают о том, как расширить свое производство. Есть регионы, в которых иностранные инвесторы размышляют о том, как им выжить или даже закрыть производство в связи с очень высокими административными барьерами. К таким регионам можно отнести Кабардино-Балкарскую республику (КБР). В республике на данный момент сложилась ситуация, не располагающая к привлечению инвестиций.

Опыт антикризисного управления в Республике Корея
Гладков И.С.

Новые индустриальные страны Юго-Восточной и Восточной Азии являются в современном мировом хозяйстве своеобразным феноменом форсированного экономического развития в исторически кратчайшие сроки. Для реализации своих "программ хозяйственного прорыва" им понадобилось в среднем около трёх десятилетий. Опыт Республики Корея (РК) остаётся одним из наиболее ярких примеров эффективного реформирования социально-экономической сферы и превращения некогда слаборазвитой страны в одну из пятнадцати ведущих экономик мира. Тем не менее, кризисные потрясения в Азии в конце ХХ века отчётливо продемонстрировали ряд негативных черт триумфального продвижения к лидирующим позициям в современном мировом сообществе. Малоизвестным остаётся и то обстоятельство, что по-прежнему нестабильную ситуацию не удаётся удержать полностью под контролем и в начале ХХI столетия. Так происходит несмотря на то, что был осуществлён комплекс сравнительно успешных мероприятий (составивших основу национальной антикризисной программы) по выводу Республики Кореи из кризисной ситуации 1997-1998 годов.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Анализ финансово-экономического состояния предприятия в современных условиях: особенности, недостатки и пути решения
Грачёв А.В.

Внедрение и применение на практике финансового менеджмента является важнейшим условием укрепления финансово-экономического состояния предприятия. В нашей стране теории и практике финансового менеджмента уделяется достаточно много внимания. За последние годы на эту тему были опубликованы монографии, учебники, учебно-практические пособия, статьи в специализированных журналах, защищены докторские и кандидатские диссертации, а во многих высших учебных заведениях было введено обучение студентов и слушателей по данной специальности. Хорошо известны фундаментальные научные труды многих зарубежных и отечественных учёных, в которых даются основополагающие вопросы теории и практики, приводятся важнейшие понятия и рассматриваются традиционные приёмы и методы непосредственно для российских предприятий. Появилось достаточно много работ, имеющих практическую направленность и представляющих особую ценность для широкого круга специалистов - финансовых директоров и финансовых менеджеров. Основное внимание в этих работах уделяется постановке финансового менеджмента на российских предприятиях, изучению отчётных форм и особенно анализу финансового состояния предприятия. Однако в ходе применения на практике предлагаемых методических положений возникают немаловажные вопросы, связанные с выбором источника исходной информации для проведения анализа, доступностью этого источника для аналитика и эффективностью самих методов оценки.

Управление стоимостью - новый приоритет управления бизнесом
Тренёв В.Н., Тренёв Н.Н..

Как выглядит система управления стоимостью? Как возникла потребность в управлении стоимостью, каковы шаги по повышению стоимости и по оценке данных мероприятий? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в статье.

Основы организации управленческого контроля
Муллахметов Х.Ш.

Анализ практики организации контрольной деятельности показывает, что эффективная система контроля стоит на "трёх китах", а именно:
1. Система организации контрольной деятельности, адекватная действующей системе управления (кто контролирует?).
2. Целостная внутренняя нормативная база, регламентирующая контрольную и управленческую деятельность (как контролирует?)
3. Эффективная система принятия мер по результатам контрольной деятельности (что по результатам контроля?).
Проанализируем каждую из указанных составляющих.

Формирования и реализация бизнес-плана по выводу предприятия из кризисной ситуации
Солнцев И.В

В большинстве работ по бизнес-планированию рассматривается составление бизнес-плана в нормальных условиях деятельности предприятия. Наиболее распространённый вариант - формирование бизнес-плана для привлечения инвестиций. Нечасто рассматривается антикризисное бизнес-планирование, но ведь оно необходимо ничуть не реже, а бизнес-план в условиях кризиса сильно отличается от планирования рутинной работы.
В кризисной ситуации у менеджмента компании нет времени для детальной проработки каждого пункта плана, все решения должны приниматься в жёстко ограниченные сроки. Отсюда первое требование к процессу разработки антикризисного бизнес-плана - оперативность составления. При этом продуманность и рациональность прописанных положений должны превосходить план, составляемый в типовой ситуации.

Противодействие "интуитивному" управлению в сервисной организации: организационные механизмы
Илатовский В.В.

Модернизация управленческих технологий, которая наблюдалась в России в последние годы, затронула не все компании. Одной из бед многих фирм является так называемый "интуитивный" подход к менеджменту, который характеризуется работой по принципу "как получается", "как умеем". Для данного подхода типичным является пренебрежение изучением клиентов, их потребностей и их удовлетворённости; изучением конкурентов; постоянным стремлением к увеличению операционной эффективности. Почти не используется управленческий контроль и стратегическое управление. Интересно, что сознательно решения не использовать, скажем, методы маркетинга или стратегического менеджмента не принимается - просто отсутствует человек, который отвечает за обоснованное принятие подобных решений. Поэтому многие методологии, давно апробированные и полезные, не находят применения. В данной статье автор попытался предложить решение проблемы в форме соответствующего организационного механизма.

Опыт совершенствования управления предприятием строительной индустрии
Белозёрский А.Ю., Мамбетшаев С.В.

Авторский анализ деятельности служб маркетинга нескольких крупных предприятий Калужской области показал, что их организация и деятельность значительно отличаются от тех положений, которые описаны классиками маркетинга. Службы маркетинга предприятия выполняют в основном две функции: исследование рынка и организацию продвижения товара. Многообразие же деятельности по ориентации предприятия на рынок выполняются, в сущности, руководителем предприятия и его заместителями по коммерческой и финансово-экономической работе. Таким образом, надежды на то, что службы маркетинга послужат успешной деятельности предприятия на рынке, сегодня на большинстве предприятий не оправдываются. Причиной тому - сложившаяся в отечественном менеджменте практика распределения функций по подразделениям. Так, ценообразованием занимаются финансово-экономические службы, часто под руководством руководителя предприятия. Товародвижением занимаются коммерческие службы, они создают дилерские и дистрибьюторские сети. Разработкой товара занимаются службы НИОКР, с которыми взаимодействуют технологи. Те же структуры решают проблему конкурентоспособности товара, собирают информацию о новых товарах, появляющихся на рынке. Можно и дальше продолжать перечень работ, выполняемых, но не службами маркетинга.
Оценим приспособление предприятий к рыночной экономике и ориентацию системы управления в нестабильной рыночной среде. В российских условиях работает механизм эволюционного приспособления, в который включена вся система управления во главе с высшим руководством. Такой механизм можно назвать системой управления рыночной деятельностью предприятия (СУРДП).

Необходимость применения инструментов бенчмаркинга в управлении предприятиями игорной индустрии
Тёмный Ю.В., Стальная В.А.

Как показывает практика, организация российских предприятий, специализирующихся на развлечении людей, происходит в основном стихийно, наугад, без определения базовых маркетинговых стратегий, без выделения чётких сегментов потребителей услуг. Очевидно, что раньше, в условиях малой насыщенности рынка и непритязательности клиентов, игорные заведения не нуждались в маркетинговом управлении. С ростом конкуренции возросли профессиональные требования, предъявляемые к игрокам рынка.
Ценность в сложившейся ситуации приобретает бенчмаркинг как особый вид исследовательско-аналитической деятельности по сбору и анализу информации о функционировании лучших предприятий - партнёров и конкурентов, об используемых ими методах управления. Активное привлечение опыта других компаний позволяет улучшить организацию бизнес-процессов, сократить затраты, повысить прибыль, оптимизировать управленческую структуру и выбрать стратегию деятельности предприятия.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Диагностика предприятия как этап в развитии экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта Белоруссии
Матвеева С.Н.

Кризисы неизбежны и полезны потому, что любая система, в том числе и экономическая, развивается по закономерностям цикличной динамики, а неизбежным этапом любого цикла является кризисная фаза, которая завершается обновлением системы или заменой её на новую, более эффективную и жизнеспособную.
В настоящее время кризисы имеют тенденцию к расширению, которое сопровождается "парализацией" всё больших частей производственно-хозяйственной системы. От своевременности применения антикризисных воздействий зависит возможность выживания предприятия. Поэтому для распознавания первых признаков и природы кризисов, а также локализации нежелательных его последствий чрезвычайно важна диагностика

Рационален ли отказ от менеджмента?

Белковский А.Н., Бондаренко А.М., Войченко Д.Г.

Национальный совет по корпоративному управлению ещё в прошлом году объявил, что одноимённая форма управления бизнесом закономерно пришла на смену менеджменту. Корпоративное управление (КУ) как имя действительно обретает всё большую популярность, оказываясь частью названий кафедр, конференций и книг. Тем более важен вопрос, чем на сегодня является КУ? Логическое ли это развитие интеграционного менеджмента, принципиально новая форма управления организацией, новое название известных подходов? Рискнём высказать несколько предварительных размышлений на этот счёт, в надежде вызвать коллег на дальнейшее обсуждение вопроса.