Опубликовано в журнале "Советник юриста" №4 год - 2012
Иншакова Е.Г.,
преподаватель Центрального филиала
Российской академии правосудия
Концепция формирования в Российской Федерации «электронного правительства»(1) определила его как новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Следует отметить, что «электронное правительство», несомненно, предполагает преобразование взаимоотношений государственных органов и граждан. Этот процесс является затянутым и достаточно сложным, поскольку требует последовательной работы, заключающейся в оценке экономической ситуации в стране, а также способности граждан использовать новые информационные технологии.
В этой связи нам представляется очевидным, что создание «электронного правительства» изменяет функционирование и самого государства. Однако это не просто вопрос эффективной работы государственной власти. Главной целью являются отношения между гражданами и властью, а также понимание того, что обслуживание населения должно быть центральным пунктом всего процесса. В рамках проводимой в стране административной реформы государство вместе с «электронным правительством» обязано преобразовать свои отношения не только внутри системы между ведомствами, но и гражданами. Иными словами, чиновники должны постоянно технически приспосабливаться к новым ожиданиям граждан. «В Российской Федерации, как и в любом другом развитом государстве, должны быть созданы такие условия, при которых администрация, не умеющая и не желающая идти навстречу тем, для кого на самом деле она создавалась, или теряет свою легитимность, или просто обязана перейти от реагирующего отношения к проективному отношению»(2). Таким образом, представляется, что «электронное правительство» – это та область, где интересы государства и отдельных граждан не просто пересекаются, но и объединяются в электронное информационное общество.
(1) Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 20. – Ст. 2372.
(2) energypolis.ru/portal/2011-yelektronnoe-pravitelstvo.html
В этой связи следует иметь в виду, что правительство должно, в свою очередь, разработать определенную форму взаимоотношений с основными заинтересованными лицами (компаниями, неправительственными организациями), положившую в основу интересы гражданина. Без вклада этих действующих лиц даже те проекты в сфере электронного правительства, которые направлены на изменение каких-либо внутренних процессов, могут оказаться безуспешными, поскольку граждане вряд ли станут пользоваться той системой, которая не учитывает их потребности(1).
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»(2), на смену которой с 2011 г. пришла новая государственная программа «Информационное общество (2010–2020 гг.)», определила основные цели, среди которых:
1) повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти;
2) повышение оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг;
3) внедрение единых стандартов обслуживания населения;
4) повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.
Отметим также, что государственное управление в информационном обществе при применении информационно-коммуникационных технологий призвано обеспечить открытость информации о деятельности государственных органов, уменьшение времени на согласование и повышение оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений, производительности труда государственных служащих, снижение затрат на содержание государственного аппарата, а также борьбу с коррупцией.
При этом важно помнить, что стремительная интеграция в информационное общество не только открывает новые возможности для общества, но и ведет к появлению злоумышленников. Российское общество еще не совсем готово к тотальной информатизации, большинство пользователей информационных технологий не осознают всей опасности последствий их неквалифицированного использования.
В связи с рассматриваемыми вопросами необходимо отметить, что Правительству, чтобы обрести поддержку и доверие своих граждан, необходимо модернизировать характер взаимоотношений с ними, разрабатывая различные электронные услуги, такие как интерактивные опросы, дебаты и голосование в режиме он-лайн, которые расширяют возможности граждан для их активного участия в процессе государственного управления. Граждане должны почувствовать, что они могут как-то управлять в этих процессах. В этой связи следует отметить, что так называемое информационное неравенство, являясь одной из важнейших проблем, может стать угрозой того, что граждане, лишенные доступа к Интернету, останутся позади в движении к информационному обществу.
(1) Председатель Правительства Российской Федерации справедливо отметил, что «отношения гражданина с государством, качество предоставляемых услуг гражданам – крайне важно и для взаимодействия между гражданами и государственными органами, важно и для социальной сферы, важно и для экономики. Мы должны превратить эту сферу деятельности в современную, эффективную и сделать так, чтобы она была не просто приятна людям, а чтобы она приносила пользу государству. Имею в виду, что при внедрении подобных механизмов у нас все процессы будут ускоряться».
(2) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 5. – Ст. 531.
В заключение следует подчеркнуть, что благодаря развитию «электронного правительства» государственные органы могут расширить свои возможности по удовлетворению потребностей граждан в более оперативном и эффективном отклике на их запросы. На наш взгляд, путем переноса множества информационных ресурсов в Интернет и предоставления людям функций самообслуживания в режиме он-лайн государственные служащие могут и должны превратиться в специалистов, работающих с информацией. Получив в свое распоряжение гибкую платформу информационных технологий, «электронное правительство» имеет возможность перешагнуть за рамки традиционной бюрократической системы и создать новые взаимоотношения со своими гражданами.
Материал публикуется по итогам VII научно-практической конференции с международным участием «Проблемы правоприменительной практики».