Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2005
где |
А |
— |
вариант развития комплекса; |
|
Х |
— |
факторы воздействия на комплекс; |
|
P |
|
потенциал комплекса; |
|
R |
|
ресурсы, необходимые для осуществления инвестиционно-строительной деятельности; |
|
V |
|
объем продукции, производимой ИСК; |
|
I |
|
привлеченные инвестиции. |
Комбинированный вариант развития комплекса предпочтителен, поскольку в нем достижение максимальной отдачи обусловлено формированием эффективной системы управления деятельностью и развитием участников инвестиционно-строительного процесса.
Эффективное управление строительством или отдельным предприятием отрасли предполагает создание системы, воздействующей на управляемый объект и предполагающей создание организационной структуры, учитывающей интересы всех участников производства.
Управление состоит в воздействии управляющей системы (субъекта управления) на управляемую (объект управления), между которыми существует прямая связь и обратная связь. Под прямой связью нами понимается поток управляющей информации (управляющие воздействия), а под обратной связью — поток информации о состоянии объекта управления.
С точки зрения управления ИСК представляет собой систему, состоящую из технических, экономических и социальных, организационно связанных между собой элементов. Он подразделяется на две крупные подсистемы — управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления), которые связаны информационными каналами. Управляемая подсистема — это внутренняя структура строительного производства, которая, в свою очередь, представляет собой единство технических, технологических, организационных, экономических элементов и связей между ними.
Управляющей подсистемой в данном случае является организационная структура управления инвестиционно-строительной деятельностью. Управляемой подсистемой является предприятие или группа предприятий ИСК, объединенных по какому-либо признаку.
Согласно системной модели организации Джейма Клоусона можно выделить шесть основных подсистем, необходимых для выживания и развития открытой системы. Для ИСК эта модель будет выглядеть следующим образом:
- |
подсистема управления является органом, формулирующим цели, планы и средства контроля. Она отражает роль руководителей исполнительного уровня и представляет группу субъектов органов государственной власти; |
- |
подсистема адаптации отслеживает экономическую обстановку. Эта подсистема обеспечивает также соответствие строительной продукции меняющейся ситуации на рынке, а следовательно, выживание (информационные, консалтинговые, аналитические центры); |
- |
подсистема контроля поступлений в ИСК контролирует приток ресурсов — того, чем «питается» организация. К функциям этой подсистемы относятся обучение и повышение квалификации кадров, обеспечение строительного производства сырьем (учебные центры, вузы, ссузы, источники сырья, предприятия, производящие строительные материалы); |
- |
подсистема производства преобразует то, что поступает в ИСК, в строительную продукцию. Эту функцию выполняют строительно-монтажные организации (СМУ); |
- |
подсистема контроля оттоков связана с распределением строительной продукции (маркетинговые группы на строительных предприятиях, агентства поддержки бизнеса, органы управления — инициаторы проектов); |
- |
подсистема поддержки старается обеспечить эффективную совместную работу других подсистем: она поддерживает равновесие в комплексе, координируя все осуществляемые действия. Это различные агентства и центры поддержки инвестиций. |
Под системой управления, в общем смысле, понимается такая система, в которой реализуются функции управления. Элементами такой системы прежде всего должны выступать: процессы, наличие цели, общая модель, объект и субъект управления, принципы управления, содержание (функции) управления, методы воздействия на процессы, средства воздействия.
Принципами функционирования системы управления будут выступать системность, комплексность, эффективность, оперативная обратная связь, конкретность, динамичность, устойчивость, непрерывность и обязательная взаимосвязь с интересами участников.
Содержание управления можно рассматривать по функциям и по процессам. По функциям: а) планирование и прогнозирование; б) организация деятельности; в) координация и регулирование системы управления; г) мотивация деятельности комплекса; д) стимулирование развития комплекса; е) учет, анализ и контроль деятельности.
Методы управляющих воздействий в системе управления развитием предусматриваются следующие: организационные, экономические, социальные. На рисунке 3 представлена система управления инвестиционно-строительным комплексом.
Рис. 3. Система управления инвестиционно-строительным комплексом по подсистемам
Средствами обеспечения управляющих воздействий на инвестиционно-строительный комплекс выступают научно-методическое и нормативно-методическое обеспечение функций управления; подготовка кадров управления создаваемой структурой с учетом специфики решаемых задач; подготовка предприятия и формальных участников к внедрению и адаптации системы управления созданного комплекса; создание внутри комплекса соответствующей экономической среды.
Одной из основных проблем эффективного управления инвестиционно-строительной деятельностью является отсутствие в Пензенской области единого информационного поля. Необходимо формирование внутри системы управления ИСК информационной системы, открывающей доступ к информационным ресурсам любому участнику ИСК.
При управлении инвестиционно-строительным комплексом необходимо добиваться максимального соответствия объекта и субъекта управления и, как следствие, повышения эффективности строительного производства, увеличения ввода в эксплуатацию строительных объектов и мощностей, а следовательно, и улучшения социального положения населения.
Основная задача регионального органа управления ИСК в современных условиях — создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных строительных рынков, в том числе рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).
Применительно к строительству: активное влияние на процесс формирования производственной и инфраструктуры управления ИСК региона; формирование и проведение активной градостроительной политики в Пензенской области; создание благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры как технологической, так и по формам собственности на средства производства; активное формирование инвестиционной политики на территории региона.
В 2003 году была принята Инвестиционная стратегия Пензенской области, в которой одним из приоритетных направлений было названо развитие строительной отрасли и отрасли ПСМ, а также определены инвестиционные приоритеты этих отраслей. Были выделены три группы — А, В, С.
Отраслевые и производственные приоритеты группы А предполагают консолидацию «точек роста» и «отраслей роста» для обеспечения инвестиций в крупные, бюджетообразующие предприятия, принадлежащие к этим отраслям, а также создание новых предприятий. Концентрация средств на группе проектов А ИСК предполагает наибольший мультипликативный эффект и создает площадку для интенсивного роста экономики области и перехода региона к инвестиционному типу развития. К группе А относятся сельскохозяйственное производство, машиностроение, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов и конструкций.
Политика инвестирования связанных отраслей и создание упорядоченной сети инвестиционных проектов формируют инвестиционные приоритеты группы В. Группа В ИСК включает экономически эффективные проекты, предполагающие координацию с другими реализуемыми областными и межрегиональными планами. Проекты группы В не предполагают быстрой отдачи, но обеспечивают поддержание текущего экономического состояния. Основное направление — реструктуризация комплекса. В группу В вошли производство сельхозмашин для АПК, лесозаготовки, производство медикаментов.
Отраслевые приоритеты группы С предполагают создание условий для стимулирования высококонкурентных и самодостаточных отраслей экономики при условии обновления производственной инфраструктуры. Проекты группы С обладают инвестиционной привлекательностью в среднесрочной перспективе, но не приоритетны в силу недостаточной подготовленности рынков к их эффективной реализации и необходимости реформирования соответствующих секторов экономики. Они направлены на инвестиционное развитие комплекса. Это легкая промышленность, производство оборудования и комплектующих для автомобильной отрасли.
Особенностью ИСК является то, что его отрасли вошли во все три группы либо как основные (отрасль ПСМ относится к группе А), либо как смежные отрасли. Это происходит в связи с тем, что строительство обслуживает любую отрасль, для развития любого производства необходимо строить или реконструировать.
Поскольку развитие ИСК — важное направление региональной инвестиционной стратегии, необходимо создать в составе органов власти структуру, занимающуюся координацией инвестиционно-строительной деятельности. В настоящее время существующая структура исполнительной ветви субъекта федерации не в состоянии самостоятельно эффективно заниматься проблемами инвестиционно-строительной деятельности и привлекает для этого сторонних экспертов, поэтому имеет смысл создание отдельной структуры, занимающейся вопросами эффективной организации инвестиционно-строительной деятельности. Она должна будет аккумулировать различные ресурсы и перераспределять их с целью достижения максимального эффекта. Данная структура должна быть самостоятельной, независимой. Ее условно можно назвать Центр инвестиционного и инновационного развития (ЦИИР).
Целью создания ЦИИР является организация и управление инвестиционно-строительной деятельностью в регионе. Для этого ЦИИР концентрирует, создает и осуществляет оценку инвестиционных предложений в виде бизнес-планов. Инвестиционные проекты могут инициироваться тремя уровнями: федеральным в виде федеральных программ, региональным в виде инвестиционных программ регионального значения и частными лицами в виде отдельных инвестиционных проектов. Функции отделов Центра инвестиционного и инновационного развития представлены в таблице.
Таблица
Отдел |
Функции отдела |
Инвестиционно-информационный |
* Осуществление связей с внешней средой. |
Сметно-экономический |
* Создание сметной документации и технико-экономического обоснования инвестиционно-строительного проекта. |
Экспертизы строительных проектов |
* Проведение экспертизы строительной части бизнес-планов. |
Строительного проектирования |
* Создание строительных проектов. |
Технический |
* Техническое и программное обеспечение деятельности ЦИИР |
Бухгалтерия |
* Организация и ведение бухгалтерского учета в ЦИИР |
ЦИИР оптимизирует систему организации и управления реализацией инвестиционного проекта, выявляя дополнительные резервы на отдельных звеньях цепи денежно-материальных потоков (сокращение затрат на поиск подрядчика для реализации проекта, нахождение новых рынков сбыта строительной продукции, аккумуляция ресурсов нескольких подрядчиков для повышения качества произведенной продукции и сокращения сроков строительства). Также ЦИИР способствует эффективной работе залогово-гарантийного механизма.
Система государственной власти через ЦИИР взаимодействует с каждым предприятием строительного комплекса, образуя множество связей с ИСК. Необходимо объединять строительные предприятия в различные ассоциации, союзы, что позволит использовать накопленный потенциал ИСК, снижать риски, получать достоверную информацию, оперативно реагировать на негативные тенденции и ситуации, возникающие в процессе инвестиционно-строительной деятельности, т. е. развитие должно идти в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Развитие в горизонтальном направлении для уровня предприятия — это создание отраслевого кластера, для корпоративного уровня — это объединение в холдинги, корпорации, союзы, ассоциации, создание межотраслевого кластера. Для управленческого уровня ударение должно быть сделано на развитии вертикального направления — укреплении интегративных связей, создании системы управления ИСК.
Система управления ИСК Пензенской области представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Система управления инвестиционно-строительным комплексом Пензенской области
В настоящее время инвестиционно-строительный комплекс Пензенской области развивается по первым трем вариантам в связи с неучетом территориальных особенностей региона, нерациональным использованием ресурсов, решением локальных задач на уровне предприятия, нестабильностью внешней среды, высоким риском в ходе деятельности, отсутствием системы управления комплексом. Но уже видны предпосылки перехода к четвертому, комбинированному варианту. В структуре правительства Пензенской области создан департамент строительства; сформирован Банк инновационных проектов, к которому имеют доступ частные инвесторы; действует Пензенское агентство инвестиций и развития, занимающееся развитием деловой среды и увеличением притока инвестиций в область; работает залогово-гарантийный механизм; планируется создание Центра инвестиционного и инновационного развития. По прогнозам, эффективная система управления инвестиционно-строительным комплексом будет создана в области уже к началу 2007 года и позволит повысить эффективность деятельности ИСК на 8—12% , что составит около 15 млн руб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асаул А.Н. Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях. Материалы сайта www.aup.ru.
2. Еремкин А.А. Выбор вариантов развития предприятий строительного комплекса в условиях реализации инвестиционных программ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. — Пенза, 2005.
3. Хрусталев Б.Б. Основные направления становления и эффективного развития рационального инвестиционно-строительного комплекса. — Пенза: ПГАСА, 2001.
4. Экономика строительства / Под ред. И.С. Степанова. — М.: Юрайт, 1998.
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Маркетинг и менеджмент, Психология
- Другие статьи по этой тематике