Зарубежная практика классификации некоммерческих организаций



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2014


Липатова И. В.,
к. э.н., доцент кафедры «Налоги и налогообложение»
Финансового университета при Правительстве РФ


Зарубежная практика классификации некоммерческих организаций интересна для использования в области практической деятельности российских некоммерческих организаций, в том числе для целей налогообложения результатов деятельности данных организаций.


Экономический подход к определению некоммерческой организации относительно прост: организация, являющаяся некоммерческой, не имеет собственников, обладающих правом на распределение дохода организации. Организация может быть учреждена для выполнения общественно значимых задач – в этом случае лица, которые могут повлиять на политику организации, не должны получать личных материальных выгод от ее деятельности, кроме заработной платы для наемных работников.


Существует разновидность некоммерческих организаций, учрежденных и действующих в  интересах узкой группы лиц, которые могут быть членами такой организации и получать личную выгоду от ее услуг. В последнем случае распределение доходов между членами также не допускается, но в случае ликвидации организации между ее членами может быть распределено имущество.


Определение некоммерческой организации из Government Finance Statistics Manual разработано Международным валютным фондом и дается с позиций необходимости статистического учета таких организаций. Некоммерческие организации (nonprofit institutions – NPI) – это «созданные с целью производства или распределения товаров и услуг юридические или общественные организации, которые не могут быть источником дохода, прибыли или иной финансовой выгоды для институциональных единиц, которые создали, контролируют или финансируют эти организации»(1). В определении некоммерческих организаций из Налогового кодекса США (Internal Revenue Code) на первый план выступает налоговая составляющая.



(1) Government Finance Statistics Manual, International Monetary Fund, 2001 (2.19).



Здесь они определены как «формальные организации, которые не имеют права распределять  доходы и пользуются льготным режимом налогообложения, поскольку созданы с общественными целями, определяемыми налоговым законодательством»(1). Определение неправительственных организаций (non government organizations – NGO), предлагаемое Всемирным банком: «частные организации, целью которых является деятельность по облегчению страданий, защита интересов нуждающихся, защита окружающей среды, обеспечение основными общественными услугами, развитие общества»(2). В широком смысле термин «неправительственная организация» применим к любой некоммерческой организации, которая независима от правительства(3). Отметим, что в определении Всемирного банка речь идет преимущественно о социально ориентированных  некоммерческих организациях, хотя часто термин «неправительственные организации»  распространяется также и на организации, действующие в интересах своих членов, в том числе на клубы. Всемирным банком также предложено определение массовых организаций местного уровня (community-based nonprofit organizations – СВО) «членские организации, созданные той или иной группой граждан, объединившихся с целью достижения интересов своих членов (например, женские общества, кредитные товарищества, молодежные клубы, кооперативы и фермерские ассоциации)»(4). Классификация некоммерческих организаций определяется экономической сущностью и ролью некоммерческих организаций в экономике. Они не относятся ни к государственному,  ни к частному сектору. Неслучайно в международной практике массив НКО часто так и называют – «третий сектор». Эта черта налагает специфику на любые попытки классификации НКО, так как каждый тип деления всегда необходимо рассматривать с позиции степени присутствия (прямого или косвенного) государства в процессе функционирования некоммерческих организаций. Государство может присутствовать в НКО в различных ролях: в менеджменте, в источниках финансирования, поэтому при классификации НКО это  обстоятельство необходимо учитывать. Существует множество критериев классификации НКО, но ни один из них не будет исчерпывающим, поскольку подавляющее большинство НКО совмещают в себе элементы различных типов.


Классификация НКО по следующим признакам по:
- цели деятельности;
- степень присутствия государства в НКО;
- участие в производственном процессе (ведут собственное производство или не ведут);
- отношение к рынку (имеют рыночный или нерыночный характер);
- характер привлечения служащих (волонтеры или нет);
- юридический статус (международные, национальные, местные);
- источники финансирования;
- режим налогообложения.


Понятие цели деятельности некоммерческой организации можно трактовать как субъективное. Оно может носить двойственный характер. С одной стороны, оно связано с видом деятельности НКО (религиозная, правозащитная, рекреационная и пр.), с другой, прагматической точки зрения, оно имеет отношение к выбору формы организации НКО. На выбор организационно-правовой формы НКО оказывают значение многие факторы, прежде всего возможность привлекать пожертвования, сопровождающиеся льготами для организаций-доноров. Кроме того, некоторые организации-грантодатели предоставляют их только некоммерческим организациям. Выбор НКО как организационно-правовой формы может определяться возможностью получения освобождения от налогов на доходы. Деятельность некоммерческой организации может носить производственный и непроизводственный характер. Одни НКО ведут деятельность по производству товаров или оказанию услуг, другие, например, занимаются только распределением грантов. Применительно к первым необходимо рассматривать деление на рыночные и  нерыночные НКО.



(1) Налоговый кодекс США = Internal Revenue Code. –fourmilab.ch/uscode/26usc/www/contents.html
(2) Operative directive. 14.70.
(3) docs.lib.duke.edu/igo/guides/ngo/define.htm
(4) Ibid.



Рыночные НКО, реализующие свою продукцию или услуги на рынке за плату, входят в сектор финансовых либо нефинансовых корпораций. Другие НКО относятся к сектору некоммерческих образований, обслуживающих домохозяйства, либо к государственному сектору в зависимости от того, какие институциональные единицы контролируют и главным образом финансируют данную некоммерческую организацию(1).


Классификация, рекомендуемая Международным валютным фондом для целей  государственной статистики
Классификация некоммерческих организаций, рекомендуемая Международным валютным  фондом для целей государственной статистики, основана на стремлении отразить положение НКО в государственном секторе, оценить состояние, прежде всего, некоммерческих организаций, связанных с государственными структурами и ведущими собственную деятельность.


НКО могут заниматься производством товаров и услуг, как рыночных, так и нерыночных.


Если НКО занята производством для нужд рынка (например, больница, обслуживание в которой производится по рыночным ценам, или платный университет), то она обязана направлять всю полученную прибыль на поддержание своей будущей деятельности или распределять ее между институциональными единицами, которые не являются ее собственниками, не финансируют и не контролируют данную НКО))(2).


Некоммерческая организация может вести ту же деятельность, что и государство, при этом НКО получает средства в форме добровольных пожертвований, дохода от собственности или продаж. При таком подходе естественным критерием классификации становится вопрос о контроле и финансировании НКО. Не ориентированные на рынок некоммерческие организации, которые контролируются и в основном финансируются за счет структурных подразделений государства, юридически не являются государственными агентствами, но предполагается, что они реализуют государственную политику и, по существу, являются частью государственного сектора.


Государство может предпочесть НКО государственным агентствам при реализации определенной политики, поскольку НКО могут рассматриваться как независимые, объективные и не подверженные политическому давлению организации. Например, НИОКР, определение и поддержание стандартов в таких сферах, как здравоохранение, безопасность, окружающая среда и образование, т. е. те области, в которых деятельность НКО может быть более  эффективной, чем деятельность государственных агентств(3). Государственное структурное подразделение контролирует не ориентированную на рынок некоммерческую организацию, когда оно имеет возможность определять общую политику или программу последней либо обладая  правом назначать руководителей, управляющих НКО либо посредством финансовых рычагов.


Степень финансового контроля определяется объемом финансирования, его сроками и теми ограничениями, которые налагаются на фонды.


Сделать вывод о том, что НКО финансируется главным образом государственными структурами, можно в том случае, если большая часть средств на текущие расходы НКО поступает от них(4).


НКО может контролироваться и финансироваться одновременно несколькими государственными структурами, относящимися к разным уровням власти. Например, региональный орган власти может обладать правом назначать большинство руководящего состава НКО, зато финансирование может осуществляться главным образом из центра.



(1) Government Finance Statistics Manual, International Monetary Fund, 2001.
(2) Ibid.
(3) Ibid. (2.29).
(4) Ibid. (2.30).



Институциональные единицы государственного сектора, находящиеся под двойным контролем, должны классифицироваться относительно того правительственного уровня, который осуществляет преимущественное финансирование или контроль, но правил, которые полностью регулировали бы этот процесс, пока не существует(1).


Классификация неправительственных организаций, применяемая Всемирным банком (2)
Некоммерческие организации могут быть не связанными с государственными структурами, их деятельность может носить неправительственный характер. К данной категории относятся некоммерческие организации гражданского общества(3). Их тоже называют  неправительственными организациями. Выше мы привели наиболее общее определение  неправительственных организаций, которое дает Всемирный банк (см. раздел 4.1 «Определения некоммерческих организаций, принятые в международной практике»). В дополнение к этому определению отметим, что, согласно дефинициям Всемирного банка, неправительственными организациями, как правило, являются ориентированные на достижение определенных целей организации, которые частично или полностью зависят от благотворительных взносов и основаны на добровольном сотрудничестве(4). Несмотря на то, что профессионализм в этом секторе в последние два десятилетия значительно вырос, принципы альтруизма и волонтерства остаются ключевыми характеристиками указанного сектора.


Классификация некоммерческих организаций в Налоговом кодексе США
В США классификация некоммерческих организаций производится с точки зрения налогообложения, поэтому НКО здесь определяются и регулируются в первую очередь Налоговым кодексом (Internal Revenue Code). Все некоммерческие организации с доходами более 5 тыс. долл. в год, за исключением религиозных организаций, регистрируются Налоговым управлением (Internal Revenue Service – IRS). НКО с уровнем дохода более 25 тыс. долл. в год должны ежегодно представлять в Налоговое управление отчет по форме № 990 (Form 990) либо по форме № 990 для частных фондов (Form 990PF for private foundations). Форма № 990 содержит основную часть финансовых данных о некоммерческих организациях в США.


Некоммерческие организации, выполняющие разнообразные общественные функции и созданные для целей образования, религии, развития науки, литературы, борьбы с бедностью и других общественных целей, наделяются статусом благотворительной организации в соответствии со ст. 501 (c) (3) Налогового кодекса. Статус благотворительной организации позволяет организации получать пожертвования, которые у донора такой организации вычитаются из налоговой базы. Этот тип организаций, служащих широким общественным интересам, лежит в основе большинства некоммерческих организаций, пользующихся налоговыми льготами(5).


Общественные организации типа профсоюзов, молодежных организаций, кредитных союзов и политических партий также пользуются налоговыми льготами(6).


Благотворительные организации, подпадающие под действие нормы п. 501 (с) (3) Налогового кодекса США, могут иметь статус частного фонда (private foundation) или считаться общественной благотворительной организацией (public charity).



(1) Government Finance Statistics Manual, International Monetary Fund, 2001 (2.42).
(2) http://docs.lib.duke.edu/igo/guides/ngo/define.htm
(3) Nonprofits & Government: Collaboration and Conflict, edited by Elizabeth T. Boris and C. Eugene Steuerle, is Urban Institute Press. –  urban.org/pubs/npag/intro.html
(4)  docs.lib.duke.edu/igo/guides/ngo/define.htm
(5) НКО, имеющие только благотворительный статус, в свою очередь, тоже весьма разнообразны. Они в значительной степени различаются по целям, происхождению, структуре, размерам и финансовым средствам.
(6) Налоговый кодекс США. IRC Section 501 (c) (3). –  t_tlaw.com/lr_04.htm



Частные фонды подлежат обложению некоторыми особыми налогами на пассивный доход, нераспределенный доход, недопустимые для налоговых целей расходы и т. п., что делает статус частных фондов менее желательным. Ключевое различие между общественной благотворительной организацией и частным фондом состоит в источниках их финансирования(1). Частные фонды имеют небольшое число частных источников поступлений средств, а общественные благотворительные организации в основном поддерживаются широкими слоями населения(2).


Классификация некоммерческих организаций по видам деятельности Соединенные Штаты Америки
В статистике США, наиболее полно отражающей направления деятельности некоммерческих организаций, многообразие НКО определяется классификации National Taxonomy of Exempt Entities (NTEE), разработанной Национальным центром статистики благотворительных организаций (National Center for Charitable Statistics). NTEE включает 9 основных групп, 26 типов и около 600 видов некоммерческих организаций. Столь подробная классификация, в частности, может способствовать более четкому подходу к разделению деятельности НКО на связанную и не связанную с основной. Согласно этой классификации выделяются следующие основные группы:
1) искусство, культура, гуманитарные науки (например, художественные музеи, исторические общества);
2) образование (например, школы, университеты, средние профессионально-технические заведения);
3) защита окружающей среды и дикой природы;
4) здравоохранение (например, некоммерческие больницы, ассоциации по борьбе с различными заболеваниями);
5) гуманитарные службы (например, убежища для бездомных);
6) международные организации (Международный Красный Крест и пр.);
7) организации по содействию развитию общества (например, Фонд Рокфеллера, Институт развития города, общества по защите гражданских прав);
8) религиозные организации;
9) членские организации (например, некоммерческие общества взаимного кредитования, кредитные союзы, профсоюзы, братства)(3).


Германия (4)
В Германии к определению основных направлений деятельности некоммерческих организаций подходят с других позиций. Для нее характерно расширительное понимание благотворительности как деятельности в сфере развития культуры, искусства, образования, здравоохранения и пр., которая напрямую может не быть адресована бедным слоям населения. Поэтому здесь использование термина «благотворительная организация», как правило, равнозначно термину «некоммерческая организация»(5).



(1) IRC Section 509 (a). –  fourmilab.ch/uscode/26usc/www/contents.html
(2) Ibid.
(3) Nonprofits & Government: Collaboration and Conflict, edited by Elizabeth T. Boris and C. Eugene  Steuerle. Urban Institute Press. –  urban.org/pubs/npag/intro.html
(4) Раздел подготовлен по кн.: Annette Zimmer (Ed.).The Third Sector in Germany. – Münster, 2000.
(5) Annette Zimmer (Ed.).The Third Sector in Germany. – Münster, 2000.



Некоммерческий сектор в Германии делится на две части. Одна часть включает некоммерческую деятельность в сфере культуры и отдыха, спорта и защиты окружающей среды, носит в значительной мере характер общественных движений и во многом зависит от членских взносов и добровольных вкладов на поддержание этой деятельности. Другая часть включает деятельность в первую очередь в сфере здравоохранения и в социальной сфере, где находит свое наиболее отчетливое применение используемый в Германии принцип субсидирования.


Государственное субсидирование – один из основных принципов некоммерческой деятельности в Германии, заключающийся в том, что государство, отдавая предпочтение деятельности частных некоммерческих организаций в социальной сфере, а также признавая право НКО на самостоятельность в отношении выработки целей и определения способов их достижения, в то же время гарантирует им оказание государственной финансовой поддержки(1).


Организации здравоохранения и социальной защиты комплектуются за счет профессиональных кадров, поэтому лишь в незначительной степени могут носить характер общественного движения и зависят главным образом от страховых взносов и прямых государственных субсидий.


Некоммерческие организации в этих сферах (как и в некоторых других сферах с высокой степенью государственного субсидирования, как, например, международная деятельность и муниципальное развитие) очень тесно связаны с государственным сектором, в значительной степени субсидируются государством и комплектуются из высокопрофессиональных кадров, поэтому являются квазигосударственными и практически неотличимыми от государственных образований, а по этой причине в сколько-нибудь серьезной степени не могут привлечь добровольцев или частных спонсоров.


Некоммерческие организации в Германии являются почти единственными организациями, предоставляющими услуги в таких сферах, как физическая культура и спорт, и находятся в привилегированном положении в тех сферах предоставления социальных услуг, в которых некоммерческое обеспечение финансируется государством, но государственным органам власти запрещено оказывать подобные услуги.


Кроме того, некоммерческие организации играют заметную роль в содействии выполнению государственных функций. Традиционно правительство в Германии использует НКО для реализации своей политики на местном уровне. Для этого государство может финансировать некоммерческие организации, реализующие важные для государства проекты, создавать посреднические квазигосударственные фонды (quasi-governmental foundations) для финансирования научно-исследовательской деятельности(2). В соответствии с отмеченными особенностями основными направлениями деятельности НКО являются:
1) здравоохранение и социальные службы (social services);
2) образование.


Почти все учреждения высшего образования (университеты и технические колледжи) являются государственными и относятся к некоммерческим организациям. В рамках в целом бесплатной системы государственного высшего образования незначительная доля частных университетов, в которых обучение платное, вносит в эту сферу некоммерческих организаций рыночные элементы;
3) развитие гражданского общества;
4) защита окружающей среды;
5) содействие жилищному строительству – жилищные кооперативы(3);
6) культура и спорт.



(1) Federal Social Assistance Act. Section 10:  thema_altenpflege.de/gesetze/bshg.htm
(2) Annette Zimmer (Ed.).The Third Sector in Germany. – Münster, 2000.
(3) Выделение в отдельную группу подобных организаций – специфика Германии. В 1990-х гг. эти организации охватывали 20% всего жилищного фонда и 58% жилья для людей с низкими доходами. См.: Annette Zimmer (Ed.). The Third Sector in Germany. – Münster, 2000.



Канада
Федеральное налоговое законодательство Канады различает «некоммерческие организации» (nonprofit organizations – NPO) и зарегистрированные благотворительные организации (registered charities)(1). Деятельность некоммерческой(2) организации необязательно должна быть направлена на предоставление общественных услуг. Некоторые из них создаются для оказания помощи своим членам – например, разного рода спортивные ассоциации и клубы,  профессиональные союзы, политические партии. Для того чтобы считаться некоммерческой, организация должна удовлетворять трем требованиям:
1) не должна претендовать на статус благотворительной организации;
2) должна заниматься сугубо некоммерческой деятельностью;
3) доходы от ее функционирования не должны распределяться с целью личной выгоды в пользу какого бы то ни было собственника, члена или акционера организации (за исключением любительских спортивных организаций)(3).


Основным критерием отнесения организации к категории некоммерческой является то, что извлечение прибыли не должно быть целью деятельности организации. Но это не значит, что деятельность, приносящая прибыль, мотивом которой не является извлечение выгоды,  запрещается. Закон не обязывает НКО проходить процедуру обязательной регистрации, по сути, они самостоятельно определяют свой статус.


В отличие от деятельности некоммерческих организаций деятельность официально  зарегистрированных благотворительных организаций должна отвечать общепринятому понятию благотворительности. В Канаде не существует официального законодательного определения этого термина, оно отвечает пониманию благотворительности в странах, традиционно  придерживающихся английского общего права (common law). На протяжении многих веков суды обосновывали свою интерпретацию благотворительной деятельности, руководствуясь четырьмя категориями, установленными общим правом:
– помощь малоимущим (relief of financial hardship);
– содействие в получении образования (advancement of education);
– распространение религии (advancement of religion);
– деятельность на благо общества (for the benefit of the community).


Некоторые вилы деятельности федеральное законодательство определяет как благотворительные – например, передача средств организациям, имеющим статус признанного получателя донорской поддержки (qualified donees (4)), осуществление вспомогательной деятельности, связанной с основной, а также в очень строгих рамках осуществление политической деятельности(5). Что касается вспомогательной деятельности, связанной с основной целью, то официально этот термин не определен. На практике этот вопрос решается следующим образом: в процессе первичного рассмотрения судом квалифицированным большинством должно быть признано, что любая деятельность, доходы от которой идут на благотворительные цели, является вспомогательной. Такое решение открывает возможность признания вспомогательным практически почти любого вида деятельности, хотя большинство благотворительных организаций придерживаются консервативного взгляда на вещи и предпочитают заниматься хозяйственной деятельностью через дочерние организации, которые могут облагаться или не облагаться налогом.



(1) Federal Income Tax Act.
(2) Здесь и далее применительно к канадскому опыту понятие «некоммерческая организация» ни в коей мере не включает «благотворительные организации», так как в Канаде данные организации имеют четкое законодательное разграничение с точки зрения процедуры официальной  регистрации и по другим признакам.
(3) Federal Income Tax Act (149.1 (1)).
(4) В Канаде существует официальный реестр организаций, которые формально не являются благотворительными, но рассматриваются в таком качестве при налогообложении. Это  организации, которые вместе с благотворительными относятся к так называемым qualified donees (имеющим статус признанного получателя донорской поддержки).
(5) Federal Income Tax Act.



В большинстве провинций и территорий категории «благотворительная организация» и «благотворительные цели» законодательно не определены, а оставлены на усмотрение судов. Однако в некоторых территориях приняты дефиниции, которые расширяют или несколько модифицируют определения общего права(1).


Статусом благотворительной организации наделяются организации, прошедшие официальную  процедуру регистрации. В число благотворительных организаций входят собственно благотворительные организации и благотворительные фонды (включающие частные и общественные фонды). Благотворительные организации, как и НКО, не могут распределять свои средства в целях личного обогащения своих членов.


Благотворительные организации должны направлять свои средства на благотворительную деятельность. При этом они должны отвечать следующим требованиям:
1) направлять средства на благотворительную деятельность, осуществляемую главным образом самой организацией;
2) более половины руководящего состава не должны иметь между собой родственных связей, их не должны также связывать какие-либо коммерческие интересы;
3) объем средств, полученных благотворительной организацией из одного источника, от одного донора или от группы аффилированных лиц или организаций, не может составлять более 50% средств, которыми располагает благотворительная организация(2).


Благотворительные фонды направляют свои средства в другие благотворительные организации, при этом они сами также могут принимать участие в благотворительной деятельности.


Благотворительный фонд является общественным фондом, если:
1) организован и функционирует исключительно с благотворительными целями;
2) организован в форме корпорации или траста;
3) направляет более 50% своего дохода организациям, имеющим статус признанного получателя донорской поддержки;
4) более половины руководящего состава не имеют между собой родственных связей, их не связывают какие-либо коммерческие интересы;
5) объем средств, полученных общественным фондом из одного источника, от одного донора или от группы аффилированных лиц или организаций, не может составлять более 50% средств, которыми он располагает.


Для частных фондов наличие родственных связей и аффилированности законом строго не  прописывается. На практике благотворительные организации являются хозяйствующими  субъектами (operational charities), в то время как благотворительные фонды почти всегда выступают в роли грантодателей. Зарегистрированные благотворительные организации должны ежегодно использовать определенную долю средств на благотворительную деятельность, осуществляемую собственными силами, или направлять средства на благотворительность организациям, имеющим статус признанного получателя донорской поддержки (qualified donees). Цель установления подобной квоты:
- гарантировать использование большей части благотворительных фондов непосредственно на благотворительные цели (заработная плата персонала, занятого непосредственно  благотворительной деятельностью, например, уходом за больными, обучением и пр.;



(1) Так, в провинции Альберта Закон о сборе средств на благотворительность (Charitable Funraising Act) расширяет положения общего права, относя к благотворительным филантропические, образовательные, оздоровительные, гуманистические, религиозные, культурные, художественные и рекреационные цели, если их осуществление не носит коммерческого характера. Аналогичным образом в законодательстве Манитобы к благотворительным целям относятся любые благотворительные, филантропические, патриотические, спортивные, художественные или иные цели, направленные на удовлетворение гражданских потребностей и имеющие своим предметом развитие гражданского общества или предоставление общественных услуг (Charities Endorsement Act).
(2) Средства некоторых организаций исключаются из этой суммы – например, средства,  поступившие от федеральных, региональных и муниципальных бюджетов, средства другой  зарегистрированной благотворительной организации, которая не является частным фондом.



- средства на покупку оборудования, используемого непосредственно для благотворительной  деятельности, средства, переданные в качестве вкладов в иные благотворительные  организации);(1)
- препятствовать чрезмерному накоплению средств благотворительными организациями;
- удерживать иные расходы организации на разумном уровне.
- Эта квота для благотворительных организаций составляет не менее:
- 80% сумм, на которые благотворительной организацией были выданы в течение года налоговые расписки;
- 80% суммы вкладов, полученных по завещанию или в качестве эндаумента (с условием не менее чем 10-летней капитализации(2)), а также средств, использованных организацией в течение года.


Для общественных фондов квота дополнительно включает использование 80% всех средств, полученных от других зарегистрированных благотворительных организаций за предшествующий финансовый год, а также 4,5% средней стоимости активов фонда, находившихся в его собственности в течение предшествующих 24 месяцев, которые не были непосредственно использованы на благотворительную или административную деятельность.


Для частных фондов требования отличаются лишь тем, что они обязаны тратить на  благотворительную деятельность не 80, а 100% всех средств, полученных от других зарегистрированных благотворительных организаций за предшествующий финансовый год.


Великобритания (3)
В Великобритании термином «некоммерческие организации» (nonprofit organisations) обозначают  благотворительные организации, образовательные учреждения и жилищные потребительские кооперативы (registered social landlords – RSL).(4) Для получения налоговых льгот такие организации должны обладать статусом официально зарегистрированных в Комиссии по благотворительности организаций (registered charities). Некоммерческие организации могут претендовать на статус благотворительных (charities), если их деятельность направлена на:
1) финансовую помощь. Благотворительные организации могут оказывать помощь нуждающимся различными путями, например:
– предоставление бенефициарам денежной помощи;
– предоставление продуктов питания, одежды и жилища;
– оказание нуждающимся консультационных и прочих услуг;
– оказание поддержки другим организациям, оказывающим помощь людям;
2) образование.


Деятельность по распространению образования не ограничивается обычным обучением в школах, колледжах и университетах.


Оно может также включать:
– игровые группы;
– организации, предоставляющие обучение в целях профессиональной ориентации;
– исследовательские учреждения;
3) распространение религии.



(1) Сюда не могут входить средства на поддержание благотворительных целей, но не используемых напрямую для осуществления их, как, например, средства, затраченные на управленческие и административные функции или на деятельность по сбору пожертвований.
(2) Эти средства до истечения 10-летнего срока исключаются из квоты по использованию благотворительных фондов.
(3) charitycommission.gov.uk
(4) bdo.co.uk/charities



В Великобритании считается, что распространение религии приносит пользу обществу.


При этом не оказывается предпочтений ни одной из религий в ущерб другим при условии, что она основана на вере в верховное существо или существа и связана с проявлением этой веры в религиозных обрядах.


Распространение религии может включать создание и содержание храмов, предоставление денежного содержания духовенству и на проведение церковных служб. Распространение религии не считается благотворительной деятельностью, если богослужение ограничивается приватной молитвой в рамках закрытой общины и если догматы этой религии подрывают общепринятые основы морали или иным образом противоречат интересам общества;
4) следующие цели:
– оказание помощи престарелым, больным или инвалидам при условии отсутствия у них финансовых затруднений;
– пропаганда расовой гармонии, гражданских прав;
– оказание помощи жертвам стихийных бедствий;
– обеспечение возможностей граждан для отдыха и развлечений;
– городское и сельское благоустройство;
– меры по охране здоровья (например, обеспечение доступа в медицинские учреждения или к  занятиям спортом).


В соответствии с британским законодательством цель не считается благотворительной, если она преследует главным образом интересы конкретного лица или лиц, или если люди, которым оказывается благотворительная помощь, связаны личными или контрактными отношениями (родственные связи с учредителем организации, трудовые отношения, за исключением случаев оказания помощи при финансовых трудностях, или отношения членов определенной профессиональной организации).


В Великобритании комиссия по регистрации некоммерческих организаций – благотворительных учреждений ведет государственный реестр благотворительных обществ, которые  зарегистрировались в нем. Данные реестра некоммерческих организаций публикуются на интернет-сайте органа надзора, и все регистрационные и финансовые документы находятся в открытом доступе в Интернете или по месту расположения организаций. В реестре содержатся устав каждого зарегистрированного благотворительного учреждения и необходимые документы, представляемые в момент регистрации, а для благотворительного учреждения с доходом или расходами свыше 10 тыс. британских фунтов стерлингов в год – его годовая налоговая декларация и финансовая отчетность.(1)


Итак, некоммерческие организации можно классифицировать следующим образом:
1) корпорации и учреждения (по критерию наличия или отсутствия института членства);
2) публичные и частные некоммерческие организации (по статусу лиц, их учредивших, а также по имущественным правам участников (учредителей) в отношении организаций, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право); 3) организации, в отношении имущества которых их участники имеют обязательственные права; 4) организации, в отношении которых у их участников имущественных прав не возникает.


Необходимо отметить, что зарубежная практика классификации и дифференциации  некоммерческих организаций важна для ее использования в российской экономике и поможет при разработке системы некоммерческих организаций.



(1)  charitycommission.gov.uk


30.01.2019

Также по этой теме: