Добровольчество в сфере культуры



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2011


Шекова Е. Л.,
к. э.н., доцент Высшей школы менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета

За последние годы в России стало активно развиваться добровольчество, получив дополнительную популярность во время кризиса. Наличие свободного времени и желание развиваться в профессиональном плане привели различных специалистов к участию в добровольческой деятельности, в том числе в сфере культуры.

Добровольчество (или волонтерство) – это форма благотворительной деятельности, где в качестве благотворительного взноса выступает добровольный безвозмездный труд. Несмотря на безвозмездность труда, добровольчество может предусматривать получение неких привилегий. Например, студенты часто связывают добровольчество с прохождением летней практики, стажировок.

Среди наиболее распространенных мотивов участия среди молодежи – желание попробовать себя в профессии и применить полученные теоретические знания на практике. Другим мотивационным фактором является стремление приобрести опыт и установить профессиональные контакты для получения работы в будущем и продвижения по карьерной лестнице. Информационный стимул также играет значимую роль, удовлетворяя потребность специалистов в получении дополнительных навыков и знаний.

Возможность получения особых навыков мотивирует людей, в семье которых есть граждане, требующие специального ухода (инвалиды, больные).

Мотивация людей средних лет носит в основном эмоциональный характер. К добровольчеству побуждает чувство глубокого сострадания к нуждающимся людям и желание оказать им посильную помощь, внутреннее стремление восстановить справедливость. Немаловажна также возможность самореализации в добровольчестве: через проведение собственных проектов и использование своего творческого потенциала, например, при организации концертов и благотворительных акций.

Добровольчество – уникальный жизненный опыт, позволяющий переоценить жизненные принципы, попробовать себя в новой сфере деятельности, установить контакты с интересными людьми.

Обращаясь к сфере культуры, необходимо отметить, что российские организации культуры начали активно применять труд добровольцев уже с середины 1990-х гг. Прежде всего, это музеи. Труд волонтеров в музеях в большинстве случаев сводится к работе с посетителями, помощи в организации образовательных и концертных мероприятий, сбору внешней информации и т. д. Преимуществами участия в такой форме добровольной деятельности является бесплатный вход в музей, получение приглашений на концерты и открытия выставок, возможность участия в закулисной жизни музея, доступ к музейным фондам и образовательным программам музея и т. д.

К примеру, Государственный Эрмитаж начал привлекать в музей добровольцев уже с 1996 г. Первыми добровольцами были студенты творческих вузов, искусствоведы и преподаватели, иностранные специалисты. Всех их объединяло желание оказать посильную помощь музею. Работой с волонтерами занимался в то время Клуб друзей Эрмитажа, который объединял благотворителей, желающих внести денежный благотворительный взнос или нематериальный вклад в виде собственного труда. В основном волонтеры помогали Эрмитажу работать с туристами на территории входной зоны в музей, отвечая на вопросы, объясняя порядок работы музея и расположение экспозиции. Кроме того, волонтеры распространяли информацию о работе Клуба друзей Эрмитажа и его основных программах, а также агитировали посетителей музея вступить в данный Клуб. Работа волонтеров часто носила временный и нерегулярный характер.

В 2003 г. в Государственном Эрмитаже была создана отдельная Служба волонтеров. Ее создание было приурочено к празднованию 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Создание отдельной службы (отдела) предполагало вывести работу с волонтерами на новый качественный уровень, что позволило бы оказать существенную помощь отделам Государственного Эрмитажа в период масштабных юбилейных мероприятий. Служба волонтеров успешно работает и в настоящее время.

На сегодняшний момент численность добровольцев составляет свыше тридцати человек. В основном это люди 16–25 лет, то есть преимущественно школьники и студенты, причем не только из России, но и из других стран, таких как Швейцария, США, Германия, Франция, Испания, Италия. Помимо школьников и студентов, в число волонтеров входят также филологи, искусствоведы, журналисты, преподаватели, менеджеры. Сотрудничество с профессионалами позволяет Эрмитажу осуществлять очень интересные программы, такие как проект «Ропша», главной задачей которого является привлечение внимания к проблеме сохранения памятника всемирного наследия – Дворцово-паркового ансамбля в Ропше и содействие в его восстановлении. Данный проект включает в себя следующие направления: изучение истории ансамбля и сбор информации для создания единого архива;  разработка проектов, способствующих привлечению внимания различных государственных и коммерческих организаций с целью дальнейшего сотрудничества; проведение конкурсов детских творческих работ и разработка международных образовательных программ; работа над созданием Музея новогодней елки, организация выставок и мероприятий, посвященных Ропше и ее владельцам.

За время существования Службы были созданы схемы сотрудничества волонтеров с отделами музея и определены приоритетные направления работы как в Эрмитаже, так и за его пределами. Являясь неотъемлемой частью внутренней жизни музея, Служба волонтеров предоставляет возможность прохождения практики студентам российских и иностранных вузов.

К направлениям работы волонтеров в Эрмитаже относятся:

  1. прием посетителей и помощь администраторам рекреационных зон – контроль за правом доступа в залы и соблюдением маршрутов; мониторинг (Служба гостеприимства, Сектор туризма, Сектор социологических исследований, Отдел развития и маркетинговых исследований, Служба безопасности);
  2. оказание помощи в проведении научно-исследовательских работ – систематизация и каталогизация объектов хранения, реставрация, археологические раскопки (Отдел археологии Европы и Западной Сибири, Мастерская реставрации мебели, Отдел главного архитектора);
  3. переводы информационных материалов, помощь в ведении документации и подготовке публикаций; секретарская и курьерская работа (Сектор компьютерных технологий, Служба гостеприимства, Отдел археологии Европы и Западной Сибири, Пресс-служба, Отдел развития и маркетинговых исследований);
  4. разработка и реализация дизайн-проектов – представление проектов в области мультимедиа; помощь в ведении переписки и использовании современных средств коммуникации и информационных технологий (Клуб друзей Эрмитажа, Фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой Деревне, Отдел археологии Европы и Западной Сибири, Научная библиотека);
  5. участие в международных образовательных программах, семинарах и конференциях и помощь в их организации; преподавание иностранных языков и организация языковой практики (Служба гостеприимства, Учебно-методический отдел «Школьный центр», Научная библиотека);
  6. помощь в транспортировке объектов и проведении выставок, театрализованных и концертных мероприятий (Сектор туризма, Эрмитажная академия музыки, Эрмитажный театр, Отдел перемещения выставок, Отдел западноевропейского искусства, Научная библиотека, Отдел материально-технического снабжения).

В других регионах России можно также отметить успешные примеры использования добровольчества в учреждениях культуры. Так, при Свердловской государственной академической филармонии с 1999 г. действует Центр волонтеров, объединяющий 87 волонтеров (1). Большую часть волонтеров составляют школьники, учащиеся и студенты.

Основные направления деятельности Центра волонтеров – это помощь в продаже абонементов и билетов на концерты, рекламная деятельность, участие в подготовке и проведении творческих встреч, фестивалей и иных мероприятий Филармонии и т. д.

В Центре волонтеров выделяются целые секции, специализирующиеся на конкретном направлении деятельности. Наиболее крупными являются следующие секции:

  • промоутерская (помощники по продажам билетов и продвижению идей);
  • пресс-группа;
  • компьютерная (операторы базы данных, консультанты и программисты);
  • творческая (помощники по подготовке и проведению мероприятий);
  • телефонный сервис;
  • «Волонтерский магазинчик»;
  • переводчики и гиды;
  • просветительская (организаторы филармонической работы на площадках);
  • фандрейзинговая (помощники по работе с благотворителями);
  • молодежная (группа быстрого реагирования).

Успешный опыт Свердловской филармонии обусловлен активным продвижением волонтерского движения среди населения, а также поддержкой Центра волонтеров со стороны местных властей и института «Открытое общество». В декабре 2002 г. Центр волонтеров был отмечен грамотой Министерства культуры Свердловской области.

Работе с волонтерами можно придать систематический характер, как это сделано, например, в Пермском театре оперы и балета им. П. И. Чайковского, где разработано специальное Положение о волонтерской службе.

Положение о волонтерской службе в театре 1. Права и обязанности волонтеров
Доброволец (волонтер) осуществляет свою деятельность на добровольных началах.

Приняв на себя обязательства о выполнении работ, оказании услуг, волонтер прилагает максимальные усилия для их выполнения или своевременно предупреждает руководителя работ о невозможности выполнения.

Доброволец (волонтер) имеет право выбирать направление своей деятельности, предлагать выполнение той или иной работы, устанавливать продолжительность и объемы своего безвозмездного труда. Доброволец (волонтер) обязан согласовать график своей работы с руководителем работ (волонтером или штатным сотрудником).

Доброволец (волонтер), принимающий на себя руководство группой волонтеров, обязан отчитываться перед руководством за работу группы.


(1) Свердловская государственная академическая филармония. Годовой отчет. 2002 г.


Если для выполнения задания доброволец прикомандировывается к одному из отделов театра, он обязан выполнять распоряжения начальника отдела или другого штатного работника, руководящего выполнением данной работы.

2. Права и обязанности театра
Театр обязан создать условия для безвозмездного труда волонтеров и содействовать им в выполнении добровольно взятых на себя обязательств. Театр осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности волонтеров. Театр осуществляет контроль за деятельностью волонтеров и производит учет этой деятельности.

Служба волонтеров ежегодно составляет отчет о содержании и результатах деятельности волонтеров.

Театр выдает волонтерам удостоверения утвержденного образца.

Театр обязан рассматривать все замечания и предложения волонтеров, касающиеся деятельности театра, и информировать их о своих решениях по данным предложениям и замечаниям. Театр обязан рассматривать жалобы и обращения волонтеров в связи с неправомерными действиями должностных лиц в отношении волонтеров.

Театр имеет право отказаться от сотрудничества с волонтерами, объяснив причину отказа. Театр награждает волонтеров, активно занимающихся благотворительной деятельностью.

3. Управление деятельностью волонтеров
Деятельность добровольцев (волонтеров) должна направляться штатным работником Службы волонтеров, которая координирует взаимодействие волонтеров с отделами исходя из потребностей театра, с одной стороны, и интересов и возможностей волонтеров – с другой.

Работники Службы волонтеров могут привлекать добровольцев к работе по заданиям (заявкам) отделов театра; на этапе инструктирования они передают их под практическое руководство работнику театра, ведущему конкретное направление работы, и по окончании добровольной работы фиксируют полученный результат и отзыв руководителя работ.

Для более успешного управления деятельностью волонтеров в различных направлениях формируются волонтерские группы по направлениям деятельности, возглавляемые опытными добровольцами.

Штатные работники Службы волонтеров занимаются организацией учебных инструктивных мероприятий, организацией мероприятий для волонтеров и вынесения им благодарностей, организацией пополнения волонтеров.

Положение о волонтерах в музее
Волонтер (доброволец) – физическое лицо, осуществляющее свою трудовую деятельность на добровольных и безвозмездных началах.

Волонтер музея должен отвечать определенным требованиям, а именно:

  • обладать знаниями этики и этикета;
  • быть коммуникабельным;
  • владеть одним или несколькими иностранными языками (желательно).

При поступлении на работу волонтер проходит собеседование, и при успешном прохождении с ним заключается договор о добровольных работах. В договоре указываются направления деятельности волонтера, сроки и порядок работы.

Волонтеры имеют право выбирать следующие направления деятельности в музее:

  1. информационное обслуживание посетителей во входной зоне музея;
  2. привлечение благотворительных средств от посетителей (Клуб друзей музея);
  3. помощь в подготовке и проведении пресс-конференций и иных мероприятий;
  4. участие в социологических исследованиях.

Деятельностью волонтеров руководит штатный сотрудник музея. Он знакомит волонтеров с внутримузейными правилами, топографией музея, правилами охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности. Штатный сотрудник согласует месячный график работы волонтеров, оказывает им содействие в их работе, осуществляет контроль за деятельностью волонтеров, рассматривает отзывы, замечания, жалобы и рекомендации волонтеров о работе музея и доводит их до вышестоящего руководства. Волонтер несет ответственность за своевременное и качественное выполнение добровольных работ, исполнение внутримузейных правил, этичное отношение к посетителям и сотрудникам музея, бережное отношение к имуществу музея. В случае нарушения принятых на себя обязательств музей имеет право отказаться от сотрудничества с волонтером.

На основе оценки результатов деятельности волонтеров штатный сотрудник подает представление о поощрении волонтеров (публичная благодарность, приглашения на мероприятия).

Музей, в свою очередь, создает условия для обеспечения труда волонтеров, оказывает им материально-техническую, информационную и консультационную поддержку в выполнении добровольно взятых на себя обязательств.

При отборе волонтеров могут использоваться различные методы, такие как собеседование, анкетирование, прохождение испытательного срока. К примеру, в Государственном Эрмитаже всем желающим вступить в Службу волонтеров предлагается заполнить анкету (см. www.benevole.ru) и ознакомиться с основными требованиями к волонтерам.

Требования к волонтеру Государственного Эрмитажа

  1. Готовность способствовать развитию музея на добровольной основе.
  2. Готовность участвовать во внутренней жизни музея.
  3. Способность нести ответственность за себя, за посетителей музея и за музей как таковой.
  4. Готовность к быстрой смене условий работы.
  5. Готовность следовать требованиям распределения, в том числе работать под контролем начальства на местах.
  6. Способность работать в коллективе.
  7. Коммуникабельность и обучаемость.
  8. Уважение к представителям других культур и рас.
  9. Базовая образовательная подготовка.
  10. Физическое и эмоциональное здоровье.

Обязательства волонтеров Государственного Эрмитажа

Кандидат в волонтеры Эрмитажа обязан подписаться под рядом обязательств:

  1. Я знаю и согласен с тем, что волонтерам не выплачивается заработная плата и не возмещаются никакие расходы.
  2. Я обязуюсь не использовать работу в Службе волонтеров ради собственной выгоды или в других целях, таких как коммерческие, политические, религиозные.
  3. Я согласен с тем, чтобы мои профессиональные и персональные данные и информация были зарегистрированы и использованы для целей Службы волонтеров.
  4. Я согласен с тем, что мои данные будут сохраняться в базе в течение 7 (семи) лет после окончания моего участия в Службе волонтеров.
  5. Я осведомлен о том, что я могу получить документ, подтверждающий мое участие в программе, на основе предоставленного мной отчета и другой необходимой для данного документа информации.
  6. Я ознакомлен с требованиями к волонтеру Государственного Эрмитажа.

После заполнения анкеты и согласия выполнять обязательства волонтеров кандидат проходит собеседование на предмет соответствия требованиям Службы волонтеров Государственного Эрмитажа. При положительном решении кандидат берется на месячный испытательный срок.

В рамках изучения добровольчества автором было проведено социологическое исследование демографической, социальной и профессиональной структуры волонтерства в московских и петербургских музеях. В ходе анкетного исследования было опрошено 34 добровольца. Результаты исследования показали, что 76,5% волонтеров – это женщины. В возрастном аспекте самая высокая доля добровольцев – среди 14–25-летних граждан (79%), тогда как наиболее низкая – среди лиц старше 50 лет (3%) (рис. 1). Как следствие, большая часть добровольцев имеет только среднее образование (71%) и располагает годовым доходом менее 1 тыс. долл. (85%).

Профессиональная структура волонтерства показывает, что основную долю добровольцев составляют школьники и студенты (73%), а оставшиеся 27% распределяются между учителями (12%), домохозяйками (9%) и пенсионерами (6%).

Таким образом, в российских музеях среди волонтеров преобладают женщины молодого возраста со средним уровнем образования и низкими доходами.

В качестве мотивов участия российские добровольцы рассматривают получение дополнительных знаний и информации (71%), возможность участия в закулисной жизни музея (65%), а также желание быть социально полезными (16%), реализовать собственную инициативу (12%) (табл. 1). Так, школьники и студенты рассматривают добровольчество с позиций прохождения учебной практики, получения опыта работы и профессиональных навыков. Пенсионеры и домохозяйки видят в волонтерстве способ организации досуга, а учителя и другие категории населения оценивают добровольчество как плату за пользование услугами музея. Следовательно, волонтерство в российской сфере культуры расценивается в основном с позиций взаимовыгодного обмена, а не с точки зрения социальной полезности и в целом не пользуется широкой поддержкой среди населения.

Полученные результаты интересно сравнить с данными аналогичного анкетного опроса, проведенного автором в крупных американских музеях, таких как Метрополитен Музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей изящных искусств в Бостоне. В ходе исследования было опрошено 250 волонтеров на основе случайной выборки.

Данные социологического исследования показали, что большинство волонтеров – это женщины (84%). В возрастном аспекте основную долю добровольцев составляют 36–50-летние американцы (59%), тогда как наиболее низкую – молодые граждане (14–25-летние) (8%) (рис. 2). Профессиональная структура добровольчества свидетельствует, что волонтерами выступают в основном лица, занятые в сфере образования: учителя (преподаватели) (48%), репетиторы (14%), студенты и аспиранты (21%).

Уровень образования также оказывает сильное влияние на степень вовлеченности в добровольчество. Доля волонтеров с дипломом о высшем образовании насчитывает 68%, тогда как со средним образованием – 24% добровольцев. Аналогичная ситуация обнаруживается при классификации по уровню доходов. Если доля волонтеров с годовым доходом более 100 тыс. долл. составляла 67%, то с годовым доходом до 20 тыс. долл. – 31%.

Таким образом, в отличие от России, в музеях США наибольшее участие в волонтерстве принимают люди средних лет, высокообразованные, с высоким уровнем дохода.

 

Среди побуждающих к участию мотивов американские добровольцы чаще всего называют желание быть социально полезными (76%), реализовать собственную инициативу (72%), а также получать дополнительные знания и информацию (35%), возможности участия в закулисной жизни учреждений культуры (21%) (см. табл. 1). Следовательно, добровольчество в сфере культуры США рассматривается, прежде всего, с точки зрения социальной активности, гражданского общества; индивидуальные интересы при этом ярко не проявляются.

Таким образом, мотивы и структура американского волонтерства принципиально отличаются от российского добровольчества. Все это свидетельствует об относительно низкой культуре благотворительности, недостаточном развитии гражданского общества в России. Непопулярность волонтерства в России видится в низком благосостоянии граждан, а также в отсутствии законодательных мер стимулирования труда волонтеров. Российское законодательство не допускает получение добровольцем товаров и услуг организации на бесплатной или льготной основе. Согласно ст. 5 Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» труд добровольца безвозмезден. В результате многие отечественные организации культуры для привлечения добровольцев вынуждены отходить на практике от действующего законодательства, предоставляя волонтерам различные скидки на свою продукцию, а также другие привилегии.

Вместе с тем ст. 5 данного закона не позволяет оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в некоммерческой организации культуры (транспортные, командировочные расходы и др.). На это имеют право исключительно благотворительные организации. В случае компенсации организацией культуры подобных затрат добровольца эта компенсация расценивается как доход добровольца и с нее удерживается подоходный налог.

Кроме того, несмотря на заключение договорных трудовых обязательств, работа волонтером в России не учитывается при определении трудового стажа, в отличие от США. Таким образом, данное обстоятельство также отрицательно влияет на развитие волонтерства в России. Для развития добровольчества в отечественной сфере культуры предлагается определить механизмы стимулирования и контроля труда добровольцев. Также необходимо решить вопрос о возможности компенсации расходов добровольцев любой некоммерческой организацией и о невключении данных выплат в совокупный доход добровольца.

Литература
1. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры : учебник. – СПб. : Планета Музыки, 2009.
2. Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: российский и зарубежный опыт. – СПб. : Алетейя, 2006. – С. 66–67.
3. Шекова Е. Л. Мотивация сотрудников и волонтеров в сфере культуры: опыт России и США. – http://www.nkor.ru/articles/2009/1/4663.html
4. Служба волонтеров Государственного Эрмитажа. – www.hermitagemuseum.org www.benevole.ru

01.11.2013

Также по этой теме: