Демократия и законодательство об НКО - инициативы

Страницы: 1
Демократия и законодательство об НКО - инициативы
 
Членам НП "Юристы за гражданское общество"

info@lawcs.ru, nakaz@lawcs.ru, lesnyakova@naagency.ru, groznova@lawcs.ru, myachina@naagency.ru, kanevskaya@lawcs.ru, bogoroditsky@lawcs.ru, Телефон: (495) 637 31 26
от Галины Нагария.


В рамках проекта "Законодательство об НКО: правовая помощь, мониторинг и общественные действия", а также в реализации моего участия в АКЦИИ
«ГРАЖДАНСКИЙ НАКАЗ -2008», проводимой Вашей организацией, прошу принять и рассмотреть мои инициативы по теме «НКО – какими им быть в демократическом обществе».

ИНИЦТИВА ПЕРВАЯ:
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит в себе Статью 11, которая провозглашает:
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления. Конец цитаты.
Моя инициатива заключается в том, чтобы добиться принятия членами Европейского Союза принятия специального Протокола, который бы более подробно закреплял принципы, могущие максимально гарантировать права гражданина, возникающие у него из права на свободное участие в общественых объединениях. Согласитесь, довольствоваться одиннадцатью строчками в Конвенции при наделении человека правом на участие в «ассоциациях с другими» мы в современном мире больше не можем. Принятие данной Конвенции в начале прошлого века было чрезвычайно актуальным и своевременным событием, прорывом в урегулировании отношений в обществе людей. Но на сегодня многие положения Всеобщей Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выраженные в чрезвычайно лаконичных и не развернутых язвково-юридических формах,  являются тормозом в дальнейшем совершенствовании межгосударственных документах в области прав человека.  
ИНИЦИАТИВА ВТОРАЯ:
При разработке положений Протокола Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод «О принципах реализации прав человека на участие в общественых некоммерческих объединениях» прошу учесть мои инициативы:
ПРОТОКОЛ N ___ к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
«О принципах реализации прав человека на участие в общественных некоммерческих объединениях». Проект.
Настоящий Протокол закрепляет следующие принципы деятельности общественых некоммерческих объединений граждан и принципы, гарантирующие права человека, связанные с его правом на участие в таких объединениях:
1. Принципы, определяющие цели, задачи и специфику деятельности общественых объединений.
Общественное объединение может создаваться группой граждан (от трех и более) для совместной деятельности для удовлетворения своих не экономических, не потребительских и не предпринимательских целей. Исключением являются потребительские кооперативы, которые имеют признаки коммерческих и некоммерческих организаций и регулируются специализированным законодательством.
Общественые объединения могут распространять свою деятельность на граждан, не являющихся учредителями или членами данного объединения, исключительно на условиях добровольного волеизъявления таких граждан.
Общественные объединения не могут иметь прибыль, производимая продукция и услуги могут реализовываться общественными объединениями только по себестоимости затрат на их производство.
По сфере деятельности и сфере интересов граждан, создавших общественное объединение, общественные объединения могут иметь следующую классификацию: а) политические партии, б) религиозные организации, в) благотворительные, распространяющие бесплатные услуги и товары, г) образовательные, распространяющие образовательные услуги, д) исследовательские, аналитические, е) творческие, передающие навыки творческих специальностей, ж) имущественные, создаваемые для коллективного решения проблем, связанных с содержанием частного и совместно используемого имущества.
2. Принцип добровольности участия.
Ни один человек не может быть обременен обязанностью быть членом, участником либо потребителем (платных или бесплатных) услуг какого-бы то ни было общественного объединения помимо своей воли.
Ни один человек не может быть лишен права и возможности быть членом, участником либо потребителем (платных или бесплатных) услуг какого бы то ни было общественного объединения. Лишение человека права на членство в политической партии в силу нарушения Устава и программы при возникновении конфликтной ситуции возможно только в судебном порядке.
3. Принцип добровольности финансирования.
Ни один человек не может быть принужден участвовать в финансировании каких-бы то ни было статей расходов, акций, проектов, хозяйственной деятельности какого-бы то ни было общественного объединения ни в какой форме такого финансирования: ни лично, ни в качестве участника формирования бюджета юридического лица, в котором работает или акциями которого обладает. Спонсорство общественых объединений юридическими лицами недопустимо, кроме тех юридических лиц, которые созданы для целей сбора средств с частных добровольных доноров и финансирования конкретных проектов общественых объединений.
Не допустим принудительно-добровольный принцип финансирования общественных объединений, когда к человеку обращаются с персональным предложением принять участие в финансировании того или иного проекта общественного объединения. Призывы спонсорства могут быть только неиндивидуальными.
При добровольном участии человека в финансировании того или иного проекта того или иного общественного объединения человек имеет право самостоятельно решать вопрос огласки – анонимности своего спонсорского действия. Не допускается ситуация, при которой участие – неучастие человека в спонсорстве общественного объединения становится явным для других людей.
Финансирование работы административного аппарата общественного объединения может осуществляться членами и учредителями общественного объединения исключительно на добровольной основе.
4. Принцип невмешательства государства и коммерческого сектора в дела общественных объединений.
Создавать и участвовать в реализации деятельности общественного объединения имеют право только группы граждан в количестве не менее трех. Недопустимо создание и управление общественых объединений государствеными и коммерческими структурами.
Не допускается вмешательство государства и коммерческогго сектора в дела общественных объединений а) на этапе принятия решения о создании общественного объединения, б) на этапе процедуры регистрации общественного объединения, в) на этапе осуществления деятельности, г) на этапе ликвидации общественного объединения. Под вмешательством в дела общественного объединения подразумеваются любые действия, влияющие на решение граждан, и не подразумеваются действия государства в лице его органов, направленные на а) обеспечение нормальной законодательной базы для общественных объединений, б) внедрение института досудебной защиты прав граждан, имеющих отношение к общественному объединению, и института исполнения законов, в) применение института контроля за исполнением законов общественными объединениями и института неотвратимости наказания по фактам нарушения законов и прав граждан общественными объединениями.
Государство не может методом «кнута и пряника», «привилегий и дискриминации» стимулировать – тормозить создание и деятельность того или иного типа общественных объединений. Вмешательно государства в дела общественых объединений и в сферу формирования гражданского общества через посредство общественых объединений через посредство института привилегий или института дискриминации в отношении разных типов общественных объединений недопустимо.
Финансирование общественых организаций государственными и коммерческими структурами недопустимо.
5. Принцип прозрачности деятельности общественного объединения.
Никакия информация об общественном объединении не может определяться как государственная или коммерческая тайна.
Информация об общественных имущественных организациях должна быть открыта а) для государственных структур, б) для учредителей и членов, в) для общественных исследовательских и аналитических организаций.
Принцип прозрачности деятельности общественного объединения означает доступ к информации об общественном объединении гражданина либо представителя государства без обременения его какими-бы то ни было обременениями, как то: направление заявления с просьбой предоставить информацию, обращение в суд.
Принцип прозрачности деятельности общественного объединения достигается следующими методами:
А) Вся информация (копии договоров, приказы, ведомости, письма исходящие, ответы на письма, бухгалтерская документация, протоколы, решения органов власти...) общественного объединения должна выкладываться на электроных носителях (сайт, диски...) в течение одной календарной недели с момента введения в документо-оборот (с даты документа).
Б) Для гарантий реализации этого метода государство в лице государственного регистратора должно выступать информационным буфером, который бы: а) своевременно получал бы необходимую информацию от общественного объединения, б) хранил бы ее, в) представлял любому заявителю по первому требованию в любом виде: в печатном виде на бумаге, в электронном виде на дискете либо по интернет рассылке.
Никто не вправе запретить либо создать условия невозможнеости (затруднительности) для гражданина присутствовать на любом мероприятии (публичном или административном) какого бы то ни было общественного объединения.
6. Принципы управления общественым объединением.
6.1. Общественное объединение может управляться по принципу равного доступа его учредителей и членов к управлению.
6.2. Под управлением общественым объединением подразумевается:
а) принятие решений о целях и задачах общественного объединения.
Б) принятие решений о методах, принципах, схемах, планах и проектах для реализации целей и задач, утвержденных ранее.
В) принятие решений, связанных с получением средств и расходованием средств на утвержденные проекты.
Г) контроль за исполнением принятых решений.
6.3.Управление общественым объединением осуществляется в результате реализации двух институтов:
А) Института принятия решения, который имеет индивидуально-коллективный характер: решение принимается индивидуально каждым желающим по заявительному принципу, а результат как итоговое решение определяется по принципу большинства в 75%.
Б) Института контроля, который имет индивидуальный характер: имея свободный доступ к полноценной и всеобъемлоющей информации, каждый учредитель и член может осуществить контроль за качеством исполнения принятых коллективно решений. Никто не может лишить учредителя или члена общественного объединения права контроля (ревизии, аудита) деятельности имущественного общественного объединения. Никто не может лишить учредителя, члена или любого гражданина его права на контроль (ревизию, аудит) любого общественного объединения.
6.4. Заявительный принцип формирования исполнительных органов. Управление общественным объединением осуществляется по принципу формирования исполнительных органов членами объединения по заявительному принципу.
6.5. Принцип коллегиального формирования исполнительных органов. Минимальных звеном в исполнительном органе общественного объединения может быть его коллегиальный орган из со-председателей (не менее трех), которые могут отвечать за разные направления деятельности.
6.6.Принцип ротации руководящих кадров и принцип сменяемости власти. Высшая структура исполнительного органа в общественном объединении, состоящая из со-председателей, имеет ограниченый срок полномочий для одних и тех же лиц: не более трех лет подряд, не раньше, чем десять лет перерыва полномочий для повторных полномочий одного и того же лица.
7. Принцип обеспечения государственных гарантий в вопросах создания, регистрации, деятельности и ликвидации общественных объединений.
7.1. Государственые гарантии на этапе принятия решения группы граждан о создании общественного объединения.
7.1.1. Ответственность за законность принятия решения о создании общественного объединения возлагается на государство, гарантии такой законности  должно обеспечивать государство. Такие гарантии достигаются контролем государственного регистратора за соблюдением принципов принятия решения группы граждан о создании общественного объединения.  
7.1.2. Государство законодательно обеспечивает одинаковые принципы и процедуру принятия группой граждан решения о создании общественного объединения. Невозможно вмешательства государства в дело принятия решения группы граждан о создании общественного объединения созданием разных условий для принятия решения о создании общественных объединений: дискриминационных – для организаций одного типа, привилегированых – для организаций другого типа. Недопустима государственная пропаганда и увещевания в выгодности – не выгодности, целесообразности – не целесообразности создания того или иного типа общественых объединений.
7.2. Государственные гарантии на этапе регистрации общественых объединений.
7.2.1. Ответственность за законность регистрации общественного объединения возлагается на государство в лице его законодательных, исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти. Гарантии государства достигаются реализацией института контроля со стороны государственного регистратора за законностью регистрации общественного объединения. Контрольные функции государства при регистрации общественного объединения заключаются в следующем:
А) государственный регистратор обязан проводить анализ представленных на регистрацию документов на предмет их легитимности, то есть оформления их законным путем. Для этого заявление о регистрации государственный регистратор должен пронимать от каждого учредителя.
Б) государственный регистратор обязан проводить анализ качества учредительных документов (Устава...) на их соответствие законодательству.
В) государственный регистратор обязан принимать к регистрации только тот Устав общественного объединения, к которому прикреплен нотариально завереный список большинства учредителей, проголосовавших за данный текст Устава.
7.2.2. Государственный регистратор обязан осуществлять регистрацию а) общественных объединений в статусе юридического лица и б) общественных объединений без образования юридического лица.
7.3. Государственные гарантии в процессе деятельности общественного объединения.
7.3.1. Государство в лице его органов обязано обеспечивать контроль за соблюдением (исполнением) законов и нормативных актов как общественым объединением, так и отдельными его членами.
7.3.2. Контрольные функции государства в процессе деятельности общественного объединения заключаются в следующем:
А) государственный регистратор обязан обеспечивать ежегодный контроль наличия и легитимности полноценного кворумного членства  (высшего органа власти) и исполнительных органов. Для этого государственный регистратор должен получать от общественного объединения УВЕДОМЛЕНИЯ от членов, сообщающих о своем решении продолжать членство.
Б) государственный регистратор обязан осуществлять фиксацию в реестре состав со-председателей и сроки их полномочий, определенные законодательством.
В) государственный регистратор обязан контролировать соответствие законодательству и Уставу общественного объединения видов деятельности, которые на практике осуществляет общественное объединение.
Г) государственый регистратор обязан контролировать обеспечение прав граждан на членство в объединении, на свободный от любых обременений доступ к информации о деятельности объединения, на участие в управлении и контроля в процессе деятельности общественного объединения.
7.4. Государственные гарантии при реализации института ликвидации общественного объединения.
7.4.1. Государство обеспечивает возможность ликвидации общественного объединения как а) по инициативе его членов, так и б) по инициативе государственного регистратора.
7.4.2. Государственный регистратор обязан инициировать ликвидацию общественного объединения при устанорвлении следующих фактов:
А) нарушение законов и/или прав граждан при принятии решения о создании объединения,
Б) нарушение законов и/или прав граждан в процессе регистрации объединения,
В) нарушение законов и/или прав граждан при осуществлении деятельности объединения,
Г) невозможность расплатиться с кредиторами (банкротство),
Д) утрата кворумного членства в объединении,
Е) невозможность формирования легитимных органов.
7.4.3. Государственный регистратор до применения мер по ликвидации общественного объединения обязан применить меры предупреждения, которые могут выражаться в направлении Предупреждения всем учредителям общественного объединения со сроком принятия мер в течение 30-ти дней.
7.5. Государственные гарантии защиты прав граждан при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности общественного объединения.
7.5.1. в связи с тем, что общественные объединения являются некоммерческими и не занимаются коммерческой деятельностью (продажей товаров и услуг по ценам, превышающих себестроимость их производства), государство обязано освободить их от налогов, кроме тех, которые относятся к фонду оплаты труда штатных сотредников.
7.5.2. в своем законодательстве государство обязано закрепить норму о том, что бюджет общественного объединения может формироваться исключительно на основе утвержденной большинством членов ежегодной сметы, а статьи бюджета общественного объединения могут быть исключительно целевыми.
7.5.3. в своем законодательстве государство должно определить, что имуществом общественного объединения может быть только то имущество, которое приобретено на добровольные взносы его членов (всех или не всех), либо получено в юридическую собственность общественного объединения в виде добровольного пожертвования его членов (всех или не всех).
7.5.4. в своем законодательстве государство должно определить, что расходы на содержание аппарата общественного объединения могут финансироваться его членами исключительно на добровольной основе.
7.5.5. в своем законодательстве государство должно определить, что институт большинства при принятии решений в общественном объединении не может быть ниже 75% от числа членов данного объединения.
7.5.6. в своем законодательстве государство должно определить, что сделки с имуществом общественного объединения могут осуществляться исключительно при согласии на такие сделки 100% членов, что при регистрации таких сделок обязан контролировать государственный регистратор.
7.5.7. в своем законодательстве государство должно определить, что общественные объединения могут осуществлять под юридическим оформлением одного юридического лица только одним видом деятельности. (ГСК не может осуществлять деятельность ЖСК, и наоборот.)  Это ограничение не лишает данную группу граждан создать другое тематическое общественное объединение.














Страницы: 1
Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста