Договоры о труде в потребительском обществе



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №4 год - 2002


к.ю.н., доцент,
и.о. зав. сектором трудового права и социального обеспечения
Института государства и права РАН

II. Договоры о труде членов органов управления потребительским обществом (союзом потребительских обществ)

Договоры о труде, заключаемые с членами органов управления потребительских обществ и союзов потребительских обществ, в большей степени подвергнуты регулированию законодательством о потребительской кооперации по сравнению с договорами о труде рядовых пайщиков. Объясняется это тем, что вопросы, связанные с некоторыми правами и обязанностями в сфере труда органов управления потребительских обществ и их союзов, в Законе РФ от 19.06.1992 № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» (в ред., введенной в действие с 17.07.1997 Федеральным законом от 11.07.1997 №  97-ФЗ; с изм. на 28.04.2000)2 изложены более конкретно и обстоятельно.

Прежде чем перейти к анализу особенностей таких договоров, необходимо хотя бы кратко дать характеристику органам управления потребительских обществ и их союзов, показав то место, которое занимает каждый из органов в их общей системе.

Итак, управление потребительским обществом в соответствии со статьей 15 Закона, осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление общества.

В свою очередь, управление союзом потребительских обществ согласно статье 34 Закона осуществляют общее собрание представителей потребительских обществ, совет и правление союза.

Кроме того, в системе органов управления потребительским обществом (союзом потребительских обществ) особое место занимает ревизионная комиссия общества (союза общества) — статьи 20 и 38 Закона.

Высшим органом потребительского общества (союза потребительских обществ) является общее собрание общества (общее собрание представителей обществ).

В период между общими собраниями управление в потребительском обществе (союзе потребительских обществ) осуществляет совет, который является представительным органом.

Исполнительным органом потребительского общества (союза потребительских обществ) является правление.

В зависимости от уровня полномочий органов управления обществом (или их союзом) различен объем прав и обязанностей, в том числе и в сфере труда, у должностных лиц этих органов — либо избираемых в состав представительного органа (совета) и ревизионной комиссии, либо назначаемых в состав исполнительного органа (правления).

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона о потребительской кооперации в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является общее собрание пайщиков кооперативного участка. Причем в Законе (см. пункт 5 названной статьи) особо указано, что вопросы, отнесенные настоящим Законом и уставом потребительского общества к исключительной компетенции общего собрания уполномоченных потребительского общества, не могут быть переданы им на решение совета или правления потребительского общества. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно полагать, что общее собрание уполномоченных потребительского общества может избирать председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии, назначать членов правления. То есть, кооперативные участки могут иметь органы управления, аналогичные тем, что есть в потребительском обществе. Поскольку в Законе не сказано ничего иного, то думается, что должностные лица органов управления кооперативных участков имеют такие же права и обязанности в сфере труда, что и должностные лица потребительского общества. Но реализация этих прав и обязанностей, вполне естественно, ограничивается рамками конкретного участка.

Схожесть во многом правового положения членов органов управления потребительских обществ и их союзов предопределяет сходство и в содержании правовых норм, определяющих их права и обязанности в сфере труда, что однако не исключает, конечно, некоторые различия в их реализации.

Рассмотрим подробно права и обязанности членов органов управления потребительских обществ и их союзов.

1. Права и обязанности в сфере труда у членов советов потребительских обществ и их союзов. Правовое положение в сфере труда членов совета потребительского общества в большей части, аналогично правовому положению членов союза потребительских обществ, с учетом, конечно, правового статуса того и другого органа управления.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона о потребительской кооперации, совет потребительского общества является органом управления потребительским обществом и представляет интересы пайщиков потребительского общества, защищает их права; подотчетен его общему собранию. В свою очередь, совет союза потребительских обществ является органом управления союза и подотчетен общему собранию представителей потребительских обществ союза (пункт 1 статьи 37).

Согласно пункту 2 статьи 19 Закона председатель и члены совета потребительского общества избираются сроком на 5 лет из числа пайщиков потребительского общества, имеющих опыт работы в потребительской кооперации. Что касается председателя и членов совета союза потребительских обществ, то в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Закона они также избираются на 5 лет, но уже из числа представителей обществ данного союза.

Таким образом, для того, чтобы у пайщика потребительского общества возникли в дальнейшем права и обязанности в сфере труда как представителя органа управления обществом или союзом потребительских обществ, необходимо, чтобы высшие органы управления избрали пайщиков в качестве таковых. Именно на основе акта избрания, зафиксированного в протоколе общего собрания потребительского общества (представителей потребительских обществ союза), у членов совета появляются соответствующие права и обязанности.

Однако их появление имеет место в рамках соглашения между потребительским обществом (союзом обществ) и членом общества, когда последний добровольно принимает на себя обязательства по исполнению полномочий члена совета: в законодательстве о кооперации нет норм, посредством которых можно было бы возложить исполнение таких полномочий на члена общества в принудительном порядке. Достижение такого соглашения свидетельствует о заключении договора о труде, поскольку предметом его становится выполнение работы по определенной трудовой функции — по управлению потребительским обществом (союзом обществ) в качестве члена совета общества (союза обществ).

Акт избрания члена потребительского общества в качестве члена совета общества (совета союза) предшествует заключению договора о труде по исполнению пайщиком полномочий члена совета. И только в своей совокупности они свидетельствуют о возникновении отношений в сфере труда у членов совета.

В законодательстве о кооперации не содержится каких-либо требований к форме договоров о труде членов совета, поэтому она может быть как устной, так и письменной. Вместе с тем, представляется, что по аналогии с трудовым законодательством следовало бы предусмотреть обязательность соблюдения письменной формы такого договора. Это тем более важно, учитывая ту роль и значение, которое занимают члены совета в структуре органов управления обществом (союзом обществ).

Законодательное определение требований к лицам, которые могут быть избраны председателем и членами совета потребительского общества, сводятся, в основном, к следующим трем моментам:

  • во-первых, такие лица должны быть пайщиками потребительского общества;
  • во-вторых, они должны иметь опыт работы в потребительской кооперации;
  • в-третьих, члены совета не могут быть членами правления или членами ревизионной комиссии потребительского общества (союза обществ).

К сожалению, Федеральный закон о потребительской кооперации не поясняет, какие именно виды работ в потребительской кооперации имеются в виду, принимаемые во внимание в отношении лиц, претендующих на избрание в качестве председателя или члена совета потребительского общества. Надо полагать, исходя из смысла настоящего Закона, характер работы, выполняемой прежде такими лицами, значения в данном случае не имеет. Главное, чтобы эта работа имела место в системе потребительской кооперации, безотносительно ее вида и отраслевой принадлежности. В то же время общество вправе внести в устав и дополнительные требования к уровню квалификации и личным качествам пайщиков, не противоречащие Федеральному закону о потребительской кооперации, уставу общества и обеспечивающие достижение целей общества, в отношении лиц, которые могут быть избраны в совет потребительского общества: исчерпывающий перечень сведений, который должен содержаться в уставе потребительского общества, в статье 9 Закона не определен. Данные положения могут быть учтены не только при избрании членов совета потребительского общества, но и членов совета союза потребительских обществ — при выдвижении представителей потребительских обществ для участия в учредительном собрании по созданию союза таких обществ.

Федеральный закон о потребительской кооперации, закрепляя основы правового положения председателя и членов совета потребительского общества (статья 19), председателя и членов совета союза потребительских обществ (статья 37), указывает на то, что порядок принятия председателем совета и его заместителями решений и порядок их оформления, а также вопросы, решения по которым указанные лица вправе принимать единогласно, определяются в уставном порядке.

Вместе с тем в Законе указано, что председатель совета действует без доверенности от имени потребительского общества (союза обществ), в том числе представляет его интересы, издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками потребительского общества (союза обществ). Следовательно, председатель совета как потребительского общества, так и союза обществ, лично осуществляет возлагаемые на него полномочия, круг которых определяется как в централизованном порядке, так и посредством внутриуставных документов. Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая функция председателя совета определяется в указанном выше порядке. Распределение же полномочий между членами совета, то есть определение конкретной трудовой функции каждого из них, осуществляет сам совет.

При реализации председателем совета своих полномочий возникает вопрос о том, в отношении кого именно обязательны для исполнения издаваемые им распоряжения и даваемые им указания? Обязательны ли они для исполнения всеми теми лицами, которые в той или иной мере и по различным правовым основаниям участвуют в хозяйственной деятельности общества (союза) обществ — работают по трудовому договору или заключили гражданско-правовой договор, заняты трудом в качестве члена общества и т.д., либо распоряжения и указания должны исполнять только работники, работающие по трудовому договору?

Представляется, что термин «работники общества (союза обществ)» употреблен здесь в широком смысле слова и не ограничивается только работающими по трудовому договору. Ведь если следовать буквальному толкованию содержания указанного выше полномочия председателя совета, то, получается, что он не вправе издавать какие-либо распоряжения и давать указания, которые были бы обязательны для исполнения всеми пайщиками. Однако это противоречит положениям статьи 12 Федерального закона о потребительской кооперации, согласно которой пайщики потребительского общества обязаны выполнять решения органов управления обществом.

Порядок возмещения расходов, связанных с исполнением полномочий председателем и членами совета, определяется в уставном порядке, поскольку законодательством (статьи 19 и 38 Закона) эти вопросы решены лишь в самой общей форме. Так, члены совета исполняют свои полномочия только на общественных началах, с возмещением понесенных в связи с этим расходов в порядке, определяемом уставом потребительского общества (союза обществ). Председатель совета может исполнять свои полномочия как на общественных началах, так и на платной основе. В последнем случае потребительское общество (союз обществ) само решает все вопросы, связанные с оплатой труда председателя совета, поскольку такое право предоставлено обществу (союзу) Федеральным законом о потребительской кооперации.

В отличие от рядовых членов потребительского общества, в Законе в отношении выборных должностных лиц потребительских обществ и их союзов содержится указание (соответственно статьи 19 и 38) на то, что председатель совета, его заместители и члены совета несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с уставом и законодательством Российской Федерации. Обращение же к статье 9 Закона, согласно которой в уставе потребительского общества (применительно к союзу обществ — статье 32) должны определяться те или иные вопросы, показывает, что в их числе отсутствует указание на установление ответственности членов совета за принятые ими решения.

В уставе потребительского общества, как говорится в статье 9 Закона, должна определяться ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов. О других основаниях для привлечения к ответственности пайщиков в этой статье речи не идет. Что касается содержания устава союза обществ, то в статье 32 Закона в числе обязательных сведений не названы сведения о какой-либо ответственности выборных должностных лиц союза.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребительское общество (союз обществ) может и не закреплять в своем уставе вопросы об ответственности председателя совета, его заместителей и других членов совета за принятые ими решения. И тогда ответственность этих лиц может наступать только на основании общих норм законодательства Российской Федерации, в том числе и законодательства о кооперации. В частности, в соответствии со статьей 25 Федерального закона о потребительской кооперации члены совета, как и любые другие члены потребительского общества, могут быть привлечены к имущественной ответственности в порядке, установленном гражданским законодательством и уставом потребительского общества.

В то же время следует отметить, что в статье 6 Федерального закона о потребительской кооперации в определенной мере нашли свое отражение вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью выборных должностных лиц потребительского общества (союза обществ). Так, в данной статье говорится о том, что дисциплинарные взыскания (вплоть до освобождения от занимаемой должности) на председателя совета потребительского общества (союза обществ) налагаются только органом, избравшим председателя. Это свидетельствует о законодательно закрепленной возможности привлечения выборных должностных лиц потребительских обществ и их союзов к дисциплинарной ответственности с обязательным соблюдением установленных для них дополнительных гарантий.

Вместе с тем, отсутствие в Федеральном законе о потребительской кооперации перечня дисциплинарных взысканий дает основание полагать, что его установление и определение порядка применения взысканий (за исключением освобождения от занимаемой должности) — прерогатива самого потребительского общества (союза обществ) и решаются эти вопросы во внутриуставных документах. Причем закон указал на возможность применения такой меры воздействия в отношении выборных должностных лиц, как отстранение от должности с приостановкой выплаты им заработной платы в случае, если эти лица нарушают Федеральный закон о потребительской кооперации и устав, допускают наносящие ущерб потребительской кооперации злоупотребления и препятствуют проведению проверок деятельности организаций потребительской кооперации.

Приведенные выше положения носят оценочный характер. Поэтому, представляется, что их реализация на практике должна дополняться конкретизацией в уставном порядке содержания проступков выборных должностных лиц, при совершении которых указанные лица могут быть отстранены от должности с приостановкой выплаты им заработной платы. Именно в уставном порядке (с учетом, конечно, как уже говорилось ранее, положений пункта 1 статьи 6 Закона), представляется, решаются и иные вопросы, касающиеся остальных условий труда выборных должностных лиц (рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и др.), поскольку иное в самом Законе не предусмотрено.

И, наконец, рассмотрим особенности прекращения исполнения полномочий выборных должностных лиц потребительского общества и союза обществ (статьи 19 и 38 Федерального закона о потребительской кооперации).

Порядок прекращения полномочий указанных лиц зависит от того, на какой основе — платной или на общественных началах — они их исполняют. К сожалению, в Федеральном законе о потребительской кооперации не раскрывается, в чем именно заключается разница — в порядке осуществления, в правовых последствиях таких оснований прекращения полномочий должностных лиц потребительского общества (союза обществ), независимого от того, исполняют они свои полномочия в порядке избрания или в порядке назначения на должность, как «увольнение» и «освобождение от занимаемой должности».

Исходя из смысла Закона, можно полагать, что освобождение от исполнения полномочий имеет место тогда, когда эти полномочия исполняются на общественных началах. В таких случаях член совета потребительского общества (член совета союза обществ) может быть освобожден от исполнения полномочий независимо от занимаемой должности в любое время на основании решения общего собрания потребительского общества (общего собрания представителей обществ союза).

В отношении председателя совета потребительского общества (совета союза обществ), исполняющего свои полномочия на платной основе, речь идет уже об увольнении, порядок которого различается в зависимости от основания увольнения. Решение об увольнении данного лица по таким трем основаниям, как собственное желание, перевод или соглашение сторон, принимается советом потребительского общества (советом союза обществ). В то же время, председатель совета потребительского общества (совета союза обществ) может быть уволен досрочно на основании решения общего собрания потребительского общества (общего собрания представителей обществ союза) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в первом случае Федеральный закон о потребительской кооперации заимствует из трудового законодательства основания прекращения трудового договора, закрепленные в статье 77 Трудового кодекса РФ. Во втором случае содержится прямая отсылка к использованию соответствующих норм трудового законодательства, причем законодательства федерального уровня.

Однако не совсем понятно, каким образом можно реализовать это положение на практике, поскольку в трудовом законодательстве отсутствует такое основание увольнения, как решение общего собрания потребительского общества (общего собрания представителей обществ союза). Можно полагать, что в Федеральном законе о потребительской кооперации, использована просто неудачная формулировка. Вероятно, законодатель имел здесь в виду использование по аналогии закрепленного в трудовом законодательстве порядка досрочного расторжения срочного трудового договора.

Досрочное прекращение трудовых отношений с председателем совета обязательно оформляется принятием соответствующего решения по этому вопросу общим собранием потребительского общества (общим собранием представителей обществ союза), которое и определяет причины увольнения по такому основанию.

Что касается кооперативных выплат прекратившим свои полномочия членам совета, то они производятся на тех же условиях, что и в отношении любого члена потребительского общества. Каких-либо дополнительных норм на этот счет законодательство о потребительской кооперации не содержит.

(Окончание см. в «КП» № 5, 2002)

1 Продолжение. Начало см. в «КП» № 3, 2002.

2 Далее по тексту — Федеральный закон о потребительской кооперации.

Также по этой теме: