Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2005
- |
анализ первичных документов банка на постоянной основе предполагает получение представления о реальном финансовом состоянии кредитной организации, выявление на раннем этапе проблем, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков; |
- |
оценка достоверности отчетных данных банка с последующим анализом позволяет осуществить более детальный контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности в кредитной организации. Особое внимание при этом уделяется правильности расчета собственных средств и достаточности капитала; |
- |
формирование мотивированного суждения о финансовом состоянии и платежеспособности банка, оценка эффективности системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; |
- |
определение круга информации, необходимой для своевременного выявления проблем в деятельности кредитной организации; |
- |
принятие решения о необходимости оказания банку методологической помощи либо применении мер воздействия. |
Внедрение названных направлений в действительности дает возможность перейти от формального надзора к содержательному, что одновременно повлечет за собой переход от преимущественно дистанционного надзора к более контактному. Это означает, что работа куратора предполагает постоянный диалог с сотрудниками поднадзорного банка, проведение совещаний, выезд в банк для встречи с менеджерами банка, а также работу в составе инспекционной группы.
3. Регулирование законодательной и нормативно-методической базы.
В основе эффективного банковского надзора лежит формирование нормативно-правовой базы, которая обеспечивает самостоятельность надзорных органов, а также создает правовые рамки для выполнения ими своих функций.
Введение в систему правовых норм банковского законодательства нового субъекта правоотношений — куратора — влечет необходимость разработки для него правовой основы четкой формализации и регламентации вопросов, касающихся административных отношений. В этой связи возникает ряд вопросов, решение которых обеспечит нормативно-правовую поддержку института кураторов.
Во-первых, необходимо утвердить право Банка России на мотивированное суждение о деятельности кредитной организации. Без закрепления правового института профессионального суждения в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» оценка территориальным учреждением Банка России деятельности банка не будет иметь правовых последствий для кредитной организации.
На сегодняшний день нормативные документы Банка России содержат формализованные критерии оценки деятельности банков. Только нарушения узаконенных критериев являются основанием для применения к банку мер воздействия. Понятие же мотивированного суждения нельзя выразить в количественных либо цифровых значениях, поскольку оно складывается на основе не только статистической информации. Однако именно это суждение должно послужить основанием для определения статуса банка в целях принятия решения о необходимости вмешательства в его деятельность.
Во-вторых, необходимо определить, каким образом будет формироваться и доводиться до кредитных организаций само мотивированное суждение, а также оговорить круг лиц, уполномоченных владеть данной информацией и доводить ее до банка. Институт кураторства предполагает, что куратор должен стать именно тем специалистом, который будет владеть всей информацией о банке и иметь право анализировать любые действия банка. При этом куратор наделяется правом формировать суждение о финансовом состоянии и рисках в деятельности кредитной организации и предлагать режим надзора, наиболее адекватный ее финансовому состоянию и перспективам ее деятельности.
3. Функции и полномочия куратора
Содержательный надзор не может не быть контактным, максимально приближенным к поднадзорному банку. Следовательно, кураторство может реально осуществляться только на местах — на уровне территориальных учреждений. Именно поэтому куратор — это не просто служащий Банка России, а именно сотрудник территориального управления Банка России.
Сообразно с этим необходимо уточнить функции и полномочия куратора в части взаимодействия с кредитной организацией, а также с другими участниками надзорного процесса. Имея доступ к любой информации о банке, куратор ставит своей задачей дать оценку деятельности курируемого банка и предложения руководству территориального учреждения о выборе режима надзора, основываясь на собственном суждении и опираясь на мнение специалистов других подразделений.
Следует сказать, что именно близость надзорного органа к кредитной организации и ее деятельности позволяет идентифицировать принимаемые банком риски на возможно более ранней стадии и своевременно принимать меры надзорного реагирования. Предполагается, что куратор должен своевременно устанавливать необходимые меры надзорного реагирования. Соответственно, это предопределяет высокие профессиональные и должностные требования к куратору, который должен обладать необходимой квалификацией, чтобы иметь возможность верно оценить ситуацию. Вместе с тем, куратору необходимо делегировать достаточные полномочия, чтобы позволить ему самостоятельно формулировать мотивированное суждение о состоянии поднадзорной кредитной организации.
Необходимо также отметить еще один аспект реализации надзором своих функций — это анализ представляемой банками отчетности. Дело в том, что в настоящее время кредитные организации представляют в Банк России множество форм отчетности, значительная часть которых дублирует содержащиеся в них показатели, что перегружает базу данных и усложняет процесс их анализа. В условиях реорганизации надзора имеет смысл рассмотреть вопрос о сокращении объема отчетов, разработке унифицированных форм отчетности и требований по предоставлению информации, а также о разработке и внедрении компьютерных систем сбора и анализа отчетных данных банков, организации представления отчетов в электронном виде.
В результате переход к новым принципам надзора обеспечивает не только получение более точного представления об устойчивости банка, но и существенно разгружает кредитные организации от обязательной отчетности, представляемой банками в рамках надзора. Кроме того, у куратора появляется возможность более оперативно взаимодействовать с руководителями и специалистами кредитной организации, запрашивая любую информацию и документы по мере необходимости. Сюда может включаться объем валютных операций банка за день, суточный объем операций по взаимозачету, данные анализа денежных потоков или депозитно-кредитной базы за неделю и месяц, месячный и годовой баланс, отчет о прибылях и убытках и многое другое.
Сообразно с этим, количество и форма необходимой информации должны устанавливаться законодательными актами, что обеспечит возможность куратору беспрепятственно получать информацию по конкретным вопросам и направлениям деятельности кредитной организации.
Отдельным блоком должна формироваться информация из внешних источников (средства массовой информации, служба безопасности). Источниками дополнительной информации могут стать разнообразные проверки, проводимые инспекционными подразделениями, любые претензии, жалобы и письма акционеров и клиентов банка, информация банков-корреспондентов, всевозможные публикации в средствах массовой информации, официальная отчетность, а также материалы, полученные от компетентных органов в установленном порядке.
Таким образом, в результате реорганизации банковского надзора весь объем информации по банку будет стекаться в надзор и непосредственно к куратору. Затем в целях эффективного использования этой информации надзорными органами необходимо решить вопрос о систематизации получаемых данных. Целесообразно создать и ввести банковское досье. По своему содержанию указанное досье будет включать информацию о финансовом состоянии данного банка, его акционерах и клиентах, профессиональных качествах и репутации руководителей этого банка и его сотрудников, а также любые другие данные, имеющие значение для оценки финансового состояния банка и его безопасности для банковской системы, кредиторов и вкладчиков.
Вместе с тем важно определить границы полномочий куратора в части применения мер воздействия к кредитной организации. Учитывая, что компетенция куратора объективно ограничена полномочиями территориального учреждения и его руководителя, применение принудительных мер воздействия будет осуществляться исключительно руководством территориального учреждения Банка России. По всей видимости доведение до кредитной организации надзорного суждения должно быть санкционировано руководителем территориального учреждения.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что широкие права куратора целесообразно и даже необходимо подкрепить его персональной ответственностью. Возможно даже, что куратор должен будет нести и дисциплинарную ответственность за обоснованность своих оценок и суждений, правомерность предложенных мер воздействия, адекватность и своевременность предложенного режима надзора за кредитной организацией в случае, если указанные действия или бездействие повлекли негативные последствия для кредитной организации, ее кредиторов (вкладчиков), Банка России.
Принимая во внимание ведущую роль куратора в осуществлении надзорной деятельности, важным является вопрос о квалификационных требованиях к куратору — представляется недостаточным решать его лишь в общей форме. Целесообразно установить к куратору конкретные квалификационные требования, основанные и разработанные с учетом возможности охвата и анализа разнообразной информации, знаний и практических навыков в области банковского надзора и менеджмента, наличия аналитического суждения, а также личностных качеств (т.е. безупречная деловая репутация, умение организовать работу, навыки коллективной работы, коммуникабельность и т.д.).
Перечисленные изменения в надзоре и мероприятия по его совершенствованию потребуют решения ряда организационных вопросов.
Для лучшего взаимодействия кураторов со смежными подразделениями территориального учреждения и единого применения нормативной, методической и информационной базы целесообразно создать службу кураторов в структуре отделов надзора за деятельностью кредитных организаций. Для наиболее эффективного выполнения своих функций куратор должен постоянно взаимодействовать со специалистами разного профиля и, будучи главным контактным лицом надзорного органа, иметь необходимые полномочия координатора специалистов смежных подразделений по всем вопросам надзора за деятельностью курируемого банка. Очевидно, что для обеспечения надзора, адекватного разнообразию операций и функций банка, круг специалистов должен быть весьма широким по профилю.
Таким образом, для достижения наибольшей эффективности выполнения куратором надзорных функций ему должна быть обеспечена возможность получения консультативной помощи специалистов всех подразделений территориального управления. Последние также должны иметь возможность получать информацию о деятельности банков от их кураторов.
В заключение отметим, что такая организация службы надзора территориального учреждения Банка России более всего будет отвечать задаче повышения эффективности выполнения надзора за деятельностью кредитных организаций при внедрении института кураторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 10.07.2002 №86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
2. Письмо Банка России от 31.01.2003 № 04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций».
3. Центральные банки и банковские системы зарубежных стран: Сборник статей. — Вып. 1, ч. 3/ ЦЦП Банка России. —М., 2004.
4. Антипова О.Н. Международные стандарты банковского надзора; ЦБ РФ. —М., 2002.
5. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. — М.: Спарк, 2001.
6. Голикова Ю.С. Банк России: Организация деятельности. Т. 2; МБШ. —М.: ДеКа, 2000.
7. Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. — М., Юридический дом «Юстицинформ», 2000.
8. Попков В.В. Банки на переходе. — М.: ДеКа, 2001.
9. Питер С.Роуз. Банковский менеджмент. — М.: Дело, 1997.
10. Банковский надзор: Сборник статей. ЦПП Банка России; Сост. Ломоносова О.Н. — М.: ЦБ РФ, 2004.
11. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Центральный банк в условиях рыночной экономики». — М.: Финансы и статистика, 2003.
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Маркетинг и менеджмент, Психология
- Другие статьи по этой тематике
Ранее просмотренные страницы