Расходы на сертификацию




Антонова Н. И.
Налоговый консультант

В 2012 г. исполняется десять лет с момента принятия и девять лет с момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Данный нормативный акт касается очень важной сферы общественных отношений: он определяет правила государственного контроля качества продукции, обращающейся и эксплуатируемой в Российской Федерации.

Действие данного Закона напрямую распространяется на значительное число юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), занятых в сфере торговли, проектирования, строительства, изготовления и реализации любой материальной продукции. Законом о техрегулировании установлено, что в отношении одних видов продукции должен проводиться предварительный, до выпуска в оборот, контроль качества (обязательное подтверждение соответствия), в отношении других видов продукции такой контроль не нужен.

Еще в феврале 2010 г. был существенно изменен Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. В отношении таких товаров, как, например, продукты питания, теперь вместо сертификации предусмотрено лишь декларирование соответствия. Декларирование соответствия заключается в принятии декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов (ст. 24 Закона № 184-ФЗ). Декларацию о соответствии вправе принимать российские изготовители и продавцы, а также российские организации, представляющие интересы иностранных изготовителей и продавцов.

Под сертификацией понимается подтверждение органом по сертификации соответствия продукции или иных объектов определенным требованиям (ст. 2 Закона № 184-ФЗ). В ходе сертификации документально подтверждается, что продукция или иные объекты, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг соответствуют требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификация, то есть подтверждение соответствия, на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер. Это указано в ст. 20 Закона № 184-ФЗ.

Обязательная сертификация

Обязательную сертификацию продукции проводят аккредитованные органы по сертификации. Все исследования, испытания и измерения продукции, необходимые при обязательной сертификации, выполняются аккредитованными испытательными лабораториями или центрами (пп. 1 и 4 ст. 26 Закона № 184-ФЗ).

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982. Этот документ применяется с 14 февраля 2010 г. На основе Единого перечня продукции Федеральное агентство по техническому  регулированию и метрологии (Росстандарт) с участием заинтересованных министерств и ведомств подготовило и опубликовало на своем официальном сайте (www.gost.ru) информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.

Добровольная сертификация

Согласно п. 2 ст. 20 Закона № 184-ФЗ по инициативе заявителя на основании договора между заявителем и органом по сертификации проводится добровольное подтверждение соответствия, которое осуществляется в форме добровольной сертификации.

Изготовитель или продавец вправе добровольно сертифицировать не только выпускаемую и (или) продаваемую продукцию, но и выполняемые работы, оказываемые услуги, а также процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Он может добровольносертифицировать и иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются соответствующие требования (п. 1 ст. 21 Закона № 184-ФЗ).

Отражение расходов на сертификацию в налоговом учете

Несмотря на обязательность сертификации некоторых видов продукции и услуг, на практике учет расходов на такие мероприятия вызывает сложности. Например, можно ли признавать затраты на добровольную сертификацию в целях гл. 25 НК РФ.

Расходы на сертификацию продукции и услуг, а также и расходы на декларирование соответствия с участием третьей стороны относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Это указано в подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ. В гл. 25 НК РФ не содержится других норм, конкретизирующих особенности и условия признания расходов, связанных с проведением обязательной и добровольной сертификации.

Поскольку для целей налогообложения прибыли не предусмотрено никаких различий между обязательной и добровольной сертификацией, расходы на оба вида сертификации можно учесть при расчете налога на прибыль. Главное, чтобы осуществленные расходы на сертификацию соответствовали требованиям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть указанные расходы должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода.

Случается, что органы по сертификации по разным причинам отказывают заявителям в выдаче сертификатов соответствия. При принятии решения об экономической оправданности конкретных затрат следует оценивать их экономический эффект. Вывод о том, что обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется их направленностью на получение дохода, а не фактическим получением дохода в конкретном отчетном (налоговом) периоде, подтверждается и арбитражной практикой (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2008 № Ф04-4721/2008 (9200-А46-40), Ф04-4721/2008 (10739А46-40) по делу № А46-5896/2007 и ФАС  Московского округа от 10.06.2009 № КА-А40/5109-09 по делу № А40-68175/08-33-295).

Расходы на сертификацию по своему экономическому содержанию являются необходимым элементом осуществления производственной деятельности. Поскольку такая деятельность, как правило, направлена на получение дохода, расходы на сертификацию можно признать  экономически оправданными независимо от того, какое именно решение было принято органом по сертификации (о выдаче сертификата соответствия или об отказе в его выдаче). Таким образом, даже если орган по сертификации отказал в выдаче сертификата соответствия, организация все равно вправе учесть затраты на сертификацию при расчете налога на прибыль.

Чтобы у организации при признании расходов, связанных с добровольной сертификацией, не возникло разногласий с налоговыми органами, необходимо убедиться в выполнении еще двух условий.

Во-первых, добровольное подтверждение соответствия продукции (товаров, работ, услуг) должно проходить в порядке, установленном Законом № 184-ФЗ На необходимость соблюдения данного требования неоднократно указывал Минфин России (Письма от 04.09.2006 № 03-03-04/4/143 и от 25.09.2007 № 03-03-06/4/137).

Во-вторых, добровольное подтверждение соответствия продукции не должно дублировать обязательного подтверждения (в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия), проводимого по одним и тем же показателям и характеристикам.

Если компания не является производителем сертифицируемых товаров

По мнению Минфина, приведенному в письме от 01.03.2012 № 03-03-06/1/111, расходы на сертификацию товаров можно учесть даже в том случае, если оплачивающая ее компания не является производителем, а заказывает изготовление товаров по договору подряда у сторонней организации.

Ранее ведомство считало, что компании не могут учитывать расходы на сертификацию товаров, производимых сторонними организациями (Письмо Минфина России от 25.05.2006 № 03-03-04/4/96), несмотря на то, что согласно нормам Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ требование о наличии сертификата (по подлежащей сертификации продукции) в равной мере распространяется и на ее изготовителя, и на продавцов.

Так что такие затраты без особых споров могут учитывать также заказчики по договорам подряда и, кстати, последующие продавцы сертифицируемых товаров в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, финансовое ведомство разрешило учитывать затраты на сертификацию покупных товаров (продукции, изготовление которой заказано третьему лицу). Необходимо также обратить внимание на следующее. В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 № 09АП-2349/2009-АК (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 11.06.2009 № КА-А40/5274–09) указано, что Налоговый кодекс РФ не разграничивает расходы на сертификацию:

  • продукции, произведенной сторонними организациями;
  • продукции, произведенной самим налогоплательщиком;
  • продукции, приобретенной налогоплательщиком для реализации.

Также по этой теме: