Межсекторное социальное партнерство: НКО, государство, бизнес



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2014


Грищенко Ю. И.,
к. э. н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент»
Финансового университета при Правительстве РФ


Классическая политология выделяет три сектора гражданского общества: государственный, коммерческий и общественный. Нарастание социальной напряженности, усложнение социальных проблем приводят к необходимости совместного взаимодействия секторов гражданского общества для достижения социально значимых целей.


Совместное сотрудничество государственного, коммерческого и некоммерческого секторов при решении политических, экономических и социальных проблем общества является более результативным и взаимовыгодным процессом, так как межотраслевое сотрудничество  основывается на предпосылке, что каждый сектор обладает отличительными активами, которые могут быть объединены эффективным образом для решения сложных проблем(1).


Понимание термина «межсекторное социальное партнерство» подразумевает понимание по отдельности терминов «межсекторность» и «партнерство». Партнерства могут создаваться на многих уровнях – от межгосударственных и стратегических международных альянсов на политическом уровне до практических местных инициатив – их объединяют общие принципы построения и управления процессами взаимодействия, которые распространяются на все виды партнерского сотрудничества. В основе межсекторного партнерского подхода лежит убеждение в том, что только полноценное межсекторное взаимодействие может придать инициативам, направленным на обеспечение устойчивого развития, инновационный и последовательный характер, позволяющий решать сложнейшие социальные задачи.


Понятие «межсекторное социальное партнерство» с каждым годом все чаще и чаще упоминается в качестве одного из факторов, необходимых для успешной реализации социально значимых проектов в здравоохранении, образовании и пр. Как показывает анализ литературы, данное понятие сформировалось в российской науке и практике только во второй половине 1990-х гг. в связи с необходимостью его отделения от применяющегося уже в течение нескольких лет термина «социальное партнерство».


Российская научная литература предлагает целый ряд определений межсекторного социального партнерства и его компонентов. В. Н. Якимец считает, что «межсекторное социальное партнерство – это конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех



(1) Intersectoral Cooperation: Lessons For Practice By Archana Kalegaonkar & L. David Brown. 2000 [electronic resource]. – URL: pdf.usaid.gov/pdf_docs/PNACP367.pdf



секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), «выгодное» населению территории и каждой из сторон и обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов при решении социальных проблем». В зарубежной литературе межсекторное социальное партнерство чаще всего трактуется как сотрудничество между правительственными организациями, бизнес-корпорациями и некоммерческими организациями, целью которого является достижение устойчивого развития территории. Например, М. Уорнер и П. Гринер предлагают следующее определение межсекторного социального партнерства: союз между сторонами, представляющими правительство, бизнес, гражданское общество, в котором стратегически объединяются ресурсы и способности каждой из сторон и которое основано на принципах разделения рисков, затрат и общей выгоды (1).


В основе деятельности каждого сектора партнерства лежат разные приоритеты, ценности и качества. Их кратко можно представить следующим образом (рис. 1)2.




(1) Галлямов Р. Р., Горбунова Г. Д. Отечественные и зарубежные определения понятия «межсекторное социальное партнерство»: сравнительный анализ основных подходов // Вестник ВЭГУ. – 2013. – № 1 (63).
(2) Теннисон Роз. Практическое руководство по межсекторному партнерству. 2003 [Электронный ресурс]. – URL: crno.ru/assets/files/skachat/broshura_youth1.pdf



Двухсекторные и трехсекторные партнерства
Наиболее удачное схематичное отображение межсекторного социального партнерства (далее – МСП) представлено В. Н. Якимцом (рис. 2). На рисунке кружками выделены сектора, представители которых вступают в процесс отображения межсекторного социального  партнерства, государственный и муниципальный, коммерческий и некоммерческий сектор,
а также предусмотрена возможность возникновения как двухсекторных, так и трехсекторных партнерств (ГЧП – государственно-частное партнерство; СИ – социальные инвестиции).



В зависимости от особенностей устанавливаемых партнерских отношений в их основе могут лежать различные механизмы межсекторного взаимодействия. Например, там, где круги, отображающие пару разных секторов, пересекаются между собой, возникают так называемые двухсекторные партнерства – это пространства партнерских отношений и ответственности субъектов (организаций) из двух разных секторов. Область пересечения всех трех кругов очерчивает зону трехсекторных партнерств – это пространство солидарной ответственности организаций из всех трех секторов, ставших партнерами при решении той или иной социально значимой проблемы(1).


1. Партнерство некоммерческого и коммерческого секторов – «частно-общественное партнерство»
В частно-общественном партнерстве коммерческая организация разделяет взаимную  ответственность за решение социально значимой проблемы совместно с НКО, например:
1) аутсорсинг социальных проектов бизнеса;
2) социальное предпринимательство;
3) социальный франчайзинг.



(1) Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. – М. : Едиториал УРСС, 2004.



Также коммерческие организации могут обращается к НКО в ходе разработки и реализации своих концепций корпоративного социального партнерства. К данному типу партнерства могут быть отнесены такие механизмы, как развитие корпоративного волонтерства и системной благотворительности.


2. Партнерство государственных структур и бизнеса – «частно-государственное партнерство (ЧГП)»
Взаимодействие бизнеса и власти может быть сосредоточено на развитии инфраструктуры региона и оказании общественных услуг, что, как следствие, оказывает положительное влияние на социальную сферу. Интересы государства и бизнеса в рамках ЧГП представлены в табл. 11.



3. Партнерство государственных структур и некоммерческого сектора – «общественно-государственное партнерство»
Как правило, общественно-государственное партнерство сосредоточено на вопросах решения социальных проблем и имеет широкий спектр реализации: от выполнения «третьим сектором» социальных услуг, оказываемых населению в качестве дополнения к аналогичным, предоставляемым государством, до совместной работы по разработке устойчивой социальной политики.


4. Партнерство трех обозначенных секторов (коммерческий, некоммерческий сектора и государственные структуры)
Взаимодействие трех секторов может происходить при разработке и реализации масштабных проектов национального и субнационального уровня по вопросам общественного и экономического развития, обеспечения социальных услуг, окружающей среды и здравоохранения. Однако большинство проектов реализуется и на локальном уровне (регион, город, муниципальное образование) в процессе решения определенной социальной проблемы.



(1) Поровская А. Я. Интересы государства и бизнеса в рамках частно-государственного партнерства // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 328.



Таким образом, для государственного сектора выстраивание партнерских отношений ведет не только к избавлению от части социальных обязательств, но и к усилению легитимности через совместную разработку и имплементацию элементов социальной политики. Некоммерческие организации получают дополнительные ресурсы для реализации уставных целей, становятся более узнаваемыми общественностью и выходят на новые целевые группы. Бизнес проявляет себя социально ответственным игроком, что приносит ему большее общественное признание, которое потенциально ведет к увеличению стоимости бренда, делает его более привлекательным для покупателя и партнеров. Таким образом, итогами деятельности партнерства должны являться определенные изменения в жизни людей, на которых направлена деятельность так называемой целевой группы.

В настоящее время Россия перенимает опыт развитых стран в становлении и развитии различных механизмов МСП. Одной из широко распространенных западных практик является создание так называемых эндаумент-фондов(1). Эндаумент (целевой капитал) некоммерческой организации представляет собой «часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом, и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций» (2).

Существенное отличие целевого капитала от иных видов пожертвований состоит в том,  что использование средств благотворителей рассчитано на длительный период. Предполагается получение дополнительного дохода от инвестирования пожертвований. Иными словами, работает схема, когда аккумулированные за определенный период пожертвования могут приумножаться за счет инвестиционных операций, доход от которых может быть использован впоследствии(3).

В табл. 2 представлены данные о крупнейших публичных (по объему собранных пожертвований) фондах целевых капиталов, сформированных по состоянию на ноябрь 2013 г.




(1) Грищенко А. В. Целевой капитал некоммерческой организации, порядок его формирования и использования // Некоммерческие организации в России. – 2013. – № 2. – С. 69.
(2) Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
(3) Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. – М. : Едиториал УРСС, 2004.
(4) Доклад о состоянии и развитии фондов в России. Форум доноров. 2013 [Электронный ресурс]. – URL: donorsforum.ru/wp-content/uploads/2014/04/Doklad_2013.pdf




Преобладающее большинство фондов целевого капитала работают в сфере образования, просвещения и науки, половина – в сфере спорта, здорового образа жизни, культуры и искусства (рис. 3).



Таким образом, за время, прошедшее с момента зарождения идеи МСП, наиболее распространены двухсекторные партнерства, а трехсекторные не имеют широкого распространения. Примером практики развития трехстороннего межсекторного социального партнерства государственного, коммерческого и некоммерческого секторов общества является закрепление на законодательном уровне социально ориентированных некоммерческих организаций.



(1) Доклад о состоянии и развитии фондов в России. Форум доноров. 2013 [Электронный ресурс]. – URL: donorsforum.ru/wp-content/uploads/2014/04/Doklad_2013.pdf



Обратите внимание! В открытом доступе опубликован Сборник лучших социально ориентированных проектов, готовых к тиражированию в различных субъектах РФ (drive.google.com/folderview?id=0B2qp6MjUL-zgbFljV2FlZEVONjA&usp=sharin#).


В сборник были включены лучшие социально ориентированные проекты, собранные
за период реализации программы по содействию повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций посредством включения
добровольцев-управленцев, распространения лучших практик и методической поддержки
трехстороннего межсекторного социального партнерства (МСП) государственного, коммерческого и некоммерческого секторов общества.


09.01.2019

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста