Минтруд подготовил поправки, исключающие требование об обязательной аттестации всех рабочих мест




налоговый консультант

Аттестация рабочих мест по условиям труда – обязательное мероприятие,  регламентированное ст. 212 Трудового кодекса РФ. От процедуры аттестации освобождаются только работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Аттестация является строго формализованной процедурой и проводится в порядке, установленном законодательством.

Под аттестацией понимается комплекс мероприятий, проводимых работодателем с целью проверки соответствия условий труда на рабочих местах законодательным требованиям, а также выявления вредных либо опасных производственных факторов путем проведения измерений и оценок. Все без исключения работодатели независимо от формы собственности обязаны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест напрямую связана с гарантией работника на безопасные условия труда, предусмотренной трудовым законодательством РФ.

Аттестация рабочих мест по условиям труда регулируется Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н.

Ответственность за проведение аттестации несет работодатель. Государственные инспекции труда могут лишь проверить, выполняет ли предприятие требования трудового законодательства. Также необходимость ее проведения должна быть зафиксирована в коллективном договоре.

С вступлением в силу порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н, обязательным требованием при проведении аттестации стало привлечение работодателем независимой аккредитованной аттестующей организации. Данные меры были предприняты с целью воплощения механизма независимой оценки условий труда, реализуемого при помощи привлечения независимой аттестующей организации.

Аттестующая организация – аккредитованное юридическое лицо, выполняющее оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также оформление и подготовку отчета об аттестации. Однако, несмотря на то что согласно действующего с 1 сентября 2011 года порядка аттестации рабочих мест по условиям труда аттестация проводится сторонними организациями, она порой остается формальной. Так, в прошлом году Роструд провел 21 тысячу проверок предприятий, прошедших аттестацию, и выявил 48 тысяч нарушений. А по закону, организация, сделавшая некорректную аттестацию, может быть лишена лицензии на этот вид деятельности. А работодателю придется все выявленные нарушения устранять, плюс в определенных случаях проводить повторную аттестацию. Удовольствие это не из дешевых – в среднем аттестация стоит от двух до пяти тысяч рублей за одно рабочее место. Стоит добавить, что в настоящее время аттестации подлежат все рабочие места в государственных и коммерческих учреждениях, малых и крупных.

С момента вступления в силу нового Порядка множество проблем у работодателей вызывала установленная им периодичность проведения плановой аттестации, а также необходимость проводить аттестацию всех без исключения рабочих мест. В мае 2012 г. Минэкономразвития России провело экспертизу Порядка, в ходе которой был сделан вывод о том, что отдельные положения этого документа влекут необоснованное затруднение ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности (Заключение Минэкономразвития России от 1 мая 2012 г.). В частности, специалисты Минэкономразвития России отметили, что нерационально распространять требование о проведении аттестации на все рабочие места без дифференциации по специфическим особенностям условий труда. Ведь на некоторых рабочих местах показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, а вред здоровью работников не подтвержден. Также было предложено исключить из Порядка пункт о сроке проведения плановой аттестации – не реже одного раза в пять лет.

В декабре 2012 г. Минтруд России подготовил проект приказа о внесении изменений в Порядок (Проект от 4 декабря 2012 г.), в котором срок проведения повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раза в пять лет) предлагается оставить только для тех рабочих мест, на которых в ходе предыдущей аттестации были вывялены вредные и (или) опасные производственные факторы. Планируется также изменить в сторону увеличения срок для аттестации вновь организованных рабочих мест.

Согласно проекту приказа аттестации подлежат те рабочие места, на которых предусматривается работа с оборудованием, машинами, с источниками опасностей, с использованием  механизированного и ручного инструмента, эксплуатацией транспортных средств, хранением сырья и материалов и т. п. В документе специально оговаривается, что не подлежат аттестации рабочие места, на которых работники используют персональные компьютеры или копировально-множительную технику, иную офисную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Повторная аттестация рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, согласно поправкам, должна проводиться раз в пять лет. Если по результатам предыдущей аттестации условия труда на рабочих местах, на которых предусматривается работа с оборудованием, машинами, с источниками опасностей, с использованием механизированного и ручного инструмента, хранением сырья и материалов, были признаны безопасными (оптимальными, допустимыми), в этом случае повторная аттестация не проводится. Вместе с тем возможна внеплановая аттестация. Условия для проведения внеплановой аттестации – обращение работника или профсоюза о проведении аттестации либо предписание федерального органа исполнительной власти.

Следует отметить, что в первоначальном варианте поправки Минтруда исключали лишь положение о пятилетней периодичности проведения аттестации рабочих мест. Требование о проведении первичной аттестации всех рабочих мест оставалось неизменным. Теперь и оно исключено. Как отмечается в пояснительной записке, проект приказа направлен на снижение административной и финансовой нагрузки на предпринимателей.

На данный момент указанный приказ Минтруда России существует в виде проекта и в силу еще не вступил.

26.04.2013

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста