Административные дела


7 мая 2013 г. принят Федеральный закон № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»(1) (далее – ФЗ № 92-ФЗ). Этим Законом внесены существенные изменения в систему категорий транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, а также вводится запрет на использование в России услуг водителей, имеющих иностранные водительские удостоверения, с одновременным установлением административного наказания за нарушение такого запрета. Дата вступления Закона в силу – 9 ноября 2013 г. (за исключением некоторых положений, которые вступают в силу 14.05.2014).
Административное задержание относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ), это – кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
10 апреля 2013 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О порядке отбывания административного ареста». 17 апреля 2013 г. указанный Федеральный закон был одобрен Советом Федерации. Официально опубликован данный Федеральный закон был в печатной версии Российской газеты 30 апреля 2013 г.
7 мая 2013 г. принят Федеральный закон № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Феде рации»(1) (далее – ФЗ № 78-ФЗ), который определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. Большинство положений Закона вступает в силу со дня его опубликования.

Статья 29 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), закрепляя легальное определение понятия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, одновременно предусматривает ответственность за их осуществление. Причем указанная ответственность предполагает применение довольно жесткой санкции к лицу, осуществившему самовольное переустройство и (или) перепланировку как в принадлежащем ему жилом помещении, так и в нанимаемом им жилом помещении по договору социального найма. Так, согласно п. 5 ст. 29 ЖК РФ, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в разумный срок, установленный органом, осуществляющим согласование, суд по иску этого органа при условии непринятия решения о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном виде принимает решение:
– в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
– в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о  расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

В моей практике в недавнем прошлом возник следующий интересный случай. Директор ООО обратился с вопросом: имеют ли право органы пожарного надзора (в данном случае) осуществить проверку предприятия малого и среднего бизнеса до истечения 3 лет с момента их открытия?

Вопрос этот можно поставить шире: имеют ли право вообще какие-либо контролирующие органы осуществить проверку предприятия малого и среднего бизнеса до истечения 3 лет с момента
их открытия?

Изменения, происходящие в российском обществе в последние годы, существенным образом повлияли на условия деятельности органов внутренних дел, поставили перед ними ряд новых и достаточно сложных проблем. При обеспечении эффективного функционирования системы органов внутренних дел немаловажную роль в современных условиях играют изучение общественного мнения и учет его результатов в практике обеспечения правопорядка.

В жизни каждого россиянина наступает торжественный момент, когда он должен получить основной документ, удостоверяющий личность, – паспорт гражданина Российской Федерации.

К сожалению, из этого правила бывают исключения. Причин этому множество, законных и незаконных. В рамках предлагаемой статьи остановимся лишь на одном моменте. Нередким явлением в деятельности подразделений паспортно-визовой службы является отказ в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии регистрации по месту жительства лица, достигшего 14-летнего возраста. Подобные отказы незаконны и подлежат обжалованию по следующим соображениям.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на их привлечение и использование. Согласно этому же Закону выдача разрешений на привлечение и использование иностранных работников и выдача разрешений на работу производятся в пределах квот, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях является второй стадией производства по делам об административных правонарушениях. Она представляется основной стадией, так как здесь окончательно решается вопрос о наличии или отсутствии административного правонарушения, о виновности или невиновности конкретного лица в совершении такого правонарушения, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс, и об освобождении от административной ответственности, определяется мера административной ответственности и выносится постановление о ее применении.

В настоящее время особое внимание акцентируется на приоритетности предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), оказания помощи и содействия участникам дорожного движения, а также пресечения грубых правонарушений и антиобщественного поведения водителей и пешеходов на дорогах. Необходимо грамотное сочетание мер предупреждения, содействия добросовестным участникам дорожного движения и самых жестких санкций к агрессивной части водителей. Такой подход часто декларируется, но не выполняется. Это вызывает крайне негативную реакцию участников дорожного движения. Расстановке сил и средств должен предшествовать детальный анализ дорожной обстановки: по наиболее проблемным местам улично-дорожной сети, по времени суток, по дням недели, по сезону.

Нестабильность в социально-экономической и политической сфере жизнедеятельности общества, различие экономических, национальных, религиозных, политических и других интересов, низкий уровень заработной платы и т. д. обусловливают появление напряженности среди населения страны, которая является своего рода катализатором к различного рода несанкционированным, порой стихийным публичным мероприятиям.

Концепция формирования в Российской Федерации «электронного правительства»(1) определила его как новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Зачастую для эффективного проведения конкретного действия по осуществлению налогового контроля важно привлечь к его участию лицо, обладающее знаниями, которые отсутствуют у должностных лиц налоговых органов. Законодатель для такого лица предусмотрел специфический статус и именует его специалистом. Это действительность. Вместе с тем следует заметить также то, что правовое положение данного участника мероприятий по осуществлению налогового контроля в юридической литературе почти не разъясняется.

Коррупция в системе государственной службы оказывает негативное воздействие на социально-экономическое развитие государства, мешает воплощению в жизнь национальных проектов, способствует уменьшению доверия граждан к органам государственной власти, зарождает негативное отношение к государственной службе и государственным служащим, препятствует поступательному развитию рыночной экономики.

Современный этап развития российской государственности связан с постоянным реформированием деятельности правоохранительной системы в целом и деятельности каждого его составляющего органа и преследует цель нахождения оптимальных путей развития законодательства, регулирующего все сферы общественной жизни для максимального обеспечения защиты как государственных, так и частных интересов.

17.11.2011 вступил в силу Федеральный закон от 06.11.2011 № 295-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – ФЗ № 295) и Федеральный закон от 06.11.2011 № 296-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 35 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 296-ФЗ). Оба закона опубликованы 09.11.2011.

Как отмечается в ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»(1), в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами  субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Среди основных направлений деятельности органов исполнительной власти важное место занимает контрольно-надзорная деятельность. Контрольно-надзорная деятельность органов внутренних дел – это внешненаправленная деятельность, суть которой состоит в наблюдении за состоянием определенных объектов, поведением граждан в общественных местах, выявлении и пресечении правонарушений, применении мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.

По мнению многих практикующих юристов, действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), является едва ли не самым жестким нормативным актом по содержанию и порядку применения санкций в отношении правонарушителей. Если уголовное законодательство последнее десятилетие имеет общую тенденцию к гуманизации и смягчению наказаний за совершаемые преступления, то нормативные акты об административной ответственности с каждым годом только усугубляют положение граждан, преступивших требования КоАП РФ. Данное обстоятельство во многом объясняется стремлением законодателя усилить правопорядок в различных сферах общественной жизни и экономической деятельности. Вместе с тем анализ судебно-арбитражной практики показывает, что имеется ряд нерешенных вопросов регулирования порядка и оснований привлечения к административной ответственности, что ведет нередко к излишне жестким мерам, применяемым к лицам, совершившим административные правонарушения.

1 - 20 из 35
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста