Обязательное досудебное обжалование




Марина Ритер,
юрист, автор книг

С 1 января 2014 г. полностью вступают в силу изменения НК РФ, внесенные ФЗ от 02.07.2013 № 153-ФЗ (далее – ФЗ № 153-ФЗ), касающиеся введения порядка обязательного обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Необходимо отметить, что ФЗ № 153-ФЗ вступал в силу в несколько этапов, начиная с 3 августа 2013 г.

Понятие жалобы

В соответствии с изменениями, вступившими в силу с 3 августа 2013 г., в п. 1 ст. 138 НК РФ дано понятие жалобы (апелляционной жалобы):

 

Пример жалобы

В Управление ФНС России по г. Москве
от ООО «Ромашка»
ИНН ________ КПП ________
Юридический адрес хххххх, г. Москва
ул. ________, д._ Телефон 8 (495) ххх-хх-хх

 

ЖАЛОБА
на незаконные действия (бездействие) налогового органа

_.__.2013 г. ООО «Ромашка» (далее по тексту -  «Организация») предоставило в ИФНС №_ по г. Москве Декларацию по НДС за I квартал 2013 г. через электронную систему сдачи отчетности ____________, что подтверждается электронным протоколом оператора связи. __.__.2013 г. на требование инспекции от __.__.2013 г. №___ (исх. №__-06- 11)

Организация предоставила в инспекцию копии документов, подтверждающих право вычета НДС в I квартале 2013 года (сопроводительное письмо исх. № _/__ от __.__.2013 г.).

Камеральная налоговая проверка Декларации по НДС за I квартал 2013 г. началась __.__.2013 г., следовательно, должна завершиться не позднее __.__.2013 г.

До настоящего момента, т. е. на __.__.2013 г., Организация не смогла добиться от инспекции вручения документов, подтверждающих результаты проведенной камеральной проверки.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Согласно п. 5 ст. 88, п. 3 ст. 176 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны в течение 10 дней с момента окончания проверки составить акт проверки и предоставить его налогоплательщику в течение 5 дней.

В случае отсутствия фактов совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах по окончании проверки в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган обязан был сообщить в письменной форме о принятом решении о возмещении (полностью или частично) или об отказе в возмещении в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения (составления акта) (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Установив факт нарушения сроков вручения Решения/Акта, Организация обратилась в инспекцию с просьбой вручить соответствующие документы представителю компании лично в руки (обращение исх. № _/__ от __.__.2013 г.). В ответ представители отдела камеральных налоговых проверок заявили, что инспектор, изучавший документы Организации, заболел.

Считаем действия ИФНС № _ незаконными; продление срока камеральной налоговой проверки -  действием, нарушающим процедуру, установленную НК РФ.

Кроме того, действия ИФНС № _ по г. Москве нарушают права ООО «Ромашка» в части своевременного получения суммы возмещения НДС в размере _______________,00 (__________________________) руб.

Учитывая изложенное, прошу обязать ИФНС №_ по г. Москве вручить Решение по камеральной проверке декларации по НДС за I квартал 2013 г. В противном случае ООО «Ромашка» намерено обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании суммы налога, подлежащей возмещению, а также взысканию процентов в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ.

 

Приложение (копии):
1. Требование о предоставлении документов (информации) от __.__.2013 г. №___ (исх. №__-06/13).
2. Сопроводительное письмо (исх. №__/__ от __.__.2013 г.).
3. Обращение (исх. №_/__ от __.__.2013 г.).
4. Налоговая декларация за I квартал 2013 г.
5. Подтверждение специализированного оператора связи.

Генеральный директор
ООО «Ромашка»

 

Жалоба -  это обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие нарушают его права.

Апелляционная жалоба -  это обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Таким образом, как это видно из примеров и из приведенных определений, жалоба подается на не вступившие в силу ненормативные акты налоговых органов, а апелляционная жалоба -  на вступившие. Это правило существовало и раньше, но оно «выводилось» из норм НК РФ. Теперь же, после вступления в силу изменений, внесенных ФЗ № 153-ФЗ, в этом вопросе появилась полная
ясность.

 

Пример апелляционной жалобы

В Управление ФНС России
по г. Москве
Адрес: XXX
от Петрова Петра Петровича
ИНН заявителя
Адрес: XXXXXXX

Апелляционная жалоба
на решение от _._.2013 № X о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения

ИФНС России по г. Москве в отношении ИП Петрова Петра Петровича по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (акта камеральной налоговой проверки от _._.2013 № XX и других материалов) вынесено решение от _._.2013 № X о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На основании данного решения я привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме _____ руб.; мне начислен ЕНВД в сумме _____ руб. и начислены пени в сумме ______ руб. за несвоевременную уплату ЕНВД.

Считаю, что указанное решение является незаконным, так как в нарушение п. 2 ст. 101 НК РФ я не был извещен налоговым органом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Кроме того, считаю необоснованным привлечение меня к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, в связи с отсутствием факта неуплаты ЕНВД. Также не согласен с размером доначисленного ЕНВД и исчисленной суммы пени за его несвоевременную уплату (указать причины несогласия).

В связи с изложенным и на основании п. 2 ст. 140 НК РФ прошу:

отменить решение ИФНС России по г. Москве от _._.2013 № X о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью и прекратить производство по делу.

ИП Петров П. П.
Дата

 

Переходный период

В период с 3 августа 2013 г. по 1 января 2014 г. правило об обязательном обжаловании действовало только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании ст. 101 НК РФ.

Новые правила

С 1 января 2014 г. налогоплательщики будут обязаны обжаловать в досудебном порядке все ненормативные акты налоговых органов. Это означает, что документальное подтверждение досудебного обжалования теперь входит в обязательный пакет приложений к исковому заявлению. Таким образом, налогоплательщик, который считает, что его права были нарушены, в зависимости от конкретных обстоятельств должен обратиться в налоговые органы с жалобой или апелляционной жалобой, составив их примерно таким образом, как это показано в приведенных выше образцах. После этого, получив ответ налоговых органов, в случае, если он не удовлетворит требования налогоплательщика, можно обращаться в суд.

Также необходимо обратить внимание, что в том случае, если налогоплательщик обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) в установленный срок, то досудебный порядок будет считаться соблюденным. В этом случае к исковому заявлению, помимо прочих  документов, необходимо приложить копию жалобы (апелляционной жалобы).

Исключения из правил

Из рассматриваемого правила законодатель предусмотрел два исключения:
Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Таким образом, заниматься досудебным обжалованием можно до тех пор, пока не упретесь в ФНС России. Так как выше пожаловаться уже некуда, то придется идти в суд.

Рассмотрение без заявителя

В заключение необходимо отметить, что согласно новой редакции п. 3 ст. 140 НК РФ, внесенной тем же ФЗ № 153-ФЗ, лицо, подавшее жалобу, не участвует в ее рассмотрении. Но при этом может представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы (п. 1 ст. 140 НК РФ), если объяснит, почему не предъявил их раньше, на стадии рассмотрения «его дела» в инспекции (п. 4 ст. 140 НК РФ).

02.04.2014

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста