Общие требования к порядку регистрации сообщений о происшествиях в органах внутренних дел



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №6 год - 2011


Рыжаков А.П.,
заслуженный работник высшей школы РФ,
профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин
Тульского филиала международного юридического института

Порядок регистрации в органах внутренних дел сообщений о происшествиях определен разделом 3 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях1 (далее для краткости – Инструкция). Названный раздел начинается с п. 15, в котором ведомство указывает, где и когда осуществляется регистрация сообщений о происшествии в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП).

Общее правило закреплено в абз. 1 п. 15 Инструкции: «Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания». Несомненно, оно касается лишь тех сообщений о происшествиях, которые должны в соответствии с требованиями настоящей Инструкции быть зарегистрированы в КУСП.

В КУСП сообщения о происшествиях должны регистрироваться круглосуточно, немедленно по мере поступления. В Инструкции упоминаются и другие виды регистрации. К примеру, в п. 8 Инструкции упоминается регистрация сообщений работниками секретариата по правилам делопроизводства, в п. 11 Инструкции – регистрация транспортного средства. Такого рода регистрация осуществляется не круглосуточно, а в течение рабочего дня. А вот фиксация сообщения о происшествии, принятого по телефону доверия, в журнале учета обращений по телефону доверия (п. 14 Инструкции) также осуществляется круглосуточно.

Исходя из правил, закрепленных в п. 21 Инструкции, регистрирует сообщения о происшествиях в КУСП оперативный дежурный органа внутренних дел.


1 См.: Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: Приказ МВД РФ от 04 мая 2010 г. № 333 // Российская газета. – 2010. – 25 июня.


В каждом территориальном органе внутренних дел есть своя дежурная часть, а в ней КУСП. В КУСП должны регистрироваться и сообщения о происшествиях, произошедших за пределами территории, обслуживаемой данным конкретным органом дознания. Лишь бы само происшествие произошло на территории Российской Федерации.

Помимо органов внутренних дел, КУСП имеют все отделы (отделения, пункты) полиции, входящие в состав горрайорганов внутренних дел. У них собственные КУСП. В отделах (отделениях, пунктах) полиции, входящих в состав горрайорганов внутренних дел, регистрация сообщений о происшествиях также осуществляется круглосуточно и независимо от места, где было совершено происшествие (территории оперативного обслуживания).

Порядок нумерации отделов (отделений, пунктов) полиции, о которых упоминается в абз. 2 п. 15 Инструкции, определяется информационным центром УВД (МВД) республики, входящей в состав РФ.

Сотрудники подразделений вневедомственной охраны и ГИБДД в соответствии с правилами п. 10 Инструкции сообщения о происшествиях передают для регистрации в дежурные части территориальных органов внутренних дел.

Пункт 17 Инструкции посвящен специфическим требованиям к порядку принятия и правилам регистрации сообщений о происшествиях, полученных сотрудниками органов внутренних дел, находящимися вне тех служебных зданий органов внутренних дел, в которых имеется помещение дежурной части.

В действительности же в п. 17 Инструкции употребляется несколько иная формулировка, указывающая место нахождения сотрудника органа внутренних дел, получающего сообщение о происшествии. Здесь записано следующее: «При регистрации в дежурной части органов внутренних дел сообщений о происшествиях, полученных сотрудниками вне служебных помещений органов внутренних дел или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником. Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью».

«Помещение» есть «внутренность здания», место, где кто-нибудь «помещается»1. Служебное, т. е. относящееся к службе (работе), предназначенное для выполнения обязанностей по службе2. По сути, все помещения органов внутренних дел являются служебными. Вряд ли официально у органа внутренних дел могут быть помещения, не предназначенные для выполнения обязанностей органов внутренних дел. Тем более если речь вести не об отдельных кабинетах (комнатах в здании), а о «внутренности» всего здания органа внутренних дел. В то же время самих зданий у органа внутренних дел может быть несколько и не во всех из них есть дежурная часть (помещение, в котором располагается дежурная часть). Иногда «помещение» органа внутренних дел находится на значительном расстоянии от здания того же органа внутренних дел, в котором размещена дежурная часть. Рекомендуется правила п. 17 Инструкции распространять и на порядок регистрации сообщений о происшествиях, полученных в таких «помещениях», в которых нет дежурной части.


1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип.– М.: Рус. яз., 1986. – С. 483.
2 См.: Ожегов С.И. Указ. соч. – С. 636.


Таким образом, рекомендуется использованную в первом предложении п. 17 Инструкции фразу «вне служебных помещений органов внутренних дел» толковать в значении «вне тех служебных зданий органов внутренних дел, в которых имеется помещение дежурной части».

В анализируемой формулировке речь идет о сотруднике, получившем сообщение о происшествии «вне служебных помещений органов внутренних дел или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей». Получается, следуя букве закрепленного в п. 17 Инструкции правила, сотрудник органа внутренних дел должен принимать и передавать для регистрации сообщения о происшествиях в обычном порядке и тогда, когда он находится в помещении другого (не того, в штат которого он входит) имеющего дежурную часть органа внутренних дел. Допустим,  должностное лицо полиции оказалось в помещении другого органа внутренних дел (будучи в командировке, по иной причине). К нему обратился гражданин с заявлением о происшествии. На такого сотрудника полиции нераспространимы правила п. 17 Инструкции. Он обязан действовать в соответствии с требованиями пп. 7 и 15 Инструкции. А именно: сотрудник органа внутренних дел должен принять заявление о преступлении и немедленно передать его для регистрации в дежурную часть органа внутренних дел, в «помещении» которого оно было принято. Причем забирать заявление о преступлении с собой и передавать его в дежурную часть своего органа внутренних дел нет необходимости, такие действия сотрудника органа внутренних дел являются прямым нарушением требований п. 17 Инструкции.

Сообщения о происшествии, полученные сотрудниками органов внутренних дел, находящимися вне тех служебных «помещений» органов внутренних дел, в которых имеется дежурная часть, регистрируются в КУСП органа внутренних дел, в штат которого входит сам сотрудник. При этом согласно п. 17 Инструкции оперативный дежурный обязан зафиксировать в КУСП дату и время получения сообщения сотрудником. Данное требование не освобождает оперативного дежурного от обязанности отражения в той же графе даты и времени «поступления» сообщения о происшествии в дежурную часть органа внутренних дел. Такая обязанность следует из содержания граф КУСП, предусмотренных приложением № 1 к Инструкции. Хорошо было бы распространить требование фиксации в КУСП даты и времени получения сообщения о происшествии на все случаи получения сотрудником органа внутренних дел заявления (сообщения) о происшествии, в том числе на те случаи, когда должностное лицо органа внутренних дел принимает сообщение о происшествии в том здании, где и находится дежурная часть. В этом случае легче было бы проследить соблюдение ими правила немедленной регистрации поступившего заявления (сообщения) о происшествии. Причем следует помнить, что несвоевременная регистрация может иметь место и при поступлении заявления (сообщения) о происшествии непосредственно в дежурную часть органа внутренних дел.

Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии вне служебного «помещения» органа внутренних дел, в котором имеется дежурная часть, оформляет принятие сообщения сам, а регистрацию осуществляет не лично. Принятое сообщение о происшествии передается в дежурную часть для регистрации. Во втором предложении п. 17 Инструкции говорится о сотруднике, «принявшем сообщение о происшествии». Между тем исходя из содержания закрепленных в п. 2 Инструкции определений приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях, описанные во втором предложении п. 17 Инструкции действия можно отнести лишь к процедуре приема сообщения о происшествии. Бесспорно, они не являются содержанием регистрации и тем более разрешением сообщения о происшествии.

Даже если сотрудник органа внутренних дел начнет указывать в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверять их своей подписью, уже находясь в дежурной части органа внутренних дел, он все же будет иметь дело с оформлением сообщения о происшествии, а не с отражением в КУСП сведений о таковом. Без сведений о заявителе нет заявления о происшествии. Без сведений о заявителе – сообщение анонимное. Оно согласно п. 13 Инструкции вообще не может быть зарегистрировано в КУСП, если, конечно, не содержит в себе сведений о совершении  террористического акта. Таким образом, как минимум в части отражения в сообщении сведений о заявителе мы имеем дело с приемом сообщения о происшествии. Хотя, думается, что вся деятельность, которой посвящено второе предложение п. 17 Инструкции, касается именно приема сообщения о происшествии.

Последовательным в нем было бы употребить не словосочетание «сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии от заявителя», а фразу «сотрудник органа внутренних дел в ходе принятия сообщения о происшествии от заявителя». Именно так должно толковаться указанное выражение в настоящее время.

Итак, осуществляя прием рассматриваемого сообщения о происшествии, сотрудник органа внутренних дел «указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью». Где должна быть отражена искомая информация? Ответ один – на том же листе, на котором выполнено письменное заявление. Если на нем (на этом листе бумаги) нет места, запись делается на отдельном листе. В этом случае на листе, на котором содержится текст заявления о преступлении, рекомендуется сделать запись о количестве листов, на которых зафиксировано заявление. Причем лист бумаги, на котором сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указал дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверил указанные сведения своей подписью, следует считать частью письменного заявления.

Правильность отражения на заявлении, а в особенности на прилагающемся к заявлению отдельном листе даты и времени получения сообщения о происшествии, а равно сведений о заявителе рекомендуется удостоверять также подписью заявителя. Эти же рекомендации мы бы советовали распространить и на протокол принятия устного заявления о преступлении.

На документе, на котором отражена суть заявления о преступлении, должна быть зафиксирована «дата и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе». Под «датой» здесь понимается день, месяц и год, когда к сотруднику органа внутренних дел обратился гражданин с заявлением о происшествии. Время на заявлении о происшествии отражается с точностью до минут. Прием заявления осуществляется в определенный промежуток времени. «В заявлении» следует отражать дату и время начала приема сообщения о происшествии.

Под «сведениями о заявителе» подразумевается фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и контактный телефон лица, подписавшего заявление о происшествии (протокол принятия устного заявления о преступлении).

Порядку принятия и регистрации сообщения о происшествии, выявленном сотрудником органа внутренних дел «в процессе предварительного расследования», посвящен п. 18 Инструкции. Соответственно правила п. 18 Инструкции распространимы лишь на деятельность, начинающуюся после возбуждения уголовного дела. Порядок принятия и регистрации сообщения о  происшествии, о котором не указывалось в сообщении о происшествии, в ходе проверки которого новое сообщение было получено (выявлено), урегулирован абз. 2 п. 32 Инструкции: «Информация о преступлении, выявленном сотрудником органа внутренних дел в процессе предварительного расследования иного преступления, оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления, который регистрируется в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией».

Рапортом об обнаружении признаков преступления также оформляется сообщение о происшествии, полученное (выявленное) сотрудником органа внутренних дел в ходе исполнения поручения другого органа предварительного расследования. Исходя из редакции ст. 143 УПК РФ соответствующим рапортом оформляются все и каждый факт непосредственного обнаружения сотрудником органа внутренних дел признаков объективной стороны состава преступления, вне зависимости от того, какой именно вид деятельности им при этом осуществлялся.

Процедуре фиксации в материале проверки сообщения о происшествии факта его регистрации в КУСП посвящен п. 21 Инструкции. Здесь, в частности, отмечено: «При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации (приложение № 4). В оттиск штампа оперативный дежурный1 вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью».

В основном данное требование сформулировано четко. Однако стоит заметить, что под документом, зарегистрированным в КУСП, понимается один из документов, перечисленный в абз. 1 п. 16 Инструкции.

Материал проверки сообщения о происшествии может состоять из довольно большого числа различных письменных документов. Штамп же о регистрации проставляется на первом документе, с момента поступления (оформления) которого сотруднику органа внутренних дел началась его проверка именно этим органом внутренних дел. Нет необходимости проштамповывать все документы, составляющие материал проверки сообщения о происшествии.

В целях облегчения поиска штампа контролирующими органами рекомендуется таковой ставить на том документе, из которого впервые стало известно о происшествии, и подшивать его в материал сразу за описью составляющих таковой документов. Соответственно штамп о регистрации должен стоять на заявлении о преступлении, рапорте об обнаружении признаков преступления и т. п. при регистрации сообщения о происшествии, прием которого осуществило должностное лицо данного органа внутренних дел. Штамп о регистрации материала проверки сообщения о происшествии, поступившего в орган внутренних дел по «подследственности», проставляется на сопроводительном письме к искомому материалу.


1 Под оперативным дежурным в настоящей Инструкции понимаются: начальник дежурной части, начальник дежурной смены, помощник начальника отдела (отделения) – оперативный дежурный, помощник начальника дежурной части – оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного.


Несколько слов о требовании внесения в оттиск штампа сведений о наименовании органа внутренних дел. Если регистрация осуществляется в отделе (отделении, пункте) полиции, в графе, где должно быть указано наименование органа внутренних дел, указывается номер и наименование отдела (отделения, пункта) полиции.

В сноске к п. 21 Инструкции приведен перечень должностных лиц, отнесенных ведомством к категории «оперативный дежурный». Любое из указанных должностных лиц вправе внести сведения в оттиск штампа о регистрации сообщения о происшествии.

Пунктом 22 Инструкции урегулировано предусмотренное ч. 4 ст. 144 УПК РФ правовое положение – обязанность выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Данный документ в органах внутренних дел именуется талоном-уведомлением.

В УПК РФ не говорится, кто должен оформить и, главное, выдать заявителю талон-уведомление и, соответственно, чья это обязанность. В п. 22 Инструкции данный вопрос четко определен. Оформляет и выдает талон-уведомление оперативный дежурный органа внутренних дел, какой бы сотрудник органа внутренних дел ни осуществлял принятие заявления о происшествии.

Даже если заявление принято лично следователем органа внутренних дел, считается, что оно поступило в орган внутренних дел. Соответственно и такому заявителю должен быть выдан талон-уведомление.

Причем безразлично, желает или нет заявитель получать талон-уведомление. Выдать его оперативный дежурный все равно должен. Следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить реализацию данной обязанности.

Талон-уведомление – это отрывная часть талона, бланк которого предусмотрен приложением № 5 к Инструкции. Талон состоит из двух частей: из талона-корешка и талона-уведомления. Талоны сброшюровываются в книжки. Книжки регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органа внутренних дел. Там же хранятся и бланки талонов-уведомлений о передаче сообщения о происшествии по территориальности.

Содержанию каждой из двух частей предусмотренного приложением № 5 к Инструкции талона посвящен п. 24 Инструкции. Исходя из его содержания «в талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание сообщения о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника,  принявшего сообщение, дата приема. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного».

Под сведениями о заявителе, которые должны быть отражены в талоне-корешке,  подразумеваются: фамилия и инициалы заявителя (наименование учреждения, откуда поступило сообщение о происшествии), его номер телефона. Отражаемое в талоне-корешке «краткое содержание сообщения о происшествии» включает в себя сведения о том, когда, где, что именно произошло, каковы сообщенные (выявленные) последствия происшествия.

Точность занесенных в талон-корешок сведений удостоверяется подписью оперативного дежурного, принявшего сообщение. Эта подпись должна быть выполнена так, чтобы по ней можно было легко идентифицировать, кому она принадлежит. Под «датой» приема, которая также фиксируется на талоне-корешке, понимается день, месяц, год получения сотрудником органа внутренних дел сообщения о происшествии.

Переходим к анализу талона-уведомления, который должен быть вручен заявителю. В нем отражаются следующие «сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии»: специальное звание оперативного дежурного по органу внутренних дел, его фамилия и инициалы.

В графе «заявление принято» указываются сведения об оперативном дежурном только тогда, когда им лично принято заявление о преступлении. Если же заявление принято другим сотрудником органа внутренних дел, сведения о нем и должен содержать талон-уведомление. А фамилия и инициалы оперативного дежурного, оформившего талон-уведомление, и в том и в другом случае указываются сразу за его подписью, удостоверяющей верность информации, отраженной в рассматриваемом документе. Если же принял сообщение о происшествии оперативный дежурный, его фамилия и инициалы в отрывном талоне-уведомлении указываются дважды.

В соответствии с требованиями, закрепленными в п. 25 Инструкции, заявителю должна быть предоставлена возможность расписаться за получение талона уведомления на талоне-корешке, а также лично проставить день, месяц, год, час и минуты получения талона-уведомления.

Если заявитель отказался поставить свою подпись на талоне-корешке, оперативный дежурный фиксирует данный факт на том талоне-корешке и в том месте, где должна была стоять подпись заявителя. Подписей свидетелей отказа подписать талон-корешок не требуется.

Талоны-корешки остаются в дежурной части в сброшюрованном виде (в виде книжек).

Согласно п. 47 Инструкции книжки с талонами-корешками хранятся в дежурной части до момента окончания КУСП. Затем передаются в секретариат, где хранятся в течение 5 лет.

«Талоны-корешки… используются при сверках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц органов внутренних дел». Такого рода сверки проводятся специально создаваемыми в органе внутренних дел комиссиями, состав которых утверждается приказом начальника органа внутренних дел. Сверки также могут быть проведены работниками вышестоящих органов внутренних дел и (или) прокуратуры.

Рассмотрением и разрешением жалоб граждан на действия должностных лиц органа внутренних дел как органа дознания занимается вышестоящий орган внутренних дел, прокурор и (или) суд. В органе внутренних дел также есть следственное подразделение. Рассмотрением и разрешением жалоб на действия (решения, бездействие) следователя органа внутренних дел занимается руководитель следственного органа, в непосредственном подчинении которого следователь находится, руководитель вышестоящего следственного органа и (или) суд.

Все лица, имеющие право рассматривать и разрешать жалобы на действия должностного лица органа внутренних дел, вправе в ходе такой проверки исследовать талоны-корешки.

Также по этой теме: