Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2005
- |
повышение заинтересованности работников и работодателей в осуществлении пенсионного страхования; |
- |
борьба с теневым сектором экономики; |
- |
обеспечение увеличения общих пенсионных выплат на всех уровнях пенсионной системы; |
- |
создание внутренних инвестиционных ресурсов; |
- |
законодательное обеспечение и создание соответствующих условий для реализации законов; |
- |
контроль и участие в управлении системой общеобязательного государственного пенсионного страхования; |
- |
контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов; |
- |
финансовая поддержка системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и финансовые гарантии для участников негосударственного пенсионного страхования; |
- |
создание условий для экономического развития, развития предпринимательства и увеличения заработной платы; |
- |
демократизация пенсионной системы и обеспечение ее стабильности. |
Как видим, государственный маркетинг необходимо использовать в комплексе со всеми инструментами государственного управления, например планированием, для выявления реальных потребностей людей и способов их удовлетворения. Государственный маркетинг должен также обеспечить возможность более оперативного реагирования на изменения и колебания ситуации на рынке, более полно учитывать не только экономические, но и социально-психологические факторы.
Для принятия качественных управленческих решений и обеспечения эффективного функционирования экономики органам государственного управления нужна не только обобщенная информация о состоянии товарных рынков, но и конкретные данные о региональных рынках и отдельных предприятиях, которые могут быть получены через государственные или частные исследовательские структуры. Маркетинговые исследования должны определить ориентиры на будущее, которые позволят сформулировать на перспективу задачи социальной и экономической политики государства. Такая информация будет способствовать принятию правильных и объективных управленческих решений с учетом особенностей развития ситуации во времени и пространстве, позволит предотвратить или уменьшить негативные последствия экономических и социальных кризисов. Ведь в каждый период важно правильно определить конкретные приоритеты в зависимости от развития продуктивных сил, ситуации в мире и ряда других факторов.
Особое внимание следует обратить на роль средств массовой информации. Как показывают социологические исследования, СМИ пользуются достаточно высоким уровнем доверия у населения. В условиях информационного общества СМИ становятся активными участниками влияния на сознание людей и экономическую ситуацию на рынке. Представленные в них материалы и сюжеты способны в очень короткий срок спровоцировать определенный ажиотаж (буквально на следующий день после соответствующих сообщений) и вызвать социальное напряжение. В то же время информация, по признанию самих журналистов, часто подается необъективно и односторонне.
Во время кризисных событий действия органов государственного управления (в том числе и в информационном плане) в определенной мере отставали от развития событий. Это еще раз указывает на то, что маркетинговые методы в организации государственного управления используются не всегда эффективно и удачно. И хотя отставание активной реакции правительства на события, в частности при «зерновом» кризисе, было незначительным, этого периода хватило для получения рядом компаний высоких доходов, как через увеличение объемов реализации, так и повышение цен.
Учитывая то, что не все СМИ всегда объективно освещают события, информационная работа органов государственного управления (можно сказать, «государственный пиар») должна быть активной, правдивой и превентивной. В условиях рынка возможности административных методов управления уменьшаются, поэтому актуальным становится повышение авторитета власти через рекламу ее достижений, широкое и открытое обсуждение планов и программ деятельности.
Таким образом, государственный маркетинг должен стать неотъемлемой частью системы государственного управления социально-экономическими и политическими процессами в стране в условиях рынка, а его основной задачей является максимальное удовлетворение разумных потребностей (интересов) населения (с учетом покупательной способности) за счет собственных производителей, для которых государство должно создать наиболее благоприятные условия развития. С этой целью должна быть разработана стратегия и тактика поддержки национального производителя на внутреннем и внешнем рынках.
Государственный маркетинг должен использоваться в первую очередь для решения следующих основных задач:
- |
разъяснение целей и задач общественного развития, обеспечение стабильности в государстве; |
- |
анализ рынка, его структуризация, анализ и прогнозирование общественного спроса на товары и услуги; |
- |
регулирование экспорта и импорта в зависимости от состояния внутреннего и внешнего рынков с помощью маркетинговых инструментов; |
- |
повышение конкурентоспособности собственных производителей и защита внутреннего рынка; |
- |
формирование положительного имиджа государства; |
- |
всесторонняя помощь отечественным предприятиям для выхода на внешние рынки; |
- |
проведение рекламных мероприятий на государственном уровне (в том числе и борьба с вредными привычками), использование государственных структур для продвижения товаров на внешних рынках (дипломатические представительства); |
- |
содействие формированию оптимальных межотраслевых и региональных пропорций, развития конкуренции, обеспечение равных условий бизнеса для всех субъектов рыночной деятельности; |
- |
законодательное обеспечение и создание соответствующих условий для реализации законов; |
- |
стабилизация рынка товаров и услуг. |
Сегодня отдельные элементы маркетинга уже используются в деятельности государственных органов (в частности, принят Закон Украины «О зерне и рынке зерна в Украине»), тем не менее не всегда они носят комплексный и целенаправленный характер, а для их практического воплощения часто не хватает необходимых ресурсов. Сегодня на уровне министерств начинается работа по созданию подразделений, которые выполняют те или другие функции маркетинга. Их задачи, методы деятельности и разработанные мероприятия обычно будут отличаться от деятельности маркетинговых подразделений субъектов предпринимательства. Но суть состоит не только в создании отдельных подразделений, а в переходе на маркетинговую концепцию государственного управления, которая предусматривает широкое использование маркетинговых методов на всех стадиях принятия и реализации управленческих решений. При этом в комплексе должны быть задействованы все рычаги государственного управления: правовые, организационные, финансовые и т.д.
В заключение отметим следующее. Государственный маркетинг — комплекс мероприятий в системе государственного управления (на уровне государства и отдельных регионов), направленных на выявление и формирование потребностей (интересов) членов общества (индивидуальное, групповых и общегосударственных), создание соответствующих условий и осуществление конкретных действий и мероприятий по их комплексному удовлетворению. Государственный маркетинг при этом должен обеспечить повышение эффективности экономики в целом и конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, наиболее полное удовлетворение потребностей граждан.
Обычно в системе маркетинга выделение государственного маркетинга как его специфического направления (разновидности) — это относительное (условное) размежевание, которое вызвано необходимостью усовершенствования методики исследования проблемы применения маркетинга в системе государственного управления. Связано это с тем, что государственный маркетинг имеет ряд существенных отличий и особенностей, которые отличают его от маркетинга на уровне отдельного предприятия. В первую очередь это проявляется в специфике объектов и субъектов маркетинговой деятельности, целях и задачах (необходимостью комплексного подхода к удовлетворению социально-политических и экономических интересов членов общества), особенностей использования маркетинговых инструментов государственными органами.
Государственный маркетинг вместе с другими направлениями и методами государственного управления может включать целый комплекс отдельных составных элементов, например:
- |
законодательный маркетинг, в том числе и законодательное регулирование маркетинговой (рекламной) деятельности, определение стандартов качества продукции, регулирование цен; |
- |
социальный маркетинг (образования, медицины и т.п.); |
- |
маркетинг государственных резервов; |
- |
муниципальный маркетинг; |
- |
формирование маркетинговых коммуникаций (интеграционный маркетинг); |
- |
бюджетный и налоговый маркетинг; |
- |
маркетинг общегосударственных проектов (например, нефтепровод Одесса—Броды; приватизации стратегических объектов и т.п.). |
Конечно, нам могут сделать замечание, что эти вопросы решаются в процессе разработки и реализации социально-экономической политики государства и нет необходимости специально выделять государственный маркетинг. Но маркетинг является составной неотъемлемой частью экономической науки, и его выделение в отдельную область знаний было связано именно с методологическими и практическими проблемами усовершенствования социально-экономических исследований, обеспечением комплексного подхода и объединения усилий разных наук, в том числе технических, социальных и психологических для решения конкретных задач в деятельности предприятий. Маркетинг должен, во-первых, определять четкие ориентиры для разработки планов социально-экономического развития, а во-вторых, с помощью маркетинговых инструментов обеспечить наиболее успешную их реализацию, оперативное реагирование на изменения, которые происходят на рынке. Для целей углубленного исследования маркетинга и возможности его применения для усовершенствования государственного управления мы и предлагаем выделить его специальное направление — государственный маркетинг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубков Е. П. Маркетинг как концепция рыночного управления. — www.cfin.ru/press/marketing/2000-1/12.shtml2. Куденко Н.В. Маркетинг при социализме: был или не был?// Маркетинг и логистика в системе менеджмента. Тезисы докладов 4-й Международной научно-практической конференции. Львов 7—9 ноября 2002 года. — Львов: Издательство НУ «Львовская политехника», 2002. — С. 189—191.
3. Окландер М. О государственном маркетинговом регулировании // Экономика Украины. — 2003. — №4. — С. 80—81.
4. Цветкова В.В. Государственное управление в Украине. — Львов, 2002. — 352 с.
Также по этой теме: