В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в НКО должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98".
При формировании учетной политики бухгалтеру ассоциации или союза общественных организаций следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя ассоциации или союза. При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов финансовой деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств ассоциации или союза;
- методы оценки активов и обязательств ассоциации или союза;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля финансовых операций;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика ассоциации или союза общественных организаций должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов финансовой деятельности;
- своевременное отражение фактов финансовой деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка ассоциацией или союзом соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий деятельности (например, реорганизация).
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться приказом (распоряжением) руководителя союза.
С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками (в том числе ассоциации и союзы общественных объединений), обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.
Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.
Разработку учетной политики в ассоциациях и в союзах общественных объединений для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит союз, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.
В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:
- ответственного за организацию налогового учета;
- ответственного за ведение налогового учета;
- график документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;
- формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.