Особенности предупреждения дорожно-транспортных происшествий



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №12 год - 2012


Арчибасова Л.А.,
к. ю. н., Группа по Западной Сибири филиала
ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт
МВД России» по Сибирскому федеральному округу

В настоящее время особое внимание акцентируется на приоритетности предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), оказания помощи и содействия участникам дорожного движения, а также пресечения грубых правонарушений и антиобщественного поведения водителей и пешеходов на дорогах. Необходимо грамотное сочетание мер предупреждения, содействия добросовестным участникам дорожного движения и самых жестких санкций к агрессивной части водителей. Такой подход часто декларируется, но не выполняется. Это вызывает крайне негативную реакцию участников дорожного движения. Расстановке сил и средств должен предшествовать детальный анализ дорожной обстановки: по наиболее проблемным местам улично-дорожной сети, по времени суток, по дням недели, по сезону.

В 2011 г. коэффициент тяжести последствий составлял 5,9, в текущем году он возрос до 6,11.

Структура пострадавших участников ДТП за истекший период года выглядит следующим образом:
1) наибольшее количество пострадавших среди пешеходов – 409 человек, в том числе наибольшее количество погибших – 40 человек;
2) на «втором» месте количество пострадавших пассажиров – 399 человек;
3) водителей механических транспортных средств (ТС) пострадало 359 человек.

Таким образом, большее число пострадавших приходится на пешеходов и пассажиров.

Вместе с тем более 80% всех ДТП происходит по вине водителей транспортных средств – 690 фактов, рост на 26,1%. По их вине на территории Омского региона погибли 54 (+35,0%) человека, еще 951 (+22,2%) получил ранения.


(1) По данным ИЦ УМВД России по Омской области.


77,4% всех ДТП произошло по вине водителей легковых автомобилей, в результате 534 ДТП (+32,5%), в которых погибли 42 (+27,3%) и получили ранения 774 (+32,3%) человека.

По вине водителей автобусов произошло 43 ДТП (+19,4%), грузовых ТС – 24 (-40,0%), мотто-техники – 10 (+400,0%, или + 8 ДТП).

Основными причинами произошедших ДТП стали:
– несоответствие скорости конкретным условиям – 184 ДТП (уд. вес 26,7%; рост на 57,3%);
– несоблюдение очередности проезда – 149 ДТП (уд. вес 21,6%; рост на 27,4%);
– выезд на полосу встречного движения – 74 ДТП (уд. вес 10,7%; снижение на 11,9%);
– по 5% приходится на управление ТС в состоянии опьянения (39 ДТП; +8,3%) и отсутствие права управления ТС (37 ДТП; АППГ – 16; +131,3%).

Почти в 20% автоаварий причиной послужили неудовлетворительное состояние улиц и дорог – 168 ДТП (снижение на 4,0%), в которых 18 (+5,9%) человек погибли и 236 (+0,4%) получили ранения.

Наиболее часто совершению ДТП способствуют: низкие сцепные качества дорожного покрытия (удельный вес – 33,3%); отсутствие в необходимых местах ограждений, дорожных знаков, разметки; неисправность светофоров (удельный вес – 56,0%); недостаточное либо неисправное освещение (удельный вес – 3,0%).

В 18,5% от всех ДТП виновниками дорожно-транспортных происшествий явились пешеходы – 157 ДТП (снижение на 20,3%). От общего числа наездов данный показатель составляет около 50%. Погибли 22 человека (+4,8%), получили ранения 144 (-23,4). В том числе 10 ДТП произошли по вине пешеходов, находящихся в состоянии опьянения (-52,4%), удельный вес таких ДТП – 1,2%.

В результате сопоставительного анализа можно сделать вывод о необходимости усиления надзорной деятельности по соблюдению Правил дорожного движения (ПДД) именно водителями при проезде пешеходных переходов и перекрестков. Это подтверждается проводимым анализом аварийности по видам ДТП:
1) наезды на пешеходов – 42,9%, 365 ДТП, рост на 4,6%;
2) столкновения – 37,8%, 321 ДТП, рост на 17,2%;
3) опрокидывания – всего 6,0%, вместе с тем рост данного вида составил 131,8%;
4) наезд на препятствия – около 5,0%, рост составил 72,0%.

На дорогах области наблюдается снижение детского дорожно-транспортного травматизма. Все погибшие в ДТП дети участвовали в процессе движения в качестве пешеходов. Количество происшествий, в которых пострадали несовершеннолетние пешеходы, снизилось на 8,6%, вместе с тем это количество является наибольшим – 53 ДТП, доля таких ДТП составила 58,2%.

В областном центре с участием детей-пешеходов произошло 42 ДТП, с детьми-пассажирами – 27.

Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике города, так как погибшие и раненые в ДТП – в основном люди активного дееспособного возраста от 26 до 42 лет. Жертвами дорожных происшествий все чаще становится молодежь в возрасте до 25 лет, в том числе дети и подростки. Пострадавшие в результате ДТП получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью последствий.

Распределение ДТП с участием водителей в зависимости от стажа вождения демонстрирует противоречивую тенденцию, которую нельзя оставить без внимания: наибольшее количество ДТП в текущем году совершено водителями (мужчинами) со стажем от 10 до 25 лет – 34,3%, в то время как среди женщин-водителей наибольшее количество ДТП совершаются со стажем от 1 до 3 лет – 27,4%. В первом случае у водителей-мужчин начинает доминировать повышенная самооценка относительно своих возможностей, повышается склонность к риску. Что касается водителей-женщин со стажем от 1 до 3 лет, то навыки, приобретенные к этому времени, позволяют водителю управлять автомобилем без первоначального напряжения, что создает иллюзию резкого увеличения возможностей безопасного управления автомобилем. Если к тому же первая стадия прошла безболезненно, без происшествий, то эта иллюзия усиливается еще больше. Фактический же уровень мастерства еще далек от совершенства. Поэтому среди женщин-водителей показатель аварийности высок именно в этот период. Целесообразно осуществление целенаправленной профилактической работы с вышеуказанными категориями водителей в рамках проведения практических занятий, лекториев с повторением ПДД, разбора аварийных ситуаций.

Если само дорожно-транспортное происшествие рассматривать как сложное явление, то можно сделать вывод, что каждому ДТП предшествует несколько различных и совокупных причин, которые подразделяются на субъективные и объективные.

К субъективным причинам ДТП относятся:
– нарушение Правил дорожного движения;
– нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Оставление места ДТП участником дорожного движения – отдельная категория нарушения, влекущего за собой административную либо уголовную ответственность.

Объективными причинами являются:
– недостатки в планировании улиц и любых других проезжих частей;
– освещенность проезжей части в темное время суток;
– состояние дорожного покрытия, различные средства регулирования и дорожные знаки, а также техническая исправность автотранспортных средств.

Субъективные причины травматизма, связанные с культурой, воспитанием, законноприменительной практикой:
– неблагоприятная атмосфера взаимоотношений на дороге, сложившаяся между участниками дорожного движения, которая проявляется в том, что водители не склонны прощать другим ошибки, помогать в затруднениях; воспринимают других участников дорожного движения как соперников в соревновании. Иногда и пешеходы, вступая на «зебру», не задумываются о том, что водитель уже очень близко от перехода и вынужден резко тормозить, чтобы пропустить пешехода;
– практическая безнаказанность за нарушение водителем правил проезда регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов из-за отсутствия технических средств видео-фиксации нарушений проезда пешеходных переходов и реальной загруженности сотрудников ГИБДД оформлением протоколов о произошедших ДТП;
– неправильная оценка пешеходами своей собственной видимости на дороге водителями автомобилей, невнимательность, неправильная оценка возможности автомобиля затормозить, что приводит к неожиданным выходам пешехода на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств, сооружений, деревьев, при игре на проезжей части, что приводит к ДТП;
– возможность для водителя избежать адекватного наказания за совершенное правонарушение с тяжкими последствиями как вследствие имеющейся правоприменительной практики (за наезд на пешеходном переходе с летальным исходом обычно назначается условное наказание или  лишением свободы на срок 1–3 года в колонии-поселении с правом досрочного освобождения; при этом есть возможность вообще избежать наказания «по примирению сторон»), так и вследствие имеющейся возможности избежать наказания, скрывшись с места преступления, а также мягкость административных санкций;
– отсутствие социальной рекламы и образовательных программ в игровой и развлекательной форме для детей и взрослых на центральных каналах ТВ и недостаточность наружной рекламы на улицах по проблематике безопасного передвижения по дорогам.

Понимание водителем причин и условий ДТП, их анализ, определение степени и возможности влияния на механизм ДТП имеют большое значение для профилактики ДТП при условии, однако, что их связь с происшествием является реальной.

Среди факторов, способствующих возникновению ДТП, выделяются:
1) нарушение ПДД водителями – 81,2%;
2) нарушение ПДД пешеходами – 18,5%;
3) неудовлетворительное состояние улиц и дорог – 19,8%;
4) техническая неисправность транспорта – 0,8%.

Как видно, основной причиной совершения дорожно-транспортных происшествий является нарушение Правил дорожного движения водителями и пешеходами.

В то же время одним из сопутствующих факторов высокой аварийности на дорогах города являются недостатки в организации дорожного движения и реализации ее с помощью технических средств (светофорные объекты, дорожные знаки и разметка).

Конструктивно решить эти и ряд других проблем возможно при концептуальном подходе к развитию системы образования с помощью программно-целевого метода, который уже показал свою эффективность, несмотря на существующие социально-экономические трудности. Актуальным предложением является разработка дорожной карты города, при этом необходимо учитывать мнение не только специалистов, но и жителей города, для чего необходимо провести соответствующие опросы общественного мнения либо разместить опросник в сети Интернет.

Как видно из приведенных данных, приоритетными мерами предупреждения дорожно-транспортных происшествий должны стать меры, направленные на устранение причин травматизма, связанных с условиями передвижения пешеходов по дорогам:
– несоответствие действующих требований по безопасности для одноуровневых пешеходных переходов современным скоростным режимам движения (особенно при отсутствии контроля за скоростью движения автомобиля) и интенсивности транспортных потоков автомобилей и пешеходов:
– использование нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах, которые не позволяют водителям из второй и третьей полос увидеть пешехода, вступившего на «зебру»;
– отсутствие у пешеходных переходов элементов активной безопасности для принудительного снижения скорости движения автомобилей при подъезде к пешеходному переходу – с помощью искусственных неровностей и повышения уровня «зебры» над уровнем проезжей части;
– превышение показателей интенсивности транспортных потоков для многих нерегулируемых и регулируемых наземных пешеходных переходов, что требует строительства регулируемых или подземных (надземных) пешеходных переходов;
– плохая видимость знаков «пешеходный переход» и разметки «зебра» и плохая видимость пешехода водителем в темное время суток – из-за отсутствия дополнительного освещения зоны перехода, отсутствия светоотражательных знаков на одежде пешехода, плохого обзора дороги;
– недостаточность безопасных разноуровневых пешеходных переходов и безопасных одноуровневых пешеходных переходов, что является основной причиной перехода проезжей части в неустановленном месте и перехода проезжей части вне пешеходного перехода; отсутствие визуальной информации о месте расположения ближайшего пешеходного перехода;
– отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек, что вынуждает пешеходов идти по проезжей части, при этом они, как правило, выбирают не более безопасную, а более удобную сторону дороги, которая может оказаться на стороне попутного движения, что часто приводит к тяжелым последствиям;
– недостаточное применение пешеходных ограждений в местах дорог, опасных для их перехода пешеходами; отсутствие информационных указателей для пешеходов о ближайшем пешеходном переходе.

Вторым приоритетным направлением профилактики выступает предупреждение столкновений транспортных средств. Мировая практика выработала ряд эффективных мер по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий:
1. Лобовые и боковые столкновения, в том числе на перекрестках.
Решение: канализирование движения, установка барьерного дорожного ограждения по разделительной полосе и обустройство дополнительной полосы для обгона, отделение транспортного и легкого движения, переоборудование Х-образных перекрестков в развязки с круговым движением.
2. Наезды на объекты дорожной инфраструктуры.
Решение: противоударные устройства.
3. Плохая видимость участников дорожного движения.
Решение: использование ближнего света фар в дневное время.
4. Несовершенная конструктивная безопасность автомобилей.
Решение: повышение безопасности автомобилей, введение требований для передней части автомобилей по снижению тяжести ранений пешеходов и велосипедистов.
5. Уязвимость водителей и пассажиров легковых автомобилей в результате ДТП.
Решение: использование ремней безопасности для водителей и пассажиров, сочетание ремней и подушек безопасности, детские кресла.
6. Превышение скорости.
Решение: использование камер видео-фиксации для выявления нарушителей.
7. Недостаток обучения детей в школах.
Решение: обучение детей 6–12 лет правильно переходить дорогу, обучение детей 6–16 лет правилам езды на велосипеде.
8. Уязвимость водителей двухколесного моторизованного транспорта.
Решение: строительство велосипедных дорожек вдоль городских дорог.
Также целесообразно использование некоторых конструктивных особенностей и направлений:
– устройство пешеходной дорожки, отделенной бордюром от проезжей части;
– канализирование потоков на пересечении или перекрестке;
– центральный разделительный островок на кривой малого радиуса;
– переходно-скоростная полоса/полоса для правого поворота;
– дополнительная полоса для левого поворота;
– развязка с круговым движением на дорогах общего пользования или на городских улицах;
– перевод Х-образного перекрестка в развязку с круговым движением;
– выведение из пользования излишней площади примыкания (путем канализирования потоков и улучшения ориентирования водителей);
– протяженный центральный разделительный островок;
– улучшение информирования на дороге;
– зональное понижение скоростного режима: введение в зонах жилой застройки сниженного скоростного режима;
– устройство хампов (искусственных неровностей);
– приподнятый пешеходный переход;
– виброполосы (шумовые полосы) на подъездах к перекрестку;
– нанесение краевой линии разметки с эффектом вибрации;
– светоотражающие элементы для выделения кривых участков примыканий;
– нанесение отсутствующей краевой и осевой линий разметки;
– применение пешеходами светоотражателей в темное время.

Пункт № 45 Административного регламента МВД России, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность ДПС, закрепляет, что «при осуществлении контроля за дорожным движением принимаются меры к оказанию содействия участникам дорожного движения в передвижении по маршруту следования».

На современном этапе сложившаяся практика взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения требует коренного переосмысления как со стороны сотрудников ДПС ГИБДД, так и со стороны самих водителей и пешеходов. Именно от умения сотрудников ДПС ГИБДД видеть в участниках дорожного движения своих союзников,  устанавливать с ними психологический контакт, актуализировать положительные мотивы сопричастности к безопасности на дорогах, проявлять к ним внимание и заботу, т. е. конструктивно взаимодействовать с водителями и пешеходами, зависит в конечном счете не только уровень взаимодоверия сотрудников ДПС ГИБДД и граждан, эффективная профилактика дорожно-транспортного травматизма, но и безопасность дорожного движения в целом. Однако на практике по-прежнему преобладающей является административно-надзорная деятельность по выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Усиление административно-надзорной функции зачастую является ответной реакцией на возрастание количества дорожно-транспортных происшествий и рассматривается во многих подразделениях ДПС как необходимая предупредительная мера.

В рамках содействия участникам дорожного движения необходимо сделать акцент на проведении целенаправленной разъяснительной работы по вопросам оформления ДТП с незначительным материальным ущербом без участия сотрудников Госавтоинспекции.

Для объективной оценки работы инспекторов необходима «обратная связь» с участниками дорожного движения («телефон доверия», встречи с руководством и т. д.). В этой работе необходимо существенно усилить внимание к повышению культуры сотрудников ГИБДД, оказанию содействия гражданам в защите их прав.

Одновременно с этим содействие участникам дорожного движения осуществляется путем разъяснительно-пропагандистской деятельности.

Приоритетными направлениями развития и совершенствования разъяснительно-пропагандистской деятельности на текущий период и ближайшую перспективу должны стать:
– организация системы правового дифференцированного информирования разных социальных и возрастных групп населения о действующем законодательстве, о решениях, принимаемых органами власти, по деятельности ГИБДД и в целом по обеспечению безопасности дорожного движения;
– повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (активизация деятельности отрядов юных инспекторов движения, подготовка методических пособий, рекомендаций для детских учреждений и школ, реализация планового механизма проведения профилактических мероприятий в детских дошкольных учреждениях, школах,
лицеях и т. д.);
– проведение смотров безопасности дорожного движения;
– регулярное изучение с привлечением специализированных организаций общественного мнения, разработка на основе этого изучения управленческих решений по совершенствованию  деятельности ГИБДД;
– систематическое проведение конкурсов телерадиопрограмм и публикаций в прессе, а также тематической печатной продукции на лучшее освещение проблем в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
– активизация внедрения новых форм пропаганды безопасности дорожного движения путем использования рекламы на городском пассажирском транспорте, улицах и дорогах, телевидении;
– формирование постоянного актива представителей средств массовой информации, творческих коллективов и организаций, объединившихся на основе общности интересов для улучшения деятельности ГИБДД, совершенствования условий и безопасности движения.

Повышение эффективности деятельности ГИБДД требует вскрытия резервов, прежде всего в сфере управления. Основными направлениями будут являться следующие.
1. Усиление значимости аналитической работы по углубленному изучению причин ДТП, влияния правоприменительной деятельности и других мер на предупреждение ДТП, особенно таких ее элементов, как анализ, прогноз, выработка упреждающих контрмер.
2. Повышение роли штабных подразделений в аппаратах ГИБДД с возложением на них функции оперативного реагирования на складывающуюся обстановку с обеспечением безопасности дорожного движения, на чрезвычайные ситуации.

Предлагается использовать механизм эффективного влияния ГИБДД на деятельность предприятий транспортно-дорожного комплекса, не обеспечивающих соблюдение требований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; повысить эффективность надзора за соблюдением нормативов безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации улиц и дорог и дорожных сооружений; применять новейшую контрольно-измерительную аппаратуру для оценки параметров улично-дорожной сети и  технических средств организации дорожного движения; повысить требования при  лицензировании работ по проектированию комплексных схем организации дорожного движения в городах, а также деятельности, связанной со всем циклом проектных, строительно-монтажных, ремонтных работ и работ по обслуживанию технических средств организации движения, включая светофоры, дорожные знаки, аппаратуру регулирования, автоматизированные системы регулирования дорожного движения и дорожную разметку.

Одновременно необходимо дальнейшее совершенствование системы предоставления  специального права на управление транспортными средствами, приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Необходимо урегулировать формы и методы работы по участию аппаратов ГИБДД в разработке региональных и местных программ по обеспечению безопасности дорожного движения и контролю за их реализацией. Необходимо упорядочить взаимодействие ГИБДД при осуществлении функций государственного надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с министерствами, ведомствами и организациями, в том числе осуществляющими и контрольную деятельность в этой сфере.

Складывающаяся обстановка с аварийностью напрямую зависит от дисциплины участников дорожного движения, на которую, в свою очередь, влияет деятельность дорожно-патрульной службы. Один из основных рычагов влияния на дорожно-транспортную дисциплину участников дорожного движения – соблюдение принципа неотвратимости наказаний.


08.07.2016

Также по этой теме: