Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №6 год - 2004
— |
Меня уволили с работы. Я не знаю, что делать, и я плохо себя чувствую. |
— |
Хорошо. Тебя уволили, и ты плохо себя чувствуешь. И что ты собираешься делать? |
— |
Я не знаю, что делать. Я просто убит. Я такого не ожидал. |
— |
Я понимаю: ты убит, и ты этого не ожидал. Что ты будешь теперь делать? |
— |
Я не знаю. |
— |
Я не прошу тебя знать. Я прошу тебя сказать, что ты будешь делать. Просто возьми и скажи. |
— |
Я не знаю, что сказать. Я плохо себя чувствую. |
— |
Я понимаю, что ты плохо себя чувствуешь. Просто скажи, что придет в голову. |
— |
Можно начать читать газеты, где есть объявления. |
— |
Нет, меня не интересует, что можно и чего нельзя. Меня интересует, что ты будешь делать. |
— |
Начну читать газеты. |
— |
Хорошо. Что еще? Что еще приходит в голову, что ты будешь делать? Но это не то, что можно и чего нельзя. Мне этого не надо. |
— |
Спрошу у знакомых, у соседей, у друзей. |
— |
Хорошо. Ты начнешь собирать информацию? |
— |
Да. |
— |
Хорошо. Что еще приходит в голову? Но я хочу, чтобы это не имело отношение к сбору информации. Скажи, что приходит в голову. |
— |
Я дам объявления в газетах, буду сам их расклеивать. |
— |
Хорошо. Ты будешь давать информацию? |
— |
Да. |
— |
Хорошо. О чем ты будешь давать информацию? |
— |
О своей профессии, о том, что я умею делать. |
— |
Хорошо. Что еще приходит в голову? Но я хочу, чтобы это не было связано с твоей профессией, с тем, чему тебя научили. И это не то, что можно и чего нельзя. |
— |
Не знаю.… Посмотрю, какие есть другие профессии, чему можно научиться. |
— |
Какие профессии ты будешь искать? |
— |
В школе я увлекался радиотехникой, собрал несколько радиоприемников. Мне это нравилось. Посмотрю курсы по ремонту радиотехники, или электрооборудования автомобилей. |
— |
Хорошо. Что еще можно найти в области электрооборудования? |
— |
Курсы по ремонту холодильников. |
— |
Хорошо. Что еще приходит в голову, но это не связано с ремонтом? |
— |
Установка сигнализации. Найду курсы, которые этому обучают. |
— |
Хорошо. Что тебе еще приходит в голову, что ты будешь делать. Но закрой для себя дорогу, связанную с обучением... |
И так далее.
Этот разговор закончился тем, что для уволенного открылось много возможностей применить себя. Ему даже стало удивительным, что он столько времени пытался удержаться на прежней работе, которая его, в общем-то, не очень и устраивала. Оказалось, что есть возможности, о которых он как бы не подозревал, но которые родились в процессе нашего разговора. И «родил» их он сам.
Первое, что нужно для такого разговора, разговора в «поисках будущего», научиться принимать сообщения, научиться слышать (а не просто слушать), что говорят. Ключевыми фразами здесь являются: «Хорошо», «Я понимаю», «Я слышу» и похожие. С них надо начинать свою часть диалога.
Наиболее важным является умение не давать возможности собеседнику «зацикливаться» на одном направлении поиска будущего. Из примера видно, как это можно делать.
И последнее, что важно уметь, — это открывать дорогу в область творческого поиска. Ключевой фразой для этого в этом примере является выражение «Не надо знать. Просто скажи, что придет в голову» или что-то близкое к этому. Это позволяет самому увольняемому порождать ответы, которые часто не исходят из области знания и которые сопровождаются внутренней готовностью к действию, вызывают энтузиазм, подъем настроения, снятие агрессивности.
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Организация и оплата труда, охрана труда, Управление персоналом и кадровая работа
- Другие статьи по этой тематике