Развитие эмоционального интеллекта: сознательное управление эмоциями



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №12 год - 2012


Т.С. Киселева,
интегральный
психолог

Сознательное управление эмоциями и чувствами других людей – четвертая группа способностей или «ветвь» эмоционального интеллекта. Эта рефлексивная регуляция эмоций помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от информативности или пользы каждой конкретной эмоции.

Управление эмоциями помогает разрешить конфликт, «обрабатывать» эмоции, не будучи напуганным ими. Этот важный навык можно применять при работе или в отношениях с другими людьми, и при управлении своими собственными эмоциями для повышения качества жизни.

При таком подходе открывается много любопытного.

Чувствовать гнев, например, не обязательно плохо. На самом деле, именно гнев помогает нам преодолевать трудности, предвзятость и несправедливость. Гнев возникает, когда мы разочарованы, обмануты или чувствуем, что нами воспользовались. Но гнев, сам по себе, может ослепить нас и заставить нас действовать отрицательным или антиобщественным способом.

Понимая это, можно объединить мышление с эмоциями и найти наилучшее из возможных решений и принять самые эффективные меры. В итоге – добиться гораздо большего успеха.

Да и так называемые знаки эмоций – «плюс» и «минус» оказываются неэффективными и даже слишком примитивными. Данные состояния хороши одинаково в зависимости от ситуации. Люди в плохом настроении склонны к более глубокому анализу, поиску ошибок. И есть масса ситуаций, когда поиск ошибок нам необходим. В хорошем настроении мы лучше генерируем новые идеи и новаторские решения проблем. Как сознательно управлять своим эмоциональным состоянием? Самое простое упражнение для вызывания хорошего настроения – улыбка.

Встаньте у зеркала и улыбнитесь себе.

Губы слегка растянуты, уголки рта приподняты, у глаз появляются «лучики» счастья, с лица спадает напряжение… Запомните эти мимические ощущения. И сознательно вернитесь к этим ощущениям, когда вам будет плохо. Ощутите на своем лице улыбку, снимите напряжение, постарайтесь сохранить это ощущение. И контролируйте себя в течение хотя бы получаса.

Брови снова нахмурились, лоб напряжен? Тогда снова – губы слегка растянуты, уголки рта приподняты, у глаз появляются «лучики» счастья, с лица спадает напряжение. Это простейшее упражнение возвращает нам ровное, спокойное состояние, возможность трезво оценивать ситуацию и людей, принимать решения.

Можно тренироваться с разными эмоциональными состояниями. Сознательно входим в различные эмоциональные состояния. Почувствуйте себя актером. Войдите в роль. Заставьте зрителей испытать ту эмоцию, которую вы им передаете. Отметьте, что получается лучше всего. Проанализируйте, почему. Спроецируйте это понимание на более сложные эмоциональные состояния. Повторите.

Впечатление о собеседнике мы составляем в первые несколько секунд личного или телефонного общения.

Наша первичная реакция основана на том, какие слова мы услышали, но еще больше – на том, как эти слова прозвучали. Информацию, поступающую к нам через звук голоса собеседника, мы усваиваем, как правило, автоматически, бессознательно. При этом, чем меньше значения мы придаем звучанию голоса, тем меньше фильтров ставим на пути невербальной информации, и тем полнее она усваивается.

Логичной практикой становится осознанное слушание и говорение.

Как и прежде, начнем с себя.

Упражнение
«Телефонный звонок»
Представьте себе, что вы отвечаете на телефонный звонок и произносите обычное «Добрый день» (важно еще записать свои фразы на магнитофон).

Произнесите фразу как сотрудник в очень важном и могущественном учреждении. А теперь поприветствуйте как не вполне трезвый с утра сантехник. Затем – раздраженный сотрудник на овощной базе; скучающий сотрудник дорогой туристической фирмы; вдохновленный сотрудник молодежной радиостанции; печальный сотрудник комбината ритуальных услуг…

Послушав запись внимательно, вы услышите, как эмоция меняет наше звукоизвлечение. К примеру, мы придыхаем в начале слова в состоянии злости, раздражения или ярости:
– [д]оброе утро (придыхание перед [д]). И уже понятно, что это утро – совсем не доброе…
– напротив, растянутые гласные без труда позволят четко услышать восторг: «До-о-брое утро-о!»…

Пока специалисты изучают интонацию и ее воздействие на эмоции, политики, рекламисты, маркетологи и даже пикаперы активно и не без успеха применяют ее на практике. «Правильная» интонация и «сексуальный голос» звучит во многих рекламных роликах. Немного приглушенный женский голос или полушепот рассказывает о вещах, которые вообще никак с сексом не связаны, например, о компьютере или услуге банка.

Активное использование «нужной» интонации легко проследить даже в выпусках телевизионных или радионовостей. Текст может быть вполне объективным, нейтральным, но легкая усмешка в голосе ведущего или почтительная интонация автоматически донесет до аудитории нужную эмоцию, и эта эмоция безошибочно считывается.

Со скрытым или прямым эмоциональным воздействием мы сталкиваемся практически каждый день: истеричный деловой партнер, вопящая в трубку супруг/супруга. Справиться с такими ситуациями позволяет техника «я-высказывания».

«Я-высказывание» – это цивилизованный, этичный способ выражения нашего отношения практически к любой ситуации. Он очень полезен, когда необходимо настоятельно выразить ваше мнение. Чтобы этот способ начал «работать» на практике, требуется сознательная тренировка, пока он не станет автоматическим навыком.

«Я-высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без обвинений и требований, чтобы этот другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего противника. Техника «я-высказывания» может быть полезной в любой обстановке, но особенно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то.

Продолжение статьи читайте в №12/2012

10.10.2016

Также по этой теме: