СОДЕРЖАНИЕ
КОММЕНТАРИИ
Трудовой кодекс РФ: изменение трудового договора
А.М. ИльинаОбновление правового регулирования трудовых отношений - как следствие введения в действие Трудового кодекса РФ - не обошло стороной и нормы об изменении трудового договора. Эта часть положений ТК РФ, несомненно, заслуживает пристального внимания, поскольку грамотное применение предусмотренных ими правил об изменении трудового договора может сыграть важную роль, как в совершенствовании производственной деятельности любой организации, так и в рациональном использовании ее кадрового потенциала.
С точки зрения структуры Трудового кодекса РФ нормы об изменении трудового договора сосредоточены в главе 12 Кодекса, носящей соответствующее название. Нельзя не отметить, что данная глава включает ряд положений (статьи 72-74), которые, будучи по существу аналогичны содержавшимся ранее в статьях 25-27 КЗоТ РФ, на первый взгляд не должны вызвать серьезных изменений в сложившейся правоприменительной практике.
Но так ли это, а если нет, то насколько существенно новое регулирование может отразиться на сложившейся практике решения вопросов, связанных с изменением трудового договора?
На этот вопрос обстоятельно отвечает автор комментария юрист А.М. Ильина.
Прочитав эту статью, нужно сразу же заглянуть в рубрику "Бумаги" - там размещены заполненные формы приказов о переводах.
СИТУАЦИЯ
Заказываем тренинги и выбираем тренеров
О. Перминова, Е. Чутчева, Ю.В. Тихонов"Ситуация" - это рубрика, в которой один вопрос рассматривается с разных точек зрения - менеджер по персоналу советует, психолог предупреждает, юрист консультирует.
Ситуация "КП" № 4- заказ тренингов и выбор тренеров.
Тренинги постепенно перестают быть модным времяпрепровождением ... и становятся неотъемлемой частью кадровой политики любой развивающейся компании. Обучению персонала сегодня уделяется столько же внимания, сколько работе с инвесторами. Растущий спрос на "тренировки" обуславливает и предложение на них. Как правило, руководство компании ожидает от тренингов высокой отдачи и желает немедленно видеть повышение уровня подготовленности своего персонала, и, как следствие, - увеличение уровня продаж, качества обслуживания клиентов и т.д. Но иногда результаты тренингов не так очевидны. Случается, что организации, заказывающие тренинги, получают несколько другие результаты, чем ожидали. В чем причина?
Возможно, была выбрана не та тренинговая компания или не тот тренер, а может и вовсе был заказан не тот тренинг, который требовался для решения проблемы.
Психолог О. Перминова, поработав не с одним тренером, дает менеджерам по персоналу и другим ответственным за обучение работникам, ряд ориентиров и подсказок, которые помогут правильно заказать бизнес-тренинг и выбрать тренера. Также она поясняет, что собой представляет тренинг, какие у него особенности, а также подробно описывает каждый этап сотрудничества с коллективными и индивидуальными тренерами, и что самое важное, дает советы по оценке эффективности тренинга.
Е. Чутчева дополняет и уточняет некоторые позиции, но уже с точки зрения менеджера по управлению персоналом. Отыскать свою "звездочку" в мире тренинговых компаний и частнопрактикующих тренеров достаточно сложно, но можно - заверяет она. Главное настроиться самому, и не забыть настроить руководство фирмы на долгую и кропотливую работу, а еще, как следует подготовить персонал, что ему придется учиться.
Ю.В. Тихонов, как и подобает юристу, анализирует законодательство и делится своим опытом работы с тренинговыми компаниями и тренерами. Он особо обращает внимание на такие вопросы, как наличие лицензии и оформление договоров, а также напоминает, что, допуская к коммерческой информации, следует позаботиться о том, чтобы она не стала гласной и открытой для всех, в т.ч. для конкурентов.
ЭКСПЕРТИЗА
Рассмотрение трудовых споров с позиции Конституционного Суда РФ
М.М. Покровская, Ю.Н. СтроговичВ № 1 и 2 "КП" была начата публикация статьи "КЗоТ Российской Федерации на весах конституционного правосудия", в которой освещались некоторые решения Конституционного Суда РФ, принятые им в разное время по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод (граждан) нормами КЗоТ РФ.
Казалось бы КЗоТ РФ канул в небытие, а, следовательно, что о нем говорить? Но говорить есть о чем. Ведь многие его нормы воспроизведены в Трудовом кодексе РФ. А не противоречат ли они Конституции РФ? Сомнения в конституционности новых норм уже возникли. На страницах журналов и газет, на конференциях и семинарах уже высказывается желание узнать точку зрения Конституционного Суда РФ.
Не ждите и читайте статью М.М. Покровской - советника Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ и Ю.Н. Строговича - главного консультанта того же Управления Конституционного Суда РФ, которые подробно введут Вас в курс того, как отреагировал Суд на жалобы о нарушении конституционных прав и свобод нормами о рассмотрении трудовых споров. Поверьте - Вы снимите очень много вопросов.
Договоры о труде в потребительском обществе
Г.С. СкачковаВ настоящем номере публикуется продолжение большой статьи, посвященной регламентации трудовых отношений в потребительских обществах (союзах потребительских обществ). Этой проблемой практически никто не занимался - основной упор в правовых комментариях всегда делался на хозяйственные общества - АО, ООО, ОДО и изредка на товарищества. А проблем ведь много, и потребительских обществ по сведениям Госкомстата России становится больше. Г.С. Скачкова - и.о. зав. сектором трудового права и социального обеспечения Института государства и права РАН - посвятила этому вопросу немало времени. Все тонкости заключения договоров о труде с членами органа управления потребительским обществом рассматриваются во второй части статьи.
СОВЕТЫ
HR-менеджер на новом месте: начинаем с кадровой документации
О. КлочковаИменно с проверки и анализа кадровой документации автор статьи советует начинать свою работу HR-менеджеру на новом месте. Сначала нужно проверить наличие личных дел как таковых и их комплектность, а затем - уделить особое внимание содержащимся в них материалам. Это нужно не для шпионажа за тем или иным работником, а для предварительного знакомства с персоналом, которым менеджеру с сегодняшнего дня нужно управлять. Кроме того, необходимо установить, есть ли "пробелы" в документационном массиве и попытаться составить план по их заполнению.
В статье также перечисляется целый ряд негативных последствий, которыми чревата концентрация на глобальных кадровых вопросах и легкомысленное отношение к "бумажной работе". На основании этого даются советы о том, как грамотно и оперативно разобраться с кадровой документацией, как построить свой план вхождения в должность на новом предприятии.
О чем может рассказать почерк работника
А.И. ШипиловВсе люди разные - у них разные мировоззрение, реакция на действительность, отпечатки пальцев и ... почерки.
Соблазн по почерку узнать всю внутреннюю природу человека велик. Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности.
А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним.
Наконец, если внимательно проанализировать свой стиль письма и конструктивно оценить свой психический склад, это наверняка поможет Вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.
Тайны графологии в статье раскрываются только Вам. Что может рассказать о человеке:
- наклон почерка;
- нажим письма;
- величина, высота и ширина букв, их округлость;
- расположение строк;
- расстояние между словами и строками;
- поля;
- точки над "Ё", штрихи, петли и т.д.Оказывается многое. Главное не забыть вовремя получить документ в рукописном виде и не пожалеть времени на работу над ним.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Новый подход к формированию должностных инструкций
Р.Д. ГутгарцРегламентация работы каждого сотрудника организации является чрезвычайно важной и, в определенной степени, основополагающей задачей. От качества ее решения во многом зависит и качество реализации других, смежных задач. В конечном итоге это должно привести к оптимизации выполняемых работ и, как следствие - к оптимизации профессионально-квалификационной структуры персонала.
Во всем этом процессе важнейшим документом, регулирующим взаимоотношения между работником и работодателем, является должностная инструкция.
Используемые в настоящее время должностные инструкции нельзя назвать идеальными. Это подтверждается анализом наиболее распространенных сегодня вариантов. В чем их недостатки, можно ли их исправить и как это сделать рассказывается в этой статье.
ОПЫТ
Система отбора персональных менеджеров как способ получения конкурентных преимуществ на региональном рынке банковских услуг
Н.Б. КуршаковаДля региональных банков одним из наиболее актуальных вопросов является отбор персональных менеджеров в отдел по работе с клиентами, выполняющий функции продвижения банковских продуктов и услуг новым, приоритетным клиентам.
Обусловлено это тем, что в условиях конкурентной борьбы на региональном банковском рынке укрепление и расширение клиентской базы становится одной из основных задач и для ее решения необходимы действительно профессионалы.
Цель статьи - познакомить читателей с системой отбора персональных менеджеров, внедрение которой предоставляет банку дополнительные возможности для расширения и качественного улучшения клиентской базы.
КОНСАЛТ
Может ли кадровик влиять на продажи?
Надя КрыловА правда, может ли? Оказывается - да. Более того, в компании, продающей товар, работу или услугу кадровик должен быть не просто администратором, а стратегом.
С каждым годом меняются технологии продаж. Только за последнее десятилетие акцент сместился от простой передачи продукта на лояльность клиента. "Лояльность" - дама капризная и работать с ней нужно не жалея сил. Вот только кому? Конечно же, продавцам. А кто их подбирает, расставляет и обучает? Правильно: кадровик. А может ли он выполнять свои задачи не понимая, что такое продажи в принципе, почему фирме важны старые клиенты, какой тип продавца нужен для того или иного вида продаж, какие цели ставить перед ними (дойти до президента компании-клиента или установить контакты с ее снабженцем)?
Надя Крылов рассказывает, какими она видит действия компетентного кадровика. А еще обращает внимание, что кадровику очень важно следить за развитием бизнеса в целом и понимать необходимость изменений в подходах к подбору и подготовке персонала, обусловливаемых изменениями в экономике.
БУМАГИ
Заполненные формы приказов о переводе работника (работников) являются как бы документальным подтверждением, сказанного в статье "Трудовой кодекс РФ: изменение трудового договора". Но не только. Это еще и практическое пособие по заполнению унифицированных форм по учету труда.
СПРАВКИ
Энциклопедия должностей и профессий
Д.Л. Щур, Л.В. ТрухановичЭнциклопедия снова вводит Вас в мир профессий и должностей. Абсолютно тривиальное для полиграфических и издательских организаций слово "верстка", а отсюда и "верстальщик" не так обычно, как кажется на первый взгляд. В статье рассказывается, что собой представляет профессия "верстальщик", какие работы ей свойственны, какие требования предъявляются к работникам, есть ли у них особые правовые и социальные гарантии, а также какова на сегодняшний день зарплата работникам компьютера и принтера.
ПОЧТА
Она приносит в редакцию все новые и новые вопросы, связанные с Трудовым кодексом РФ. В № 4 нашим читателям из Липецка, Воронежа, Москвы, Московской области отвечает юрист Н.И. Тимофеев.
Возможно, у Вас уже возникали аналогичные вопросы, связанные с оформлением приема на работу в филиал, обязательностью письменной формы трудового договора, способом указания обязанностей работников в индивидуальном договоре, оплатой приостановки работы на период до выплаты заработной платы, установлением трудовых отношений с региональными представителями и другие. На них уже есть ответы - подробные, грамотные и всесторонние.
МУДРОСТИ
Апрельский номер, как правило, всегда посвящается розыгрышам, смешным историям и шуткам. "КП" решил не путать День смеха с Хелловином и не стал пугать кадровиков принятием немыслимых законов. Вместо этого, приводится подборка русских пословиц и поговорок, связанных с работой, которыми всегда можно разрядить конфликтную ситуацию, в корректной и шутливой форме обратить внимание работников на какие-то недостатки, дать испробованные веками полезные советы и просто проявить эрудицию и чувство юмора в сложных кадровых вопросах. Какие народные мудрости могут стать "оружием" в устах кадровика для борьбы с нерадивыми работниками, и какими им с таким же успехом противостоят работники - в последней статье номера.
С уважением,
Главный редактор
Л.В Труханович