Предоставление скидок и премий. Налоговые аспекты




Алексина В. В.,
эксперт БГ

Известно, что ни одна компания не сможет удержаться на плаву, если будет зависеть от одного поставщика или покупателя. Для этого необходимо привлекать новых клиентов. Проще всего это сделать, снизив цены или предоставив скидки. Это, в свою очередь, позволит уменьшить цену на продукцию или услуги. Кроме потенциальных покупателей, такие методы удержат и постоянных заказчиков. А выгодные условия сделки привлекут внимание новых клиентов.

Скидки, различные бонусы и премии являются базовыми инструментами торговых организаций в борьбе за рынки сбыта. Суммы скидок и их размер должны быть подтверждены документально. Таким подтверждением может являться договор, где определяется порядок предоставления  скидки, ее размер в зависимости от объема или суммы закупки, сроков оплаты, поставки и т. д. Установление скидки обеспечивает покупателю получение выгоды, если он соглашается выполнить соответствующие условия договора.

Вопрос установления скидок и их размера рассматривался в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.09.2009 г. № Ф04-5476/2009 (20066-А45-26), Ф04-5476/2009 (19374-А45-26) по делу № А45-21413/2008-49/556.

Предоставление скидок также может быть установлено приказом руководителя предприятия.

Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2009 г. № Ф04-3172/2009 (7535-А03-42) по делу № А03-9915/2008 было установлено, что предоставление скидок предусмотрено приказом руководителя общества и опубликовано в прессе в виде обращения к потребителям; наличие факта реального предоставления скидок налоговым органом не оспаривается.

Выполнение расчетов и учета средств устанавливается налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. В силу подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов для расходов на оплату сторонним организациям выполненных работ (оказанных услуг) признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. При этом положения указанной нормы не устанавливают обязанности  налогоплательщика по выбору конкретного способа учета данных расходов, предоставляя ему право выбора определения даты осуществления расходов (Постановление ФАС Московского округа от 11.10.2011 г. по делу № 40-10948/11-90-46).

Недавно Минфин в письме от 31.07.12 № 03-03-06/1/372 указал, что если предоставление скидки (выплата премии) покупателю предусмотрено условиями соответствующего договора купли-продажи (без изменения цены), а основанием ее предоставления является выполнение определенных условий договора, то скидку можно учесть в составе внереализационных расходов.

Несмотря на то что скидки являются мощнейшим инструментом маркетинга, деловая практика свидетельствует о том, что работать со скидками готовы далеко не все торговые фирмы, ввиду несовершенства законодательства. Нежелание работать со скидками в первую очередь обоснованоотсутствием их официального понятия, закре-пленного в отраслях российского права. Не со-держат такого определения ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни бухгалтерское законодательство. Налоговый кодекс Российской Федерации хоть и упоминает скидки в некоторых статьях, например, в ст. 40 НК РФ или же в ст. 265 НК РФ, но также не дает их самостоятельного определения. В результате чего сегодня в качестве скидок рассматриваются не только сами скидки, но и иные формы поощрения покупателей, такие как премии, бонусы, подарки и так далее. Причем отождествление данных понятий наблюдается даже среди служителей закона, о чем говорят, например, постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 г. № 11175/09 по делу А44-109/2008, постановление ФАС Московского округа от 08.04.2011 г. № КА-А40/2753-11 по делу № А40-88548/10-114-367 и другие.

Порядок отражения данной сделки в учете продавца всецело зависит от того, какой вид скидки или бонуса предоставляется покупателю.

Следует отметить, что в общепринятом смысле под скидкой понимают снижение первоначально установленной цены за единицу товара. Получается, что продавец, предоставляя покупателю скидку на товар, тем самым уменьшает сумму налогов, которую мог бы заплатить в бюджет при использовании первоначальной цены товара. Вследствие чего у налоговых органов нередко возникают претензии к торговым организациям. Поэтому, чтобы рационально и без потерь использовать в своей торговой деятельности такой инструмент, как скидки, необходимо четко обозначить свои позиции в отношении цен, устанавливаемых на товары.

Принципы определения цены товаров для целей налогообложения заложены в ст. 40 НК РФ.

Перечень скидок, перечисленных в п. 3 ст. 40 НК РФ, носит общий характер и не является исчерпывающим. Следовательно, список скидок, к которым проверяющие органы должны относиться благосклонно, может быть и расширен. Однако часто между торговыми организациями и проверяющими органами возникают споры, в которых налоговые органы требуют от торговой компании доказать правомерность использования того или иного вида скидки, поскольку в ст. 40 НК РФ перечислены скорее их группы, нежели виды. Например, если организация применяет в своей деятельности скидку в размере, превышающем 20% от уровня рыночных цен на идентичный или аналогичный товар, то при отсутствии у нее маркетинговой политики ей придется доказывать основания ее применения. В частности, если скидка связана с изменением потребительского спроса, то, соответственно, организации потребуется представить в налоговый орган результаты маркетингового исследования, которые действительно подтверждают, что спрос на товары упал, и организация вынуждена снизить на этот товар цену. В качестве доказательства в такой ситуации могут быть использованы данные организации об объеме продаж по этому виду товара за последние несколько месяцев.

Если причиной снижения цены является потеря качества или других потребительских свойств, также понадобятся доказательства о порче товара или какого-либо другого несоответствия товара заранее установленному уровню качества.

Поэтому основным аргументом спора с налоговыми органами по поводу правомерности предоставления скидок может стать положение о маркетинговой политике организации.

О том, что маркетинговая политика является весьма серьезным аргументом защиты от претензий налоговиков в части предоставления скидок, говорят такие примеры из судебной практики, как постановление ФАС Московского округа от 11.09.2008 г. № КА-А41/8495-08-П по делу № А41-К2-25041/06, постановление ФАС Московского округа от 19.10.2006 г. № КА-А40/9955-06, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2005 г. № Ф08-3201/05-1296 А и другие.

По скидкам, предоставленным продавцами товаров до 1 января 2012 г., контроль над уровнем цен налоговики вели в соответствии с нормами ст. 40 НК РФ. С 1 января 2012 г. Федеральным законом от 18 июля 2011 г № 227-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новым разд. V.1. «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связ с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Следовательно, в настоящее время контроль над ценами осуществляется по новым правилам, на что указывают положения Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

Кроме того, поводом для возвращения к теме налогообложения операций по предоставлению скидок и выплаты премий в рамках исполнения обязательств по договорам поставки товаров послужило постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11637/11. С одной стороны, позиция арбитров является некой отправной точкой для исчисления НДС плательщиками данного налога – поставщиками и покупателями товаров. С другой – у тех, кто специализируется на производстве и реализации продуктов питания, с выходом указанного судебного акта возникают дополнительные вопросы. Чтобы процесс предоставления скидок и обмена премиями казался максимально прозрачным с точки зрения налогообложения, необходимо обстоятельно изучить постановление № 11637/11, разобрать некоторые нюансы рассмотренного в нем дела и протестировать его на возможность применения на практике.

Следует отметить, что в постановлении № 11637/11 Президиум ВАС сделал два взаимосвязанных вывода:

  • стимулирующие премии, выплачиваемые поставщиками покупателям товаров за достижение определенного объема закупок, изменяют стоимость уже реализованных товаров;
  • налоговые обязательства поставщика и покупателя в результате выплаты стимулирующей премии должны быть пересмотрены.

Для налогоплательщиков такая квалификация премии чревата следующими последствиями: составлением корректировочных счетов-фактур и заявлением дополнительных вычетов по НДС поставщиком и восстановлением налога, ранее принятого к вычету покупателем, а также внесением изменений в расчет налоговой базы по налогу на прибыль прошлых отчетных налоговых периодов. Однако в отношении пересчета налога на прибыль не все так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Подачи уточненных налоговых деклараций вполне можно избежать, причем на вполне законных основаниях. Что же касается поставщиков продовольственных товаров, то их налоговая политика не должна измениться и после появления постановления № 11637/11, поскольку положения федерального законодательства в области регулирования торговой деятельности не позволяют изменять цену поставленных товаров на сумму вознаграждений, выплаченных покупателям за приобретение определенного количества товаров.

Также по этой теме: