Вопрос:
Какие льготы налоговым законодательством предусмотрены для производственных организаций?
Ответ:
Прежде всего, в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, полученные в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (ст. 251 НК РФ).
Кроме того, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, а именно в виде инвестиций, полученных:
– при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение 1 календарного года с момента получения.
Особое значение для деятельности производственных предприятий на территории Российской Федерации имеет амортизационная политика.
Предусмотрена возможность ускоренной амортизации основных средств с применением амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ) путем немедленного списания на расходы до 10% первоначальной стоимости основных средств или до 30% первоначальной стоимости – для 3–7-й амортизационных групп (имущество со сроком полезного использования от 3 до 20 лет).
В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации организации вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259.3 НК РФ). Аналогичный коэффициент применяется в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. В результате использования данных преференций организации могут переносить стоимость основного средства в расходы в 2 раза быстрее.
Организациям также предоставлено право применять специальный повышенный коэффициент к основной норме амортизации в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, но не более 3 (п. 9 ст. 258 НК РФ). В результате организации могут переносить стоимость основного средства в расходы в 3 раза быстрее.
Для отдельной категории организаций предусмотрен единовременный учет затрат на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию (п. 6 ст. 259 НК РФ).
Налогоплательщикам предоставлено право уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на расходы, связанные с НИОКР (как давшие положительный результат, так и не давшие результата), с 2012 г. – путем признания расходов в отчетном периоде, в котором завершены исследования или разработки (ст. 262 НК РФ).
Для инновационных компаний особенно актуально то, что расходы на изобретательство и экспериментальные разработки независимо от результата в ряде случаев разрешается учитывать в уменьшение налогооблагаемой прибыли в сумме затрат, превышающей фактические расходы.
Так, расходы на определенные виды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок подлежат учету исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5 (п. 2 ст. 262 НК РФ). Такие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки относятся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и направлены на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5»).
К расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки относятся также отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5% доходов от реализации.
Не подлежат налогообложению средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.
Не включаются в налоговую базу целевые поступления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
Отдельным стимулирующим механизмом является право субъектов Российской Федерации на снижение ставки налога на прибыль с 18 до 13,5% в части, зачисляемой в бюджет субъекта (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Кроме того, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены специальные налоговые режимы, в частности упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), направленные на стимулирование развития среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации.
В частности, согласно ст. 346.11 НК РФ УСН применяется организациями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Согласно ст. 346.14 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов». При объекте налогообложения «доходы» налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
В соответствии с п. 2 ст. 346.20 НК РФ законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывают расходы на приобретение основных средств. Указанные расходы, осуществленные организацией в период применения упрощенной системы налогообложения, учитываются на дату ввода приобретенных основных средств в эксплуатацию.
С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены существенные изменения в положения гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.
Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ внесен ряд значительных изменений в порядок применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
С 1 января 2013 г. переход на ЕНВД становится добровольным и носит уведомительный характер. Эта норма позволит налогоплательщикам выбирать оптимально удобный режим налогообложения.
Уточнены названия отдельных видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на ЕНВД, и определения отдельных понятий, используемых в целях гл. 26.3 НК РФ.
Значительные изменения внесены в положения гл. 26.2 НК РФ, регламентирующие применение упрощенной системы налогообложения. В частности, для перехода на УСН теперь не учитывается остаточная стоимость нематериальных активов. Лимит доходов, при превышении которого налогоплательщики теряют право применять УСН, сохранен в размере 60 млн руб.
Отменено требование о переоценке валютных ценностей и обязательств. Таким образом, налогоплательщики УСН теперь не должны учитывать как в доходах, так и в расходах положительные и отрицательные курсовые разницы.
Скорректирован порядок уменьшения налога по УСН на сумму страховых взносов и больничных.
Установлены порядок и сроки подачи налоговой декларации при прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, а также в случае утраты права на применение УСН.