Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2004
доктор экономических наук, профессор
Хан О.К.,
кандидат экономических наук
В России все государственные комплексы и объекты недвижимости разделяются на два уровня федеральный и региональный в зависимости от того, в чьем ведении они находятся – соответственно федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов РФ. Социально-экономические отношения в Российской Федерации характеризуются наличием высокой степени государственного регулирования, в том числе и российской экономики. Вследствие этого формирование и эффективное применение как государственной, так частной и муниципальной, системы управления территориальными комплексами объектов недвижимости необходимо производить с учетом целей и задач, формулируемых государством, а также функций, осуществляемых государственными органами власти в процессе государственного регулирования и контроля.
В отношении государственного управления недвижимостью задачи и функции определяются исходя из необходимости достижения основной цели государственного регулирования процессов управления - обеспечения равномерного и устойчивого социально-экономического роста и развития территориальных комплексов всех форм собственности. Данная цель, в свою очередь, достигается через регулирование государством процессов достижения целей и задач [1, 2] социального, операционного и коммерческого характера, представленных на Рис. 1:
Основными задачами государственных органов власти является выработка и реализация направлений государственной политики, нормативно-правовое регулирование, осуществление функций по управлению государственной собственностью. Так, функции собственника реализуют:
- При решении задач управления федеральной недвижимостью:
- Министерство экономического развития Российской Федерации;
- Курирующее объект (территориальный комплекс) отраслевое министерство;
- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
- При решении задач управления недвижимостью субъектов Российской Федерации:
- Правительства субъектов федерации;
- Министерства (комитеты, управления) по управлению государственным имуществом;
- Отраслевые министерства (комитеты, управления), курирующие объект (территориальный комплекс), находящийся в собственности субъекта федерации.
В соответствии с действующим законодательством на указанные структуры возложены функции контроля и надзора за использованием объектов, комплексов государственной недвижимости, осуществляемые посредством выполнения мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, управляющих государственной собственностью. Функции, а также исполняющие их органы исполнительной власти в соответствие с действующим законодательством представлены в Табл. 1.
Табл. 1. Регулирующие функции и осуществляющие их государственные органы исполнительной власти по управлению государственной недвижимостью
№ |
Функции |
Законодательный акт |
Органы, осуществляющие функции в отношении управления |
|
-федеральной недвижимостью |
-недвижимостью субъектов РФ |
|||
1 |
Согласование и утверждение годовых программ деятельности федеральных унитарных предприятий, планов-заказов (планов развития) казенных заводов. |
|
Курирующее отраслевое министерство |
Отраслевое ведомство субъекта федерации |
2 |
Согласование совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга. |
|
Курирующее отраслевое министерство |
Отраслевое ведомство субъекта федерации |
|
Согласование крупных сделок, сделок с использованием, распоряжением и отчуждением недвижимого имущества. |
|
Курирующее отраслевое министерство |
Отраслевое ведомство субъекта федерации |
3 |
Создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. |
|
Правительство РФ |
Правительство субъекта РФ |
Таким образом, как видно из описанных ранее целей, задач и функций государственного регулирования процессы создания, разработки, внедрения и применения модели государственной системы управления недвижимостью должны быть сориентированы на достижение вышеуказанной целей и решение определенных выше задач во взаимосвязи с функциями исполнительных органов федеральной и региональной власти.
Формирование модели системы управления территорией
Основными инструментами государственного регулирования в государственной системе управления территориальными комплексом недвижимости, которые используют субъекты управления государственной собственностью- приведенные в Табл. 1. федеральные и региональные органы исполнительной власти - являются:
- Контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий, которым переданы в управление государственные объекты недвижимости, через программирование, планирование, контроль и анализ учета и отчетности.
- Разработка и применение долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития России и ее субъектов в разрезе отраслей и сфер экономики;
- Финансирование через федеральные и региональные целевые программы, федеральные бюджеты и бюджеты субъектов федерации;
- Формирование свободных экономических зон на основе территориальных комплексов;
- Инструменты бюджетно-налоговой политики: субсидии, субвенции, кредиты налоговые и инвестиционные преференции.
С помощью данного набора инструментов государственные органы власти оказывают управляющие воздействия как на субъекты государственной системы управления (ГУП, ОАО с участием государства, совместные предприятия и т.д.), так на субъекты муниципальной и частной системы управления недвижимостью.
Для последующей эффективной реализации данных управляющих воздействий далее уже на уровне субъектов государственной системы управления (государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, «казенных» организаций, хозяйственных обществ с государственным участием) и должна быть сформирована система управления на основе выполнения следующих основополагающих принципов [3, 4].
- Принцип пообъектного управления. Как указывалось ранее, основным объектом управления является взаимосвязанный комплекс объектов недвижимости, состоящих из земельного участка и всех неразрывно связанных с ним результатов человеческой деятельности. Так, в качестве объекта управления могут выступать имущественные комплексы, основу которых составляют объекты (группы объектов), объединенные единством территории, инженерной инфраструктурой, предназначением, управление которыми как единым целым в наибольшей степени обеспечивает достижение поставленных целей.
- Принцип целенаправленности управления. Применительно к каждому объекту управления - имущественному комплексу - должна быть определена и зафиксирована цель, достижению которой служит данный объект. Цели собственника должны иметь соответствующее количественное выражение, позволяющее оценить степень их реалистичности и результаты деятельности по их достижению. На основании целей собственника, мониторинга рынка и анализа состояния внутренней, внешней среды и объекта управления применительно к каждому объекту управления должен разрабатываться перечень мероприятий - программ, обеспечивающих максимальное достижение поставленных целей и задач. Программы управления каждым объектом должны содержать экономически обоснованные показатели текущего и среднесрочного планирования, финансовых, экономических и иных результатов.
- Принцип экономической обоснованности управленческих решений. Управленческие решения должны приниматься в соответствии с четко выверенными критериями, на основании достоверной и всесторонней информации о состоянии объекта управления, состоянии и тенденций развития внутренней и внешней среды. Данный принцип предполагает проведение полной инвентаризации и учета объектов, включающего систему технико-экономических и финансовых показателей, адекватно отражающих состояние и основные тенденции в использовании имущества.
- Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. В соответствии с данным принципом система управления должна обеспечивать его наилучшее и наиболее эффективное использование объектов управления. Наилучшее и наиболее эффективное использование определяется, как разумное и возможное использование, которое в наибольшей степени обеспечивает достижение поставленных целей. Данное определение предполагает необходимость учета поставленных целей и задач управления, существующие нормативно-правовые и технические ограничения на то или иное функциональное использование объектов управления, экономические и социальные результаты от различных вариантов их использования.
- Принцип единства системы управления. В соответствии с данным принципом модель системы управления должна строиться на основе неразрывного единства следующих взаимосвязанных элементов:
- сформулированные цели и поставленные задачи;
- анализ наиболее эффективного использования объектов управления;
- формирование центров ответственности за управление, контроль за их деятельностью и создание системы мотивации;
- использование учета и отчетности для оценки результатов управления;
- принятие обоснованных управленческих решений на основании анализа результатов управленческого, бухгалтерского, налогового, статистического учета и отчетности.
- Принцип комплексности управления результатами деятельности. Деятельность по управлению комплексами объектов недвижимости предполагает систематическое принятие решений и их выполнение на всех стадиях их жизненного цикла, направленных на достижение поставленных целей. Полноценный процесс управления может быть обеспечен только при соблюдении обязательного условия охвата всего жизненного цикла объекта управления. Так, в течение всего срока жизни объекта параллельно выполняются три цикла: правовой, экономический и физический. Решения по физическому изменению объекта, изменению его правового статуса принимаются в тесной связи с изменением его экономических характеристик.
С учетом вышеизложенных целей, задач, принципов в сформированной системе должны быть выделены следующие основные подсистемы (Рис. 2) модели управления территориальными комплексами:
- Подсистема разработки проектов комплексного развития и инвестиционного обеспечения. Данная подсистема является одной из ключевых, поскольку обеспечивает способность адаптации к изменениям как всех остальных ее подсистем в отдельности, так и всей системы в целом. Другими словами, основными компонентами указанной подсистемы являются наборы инструментов, подходов, принципов, составляющих технологию управления в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды. Основная задача подсистемы заключается в возможности своевременного анализа и прогнозирования происходящих, а также возможных изменений, оценки их влияния на эффективность управления, пересмотра стратегического курса, корректировки основных целей и задач управления и разработки соответствующих программ дальнейшего развития – программ деятельности, программ и перспективных планов финансирования, инвестиционных, маркетинговых программ и т.д. Таким образом, данная подсистема должна быть целевым образом ориентирована на развитие ресурсной базы за счёт привлечения инвестиций в строительство инфраструктурных объектов (жилья, гостиниц, офисных центров), поддержку отраслей и социальных сфер хозяйства, и которая включает механизмы генерации программ и проектов.
- Подсистема управления планированием и бюджетированием. Данная подсистема имеет ключевое значение, так как рыночные отношения, характеризующиеся прагматизмом, снижают результативность применения в государственной системе управления административных методов в сторону экономических стимулов. Наиболее значимыми задачами, которые решает функционирование данной подсистемы, являются [5]:
- оценка эффективности расходования средств;
- достижение сбалансированной структуры доходов и расходов бюджетов, программ и планов;
- обеспечение прозрачности финансовых потоков;
- мотивация каждого из распорядителей бюджетных средств на более эффективное использование целевых материальных, производственных, финансовых и прочих ресурсов.
- Подсистема управления финансовыми потоками. Целью данной подсистемы является оптимизация финансовых потоков в системе управления по объемам, стоимости, срокам и направлениям на основе применения современных банковских технологий (расчетно-кассовое обслуживание, депозиты, банковские карты и т.д.), финансовых и кредитных инструментов (облигации, акции, кредиты, ипотека, лизинг и т.д.), а также на основе финансовой логистики и менеджмента.
- Подсистема управления информационными потоками. Данная подсистема на основе собираемой и обрабатываемой информации обеспечивает анализ развития объектов недвижимости и территориального комплекса в целом, выявление проблем, определение целей и задач, нахождение оптимальных способов их достижения, оформление и передачу решений с использованием программных комплексов и средств коммуникаций. Инструменты и результаты функционирования указанной подсистемы используются для обеспечения работы всех остальных подсистем, а также интеграции их управления подсистемами за счет использования информационно-коммуникационных технологий [4, 5].
- Подсистема управления взаимодействием с внешней средой в государственной системе управления ориентируется на решение задач повышения социального и экономического имиджа собственниковпосредством наиболее эффективного применения коммуникаций и PR-технологий - брэндинга, рекламы (в том числе и социальной) и т.д. Данная подсистема обеспечивает непрерывность и эффективность всех других подсистем и процессов управления посредством использования инструментов управления с клиентами и поставщиками – CRM- и SCM- технологий. Выделение для решения этих задач отдельной подсистемы связано с увеличением значения управлением имиджа и эффективности как управляющего, так и собственника, влиянием общественного мнения, государственной и муниципальной администрации на социальные, экономические и финансовые результаты, а также с необходимостью управления знаниями и опытом с внешней средой.
- Подсистема управления внутренними бизнес-процессами системы управления, основной задачей является обеспечение поддержания каждого из отдельных объектов в том состоянии, которое целевым образом определяется ранее перечисленными подсистемами. Таким образом, на нее возложена реализация оперативных задач уровня управления отдельными объектами, являющихся проекцией целей и задач сформированных в подсистемах разработки проектов, планирования и бюджетирования, управления финансовыми и информационными потоками. Применительно к управлению объектами недвижимости в данной подсистеме должны быть сфокусированы координация и контроль основных бизнес-процессов на всех этапах жизненного цикла объектов недвижимости на основе соответствующих оценочных показателей (Табл. 2).
- Подсистема контроля эффективности принятия управленческих решений выполняет функции логистического контроля организации ресурсного обеспечения всех остальных подсистем в нужное время, в нужном объёме, с минимальными затратами [4] на основе оценочных и сбалансированных показателей их эффективности. Основной задачей, решаемой подсистемой, является контроль материальных, финансовых и сопровождающих их информационных потоков, направленный на ресурсный анализ инфраструктуры, в том числе:
- балансирование показателей эффективности функционирования бизнес-процессов;
- использование объектов незавершенного строительства;
- повышение эффективности социальной сферы;
- анализ и контроль схем привлечения инвестиционных ресурсов для развития инфраструктуры;
- проведение сравнений результатов функционирования подсистем и модели в целом с результатами прошлых периодов;
- проведение сравнений результатов функционирования подсистем и системы управления с результатами и показателями других территорий, в том числе агрессивности среды развития территории.
- Подсистема управления результатами на основе реинжиниринга внутренних и внешних процессов отвечает за постоянную оптимизацию всей государственной системы управления в целом, основываясь на контроле, анализе и обработке остальных подсистем всех уровней. Именно эта подсистема обеспечивает замкнутость всей системы управления, так как в ней формируются предложения и оценки, на основе которых готовятся изменение в текущее и будущее функционирование всех элементов модели.
В данной подсистеме также формируется необходимая оргструктура поддержки отдельных подсистем и проектов, анализируются условия, возможности и ограничения экономического, социального, демографического, ресурсного характера, готовятся предложения по их корректировке.
Реализация основных задач подсистемы управления результатами на основе реинжиниринга осуществляется посредством выполнения следующей последовательности этапов комплекса мероприятий:
- Анализ сбалансированных и оценочных показателей комплекса. На данном этапе производится анализ ключевых для государственного управления показателей во взаимосвязи со сбалансированными и оценочными показателями финансово-хозяйственной деятельности. Указанный анализ производится как во временной динамике, так и в сравнении с плановыми (утвержденными государством показателями).
- Проверка достигнутых результатов на соответствие поставленным целям и задачам. На данном этапе для каждой утвержденной цели и задачи определяется набор соответствующих показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетной период. Взаимосвязанная факторная оценка совокупности набора показателей позволяет объективно определить степень достижения поставленных социальных, операционных и коммерческих целей и задач.
- Подготовка мер по реинжинирингу внутренних и внешних процессов. На основе проведенного анализа и проверки достигнутых результатов выявляются возможные ресурсные резервы компании, необходимые для дальнейшей реализации поставленных целей и задач. Так, в процессе выявляются сильные и слабые стороны организации для дальнейшей реализации управления процессами выполнения поставленных государством, как собственником, задач. Результатом этапа в таком случае могут быть предложения по повышению эффективности использования имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, инвестиционных и т.д.), либо привлечение новых. Согласование разработанных на данном этапе мероприятий производится посредством согласования программ деятельности ГУПов, заемных, инвестиционных и прочих программ ОАО с участием государства и т.д.
- Подготовка предложений по повышению эффективности функционирования территориального комплекса на основе взаимодействия с муниципалитетами и частным сектором. Указанный этап имеет место в случаях, когда повышение эффективности управления территориальным комплексом должно осуществляться через активное взаимодействие с муниципальным и частным секторами экономики. Это могут быть меры в случае невозможности или неэффективности достижения поставленных государством задач в том виде, в котором функционирует действующая система управления. В таком случаях готовятся комплекс мер, связанных с реализацией (передачей) объектов и комплексов недвижимости в муниципальную или частную собственность, преобразованием в другую организационно–правовую форму, сменой или фокусированием специализации основной деятельности и т.д. В соответствии с действующим законодательством меры такого характера обязательно должны быть согласованы в установленном порядке с органами государственной власти, осуществляющими полномочия собственника.
Именно таким образом в данном блоке модели предлагаемой системы должен анализ результатов и формироваться предложения по дальнейшей оптимизации как всей модели государственного управления недвижимостью, так и отдельных бизнес-процессов и управляющих воздействий.
Пример формирования управляющих воздействия на основе выявления проблем, их оценки посредством анализа соответствующих показателей и разработку соответствующих планов действий приведен в Табл. 3. При этом, как видно из таблицы, выполнение мероприятий в предлагаемой модели закрепляется и распределяется в едином комплексе между всеми подсистемами. Разработанные таким образом возможные направления и мероприятия по реинжинирингу для решения выявленных проблем будут обоснованными, адресными, с закреплением ответственности за их выполнение и результат.
Табл. 2 . Перечень внутренних бизнес-процессов в государственной системе управления недвижимостью и перечень оценочных показателей их эффективности
Наименование бизнес-процесса |
Вариации оценочных показателей эффективности бизнес-процесса |
Оказание услуг по использованию и аренде |
|
Техническое обслуживание и эксплуатация |
|
Текущий и капитальный ремонт |
|
Капитальное строительство |
|
Обеспечение безопасности |
|
Страхование |
|
Управление персоналом |
|
Материально-техническое снабжение |
|
Информационные технологии |
|
Табл. 3 . Пример формирования и применения воздействий при управлении результатом в подсистеме управления результатами
№ |
Возможные проблемы в управлении объектами недвижимости |
Характеризующие наличие проблемы оценочные показатели |
Возможные направления и мероприятия по реинжинирингу для решения проблемы |
Реализующая мероприятия подсистема (подсистемы) |
Низкая доходность от использования государственных объектов недвижимости |
Низкие доходы от аренды недвижимости, ее использования, низкая заполняемость |
Повышение эффективности маркетинговых инструментов для работы с арендаторами |
Подсистема управления взаимодействием с внешней средой |
|
Повышение конкурентных преимуществ за счет формирования системы комплексного обслуживания арендаторов |
Подсистема управления внутренними бизнес-процессами |
|||
Недостаточная площадь объектов соответствующего качества для коммерческого использования и аренды |
Разработка и внедрение инвестиционных программ капитального строительства, капитального ремонта, реиновации фонда недвижимости |
Подсистема разработки проектов комплексного развития и инвестиционного обеспечения |
||
Повышение качества обслуживания арендаторов за счет улучшения сервиса и снижения расходов |
Подсистема управления внутренними бизнес-процессами |
|||
Высокие затраты на содержание и эксплуатацию объектов недвижимости |
Высокая доля управленческих и косвенных расходов |
Автоматизация процессов управления и коммуникаций на основе современных информационных технологий |
Подсистема управления финансовыми потоками |
|
Оптимизация внутренних бизнес-процессов на основе инструментов функционально-стоимостного анализа |
Подсистема управления внутренними бизнес-процессами системы управления |
|||
Высокие прямые затраты на эксплуатацию и содержание, в том числе на 1 кв. м |
Использование механизмов и методов целевого финансирования расходов на эксплуатацию, содержание и ремонт |
Подсистема управления планированием и бюджетированием |
||
Повышение контроля эффективности долгосрочных расходов на основе оценки и анализа показателей их доходности и окупаемости |
Подсистема контроля эффективности принятия управленческих решений |
|||
Недостаток финансирования текущей и инвестиционной деятельности |
Низкая ликвидность предприятия |
Использование банковских продуктов и технологий |
Подсистема управления финансовыми потоками |
|
Оптимизация сроков и стоимости финансовых потоков |
||||
Использование дополнительного государственного финансирования, в том числе отсрочек платежей по налогам |
||||
Недофинансирование инвестиционных проектов в части развития территории |
Использование государственных поручительств под финансирование объектов государственного значения |
|||
Привлечение инвестиционных компаний, кредитных и банковских организаций |
Сформированная на основе предложенных авторами принципов, подсистем и инструментов разработанная система государственного управления территориальными комплексами позволит:
- На всех стадиях применения управленческих воздействий комплексно разрабатывать, контролировать и анализировать эффективность мероприятий на основе использования предложенных основополагающих принципов системы;
- Реализовывать и координировать единую государственную политику в области управления территориями путем определения, детализации и конкретизации задач применительно к каждому уровню системы, каждому субъекту и объекту управления;
- Формировать и доводить до каждого субъекта системы управления государственную стратегию социально-экономического развития территорий посредством проецирования стратегических целей и задач в конкретные плановые оценочные и взаимоувязанные сбалансированные показатели деятельности, как количественные, так и качественные;
- Внедрять и применять современные информационные технологии в управлении бизнес-процессами планирования, учета, отчетности, анализа, внешних коммуникаций – электронный документооборот, электронное правительство и т.д.;
- Производить организационные изменения, функциональные разграничения, распределение ответственности за достижения результатов на основе методов реинжиниринга бизнес-процессов;
- Использовать современные методы мотивации на основе применения персональной ответственности и стимулирования, инструментов управления результатами, выраженных в конкретных фактических оценочных показателях деятельности всех субъектов системы управления: министерств, агентств, хозяйствующих субъектов, структурных подразделений и работников.
Достижение перечисленных результатов посредством формирования предложенной авторами системы управления позволит, таким образом, в целом повысит качество государственного управления, необходимое в условиях становления развития рыночной экономики в России.
Модель государственной системы управления территориальным комплексом недвижимостисмотрите здесь
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. д.э.н., проф.
В.И. Кошкина. – М.: ЭКМОС, 2002. – 664 с. - Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»
- Жилкин И.Е., Галеев А.З. Сервейинг как механизм вовлечения в хозяйственный оборот неэффективно используемой недвижимости - http://www.pai.ru/metods/gilkin.htm
- Иванов В.В., Михальченков А.И. Система управления развитием малого бизнеса территории. – Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2004 – С.128-140;
- Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/ В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: ИНФРА-М, 2002. –718 с.