Организационно-правовые основы деятельности некоммерческих физкультурно-спортивных организаций



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2012


Малых Н. И.,
к. э. н., доцент кафедры
спортивного менеджмента,
экономики и права РГУФКСМиТ

Физическая культура и спорт наряду со здравоохранением, образованием и культурой являются важными ресурсами развития полноценного и здорового общества. Физкультурно-спортивные услуги являются определяющим фактором физического и духовного воспитания и развития человека, укрепления здоровья нации, профилактики заболеваний, продления творческого долголетия, активной организации отдыха населения, укрепления обороноспособности государства.

В последние годы в России не только ухудшилось состояние здоровья граждан, но и снизилась средняя продолжительность жизни. Сегодня особенно актуальны проблемы физического воспитания подрастающего поколения. В сфере физической культуры и спорта могут быть решены комплексные проблемы развития человеческого потенциала и жизнедеятельности человека. В настоящее время в сферу физической культуры и спорта вовлечены значительные финансовые ресурсы, материальные активы, квалифицированные трудовые ресурсы.

Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.

Физкультурно-спортивные организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций.

Юридические лица относятся к одной из двух категорий (коммерческие и некоммерческие организации) в зависимости от целей деятельности.

Коммерческие организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации (НКО) не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

В подавляющем большинстве случаев физкультурно-спортивные организации – это некоммерческие структуры. Целью их менеджмента является не получение прибыли, а постоянное стремление удовлетворить потребности и спортивные интересы различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией – обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

В «Руководстве по некоммерческим организациям в Системе национальных счетов» (1) называются следующие отличительные особенности НКО:

1) некоммерческий характер. Несмотря на то, что они могут получать прибыль, НКО  образованы не для ее получения и не могут распределять заработанную прибыль среди своих директоров или управляющих. Поэтому они выполняют объективно иные функции, чем коммерческие компании, с которыми часть из них сгруппированы. Руководителями  некоммерческих организаций часто движут общественные или идейные, а не финансовые соображения;

2) производство общественных товаров. Хотя НКО нередко производят частные товары,  которые продаются на рынке, они обычно выпускают также коллективные товары, которые  финансируются за счет других средств (например, благотворительных взносов, усилий добровольцев). НКО часто возникают там, где проблемы невыгодности препятствуют появлению рыночных производителей, а отсутствие достаточной политической поддержки также препятствует участию органов государственного управления;

3) структура управления. Структуры управления НКО отличаются от соответствующих структур корпораций и органов государственного управления. Правления некоммерческих организаций не избираются открытым голосованием, и их работа редко оплачивается. Тем самым некоммерческие организации отличаются от других институциональных единиц в плане управления;

4) структура доходов. Источники доходов НКО также отличаются от источников доходов государственных организаций и коммерческих компаний. В частности, они включают такой важный источник, как добровольные пожертвования в виде времени и денег, которого не имеется в распоряжении коммерческих производителей и который менее интенсивно используется органами государственного управления, что тем самым требует иных стратегий получения доходов и иной рыночной ориентации;

5) комплектование кадров. Комплектование кадров некоммерческих организаций также имеет отличия и часто включает привлечение значительного числа добровольцев;

6) источники капитала. Поскольку НКО не могут распределять прибыль, они не могут  привлекать акционерный капитал. В результате состав их платежей по доходам от собственности отличается от состава платежей коммерческих предприятий;

7) уплата налогов. Условия налогообложения некоммерческих организаций, даже  осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, чем порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц;


(1) Руководство по некоммерческим организациям в Системе национальных счетов. –  Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел Организации Объединенных Наций. – Нью-Йорк, 2006.


8) правовой режим. В отношении НКО зачастую действуют специальные юридические  положения, касающиеся состава их правлений, целей, доходов, участия в политической  деятельности, оплаты труда их персонала, норм отчетности и бухгалтерского учета. Кроме того, они часто освобождаются от выполнения положений, которые применяются в отношении коммерческих корпораций;

9) отсутствие суверенных полномочий. Несмотря на то, что НКО часто получают финансовую поддержку от правительства, они лишены главной черты, определяющей государственную  институциональную единицу, а именно «обязательной власти над всеми теми, кто находится или действует в конкретной области»;

10) относительная свобода от политического влияния. НКО действуют в условиях  относительно большей свободы от политического влияния, чем обычные правительственные учреждения. Фактически это является одной из признанных в СНС 1993 г. причин, по которым органы государственного управления для выполнения некоторых функций предпочитают создавать НКО вместо того, чтобы выполнять их самим;

11) характерные виды операций. НКО осуществляют два характерных вида операций, которые не могут быть осуществлены в рамках корпоративных секторов СНС: они производят расходы на конечное потребление и они получают трансфертные платежи в виде благотворительных взносов.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Самостоятельность баланса означает, что в нем отражены все имущество, активы, пассивы, доходы и расходы предприятия. Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является формой организации имущественного обособления учреждений, ведущих некоммерческую деятельность.

При характеристике хозяйствующего субъекта ключевым является понимание системы прав в отношении входящих в него ресурсов, их носителей и объектов, на которые эти права распространяются. Основная роль принадлежит праву собственности.

Право собственности в отношении некоторого имущества представляет собой абсолютное господство собственника над этим имуществом и выражается в совокупном наличии прав владения, пользования и распоряжения им. Право владения – это возможность фактического обладания имуществом. Право пользования – это основанная на законе возможность эксплуатации имущества с целью извлечения полезных свойств, поступлений и доходов, которые будут принадлежать лицу, использующему данное имущество. Право распоряжения состоит в праве определить юридическую судьбу имущества и выражается в том, что собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права других лиц (в частности, отчуждать имущество, сдавать его в аренду, уничтожить его). Именно собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Ключевая роль в данной совокупности прав принадлежит праву распоряжения.

Право оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами данного права теперь могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям.

Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей.

Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия.

Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями.

Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому  использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения).

Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего).

Обособленность имущества – это его закрепление за юридическим лицом на одном из упомянутых вещных прав.

Процедура регистрации некоммерческих организаций (в отличие от коммерческих,  регистрируемых в ИФНС) проходит в Управлении Федеральной регистрационной службы РФ.

В определенных случаях для регистрации некоммерческой организации может потребоваться согласие антимонопольных органов (в зависимости от формы организации и состава учредителей). Процедура регистрации некоммерческих организаций проходит следующим образом:
1.Подготовка пакета документов для регистрации (изготовление и заверение необходимого количества копий устава и иных учредительных документов).
2. Государственная регистрация в регистрирующем органе и получение регистрационного свидетельства, свидетельства о присвоении ИНН.
3. Присвоение кодов Госкомстата.
4. Утверждение эскиза печати и изготовление одной печати.
5. Постановка на учет в Пенсионный Фонд, ФСС и ФОМС.
6. Открытие расчетного счета в банке.
7. Уведомление налогового органа об открытии расчетного счета в банке.

Создание некоммерческой организации может быть перспективным с точки зрения возможности практически неограниченного использования прибыли, полученной от ее деятельности, на уставные цели, к тому же условия налогообложения некоммерческих организаций, даже если они ведут хозяйственную деятельность, более благоприятные, чем у коммерческих юридических лиц. Некоммерческие организации могут быть благополучателями, то есть получать  благотворительные пожертвования, добровольную помощь.

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
-  регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
-  добровольные имущественные взносы и пожертвования;
-  выручка от реализации товаров, работ, услуг;
-  дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
-  доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
-  другие не запрещенные законом поступления.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать  некоммерческим организациям экономическую поддержку. Оказание экономической поддержки некоммерческим организациям осуществляется в различных формах, в том числе:
-  размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в установленном законом порядке;
-  предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
-  предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

Из предусмотренных законодательством РФ организационно-правовых форм некоммерческие физкультурно-спортивные организации без участия государства на практике создаются в одной из следующих форм:
-  Общественная организация (объединение), включая спортивные федерации;
-  Фонд;
-  Некоммерческое партнерство;
-  Учреждение;
-  Автономная некоммерческая организация;
-  Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

В качестве примера рассмотрим структуру доходов и расходов общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз». РФС является общероссийским общественным объединением, членами которого являются физические и юридические лица – общественные объединения, содействующие развитию и популяризации футбола в России. РФС представляет собой самостоятельное, добровольное, неправительственное, самоуправляемое, некоммерческое объединение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, признанное ФИФА, УЕФА и Олимпийским комитетом России.

Основными целями РФС являются(1):
1) развитие и популяризация (пропаганда) футбола в Российской Федерации (профессионального, массового, женского, мини-футбола (футзала), пляжного, ветеранского, детско-юношеского и всех других разновидностей футбола);
2) организация и проведение спортивных мероприятий по футболу;
3) формирование и подготовка спортивных сборных команд Российской Федерации по футболу;
4) повышение роли футбола во всестороннем и гармоничном развитии личности, в укреплении здоровья граждан, формировании здорового образа жизни.

Структура бюджета РФС, за редкими исключениями, не меняется много лет. Однако существуют различные «сезонные колебания». Доходы и расходы возрастают в годы проведения крупных турниров. Также оборот организации зависит от успехов сборной.

На осуществление своей деятельности РФС в 2011 г. потратил 2,2 млрд руб. (2). По сравнению с 2010 г. сумма инвестиций выросла на 39%. Положительное сальдо (разность между поступлениями и расходами за определенный промежуток времени) составило 0,3 млн руб. (см. рис. 1).

В отчете РФС говорится, что рост доходов связан с успешным сотрудничеством со спонсорами – «СОГАЗом», «Норильским Никелем», «Газпромом», а также привлечением новых партнеров – «Уралкалия», «Внешэкономбанка», SONY. Кроме того, в 2011 г. был перезаключен договор по продаже права на проведение чемпионата России.


(1) Официальный сайт РФС –rfs.ru
(2) ria.ru/soccer/20120204/556826261.html


На рис. 2 представлена структура доходов РФС за 2011 г.(1). Основная статья поступлений – коммерческая деятельность организации, на ее долю приходится 1,557 млрд руб., что составляет 70% совокупных доходов. Следующей по значимости статьей являются целевые поступления, безвозмездная помощь. В 2011 г. они составили 237,40 млн руб., что составляет 11% общих доходов РФС. На долю всех остальных статей приходится 19% совокупных доходов. От УЕФА и ФИФА в 2011 г. РФС получил 88,9 млн руб. От ФИФА организация получила два бонуса по целевым программам.


(1) sport.rambler.ru/news/football/592762448.html


Что касается расходов, то основные расходы РФС приходятся на финансирование сборных команд (рис. 3). Содержание сборных и проведение их матчей обошлось РФС в 2011 г. в 998 млн руб., это 45% расходов 1, что на 47% больше по сравнению с прошлым годом.

Итак, особенности некоммерческих организаций находят отражение в формировании,  распределении и контроле за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.


(1)  ria.ru/soccer/20120204/556474917.html


Разработка планов на будущее является жизненной необходимостью для любого предприятия, в том числе для некоммерческой организации.

Применение системы финансового управления в организации позволит упростить решение возникающих спорных вопросов, быстрее анализировать ситуацию и принимать управленческие решения, а также обосновывать принятые решения. Наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяющую хозяйствующему субъекту работать ритмично, без существенных сбоев.

04.12.2015

Также по этой теме: