Конъюнктура потребительского рынка России в первом и втором кварталах 1999 года



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 1999


Конъюнктура потребительского рынка в I квартале, как и ожидалось, была низкой. Емкость рынка снижалась, спрос населения сужался, товарные ресурсы сокращались. Относительная синхронность этих процессов обеспечили понижающуюся динамику роста потребительских цен. Тем не менее реальные доходы населения падали и по отношению к предыдущему кварталу, и по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Цены на продукты питания росли быстрее цен на непродовольственные товары, что уже само по себе свидетельствует о переходе большей части населения страны в режим выживания. Обозначилась тенденция проедания сбережений. И это при том, что общая задолженность населению, хотя и медленно, снижается. В целом за январь превышение расходов над доходами населения составило 10,5 млрд.рублей. Остаток денег на руках у населения уменьшился на 6,6%. Доля доходов населения, направленных на покупку валюты уменьшилась в январе текущего года вдвое (с 17% до 8%).

Если в январе при общем индексе потребительских цен (ИПЦ) – 8,5% цены на продовольственные товары увеличились на 10,4%, а на непродовольственные – на 6,4% (на услуги на 4%), то в феврале динамика цен на продукты и непродовольственные товары несколько сблизилась. При общем ИПЦ – 4,1% цены на продовольственные товары возросли на 4,4%, непродовольственные – на 3,9%, на услуги – на 3,1%. Влияние услуг на ИПЦ будет расти. При возрастании ИПЦ разрыв в динамике цен на продукты питания и на непродовольственные товары будет увеличиваться, а при снижении уменьшаться. По этому разрыву можно безошибочно судить о динамике падения реальных доходов населения. Чем больше этот разрыв, тем быстрее падение реальных доходов основной массы населения.

Об этом, в частности, свидетельствует быстрый рост стоимости набора из 25 основных продуктов питания. На 1 марта т.г. он составил 506,3 рубля. Это больше, чем месяц тому назад на 6,3%, а всего с начала года прирост стоимости набора составил 18,9%. Как видно, это существенно выше динамики ИПЦ.

Госкомстат сообщает о снижении дифференциации доходов населения (в январе с 13,4 раза до 10,3 раза; по данным Евростата в странах ЕС в январе средний показатель дифференциации составил 5,16 раза) за счет снижения доли общего объема доходов у 10% богатых и увеличения у 10% бедных. Информация от торговых корреспондентов этого не подтверждает. Устойчивым является спрос на самые дешевые товары и престижные наиболее дорогие товары известных марок. Особенно это заметно на рынке автомобилей. Активно покупают либо наиболее дешевые машины, либо наиболее дорогие иномарки. Спрос на товары средней цены сократился, конкурентная борьба с импортерами за покупателя с низкими и средними доходами заканчивается в пользу отечественных производителей, обеспечивающих сравнительно высокое качество товаров в соответствующем ценовом сегменте.

Дело в том, что дифференциация доходов в верхней децильной группе высокая, в нижней – дифференциация доходов практически отсутствует.

Пока реальная экономика не начала функционировать в режиме устойчивого роста ситуацию на потребительском рынке необходимо удержать. Меры по удержанию, судя по текущим шагам правительства и заявленным намерениям, будут приниматься в следующих направлениях:

- постепенное, целенаправленное погашение задолженностей населению будет вестись адресно;

- индексация доходов населения будет минимальной, обеспечивающей не снижающийся уровень реальных доходов самых низкодоходных групп населения;

- на решение этой задачи направлена и ценовая политики, ограничивающая уровень всех видов “накруток” в сфере товародвижения на товары массового, повседневного спроса. В торговле все шире будут использоваться приемы социального маркетинга (по опыту г.Москвы);

- будет обеспечиваться максимальная поддержка аграрного сектора, стимулироваться увеличение производства всех видов сельскохозяйственных продуктов в 1999 году;

- исполнительная власть стремится не оголить полки магазинов. Насыщенность торговли снизится, но предложение товаров, обеспечивающих нормальное выживание основной массы населения, снижаться не должно.

Удерживать ситуацию долго нельзя, ибо перечисленные меры сужают спрос, а следовательно ограничивают возможности роста производства.

В целом в I квартале текущего года отмечалось некоторое оживление хозяйственной активности. Однако тенденция неустойчивая. В феврале обозначилось замедление прироста выпуска промышленной продукции (более чем вдвое по сравнению со среднемесячным приростом в IV квартале 1998 года). Номенклатура продукции, по которой имел место рост в декабре, в феврале сократилась так же в два раза.

По данным аналитического центра ИМЭМО РАН “Российский экономический барометр” на начало текущего года большинство руководителей промышленных предприятий считало, что развитие производства сейчас сдерживают два фактора – недостаточность спроса и нехватка финансовых ресурсов (в т.ч. из-за высоких налогов). Все прочие ресурсы (производственные, трудовые, сырьевые) развитие производства не сдерживают.

Практически проблема состоит в том, как разорвать образовавшиеся из-за пресловутой “финансовой стабилизации” 1996–1997 года порочный круг. Недостаточный спрос сдерживает производство, недостаточное производство в свою очередь может вызывать гиперинфляцию, но главное сдерживает рост доходов населения, а, следовательно, и спроса. Без выхода из этого порочного круга не решить и проблему инвестиций. Нет инвестиций нет и перспектив развития производства.

Одним из направлений решения данной проблемы является изменение политики доходов населения. Действующее правительство получило в наследство полностью разбалансированный денежный оборот при жестком дефиците денежной массы (такова была цель “финансовой стабилизации”). Денежная масса равная 13% ВВП не покрывала и 20% расчетов между отраслями российской экономики.

Как формируется производственный платежеспособный спрос? Как денежная масса вливается в реальный сектор отечественного производства? Как определяется тот объем денежной массы, которая обеспечивает платежный внутриэкономический оборот? В настоящее время официальные деньги эмитируются под валютные резервы, устойчивым источником которых является внешняя торговля.

Основным каналом поступления денег в платежный экономический оборот является потребительский рынок. Расширение покупательского спроса населения увеличивает массу официальных денег во всем платежном обороте.

Важным объективным критерием политики денежных доходов населения является доля доходов лиц наемного труда в ВВП. Она должна быть не меньше 50%. В богатых развитых странах она составляет 55–60%.

Почему в развитых странах стремятся удерживать оплату наемного труда и другие денежные доходы населения, направляемые на потребление, в размере не меньше 1/2 ВВП? Вторая половина ВВП – все другие издержки. Потребительский рынок, где население реализует полученные доходы, обеспечивает покрытие издержек во всем реальном секторе экономики. Такова принципиальная схема экономического оборота.

За годы либеральной реформы спрос на внутреннем рынке снизился в два с лишним раза. Произошло это в результате резкого падения денежных доходов лиц наемного труда. В 1990 году удельный вес этих доходов составил 49% ВВП, в 1998 году – около 20%. В результате сужения спроса в два раза сократилось производство.

При таком удельном весе доходов лиц наемного труда в стране должен происходить мощный инвестиционный бум. В России же констатируют крах рынка инвестиций. Где деньги?

В первые два года реформ правительство не инвестировало в реальный сектор экономики по “принципиальным мотивам”, в последующие годы – по причине оскудевшей казны.

“Принципиальные мотивы” сводились к тому, что инвестировать должны собственники. Прибыль собственников в 1997–1998 годах составляла свыше 50% ВВП (на “диком” Западе – 20%), а объем инвестиций в промышленность снизился за этот период на 64%. Почти вся прибыль, как известно, вкладывалась в “короткие” госбумаги, конвертировалась в СКВ и в значительной части уводилась за границу. Огромные банковские вклады граждан, – 165,6 млрд.рублей на 1.07.98 года, – банки “крутили” на рынке “ценовых” бумаг. А ведь до 1985 года вклады граждан обеспечивали 80% краткосрочных кредитных вложений в производство.

Обескровленная промышленность прекратила обновление основных фондов. Оставшиеся используются из-за постоянно сужающегося внутреннего спроса на 20–50%. В большой мере разрушена легкая промышленность, которая до реформы формировала более 30% доходов бюджета страны.

Прогноз конъюнктуры потребительского рынка исходит прежде всего из оценок состояния рынка инвестиций и перспектив его развития. Объем и структура инвестиций определяют какими будут объем и структура товарных ресурсов в прогнозируемом периоде. В свою очередь производство и масштаб инвестиций предопределяет и динамику денежных доходов населения и, как результат, соотношение спроса и предложения, динамику цен. Это принципиальная схема взаимодействия данных макроэкономических показателей конъюнктуры потребительского рынка, дающая основу лишь для общих прогнозных ее оценок. (Для расчетов соответствующих прогнозных показателей производства, а следовательно временных лагов, структуры инвестиций и производства, эффективности и степени использования основных фондов у Института нет ресурсов – ни финансовых, ни информационных).

Достаточно очевидно, что значительных инвестиций (для начала экономического роста) в ближайший год не будет. Стратегические решения инвесторы откладывают до выборов нового президента в 2000 году. Бюджету развития 1999 года, даже если его средства в 20,8 млрд.рублей будут использованы в полном объеме и эффективно (сомнения в этом основываются на высоком уровне коррупции и слабости кредитной банковской системы), проблему существенного разогрева экономики решить не удасться. Тем более, что высокая инфляция будет обесценивать и сам бюджет.

В этой связи в настоящее время пока нет достаточных оснований для предотвращения падения реальных доходов населения, а, следовательно, и физического объема товарооборота. Вероятно, трудности, сложившиеся в первом полугодии текущего года не удастся преодолеть и в 2000 году. Тем не менее есть целый ряд возможностей для поддержания и укрепления реального сектора экономики. Одна из них – его структурная перестройка, правильный выбор приоритетов.

Когда сегодня Министерство экономики формулирует задачи структурных преобразований в реальной экономике, речь идет о таких приоритетах как высокие технологии, точное машиностроение, космос, авиационная промышленность, автомобилестроение. Однако, как правило, не отмечается, что это стратегические задачи структурной перестройки национального хозяйства. Есть же задача тактическая. Структурные преобразования должны начаться с подъема производства конечных товаров, то есть товаров народного потребления. Высокая конъюнктура потребительского рынка на основе мощного, надежного производства потребительских товаров (при сохранении традиционного импорта) – необходимое условие успешного решения стратегических задач структурных преобразований в реальной экономике. Это аксиома легко доказывается как анализом ресурсных и финансовых потоков в реальной экономике, так и мировой практикой.

Развитие отечественного производства потребительских товаров и замещение импорта не только напрямую способствует устойчивости конъюнктуры потребительского рынка, повышает социально-экономическую безопасность страны, но и способствует наполнению государственного бюджета, а следовательно создает предпосылки для подъема всей реальной экономики.

В январе текущего года внешнеторговый оборот России составил 7,7 млрд.долларов (снизился по сравнению с январем 1998 года на 33,6%). В результате того, что экспорт – 4,8 млрд.долларов снизился значительно меньше (на 18,3%) импорта (2,9 млрд. долларов, снижение на 49,3%) сальдо торгового баланса в январе составило 1,9 млрд. долларов. Тогда как в январе прошлого года оно составило всего 300 млрд. долларов.

Итак, необходимы срочные меры, направленные на быстрое, активное развитие производства товаров народного потребления. Экономическая политика, акцентирующая всю систему мер и экономических рычагов на подъем отечественного производителя, не имеет альтернативы. Только такая политика способна удержать социально-политическую ситуацию в стране, начать возрождение доверия к власти, подготовить реальную экономическую основу для развития экономики за пределами 1999 года.

Поскольку само государство сегодня не обладает достаточными финансовыми ресурсами для поддержки даже самых эффективных и быстроокупаемых подотраслей производства потребительских товаров, тактика решения данной проблемы должна сводиться к выполнению двух задач: расширению внутреннего спроса (это чревато высокой инфляцией) и созданию условий выгодности производителям потребительских товаров увеличивать объемы производств, что будет способствовать снижению цен.

Две эти задачи тесно взаимосвязаны. Уровень инфляции будет зависеть от того, насколько быстро производство и предложение товаров будет реагировать на расширение спроса населения (особенно на единовременные “вспрыскивания” денежной массы на потребительский рынок). Чем быстрее будет реакция производителя и товаропроводящей цепи на расширение спроса, тем, естественно, ниже будет темп инфляции.

Реакция предложения зависит, в частности, от скорости продвижения товаров на рынок и доли торговли в розничной цене товара. Оптовая цена производителя должна формировать прибыль достаточную для развития производства, а розничная цена – стимулировать покупательский спрос, развитие торговли. Проблема реконструкции сложившейся товаропроводящей системы состоит в ликвидации лишних посреднических звеньев.

Одна из важнейших проблем экономической политики правительства – обеспечить единство между мерами государства по макроэкономической стабилизации и развитию микроэкономики.

После 17 августа российский рынок разделился на две части: на одной стороне оказались западные фирмы, на другой – российский производитель вместе с потребителем1. До дефолта призывы покупать отечественные товары выглядели не более как декларация, призыв к патриотизму. Дефолт объективно повернул покупателя к отечественному производителю. Отечественные производители столь же объективно повернулись к потребителю.

В течение 1999 года спрос населения в долларовом выражении будет сокращаться. В этой связи необходимо ослабить привязку цены к доллару, снижая долларовую составляющую издержек. Себестоимость должна формироваться на рублевой основе. Успех на потребительском рынке может обеспечить лишь более медленный по сравнению с обменным курсом рост рублевых цен. Необходимо отказаться от цен в долларах или условных единицах на все товары отечественного производства. Ведь долларовая цена рубля не имеет объективной основы, скорее всего она занижена.

Отечественный производитель не связан сейчас по рукам и ногам конкуренцией. Но ведь и конкурентная борьба была не равной. За спиной импортера стоял огромный капитал, а за отечественным производителем лишь долги.

Лигитимный российский средний и мелкий бизнес получил шанс на активное реформирование и развитие. Импортеры и ушедшие с российского рынка западные компании могут возвратиться после президентских выборов, когда ситуация примет определенные политические и экономические формы.

Таким образом время для захвата отечественного рынка ограничено. И если отечественный производитель до конца 2000 года не встанет на ноги, ему очевидно придется вновь функционировать в условиях острой конкуренции.

За предстоящие два года отечественным производителям необходимо успеть улучшить производственные условия, повысить уровень оснащенности современным оборудованием (при почти полностью разрушенном машиностроении для легкой и пищевой промышленности), выйти на необходимый уровень обеспеченности собственными оборотными средствами и свободными финансовыми ресурсами.

Вместе с тем нельзя сбрасовать со счета и иностранных производителей, оставшихся в России, которые могут усилить свои позиции практически в любой момент.

По мартовского опросу ВЦИОМ подавляющее число россиян явно не желают революционного развития ситуации. У большинства населения формируется конструктивное отношение к текущим экономическим событиям, к социальной политике правительства. Об этом свидетельствует и самый высокий по сравнению со всеми другими политиками (и с предыдущими премьер-министрами) рейтинг Е.Примакова.

В апреле напряжение на потребительском рынке возрасло. Сказалась мартовская эмиссия. Следует учитывать, что лаг между эмиссией и реакцией цен на нее существенно сократился. Если в период “финансовой стабилизации” лаг составлял 3–4 месяца, то сейчас он сократился до 2–3 недель. Здесь две причины. Во-первых, большая часть населения живет от получки до получки, проедая деньги “на черный день”. Во-вторых, кризис 17 августа привел к утрате рынков рублевых финансовых инструментов (доля доходов на покупку валюты сократилась в два раза, резко снизился спрос на ОФСЗ и другие ценные бумаги), не восстановилось доверие к кредитным учреждениям. В результате практически исчез буфер между эмиссией и ростом потребительских цен.

Следует отметить, что один из вариантов прогноза ЦБ РФ уже не оправдался. В декабрьском (1998 года) докладе “Основные направления денежно-кредитной политики на 1999 года” ЦБ полагал, что инфляция за год может составить 12–16% (лишь за первый квартал она оказалась больше, с января по 5 апреля она составила 16,9%). По этому варианту прогноза ЦБ экономический спад должен был составить 8–9%, а снижение реальных доходов – 9–10%.

По другому варианту прогноза ЦБ инфляция составит 50–55%. При этом экономический спад – 4–5%, в таких же пределах ожидается и снижение реальных доходов. Если следовать логике прогнозных расчетов ЦБ, экономика сейчас развивается по наиболее оптимальному варианту, ибо уже достаточно очевидно, что инфляция меньше 60% не будет.

В целом же экономическая ситуация остается хрупкой и мало предсказуемой. Ухудшение основных экономических показателей в 1999 и первой половине 2000 года заложено (как показал анализ экономического положения страны, проведенный в начале года Советом по внешней и оборонной политике) результатами политики прошлых лет.

Во II квартале объем промышленного производства в целом составит не более 97–98% от соответствующего уровня 1998 года. Процесс импортозамещения в сфере конечного производства будет продолжаться, однако в феврале-марте обозначилась тенденция роста импорта товаров народного потребления. Если во II квартале она продолжится, предложение импортных товаров на потребительском рынке может подойти к уровню первой половины 1998 года (51% в общем объеме товарного предложения, в I квартале ожидается 49%).

Динамика потребительских цен существенно возрастет. В целом за II квартал, если к концу июня курс доллара США достигнет 30 рублей за доллар (к этой оценке склоняются многие эксперты) индекс потребительских цен составит 115±2%. Динамика цен будет зависеть от того насколько эмиссия (она составит не менее 15 млрд.рублей) будет иметь товарное покрытие.

Физический объем товарооборота останется на уровне I квартала. В этом случае объем оборота розничной торговли в текущих ценах составит 400±5 млрд.рублей.

_____________________________
1 Прямые западные инвестиции в России по международным меркам ничтожны. Они составляют около 40 млрд. долл. Это меньше промилле мирового рынка капитала.

 

Также по этой теме: