Целевое финансирование как способ интеграции общественных процессов



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2005


Основу любой реально действующей программы составляет некое коллективное духовное начало, из которого далее формируются цели и задачи программы. Если взять вместе несколько программ, то естественно предположить, что все они должны иметь общее основание. Только при этом условии можно говорить о каком-то духовном единстве гражданского общества. Конечно, это общее основание имеет глубокий метафизический смысл, который абсолютно точно выразить словами невозможно, но из этого не следует, что общество не должно стараться хотя бы частично найти отражение этого начала в виде соответствующих идеологических концепций. Но чем сложнее и разнообразнее общество, чем больше в нем взаимосвязей и шире спектр направлений развития, тем больше интеллектуальных и творческих сил общества необходимо привлечь на разработку единой концепции, без которой общество как бы теряет свое сознание и становится на путь стихийного развития. Сегодня, боясь стать опять тоталитарным, государство отказывается от идеологических концепций и развивается на основе конкретных узконаправленных программ, что как вариант тоже может быть неплохо, если бы не одна маленькая деталь — отсутствие творческого подхода и свежих идей при составлении программ. Все существующие программы разрабатываются по одним и тем же схемам, так как любую нестандартную программу чиновник боится в силу своей природной осторожности и отсутствия желания творить.

Мы часто говорим о кризисе в обществе, не вдумываясь, что кризис означает необходимость смены основания развития, необходимость выработки новых идеологических концепций. Статистика благополучия общества будет ухудшаться, если мы будем продолжать бороться со следствием, а не с причиной болезни. Сегодня практически нет программ, в которых отражалась бы новая идеологическая концепция, хотя обществу необходимы именно новые программы и новые концепции и свобода их реализации, а не типовые программы, предложенные и утвержденные чиновником.

Средства некоммерческих отношений

Чтобы не быть тоталитарным, обществу нужна идеологическая конкуренция. Для идеологической конкуренции необходимо достаточное количество «свободных» денег, т. е. денег, которые вращаются в обществе и тратятся на духовные потребности, а значит, на поддержку той или иной идеологической концепции пусть даже и неосознанно1. В отличие от «необходимых» денег, которые нужны как средства существования, психология «свободных» денег заключается в том, что на них нелегко что-то купить в том смысле, в каком мы понимаем покупку благ. Кто-то тратит свободные деньги (а так же свободное время) на свои физические удовольствия, кто-то занимается хобби, кто-то подвержен какой-то навязчивой идее. Наши духовные потребности могут иметь высший и низменный характер. На начальном этапе (пока «хочу» еще не стало нашей сущностью) мы может легко отказаться от своих потребностей, которые удовлетворяем на свободные деньги. Если духовные потребности имеют низменный характер, то, постоянно удовлетворяя их, через некоторое время появляется зависимость, и деньги из категории свободных переходят в категорию необходимых. С высшими духовными потребностями дело обстоит иначе, для их удовлетворения не требуется никаких денежных средств, их удовлетворение уменьшает потребности, в первую очередь мы начинаем отказываться от своих пристрастий, и наши необходимые деньги постепенно становятся свободными.

Поясним это на следующем примере. Мы часто приходим в церковь, когда чего-то не хватает: денег, рассудительности, жизненных сил, когда жизнь стоит на месте или, еще хуже, катится вниз. Но ничего сразу, вдруг, не появляется, особенно деньги. Сначала должно произойти сокращение потребностей и увеличение жизненных сил. Надо перестать страдать от нехватки средств и начать действовать. Этот момент является поворотным. Пробуждение высших духовных потребностей восстанавливает баланс сил и потребностей и делает человека активным. Через некоторое время опять появляются свободные средства. Вопрос заключается в том, куда их направить. Стоит расслабиться и забыть о высших духовных потребностях, и свободные средства опять становятся необходимыми.

Критерием наличия свободных денег является совпадение следующих условий:

  • после подсчета прибыли или после получения зарплаты, из которой сделаны все самые необходимые вычеты;
  • когда человек внутренне смирился со своим положением или когда не смирился, но главными все равно считает свои высшие духовные потребности.

В первом случае человек может сказать: «Способов потратить эти деньги так много, что их все равно не хватит, поэтому лучше расслабиться…» Во втором случае человек может сказать: «Культура, искусство, спорт — все это для меня очень важно, но не настолько, чтобы без этого нельзя было обойтись». Чтобы правильно понять самого себя, следует всегда помнить, что существование человека без духовных потребностей невозможно, так как не хлебом единым жив человек. Всю жизнь игнорировать духовные потребности не получится, потребность в человеческом общении и переживаниях может неожиданно прорваться как крик души, выплеснуться в виде необъяснимых иррациональных поступков.

Свободные деньги (средства) — это средства, которые обращаются в сфере некоммерческих отношений. Некоммерческие отношения как проявление высшего метафизического начала являются фундаментальной основой построения общества, а следовательно, и свободные деньги в обществе имеют важнейшее значение. Создание условий для обращения свободных денег является прямой функцией государства.

Свободные средства в обществе можно разделить на целенаправленные и стихийные. К целенаправленным свободным средствам относятся:

  • бюджетные средства;
  • средства неправительственных благотворительных фондов;
  • выделяемые средства на конкретную программу;
  • средства религиозных организаций.

К стихийным свободным средствам можно отнести средства, которые тратятся:

  • бессознательно на потребности, возникшие стихийно;
  • на цели, которые сами имеют непостоянный, стихийный характер.

Целевое финансирование

Понятие «целевое финансирование» не закреплено в действующем гражданском законодательстве. Определяющим моментом в общепринятом понимании целевого финансирования является норма налогового учета, по которой средства целевого финансирования не признаются доходами при налогообложении. Отсутствие четкого понимания целевого финансирования вносит скрытую интригу (особенно когда суммы велики) даже в том случае, когда организация имеет целевые средства из бюджета и полностью расходует их на достижение цели, так как всегда есть риск того, что проверяющие органы посчитают какие-нибудь расходы нецелевыми с требованием их возврата и уплаты с них всех налогов. Все, кто когда-либо получал целевое финансирование, говорят, что для них было главным не содержание программы, а правильное составление финансового отчета «точно по статьям расходов, по срокам и желательно без остатка».

К сожалению, сегодня закон признает целенаправленными средствами только бюджетные средства, полученные напрямую. Отрицательные моменты от такой постановки вопроса следующие:

  • последующая передача бюджетных средств другой некоммерческой организации (НКО) как соисполнителю считается ее доходом, в результате этого бюджетные средства и вся программа загоняются в жесткие рамки;
  • формирование целей развития общества отдается на откуп составителям бюджета;
  • непризнание других средств целевыми не позволяет привлекать широкие массы к решению общеполезных задач.

Сегодня государство имеет в наличии свободные денежные ресурсы, но не знает, как их правильно использовать. Бюджет имеет профицит, Центральный банк постоянно увеличивает валютные резервы, правительство искусственно поддерживает доллар и участвует в инфляционных процессах. Это косвенным образом говорит о том, что правительство не имеет концепции социального развития. Получается, что не экономика для общества, а общество для экономики. В этом и заключается главная причина сегодняшнего кризиса.

На первый взгляд кажется, что определение целевого финансирования влияет только на налогообложение, но на самом деле это влияет и на всю систему некоммерческих отношений в обществе. Государственные программы в рамках целевого финансирования инициируются сверху и в результате имеют низкую идеологическую эффективность, если сравнивать, например, с рекламой бизнеса, который также имеет свою идеологию — идеологию потребительского общества.

Общество может нормально развиваться, только если будет иметь комплексный стратегический план развития, в основе которого лежит общее духовное начало. Это начало невозможно отразить только бюджетными статьями расходов и доходов, для этого нужно создать более совершенную систему общественного и социального взаимодействия.

Классификация НКО

Данная классификация имеет несколько отвлеченный, теоретический смысл. Виды НКО, указанные в приведенной ниже таблице, не имеют точного соответствия с формами НКО, определенными в федеральном законе о некоммерческих организациях. Сегодняшняя практика НКО весьма запутана, и отдельная некоммерческая организация часто выступает в нескольких видах, например, фонд может одновременно с основной своей деятельностью — разработкой концепций и привлечением свободных средств еще получать средства из бюджета и выступать непосредственным исполнителем собственной целевой программы. Задача данной статьи — не подгонять теорию под сложившуюся практику, а выдвинуть новые идеи для пересмотра путей развития правовой системы и механизмов ее реализации.

Таблица

Виды НКО Концепция Цели (Программы) Средства Основная
Кто разрабатывает Характер Откуда привлекаются Как расходуются
Бюджетные Плохо сформули-рована, основана на естественных потребностях общества Аппарат чиновников Конкретный, стандартный Из бюджета Жестко по требованиям программы Исполнение программы
Фонды Должна постоянно развиваться Коллектив
фонда с учетом мнения пожертвова-телей и исполнителей
Общий,
зависит от
исполнителей программы
Могут быть
- бюджетные,
- зарубежные,
- целевые,
- стихийные
Распределя-ются между НКО — исполнителями программ Разработка концепций и привлечение свободных средств
Религиозные организации Неизменная, имеет ясный смысл и свое собственное понимание полезности Ответственные по каждому уровню внутри организации Религиозный Из любых источников Произвольно на восстановление Церкви и другие религиозные цели Духовно-нравственная работа, сделать необходимые средства общества свободными
НКО-исполнители программ Редко имеется собственная идеологи-ческая концепция, чаще она заимствуется из других источников Составители, ориентиро-ванные на потребителя Конкретный, свойственный данной организации Из фондов, от спонсоров, от всех участников программ По требованию источника финанси-рования и с учетом конкретных задач Реализация программы

Пояснения к таблице.

Бюджетные НКО

Целевые бюджетные средства распределяются в рамках абстрактно существующей идеологической концепции развития, которая представлена в виде множества различных направлений. Это, например, социальные программы, программы строительства жилья, развития науки, образования, продолжения экономических реформ и т. д. Эти программы не требуют сложного идеологического обоснования, так как все это естественным образом вытекает из насущных потребностей общества. Но выполнение только одной из этих программ не окажет никакого влияния на развитие общества, если она не будет решаться в комплексе. Например, государственное строительство жилья необходимо осуществлять там, где есть условия для развития здоровой социальной среды, где потом на оздоровление этой среды не потребуются дополнительные затраты. Образование должно не только учитывать кадровые потребности общества, но и способствовать формированию социально благополучного общества. Пенсионная реформа не должна подрывать веру людей в справедливое гуманное государство, уважающее своих граждан. Увязать все эти программы вместе можно только с помощью единой концепции развития.

Фонды

Фонды являются интеллектуальными идеологическими центрами. В совокупном виде все программы фондов можно охарактеризовать как осознанное духовное начало общества. Как мы уже говорили во вступлении, осознанное духовное начало и метафизическое начало общества не полностью совпадают. Осознанное духовное начало неполно, частично, находится под воздействием искусственных внешних теорий, далеких от жизни народа. Метафизическое начало общества имеет сакральный смысл, и понимание его бесценно.

Любое добровольное пожертвование можно считать целевым, так как оно совершается на основе собственного понимания действительности и имеет цель на что-то повлиять, но насколько оно осознанно зависит от фонда-получателя, обозначившего цель. Первая и важная информация о фонде — это информация о том, из какого источника фонд получает пожертвования. Будем считать, что пожертвования в фонды вносят в основном коммерческие организации и отдельные физические лица (напомним, что мы рассматриваем отвлеченную схему социального взаимодействия). По источникам поступления денег фонды можно разделить на российские и зарубежные. Чаще всего деньги поступают в фонд либо от российских организаций, либо от зарубежных и очень редко от тех и других вместе. Это говорит об общем недоверии к фондам и их зависимости от источников финансирования.

Конечно, финансовые возможности российских фондов во много раз меньше. Это объясняется как разными экономическими возможностями, так и тем, что российским предприятиям крайне не выгодно перечислять средства в фонды, поскольку это не учитывается как участие в целевых программах. Если какая-то российская организации хочет что-то сделать полезное, то делает это самостоятельно, стихийно и не на виду у налоговых органов.

Зарубежные организации заинтересованы, наоборот, действовать через фонды и не любят заниматься вопросами, не относящимися к их компетенции. Но в отношении зарубежных фондов надо быть очень наивным, чтобы думать, что их средства направлены на развитие в России истинного коллективного духовного начала гражданского общества. Не секрет, что многие фонды США оказывают «гуманитарную и техническую» помощь России под пристальным вниманием ЦРУ. Понятно, что такую помощь также контролируют аналогичные российские службы. Однако если учесть финансовую и пропагандистскую мощь Запада, то становится понятно, почему российское законодательство постепенно становится все менее дружественным к некоммерческим организациям и действует по принципу «ни вашим ни нашим». При этом мы здесь теряем и действительно истинных зарубежных друзей, помощь которых могла бы быть полезна.

Средства религиозных организаций

Эти средства нельзя назвать полностью свободными. Во-первых, они идут на нужды Церкви, включая восстановление утраченного имущества за годы советской власти. Во-вторых, Церкви сложно принимать решения по вопросам, касающимся всего общества. В-третьих, у религиозных организаций есть свое понимание общественного блага и всеобщей пользы.

Главная функция Церкви — оказание духовной помощи обществу, пробуждение в людях высших духовных потребностей, которые способствуют сокращению необходимых денег и увеличению в обществе свободных денег. Появившиеся свободные деньги будут тратиться не только на нужды Церкви, но и на развитие гражданского общества, в том числе и на целевые социальные программы.

НКО — исполнители программ

Эти организации специализируются в какой-то определенной области, и их цели и задачи записаны в учредительных документах. Менять выбранный вид деятельности таким организациям довольно сложно. Они создаются с учетом конкретных потребностей общества и длительное время накапливают опыт работы. Чтобы как-то существовать и вести свою основную деятельность в условиях отсутствия спонсоров, НКО оказывают платные некоммерческие услуги, что свидетельствует об их профессионализме и знании потребностей общества. Но тогда возникает вопрос: какая разница, например, между НКО и ООО?

Закон устанавливает единственное отличие — некоммерческая деятельность не ставит своей целью получение прибыли, ее цель — получение социального эффекта. Однако такое определение сложно принять в качестве критерия, так как оно имеет субъективный и, следовательно, спорный характер. Коммерческие организации тоже должны ориентироваться на потребности общества и стремиться к социальному эффекту, только тогда их бизнес будет успешным и стабильным.

Исходя из практики некоммерческой деятельности, можно отметить, что некоммерческие отношения — это в значительной степени бездоговорные отношения, построенные на использовании свободных средств. В этих отношениях производитель и потребитель соединяются вместе, помогая друг другу, их цели становятся общими, а также объединяются их свободные ресурсы (деньги, время и т. д.). В условиях рынка такое представление о НКО для потенциального потребителя является весьма непривлекательным. Вступить с ним в такие отношения довольно рискованно. Клиент, узнав, что попал в некоммерческую организацию, может развернуться и пойти в коммерческую организацию, которая за деньги обещает конкретный результат. Этот минус у некоммерческой организации компенсирует плюс, заключающийся в льготах по налогам.

Следующее отличие — отсутствие коммерческой тайны. Это принципиально важно для того, чтобы сделать все НКО открытыми. Опыт каждой некоммерческой организации есть ценнейший материал, который должен быть доступен для изучения. У некоммерческих организаций не должно быть причин для сокрытия информации даже при условии жесткой идеологической конкуренции, но открытости можно добиться только путем изменения налоговых регламентов и стандартов бухгалтерского учета.

На самом деле отличий довольно много. Это и ценообразование, и планирование, и корпоративная культура, и система учета и контроля, и многое другое. Некоммерческие отношения не подчиняются схеме товар-деньги-товар, из которой выводятся все экономические теории. В некоммерческих отношениях есть собственная теория денег, которая согласуется с нравственными законами жизни общества. Деньги можно рассматривать как самостоятельные психологические духовные категории. Психологически деньги выступают как сила, которая помогает опереться на чужую помощь. Чем больше денег, тем больше уверенности в жизни, в бизнесе. Иногда можно расслабиться, иногда можно считать себя избранным. Считая, что деньги решают все, человек готов всегда, даже в решении личных проблем, компенсировать свои недостатки деньгами. Можно сказать, что у слабых и неопытных людей деньги психологически, наоборот, отбирают необходимые жизненные силы.

В некоммерческих отношениях существуют свои законы, отличные от законов бизнеса, но законодатели их почему-то не видят. В результате мы имеем примитивный взгляд на некоммерческие организации как на организации, которые не хотят платить налоги. Весьма распространено мнение, что за формой НКО скрываются коммерческие организации. К сожалению, в этом есть существенная доля правды. Причина такого положения дел заключается в том, что тема некоммерческих отношений сегодня выпала из поля зрения как ученых и духовных деятелей, так и практиков, занимающихся законотворчеством. Большинство стремится упростить задачу — интегрировать некоммерческие организации в рыночную экономику, не понимая, что тем самым они интегрируют в сознание людей коммерческие и некоммерческие отношения. Здесь можно дойти до того, что и Церковь, нравственность, культура, семейные отношения, государственная служба у потребителя будут считаться коммерцией и бизнесом.

Логика мышления законодателя развивалась следующим образом. Сначала приняли законы «О некоммерческих организациях» и «О благотворительности», в которых нашли отражение идеи «интеграции НКО в рынок». Потом наконец поняли, что некоммерческие организации, участвуя в рынке, будут уходить от налогов, поэтому начали создавать условия, при которых простые формы некоммерческих организаций стали постепенно закрываться. За последние годы многие АНО (автономные некоммерческие организации) и НП (некоммерческие партнерства) перестали существовать именно из-за внесения изменений в законодательство. Многие перерегистрировались в благотворительные фонды и НОУ (некоммерческие образовательные учреждения) или создали их дополнительно.

Развитие некоммерческих отношений

Некоммерческие отношения являются фундаментальной основой построения общества. Закономерно, что победа в гражданских войнах всегда доставалась тому, кто боролся за идею, кто использовал некоммерческие формы и методы работы с людьми. А проигрывал тот, кто так или иначе защищал свою собственность, свои права и свое положение в обществе. Предыдущие геополитические успехи России (а царская Россия и СССР были сверхдержавами, причем специально к этому не стремясь) объясняются тем, что национальной идеей были не завоевания и ограбления новых территорий, а защита «Веры, Царя и Отечества» и идей коммунизма. То же самое можно сказать и о последних успехах и неуспехах в деле демократизации общества.

Развитие некоммерческих отношений должно пойти по пути интеграции бизнеса в некоммерческие отношения, а не наоборот. В некоммерческих отношениях существуют свои понятия, законы, принципы работы, их нельзя нарушать, смешивать с бизнесом, но необходимо развивать. На практике интеграция бизнеса в некоммерческий сектор осуществляется через государственный бюджет. Пока такое посредничество способствует коррупции, но не развитию социального партнерства.

Выделим самые важные моменты, необходимые для развития процесса интеграции общественных процессов:

  • некоммерческие организации должны заниматься только некоммерческой деятельностью. Сегодня НКО предлагается двойственная роль. С одной стороны НКО предоставляется значительная свобода, возможность легко интегрироваться в рыночную систему, с другой — закон серьезно ограничивает права потребителя, который зачастую лишен возможности установить, в каких отношениях он находится с партнером в той или иной ситуации;
  • приравнять НКО по логике налогообложения к статусу физического лица. Как правило, в законодательстве налоговым агентом физического лица является юридическое лицо;
  • НКО должны быть полностью открытыми. Особенно это касается фондов, которые действуют по своим закрытым неизвестным, неписаным и нечитаным законам;
  • развивать собственную нормативную базу для некоммерческих организаций. Для НКО нужны свои кодексы, стандарты бухгалтерской отчетности (ПБУ), инструкции, разработанные собственные схемы отражения учетной политики;
  • создание системы социального взаимодействия. На этом этапе необходимо важная роль отводится созданию внебюджетной системы целевого финансирования.

Принципы создания внебюджетной системы целевого финансирования

Целевое финансирование — это финансирование, направленное на достижение результатов, которые соответствуют целям и задачам какой-то существующей идеологической концепции развития. Из этого определения следует, что, во-первых, должна существовать идеологическая концепция развития общества, во-вторых, это финансирование необязательно должно быть государственным и, в-третьих, важно каким-то образом ориентироваться на конечный результат. Целевое финансирование заключается в финансировании комплексных, стратегических программ, в совокупности составляющих общую идеологическую концепцию и способствующих выработке общего коллективного начала. Полученный результат может оцениваться в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в количественных и качественных показателях, в установленной и произвольной форме, но отчет должен показывать, насколько результат совпадает с общей идеологической концепцией развития.

Общую концепцию должны олицетворять, прежде всего, социальные программы, смысл которых намного шире, чем простое стремление решать социальные вопросы. Решая социальные вопросы в рамках общей концепции развития, мы создаем основу всех будущих преобразований в обществе.

Краткое описание системы целевого финансирования

Ниже приведена схема целевого финансирования, которая состоит из двух частей. Справа существующая бюджетная схема «доходов-расходов», в которой основными нормативными законами являются Бюджетный и Налоговый кодексы. Слева приведена схема социального взаимодействия, центральным местом в которой является внебюджетный Фонд целевых программ. Его деятельность должна регулироваться специальным законом.

Общая схема

Схема целевого финансирования

Пояснения к схеме

  1. Эта схема не затрагивает обычную практику финансирования грантов, инвестиций, взносов и прочих целевых ассигнований, когда источниками средств является чистая прибыль коммерческих организаций.
  2. Процесс целевого финансирования в схеме социального взаимодействия состоит из четырех этапов.

    Этап 1. Совместная выработка идеологических концепций развития. Регистрация и учет фондов-участников и НКО-исполнителей.

    Этап 2. Разработка программ и подача их в качестве заявок фондами-участниками и НКО-исполнителями. Привлечение свободных средств общества на реализацию этих программ.

    Этап 3. Реализация программ целевого финансирования НКО-исполнителями.

    Этап 4. Совместное составление отчетов и планирование новых программ.

    Сегодня целевое финансирование получают только те, кого отбирают чиновники по принципу «мы им доверяем», а общее целевое финансирование контролируется по принципу «потрачено столько-то».

    В предлагаемой схеме идеи развития идут снизу от исполнителей целевых программ, которые по своему опыту знают потребности общества, и от их качественной работы зависит реализация программ и продвижение идей в обществе. Фонды совместно участвуют в составлении заявок и лоббируют их в Фонде целевых программ. Фонды оказывают интеллектуальную поддержку исполнителям и работают с теми, кто жертвует свои свободные средства на эти цели. Отчитываться же фонды должны тем, как конкретно сработали конечные исполнители, т. е. каков социальный эффект.

  3. Основным механизмом реализации является предоставление права головной организации — Фонду целевых программ (он может быть государственным, городским или общественным) регистрировать НКО-исполнители на основе списка целевых программ, утвержденных в рамках общей идеологической концепции развития. При этом ФЦП должен иметь функции налогового и бюджетного агента, то есть фонд осуществляет зачет налогов и участвует в составлении отчетов по выполнению бюджета.
  4. Зарубежные фонды могут участвовать в целевых программах, оказывая «гуманитарную и техническую» помощь только тем организациям, которые зарегистрированы как получатели Фондом целевых программ. Напомним, что сейчас существует более жесткое требование — на любую «гуманитарную и техническую» помощь нужно получать специальное разрешение правительственной комиссии.
  5. Предлагается отказаться от практики получения бесплатной «гуманитарной и технической» помощи извне, если она обставлена условиями предоставления полной свободы. Нужно признать опасным, когда зарубежный фонд выбирает объект помощи и начинает плотно работать с ним, не согласовав свою помощь с основной концепцией общественного развития. А потом мы удивляемся, откуда у нас появляются чуждые нам идеи и их агенты влияния. Например, откуда берется странная чужая символика? Откуда взялось азартное увлечение игровыми автоматами? Почему появляются секты? Почему вдруг остро встали проблемы сексуальных меньшинств? Откуда берутся странные товары, препараты, генетически измененные продукты? Многое начиналось с «благотворительной помощи», которая навязывала нам чуждые потребности методом, похожим на то, как приучают людей к наркотикам. Все необходимое желательно не получать, а покупать или брать самим. Получая внешнюю помощь от благотворителей, мы тем самым отказываемся от своего «я», от своего собственного духовного начала. «Какие ценности за последние десять лет мы выбирали, и выбирали ли? Большинство из нас не знает ответа. За это время нас кидало в разные стороны от одного сотрудничества к другому, от одной помощи к другой.
  6. Нецелевым признается финансирование, если оно осуществляется вне целевых программ за рамками концепции общественного развития. Такое финансирование облагается такими же налогами, которыми облагается предпринимательская деятельность. Чтобы под налогообложение не попали благотворительность и милосердие, необходимо ввести эту деятельность в рамки целевого финансирования, но при этом более детально рассмотреть вопросы сущности благотворительности и милосердия.

Благотворительность

Идея благотворительности может быть выражена в формуле «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Благотворительность способствует развитию социалистических отношений в обществе, но здесь необходимо учитывать, что не все способности полезны для обществ, и не все потребности нужно удовлетворять. Благотворительность по этой формуле должна оказываться так, чтобы общество и благополучатель получили от этого благо. Благотворительность оказывается только в том случае, если у благополучателя имеются полезные для общества способности. Потребности тоже удовлетворяются в соответствии с тем, насколько это способствует получению общего блага. Благотворительность нельзя оказывать, если есть уверенность в том, что средства будут потрачены на реализацию «ненужных для общества» способностей.

Благотворительность — мощный рычаг, с помощью которого общество могло бы решить самые сложные социальные и хозяйственные задачи, но для этого необходимо, чтобы благотворительность основывалась не на жалости, а на признании полезности или ценности благополучателя и его способностей для общества. Благополучатель должен почувствовать, что он и его способности нужны обществу, тогда благополучатель горы свернет. Именно эти рычаги были успешно задействованы для восстановления народного хозяйства страны в годы послевоенной разрухи. Тяжелая демографическая ситуация в России вызвана именно тем, что люди не чувствуют себя необходимыми и нужными для общества.

Формы благотворительности:

  • спонсорская помощь;
  • гранты.

Чтобы благотворительность была признана целевой, некоммерческой организации необходимо иметь соответствующую отчетность, подтверждающую достижение цели благотворительности. Задача составления данной отчетности является предметом разработки общей нормативной базы НКО (ПБУ, инструкции, учетная политика и пр.)

Гуманизм и милосердие

Гуманизм и милосердие являются высшим проявлением духовности. Эта помощь не может быть связана никакими условиями, но без соответствующей подготовки такая деятельность может вместо пользы причинить серьезный вред получателю, благотворителю, а также обществу в целом. Для этой деятельности необходимо разработать ряд рекомендаций для тех, кто искренне желает в ней участвовать.

  1. Фонд целевых программ представлен как идея интеграции общественных процессов. Реализация этой идеи имеет множество решений. В частном порядке нечто подобное в научной и инновационной деятельности, возможно, уже существует, так как это напрямую связано с интересами бизнеса. Идея организации Фонда целевых программ наиболее важна в социальной сфере в рамках местного самоуправления. В этой сфере можно достаточно быстро переломить тенденцию распада и увидеть, как новые формы работают и решают текущие задачи. Это и будет началом выхода из кризиса социально-экономического управления обществом.

1 Ефимов А.В. Роль некоммерческих отношений в социально-экономическом устройстве общества // Некоммерческие организации в России. № 3, 2002.


Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста