Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2013
Грищенко Ю.И.,
к.э.н., аудитор,
доцент кафедры «Финансовый менеджмент»
Финансового университета при Правительстве РФ
В современных условиях деятельность некоммерческих организаций (НКО) в России получила широкое распространение в социально-экономической жизни и признание общества.
Наметившиеся тенденции роста и развития некоммерческого сектора в различных отраслях экономики сложились в результате реализации целенаправленной государственной политики, что послужило толчком для расширения масштабов реализуемых социальных программ и благотворительных проектов. Тем самым была расширена социальная область функционирования некоммерческих организаций, куда вошли сфера образования, наука, просветительская деятельность, социальная работа и защита, юридические услуги, правовая помощь [7].
Одной из целей деятельности коммерческой организации является увеличение прибыли.
Основным показателем оценки экономической эффективности деятельности коммерческой организации является рентабельность. Повышение эффективности деятельности некоммерческой организации должно достигаться с меньшими затратами. Следовательно, деятельность некоммерческих организаций требует применения особых показателей для оценки эффективности их деятельности, так как стандартные критерии прибыльности и рентабельности неприменимы.
Потребность в оценке деятельности некоммерческой организации усиливается ввиду возросшей конкуренции за ресурсы в некоммерческом секторе, а также существующих в обществе сомнений относительно того, насколько рачительно и эффективно некоммерческие организации расходуют средства доноров, в том числе полученные из государственного бюджета, и не злоупотребляют ли они своими налоговыми привилегиями [3].
В многочисленных публикациях теоретического и прикладного характера по оценке эффективности НКО (обзор данного направления представлен в работах Ю. Баруха и Н. Рамалхо, П. Флинна и В. Ходжкинсона, Д.П. Форбса, Р. Рохаса) чаще всего анализируется эффективность организаций социальной сферы – Д. Балсер и Дж. Маккласки, M. Фарси и M. Филиппин, C. Глиссон и П. Мартин, здравоохранения – A. Фролофф, С. Гросскопф, Р. Хофлер и С. Фолланд и образования – Д. Адамс и З. Гриличес, Ж.Е. Бисли, K. Камерон, Дж. Джонс, C. Лиллис и П. Шеффер. Исследуется также эффективность природоохранных, благотворительных, правозащитных организаций, музеев, театров, и пр. Следует особо отметить научное направление, имеющее целью дать агрегированную оценку состояния и эффективности всего сектора НКО в различных странах мира; здесь в первую очередь следует назвать работы Института Джонса Хопкинса (Л.M. Саламон, Л.Ц. Хемс, K. Чиннок) и международный проект CIVICUS, в котором активно участвуют российские исследователи – Л. Якобсон и И. Мерсиянова, Н. Беляева и Л. Проскурякова [4].
Обзоры работ, посвященных анализу эффективности НКО, обнаруживают значительное методическое и концептуальное разнообразие подходов к данной проблеме. Так, критериями эффективности НКО чаще других выступают производительность (отдача на используемые ресурсы), объем продаж товаров и услуг, конкурентоспособность и доля рынка, моральный климат в НКО и приверженность сотрудников миссии организации, качество продукции, различного рода характеристики и индикаторы достигаемых результатов, имидж и репутация организации, рост организации и ее ресурсный потенциал, достижение социальных целей (Герман, 1990; Брауч, Рамальхо, 2006).
В российской литературе понятие эффективности состоит из следующих составляющих:
1) эффективный – это значит действенный, дающий эффект, приводящий к нужным результатам (толковые словари Ушакова и Ожегова);
2) эффективность – относительный эффект, определяемый как отношение эффекта (результата) к затратам, обеспечившим его получение (экономический словарь) [12].
С точки зрения экономиста НКО следует рассматривать как производственную единицу (предприятие), производящую определенные блага и затрачивающую те или иные ресурсы (Kendall, Knapp, 2000). Определяющее свойство НКО – отсутствие частных собственников и отказ от присвоения прибыли – никоим образом не исключает такую трактовку, поскольку характеризует НКО институционально, а не функционально. Как правило, продукция НКО не получает прямой рыночной оценки и вообще с трудом поддается измерению, но возможность анализа таких организаций в экономических категориях «затраты – выпуск», тем не менее, сохраняется.
Экономическая эффективность
Рассматриваемая концепция эффективности (известная как Х-efficiency, см. Leibenstein, 1966) может быть названа технической, поскольку речь идет о наилучшем с точки зрения достигаемых результатов использовании имеющегося набора ресурсов за счет качественного управления, должной координации работы, выбора технологий, поддержания необходимых стимулов и иных внутренних для организации факторов. Предметом оценки может стать и экономическая эффективность (Аllocative Еfficiency), показывающая, насколько рационально организация комбинирует различные виды ресурсов с учетом их рыночной стоимости и добивается ли она при этом минимума издержек при одних и тех же конечных результатах [3].
Экономическая эффективность – это соотношение полученных результатов и произведенных затрат.
Экономическая эффективность – стоимость затрат на единицу выпуска продукции, работ, услуг [8]. Чем выше результат при тех же затратах либо ресурсах, тем быстрее он растет на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат либо ресурсов на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства.
Для некоммерческих организаций эффективность деятельности можно определить как относительный эффект, результативность целевого проекта или программы. Поскольку основной итог деятельности некоммерческой организации – количество потребителей некоммерческих услуг, а значительную часть поступлений в некоммерческую организацию составляют целевые поступления, то показатель эффективности деятельности некоммерческой организации можно рассчитать по формуле [6]
Ээ = Пост / Р ,
где Ээ – экономическая эффективность некоммерческой организации;
Пост – сумма поступлений в некоммерческую организацию;
Р – расходы по проекту (смете).
Помимо экономической оценки деятельности некоммерческой организации, большое значение придается анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческой организации.
В практике оценки деятельности некоммерческой организации принято выделять три уровня результатов:
1) продукт (Output) – это то, что конкретные люди получили от деятельности НКО;
2) результат (Outcome) – это то, что изменилось в результате потребления продукта:
поведение, уровень благосостояния или жизнь целевой группы;
3) Эффект (Impact) – это то, что изменилось в структуре проблемы. Любая программа НКО имеет дело с какой-либо общественной проблемой. Если у деятельности НКО есть результат, то можно надеяться и на эффект, т. е. долгосрочные, структурные изменения.
И это изменения в социуме или всем обществе, а не только на уровне целевой группы [12].
Таким образом, социальная эффективность некоммерческой организации – это степень достижения социального результата.
Социальная эффективность – степень достижения поставленных целей, определенного социального эффекта в процентном или абсолютном выражении (как конкретный результат в отношении всего населения или группы людей, получивших выгоду [8].
Например, в отношении конкретного больного – это возвращение его к труду и активной жизни в обществе, удовлетворенность медицинской помощью. На уровне всей отрасли здравоохранения – это увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, снижение уровня показателей смертности и инвалидности, удовлетворенность общества в целом системой оказания медицинской помощи [9].
К показателям социальной эффективности можно отнести социальный индекс Вайсброда, коэффициент социальной рентабельности. Следует отметить, что эти показатели предполагают оценку работы некоммерческих организаций, для которых величина социального эффекта деятельности является основным показателем эффективности.
Социальный индекс Вайсброда
Социальный индекс (дословно индекс общественности) PI (Рublicness Index) был введен американским экономистом Б. Вайсбродом для определения уровня производства социальных эффектов в некоммерческих организациях. Согласно расчетам Вайсброда индекс отражает взаимосвязь между видами финансовых поступлений и характером предоставляемых им услуг или производимой продукции.
Социальный индекс рассчитывается как отношение финансовых поступлений от создания общественных благ к доходам от выпуска частных благ.
Доходы от создания общественных благ в некоммерческие организации выступают в форме благотворительных вкладов, грантов, государственных дотаций и т. п. К выпуску частных благ относится реализация товаров, услуг и работ, а также членские и спонсорские взносы. Членские и спонсорские взносы являются своеобразной формой реализации товаров, услуг, работ в некоммерческие организации. В ответ на спонсорский вклад некоммерческие организации предлагают рекламу, PR- мероприятия и др., тогда как в обмен на членские взносы – набор своих товаров и услуг [11].
где PI – социальный индекс (Publicness Index);
Доб – доходы от создания общественных благ (благотворительные вклады, гранты, государственные дотаций и т. п.);
Дчб – доходы от выпуска частных благ (реализация товаров, услуг и работ; а также членские и спонсорские взносы).
Однако, по мнению Е.Г. Калабиной, можно выделить четыре типа благ: частные, общественные, общедоступные, клубные.
Таким образом, если благо исключаемо и конкурентно, то оно относится к категории частных благ, эффективный механизм предоставления которых связан с использованием системы цен, формируемых в ходе функционирования рынка. Следовательно, важнейшим признаком частного блага является возможность его приобретения на рынке как особом механизме рационального потребления [10].
Если соблюдаются условия неисключаемости и неконкурентности, то товар или услуга относится к категории чистых общественных благ.
В случае если потреблению блага присуща конкурентность, но нет исключаемости, то такой товар используется в режиме свободного доступа (общедоступные товары).
В случае неконкурентности, но при наличии исключаемости товар или услуга оказываются клубным (групповым, совместно оплачиваемым) благом.
Исходя из представленной характеристики общественное благосостояние можно представить как сумму всех общественных, смешанных общественных и частных благ, которыми располагают все индивиды в обществе [8].
В качестве единиц измерения индекса выступают его абсолютные значения. Социальный индекс принимает значения от 0 до бесконечности. Индекс равен 0 в коммерческих организациях культуры, которые полностью существуют за счет выпуска частных благ, т. е. взносов своих членов или средств от реализации потребительских товаров и услуг.
Бесконечно большие значения социального индекса характерны для некоммерческих организаций культуры, занимающихся исключительно созданием чистых общественных благ, т. е. вся деятельность которых направлена на достижение социальных эффектов. В связи с этим данные структуры финансируются только за счет благотворительных вкладов, пожертвований, грантов и субсидий.
Коэффициент социальной рентабельности SR
Для некоммерческих субъектов социальный эффект выступает в роли главного результата деятельности, от величины и значимости которого зависит уровень их финансирования и стимулирования со стороны государства, призванного выражать интересы общества, а также других инвесторов. В конечном счете величина и значимость социального эффекта для общества в целом или его отдельных сегментов должны определять саму возможность учреждения и функционирования того или иного некоммерческого субъекта [2]. Именно социальный эффект должен явиться отправной точкой в оценке результатов деятельности некоммерческих субъектов. Он должен для них быть не менее важен, чем прибыль для коммерческих предприятий, как главный результат деятельности.
Прежде всего, необходимо выяснить, является ли продукт, создаваемый некоммерческим субъектом, носителем социального эффекта. Иными словами, имеет ли место положительный социальный эффект. В ряде случаев такая оценка не представляет сложности.
Например, социальный эффект от деятельности медицинских учреждений выражается в снижении заболеваемости обслуживаемого населения различными болезнями; вузов – в количестве граждан, получивших высшее образование по актуальным для общества специальностям; органов внутренних дел – в сокращении преступности. Эти результаты вполне поддаются количественной оценке и лежат как бы на поверхности.
Оценить величину социального эффекта можно с помощью показателя потребительской ценности произведенных продуктов, известного из классического маркетинга. Под потребительской ценностью обычно понимают оценочное суждение потребителя о способности продукта удовлетворять его потребности. Потребитель при этом, кроме того, оценивает собственные издержки по приобретению и потреблению предлагаемого продукта. В результате он осуществляет выбор между конкурирующими аналогами. В условиях монополии такого выбора может и не быть. Тем не менее и в этом случае потребитель оценивает предлагаемый продукт и, в крайнем случае, оставляет за собой право от него отказаться.
По отношению к некоммерческим продуктам такой выбор происходит иным образом.
Так, выбирая между некоммерческими и коммерческими медицинскими или образовательными услугами, потребитель взвешивает как их потребительскую ценность, так и свои материальные возможности. В условиях предложения некоммерческих продуктов такими субъектами-монополистами, как органы государственной власти и управления (например, программ развития, реформ), потребитель в состоянии достаточно реально определить их ценность для себя. Оценка собственных финансовых затрат сводится к определению суммы уплаченных налогов. Поскольку выбор как таковой отсутствует, потребителю остается лишь позитивно или негативно на эти продукты реагировать (воспринимать или не воспринимать).
Собственные затраты потребителей некоммерческих продуктов не ограничиваются только финансовыми затратами. К ним добавляются и израсходованные физические силы (например, на стояние в очередях в органах социального обеспечения), интеллектуальные усилия, время, эмоции, нравственные потери и т. д. [1].
Показателем социальной эффективности является коэффициент социальной рентабельности SR.
Он рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта SE к затратам на производство ZP данного социального эффекта:
Однако в отличие от показателя экономической рентабельности показатель социальной рентабельности не всегда поддается денежному исчислению и, как правило, используется в сферах, где процессы и результаты оказания услуг поддаются количественной оценке (например, в здравоохранении) [5].
На практике показатель социальной рентабельности находит свое применение при оценке проектов, имеющих социальную значимость. Так, благотворительные фонды при проведении экспертизы отбираемых проектов часто используют данный показатель.
Литература
1. Андреева С.Н. Оценка результативности деятельности некоммерческих субъектов // Некоммерческие организации в России. – 2005. – № 4.
2. Андреев С.Н. Роль маркетинга в повышении результативности деятельности некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000 . – № 2.
3. Борисова Е.И., Полищук Л.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения: препринт WP10/2008/02. – М. : ГУ ВШЭ, 2008.
4. Борисова Е.И. Анализ эффективности некоммерческих организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства : автореф. дисс. – М., 2011.
5. Варпаева И.А. Инвестиционная деятельность некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2012. – № 18.
6. Гусарова Л.В. Анализ деятельности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет. – 2010. – № 1.
7. Князева М.В., Гринкевич Л.С. Системный подход к формированию социально-экономической эффективности системы налогообложения некоммерческих организаций в России // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 2.
8. Калабина Е.Г. Конструирование оценки социально-экономической эффективности деятельности организации государственного сектора экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: aspe.spb.ru/reports/kalabina.doc
9. Орлов Е.М., Соколова О.Н. Категория эффективности в системе здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7782355
10. Публичные услуги и функции государственного управления / под ред. А.Е. Шаститко ; Бюро экономического анализа. – М. : ТЭИС, 2002.
11. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций : учеб. пособие. – СПб. : Финансы, 2003.
12. Жураковский В. Эффективность деятельности НКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: actngo.info/en/node/52