Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2005
- |
специализация и содержание программы; |
- |
место обучения (США, Европа или Россия); |
- |
виды программ (форма и продолжительность); |
- |
место в рейтингах; |
- |
возможность финансовой поддержки получения образования. |
Сопоставляя желания с возможностями, каждый решает для себя, какую школу ему выбрать, в какой стране получать дополнительное образование. Ключевым словом в процессе выбора остается «качество». Высокое качество полученного образования непременно должно проявить себя в будущем; основными его показателями станут: карьерный рост, достойная заработная плата, наличие деловых связей в мире бизнеса.
В поиске бизнес-школы будущий слушатель должен учесть особенности и некоторые характеристики бизнес-образования в различных регионах (табл. 1).
Таблица 1
Особенности обучения по программе МВА в различных регионах
Особенности / Регион |
США |
Западная Европа |
Россия |
Престиж диплома |
Наиболее высокий |
Высокий. Дипломы ведущих школ котируются наравне с американскими |
Высокий (внутри страны) с хорошими возможностями трудоустройства за рубежом |
Варианты учебных программ |
Более 700 |
До 300 |
Менее 50 |
Стоимость обучения |
От 50 000 долл. США |
От 20 000 долл. США |
|
Заработная плата выпускников (по данным Financial Times) |
Более 150 000 долл. США в год |
До 130 000 долл. США / год |
|
Возможность получения кредита на оплату обучения |
Есть в бизнес-школах многих университетов (Гарвардский, Пенсильванский, Мичиганский университеты — кредит Citibank, Колумбийский университет, Fuqua (Duke University), Carnegie Mellon — собственные кредитные программы) |
Европейский банк реконструкции и развития, страновые финансовые программы, ассоциации выпускников, т.п. |
Кредиты коммерческих банков |
Численность обучающихся на курсе |
До 750—1000 человек |
В среднем вдвое ниже |
|
В том числе максимально возможное число россиян |
До 12 |
2—5 |
Не квотируется |
Предельный возраст зачисления |
До 33 лет |
До 35 лет |
Не установлен, реально до 45 лет (данные Begin.ru) |
Сложность поступления |
В среднем 650 баллов для теста GMAT (по данным Вusiness Week) |
520—600 баллов для теста GMAT либо собеседование |
|
Сроки обучения |
20—22 месяца, 720 академических часов |
10—18 месяцев, 400 академических часов (для Великобритании) |
Не менее 1000 академических часов |
В мировых рейтингах американские школы в целом стоят выше европейских. К примеру, газета Financial Times в 2004 г. включила в первую десятку восемь американских школ (табл. 2). В Азии или Латинской Америке диплом даже средней американской школы, не говоря уже о Гарварде, Уортоне или Стэнфорде, будет котироваться выше, чем европейский. Конечно, лидерство американцев в рейтингах отчасти объясняется тем, что самих программ МВА в США больше. Разумеется, есть среди них и слабые программы, но в целом выбор гораздо богаче. Это обстоятельство приобретает особый вес, если желающего учиться интересует узкая специализация — например, венчурный капитал или бренд-менеджмент.
В целом американские университеты располагают более солидной инфраструктурой, могут позволить себе проводить больше конференций, приглашать с лекциями видных политиков и бизнесменов. Например, в Гарвардской школе практически ежегодно выступают с лекциями Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Руперт Мердок и другие «воротилы» бизнеса. В Европе возможности скромнее.
Американские бизнес-школы обычно больше европейских. Американские школы МВА, к тому же, позволяют своим выпускникам обзавестись обширными полезными связями. Сообщества выпускников ведущих школ США насчитывают десятки тысяч человек. Это «свои люди» в крупных компаниях по всему миру. К примеру, сообщество выпускников Уортона насчитывает 73 300 человек в 131 стране мира. По негласному правилу, один выпускник всегда может попросить другого о помощи, что гарантирует поддержку в любой точке земного шара.
Связи связями, однако программа в американских школах ориентирована на бизнес в США и странах Северо-Атлантического региона. Слушатели программы «МВА-финансы» непременно получат в обязательный курс лекций налогообложение и бухгалтерский учет в США. Нельзя, впрочем, говорить об этой особенности как об отрицательной, ведь многие европейские школы да и российские также планируют свои программы.
Таблица 2
Рейтинг MBA-школ Financial Times (опубликован в мае 2004 г.)
Место |
Учебное заведение |
Страна |
Зарплата выпускника в год (в долл. США) |
Потенциал роста зарплаты (%) |
Трудоустроились в течение 3 месяцев (% выпускников) |
1 |
Университет Пенсильвании: Уартон |
США |
157 199 |
182 |
86 |
2 |
Бизнес-школа Гарвардского университета |
США |
163 834 |
150 |
87 |
3 |
Бизнес-школа Колумбийского университета |
США |
157 747 |
196 |
87 |
4—6 |
Insead |
Франция |
129 181 |
124 |
70 |
4—6 |
Бизнес-школа Чикагского университета |
США |
151 372 |
182 |
87 |
4—6 |
Лондонская бизнес-школа |
Великобритания |
126 033 |
165 |
65 |
7 |
Бизнес-школа Стэнфордского университета |
США |
149 124 |
138 |
85 |
8 |
Нью-Йоркский университет: Стерн |
США |
130 897 |
185 |
80 |
9 |
Массачусетский технологический институт: Слоун |
США |
134 397 |
144 |
88 |
10 |
Дартмутский колледж: Так |
США |
148 830 |
174 |
90 |
Достоинства европейского образования
Европейский вариант MBA имеет ряд плюсов. Первый и главный — программы короче и обходятся дешевле. С точки зрения карьерных перспектив, Европа для россиян зачастую предпочтительнее Америки: в Европе больше ценятся международный опыт и знание специфики других стран. В целом интернациональный характер европейских программ МВА выражен сильнее. Если в Америке даже 30% иностранцев на курсе — нечто из ряда вон выходящее, то в ведущих школах Старого Света этот показатель доходит до 90%. Например, в Лондонской бизнес-школе (LBS), которая занимает лидирующее место среди всех европейских бизнес-школ (табл. 3), по двухлетней программе учатся представители 40—50 народов, составляющие в совокупности более 80% от общей численности студентов. Профессорско-преподавательский состав европейских школ тоже представлен учеными из разных стран, а учебный процесс учитывает международные реалии, в силу чего полученные знания лучше применимы в российской практике. При этом в некоторые европейские бизнес-школы проще поступить, поскольку они не требуют столь высоких результатов при сдаче теста GMAT. Этот логико-математический тест сложен сам по себе, да к тому же имеет ярко выраженную американскую специфику. Наконец, обучаясь в Испании, Франции, Голландии или Швейцарии на английском — всемирном базовом языке МВА — можно овладеть вторым языком хотя бы в объеме, достаточном для общения. Европейским компаниям, расширяющим бизнес в России, нужны люди, обладающие признанной квалификацией и способные говорить с ними на одном языке.
Таблица 3
10-ка лучших европейских бизнес-школ по рейтингу Financial Times (опубликован в мае 2005 г.)
Место |
Учебное заведение |
Страна |
Зарплата выпускника (в долл. США) |
Потенциал роста зарплаты (%) |
Число иностранных слушателей, % |
1 |
London Business School |
Великобритания |
126 033 |
165 |
88 |
2 |
Insead |
Франция |
129 181 |
124 |
88 |
3 |
IMD |
Швейцария |
137 941 |
99 |
96 |
4 |
Instituto de Empresa |
Испания |
97 440 |
149 |
72 |
5 |
Iese Business School |
Испания |
96 490 |
187 |
70 |
6 |
City University: Cass |
Великобритания |
96 175 |
136 |
70 |
7 |
University of Oxford: Said |
Великобритания |
122 098 |
122 |
88 |
8 |
University of Cambridge: Judge |
Великобритания |
105 706 |
110 |
87 |
9 |
Imperial College London: Tanaka |
Великобритания |
101 174 |
106 |
56 |
10 |
Rotterdam School of Management |
Голландия |
101 785 |
142 |
97 |
10 |
Warwick Business School |
Великобритания |
103 160 |
112 |
74 |
Источник: http://www.ft.com (Интернет-сайт газеты Financial Times)
MBA в Великобритании
Тот, кто принимает решение о получении степени МВА в Европе, первым делом думает о Великобритании. Широкий выбор программ, высокая степень деловой и финансовой активности на берегах Туманного Альбиона, английский язык — все это делает британские бизнес-школы особенно привлекательным.
По данным Британской ассоциации МВА (АМВА) на сегодняшний день общее число программ МВА, предлагаемых в Великобритании, перевалило за 150. В основном они одногодичные, хотя есть и исключения. Типичная учебная программа строится на сочетании лекций, case studies (изучение случаев из бизнес-практики реальных компаний) и других видов занятий. Студенты изучают финансы, бухучет, маркетинг, стратегический и операционный менеджмент, коммуникативные навыки; в общей сложности 12—15 обязательных курсов. Кроме этого, им предлагается несколько десятков факультативов. В завершение они выполняют итоговый проект, который, как правило, представляет собой решение конкретной бизнес-задачи в интересах реальной компании.
Для поступления на программы МВА требуется представить диплом о высшем образовании, иметь опыт работы (в среднем от трех лет), сдать тесты TOEFL и GMAT (Graduate Management Admission Test). Необходимо также написать эссе и представить 2—3 рекомендации.
Рассмотрим несколько бизнес-школ, предлагающих финансовые программы и не входящих в верхнюю часть рейтинга (табл. 3).
Бизнес-школа Лондонского университета (City University Business School, CUBS) не входит в 10-ку лучших в Европе, но претендует на место в списке лидеров британского бизнес-образования. Расположенная в центре Лондона, недалеко от Сити, школа поддерживает тесные связи с бизнесом. В списке лекторов, выступающих перед студентами, фигурируют самые известные фамилии, да и студентам близость делового центра облегчает процесс трудоустройства.
Программа МВА CUBS аккредитована АМВА и рассчитана на один год. Студенты могут выбрать четыре специализации (major) в рамках общего курса: общий и стратегический менеджмент; менеджмент технологий и электронная коммерция; финансы; международный бизнес.
Иностранные студенты составляют 65% класса МВА CUBS.
Школа менеджмента Крэнфилдского университета (Cranfield School of Management, CSM) еще пару лет назад была не очень известна в России, однако в самой Великобритании у нее отличная репутация (14-е место в европейском рейтинге FT). В 2001 г. журнал Business Week включил ее в список 15 лучших школ за пределами США, отдав ей третье место в категории «эффект от потраченных на обучение средств» (value for money).
Рекрутеры, согласно исследованию журнала MBA Career Guide, отдают Крэнфилду 7-е место в мире и второе в Великобритании. Причина заключается в тщательном отборе способных и опытных студентов, ведь средний результат студентов Крэнфилда по GMAT составляет 640 баллов — это одно из самых высоких значений в бизнес-школах Европы. Средний опыт работы составляет 8 лет.
Программа МВА Крэнфилда была одной из первых в Европе. Она аккредитована АМВА и европейской системой EQUIS Европейского фонда развития менеджмента (European Foundation for Management Development, EFMD). За год студенты успевают получить ту же подготовку, что и на двухгодичных программах других школ.
Программа разбита на четыре семестра, причем последние два из них посвящены факультативным предметам и проектам, реализуемым в компаниях. Акцент в обучении делается на формирование навыков командной работы. Для их закрепления студенты многие задания выполняют в группах по 5—7 человек. 70% времени уделяется кейсам. Частью обязательной программы являются курсы по информационным системам и бизнесу в Интернете. Специализация по финансам предусматривает изучение более 10 дисциплин.
В Крэнфилде учится 62% иностранных слушателей, среди которых немало россиян.
Манчестерская бизнес-школа (Manchester Business School, MBS) занимает по версии Financial Times 15-е место в Европе. Это признанный центр подготовки высококлассных специалистов в сфере бизнеса и финансов, любимый английскими работодателями. Она обеспечивает рост зарплаты окончившим ее специалистам почти на 150%.
Главный козырь школы — «манчестерский метод», выработанный в процессе длительных поисков оптимального сочетания лекционных и практических занятий. Если сформулировать кратко, то звучит он так: «Учиться, работая». Во время обучения студенты получают опыт работы с реальными проектами, учатся работать в команде, а летняя практика дает возможность на деле применить полученные знания. Практика оплачивается: за каждую из 10—12 недель студенты зарабатывают по 500—700 фунтов.
MBS имеет одну из самых крупных программ обмена. В списке партнеров ее — Rotterdam School of Management, SDA Bocconi, HEC, ESADE и другие известные бизнес-школы Европы. По статистике 40% студентов MBS проводят 3—4 месяца, обучаясь за пределами Великобритании. MBS — небольшая школа. Каждый год она принимает чуть больше ста студентов, 72% которых — иностранцы. В качестве «бонуса» они получают возможность видеть своими глазами все «домашние» матчи клуба Manchester United. Для настоящего любителя футбола это может стать существенным аргументом в выборе этой школы.
Несколько программ со специализацией в области финансов, а также МВА предлагает Durham Business School. В упомянутом рейтинге лучших европейских школ эта бизнес-школа занимает 20-ю позицию. Продолжительность программы МВА составляет 12 месяцев. Слушателям предлагаются 2 400 часов (включая самостоятельную работу), средний опыт работы — 7 лет, средний возраст студентов — 32 года.
Среди британских школ есть немало тех, где вступительные требования и стоимость обучения более приемлемы, а сами программы ничуть не хуже. Одной из таких школ является Университетский колледж Нортхэмптона (UCN), где степень МВА можно получить за год.
Программа делится на два семестра, в ходе которых студенты изучают десять основных предметов — бухучет и финансы для менеджеров, принципы маркетинга, производственный и стратегический менеджмент, теорию принятия решений, т.д.. Первый семестр студенты могут провести по обмену в Высшей школе коммерции и менеджмента (Франция) или Маастрихтской школе менеджмента (обучение идет на английском языке).
Лондонский университет Гилдхолл (London Guildhall University, LGU) — один из крупнейших центров профессиональной подготовки специалистов в Великобритании. Факультет бизнеса Гилдхолла имеет шесть отделений: финансов и финансовых услуг, бизнеса и делового администрирования, экономики, права, управления, маркетинга и повышения профессиональной квалификации, на которых работают более 400 профессоров и преподавателей. Учебный процесс включает лекции, семинары, тренинги, групповые и индивидуальные консультации (значительное внимание уделяется индивидуальному подходу к студенту на протяжении всей программы), семидневную стажировку в LGU, в компаниях Лондонского Сити и семинары, которые проводят преподаватели LGU в г. Москве.
Отдельно следует отметить, что Университетом Гилдхолл в 1997 г. аккредитована Московская международная школа бизнеса «МИРБИС», так что близость к британскому образованию россияне могут ощутить, находясь в Москве<1>.
<1> Подробнее о МВА в России читайте в следующих номерах журнала «Финансовый менеджмент». (Прим. гл. ред.)
МВА-финансы преподается в Эдинбургской бизнес-школе (Edinburgh Business School) при Heriot-Watt University в Великобритании. Программа включает семь обязательных и четыре специализированных курса. Школа предлагает гибкую систему обучения и оплаты. Студент может осваивать выбранную программу семь лет, однако, как правило, средняя продолжительность обучения — два-три года. Если слушатель планирует учиться заочно, то экзамены на знание английского языка GMAT и TOEFL сдавать не надо, хотя преподавание, конечно же, идет на английском.
Студент может начать обучение в бизнес-школе записавшись всего на один курс и оплатив его. После сдачи экзамена по одному предмету можно приобрести второй и т.д., пока не наберется нужное число предметов для получения степени MBA.
В конце обучения слушатели Эдинбургской бизнес-школы сдают экзамены. Они проходят в июне и декабре в Эдинбургском университете и в отделениях школы по всему миру. Студенты из России и ближнего зарубежья могут сдать их в Британском Совете в Москве и Санкт-Петербурге.
Бизнес-школа другого университета Великобритании — Ноттингемского (University of Nottingham Business School) также предлагает курс Financial MBA (33-е место в европейском рейтинге FT). Слушатели программы должны быть выпускниками аккредитованного этим вузом университета и иметь диплом с отличием. Вместе с заявлением о поступлении требуется прислать копии дипломов, прилагаются также две рекомендации от работодателя.
Как правило, студенты школы имеют как минимум трехгодичный опыт работы. Причем большая часть этого стажа должна приходиться на период работы после окончания первого учебного заведения и получения первой степени бакалавра.
В Ноттингемской школе обучаются 84% иностранцев, потенциальный рост заработной платы выпускника составляет 79%.
Последние тенденции на международном рынке МВА
Одной из тенденций развития рынка МВА следует считать налаживание партнерских связей. Оно состоит в создании глобальных программ, основанных на сотрудничестве бизнес-школ, находящихся в разных уголках планеты.
Цель данного проекта — наладить глобальные связи, которые так необходимы современным студентам. Наравне с партнерами из Парижа, Нью-Йорка и Лондона, в программе также участвуют два приглашенных института для расширения географических масштабов. В первой программе такими «гостями» будут китайский университет Гонконга и Fundao Getlio Vargas, Сан-Пауло, Бразилия.
Отдельной строкой следует отметить рост популярности МВА-программ в Японии.
Раньше профессиональная жизнь получающих стабильную заработную плату сотрудников японских компаний была проста и понятна. Традиционная японская модель бизнеса предполагает внутрикорпоративное обучение и развитие сотрудников с момента их прихода в организацию до ухода на пенсию. На протяжении всей карьеры сотрудник время от времени получал продвижение по службе, переходил из одного отдела в другой, чтобы в конце концов дорасти до уровня менеджера. Безграничная преданность организации и почитание старших руководителей сполна вознаграждались гарантированной пожизненной занятостью, обучением и достойной заработной платой.
Но теперь, когда экономика Японии постепенно восстанавливается после длительного периода рецессии, все больше амбициозных менеджеров стремятся получить степень МВА, чтобы увеличить свои шансы на более скорое развитие карьеры. Одновременно с этим многие японские компании, планирующие в перспективе расширение и выход на международный рынок, посылают своих сотрудников на обучение на программах МВА в бизнес-школы Европы и США.
По словам специалиста токийской рекрутинговой компании Wall Street Associates Japan Дэвида Суита (David Sweet), для все еще напряженного рынка труда Японии более характерна ситуация, когда работодатели рассматривают оплату обучения своих сотрудников на программах МВА с большой неохотой.
Тем не менее, спрос на программы МВА растет и влечет за собой рост предложения. В Японии есть девять университетов, предлагающих программы МВА на английском и японском, и число получаемых ими заявлений от кандидатов на поступление постоянно растет. Содержание японских программ МВА отражает содержание традиционных американских программ, где основной упор делается на вычислительный анализ, статистику, финансы, бухгалтерское дело, маркетинг, лидерство, организационное поведение, а также управление стратегиями.
Еще одной тенденцией, охватившей уже десятки школ США и имеющей, по мнению специалистов, большое будущее, является коренная модернизация традиционных программ МВА. Это связано с ростом конкуренции во многих отраслях промышленности, более жесткими требованиями работодателей к выпускникам вузов и бизнес-школ, что и толкает последние на внедрение новых направлений в программах (см. табл. 4).
Таблица 4
Отличия старых и новых программ МВА
Старые программы МВА |
Новые программы МВА |
||
- |
акцент на наиболее востребованных дисциплинах, частое отсутствие порядка в подаче различных курсов; |
- |
предлагаются основные и специфические для конкретной отрасли дисциплины; поря док курсов построен так, чтобы навыки приобретались постепенно; |
- |
предлагают общее бизнес-образование и основные дисциплины; |
- |
требуют выбора специализации в первый год обучения; |
- |
предлагают обучение навыкам общения и управления карьерным ростом в рамках отдельных курсов; |
- |
обучение навыкам общения и управления карьерным ростом составляет часть всех курсов; |
- |
предлагают студентам работать поодиночке, за исключением отдельных проектов или дискуссий в классе; |
- |
работа в команде в течение семестра или всего срока обучения; |
- |
работа над заданиями в рамках выбранных предметов в одиночку; |
- |
работа над заданиями в команде с разных курсов, причем объединяются несколько предметов; |
- |
включает в программу консультации по вопросам карьеры на втором курсе обучения |
- |
приглашают директоров, лидеров компаний и отраслей для советов слушателям уже на первом курсе обучения |
По мнению Стивена Ферстера, директора программ МВА в школе бизнеса Ivey (Ivey School of Business at the University of Western Ontario, Canada), рынок МВА достиг зрелости, конкуренция продолжает расти, необходимо соответствовать новым и, порой, неожиданным требованиям рынка. Потенциальные слушатели все чаще задаются вопросом, зачем получать МВА? Что они получат с этого? Для чего поступать именно в данную школу?
Вышеупомянутая школа в Западном Онтарио ввела новую программу, рассчитанную на обучение в течение 8 сроков по 7 недель и призванную наилучшим образом воссоздать процесс принятия решений в бизнес-среде. Осенью 2004 г. модернизированные программы МВА появились в десятках других бизнес-школ США и Канады.
«Ранняя специализация» становится все более востребованной. Студенты выбирают, в каком из 10—15 направлений они будут двигаться дальше, причем выбор осуществляется до первого занятия. По истечении нескольких недель слушатели уже могут рассматривать реальные предложения о работе.
Специализация также становится «пошаговой», причем рост навыков у слушателей наблюдается постепенно, от месяца к месяцу обучения. Так, в бизнес-школе австралийского Технологического университета Куртин (Graduate School of Business, Curtin University of Technology) «пошаговая» система имеет четкую структуру и соответствующий вид степени МВА:
- |
12 обязательных дисциплин, 3 дисциплины по выбору (из любой функциональной области) — классическая степень МВА; |
- |
дополнительно к 12 обязательным и 3-м по выбору необходимо пройти еще 4 дисциплины специализации — МВА (специализация); |
- |
помимо вышеуказанных дисциплин слушатель выбирает еще 4 дисциплины - МВА повышенный уровень (advanced). |
Помимо специализации упор делается на усилении принятий решений и большей ответственности. По словам Дэна Постона, исполнительного директора МВА-программ Университета в Вашингтоне, США, выпускники МВА неоднократно признавались, что после окончания обучения многие из них, столкнувшись с кризисной ситуацией на практике, не могли принять вообще никакого решении и терялись. Это привело к тому, что институт кураторства, существующий в рамках бизнес-школ, потребовал усиления, а слушателям теперь необходимо заканчивать 2—3 масштабных проекта во время реальной учебной практики в компаниях, которые необходимо затем защитить перед комиссией.
Многие бизнес-школы США столкнулись с тем, что вообще не могут удовлетворить требования рынка. Навыки работы в команде, лидерство, искусство общения и даже творческий подход и художественное восприятие — кто мог похвастаться наличием подобных направлений в рамках МВА-финансы или ЕМВА? В связи с этим крупные школы бизнеса пригласили с осени 2004 г. читать лекции ведущих специалистов по связям с общественностью, переговорному процессу и психологии.
Бизнес-школы испытывают огромное напряжение в связи с изменением программ, отмечают специалисты рынка МВА. Необходимо отслеживать тенденции развития бизнеса, рынка финансовых услуг, даже следить за жизненным циклом тех или иных товаров. При этом не весь преподавательский состав испытывает энтузиазм от изменений в структуре обучения.
Тем не менее, популярность финансовых программ МВА не падает, а классические программы не теряют актуальности. Выбор бизнес-школы в Европе, США или Азии следует осуществлять взвешенно, рассмотрев все «за» и «против», выбрав те программу и специализацию, которые принесут в будущем ощутимое изменение дохода (разумеется, в положительную сторону). Выбор специализации «МВА-финансы» требует такого же тщательного подхода.
Статья написана по материалам Московской международной школы бизнеса «МИРБИС», изданий «Независимая газета», «Карьера», «Менеджмент в России и за рубежом», The Economist Global Executive, Financial Times, BizEd, интернет-порталов begin.ru, career.ru, zarplata.ru, ft.com
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Маркетинг и менеджмент, Психология
- Другие статьи по этой тематике