Проблемы предоставления отчетности некоммерческими организациями



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2013


Дедюхина К.Н. ,
главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих
организаций Главного управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Свердловской области, юрист 1 класса


В данной статье определена нормативно-правовая основа, закрепляющая обязанность некоммерческих организаций представлять отчетность в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, проанализированы и приведены наиболее часто встречающиеся ошибки и недостатки, допускаемые представителями некоммерческих организаций при заполнении как установленных форм отчетности, так и информационных писем, представляемых в произвольной форме. Кроме того, указаны возможные причины непредставления (несвоевременного представления) отчетности некоммерческими организациями, а также рассмотрена ответственность некоммерческих организаций за невыполнение требований законодательства Российской Федерации, применяемая Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в результате исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, с приведением статистических данных.

Обязанность некоммерческих организаций по представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы отчетности установлена действующим законодательством Российской Федерации, а именно: ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ), ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ), ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Более подробно ознакомиться с формами и сроками представления отчетности представители некоммерческих организаций могут на сайте Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области to66.minjust.ru

Мы же, в рамках заявленной темы, во-первых, проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки и недостатки, допускаемые представителями некоммерческих организаций при заполнении как установленных форм отчетности, так и информационных писем в произвольной форме (таковыми являются сообщения о продолжении деятельности в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ и ч. 9 ст. 8 Закона № 125-ФЗ), а во-вторых, изучим причины непредставления (несвоевременного представления) отчетности некоммерческими организациями.

Типичные ошибки в оформлении отчетности по формам № ОН0001, № ОН0002, № ОН0003 и № ОР0001, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»:
1) неправильно указывается наименование органа, в который представляются отчеты;
2) неправильно указывается наименование некоммерческой организации, ее основной государственный регистрационный номер и дата включения в ЕГРЮЛ;
3) не указывается адрес (место нахождения) некоммерческой организации;
4) в графах при отсутствии соответствующих сведений, предусмотренных формами, отсутствуют прочерки;
5) листы отчетов и приложения к ним не прошиты, количество листов не подтверждено подписью лица, имеющего право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности, назначенного (избранного) в установленном порядке, на обороте последнего листа на месте прошивки, и не скреплены печатью некоммерческой организации;
6) в отчетах не проставляется дата их подписания уполномоченным лицом некоммерческой организации и лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в некоммерческой организации;
7) подпись в отчете проставляет лицо, не уполномоченное на то учредительными документами некоммерческой организации.

Вместе с тем указанные ошибки вполне можно и не допускать, если перед заполнением форм отчетности более внимательно изучить примечание к соответствующей форме отчета и приказ Минюста России от 17.03.2011 № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций».

Кроме того, зачастую некоммерческие организации не соблюдают требования по представлению формы отчетности, установленной в зависимости от вида некоммерческой организации. Так, общественные объединения представляют отчетность, предусмотренную для некоммерческих организаций (формы № ОН0001, № ОН0002).

В информации о продолжении деятельности, предоставляемой общественным объединением (в т. ч. профсоюзными организациями) в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ, можно выделить следующие ошибки: не указываются данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (в соответствии с подп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие данные о руководителе юридического лица: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии), а также наименование постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Ошибки в оформлении отчетности, представляемой благотворительными организациями в соответствии со ст. 19 Закона № 135-ФЗ заключаются в следущем. На сегодняшний день главной проблемой в представлении отчетов благотворительными организациями является то, что представители благотворительных организаций зачастую либо забывают указывать те или иные сведения, например информацию о нарушениях требований Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению (или их отсутствие), либо просто не понимают, в какой форме представлять свои ежегодные отчеты и что конкретно в них указывать, так как, к сожалению, нет разработанной и установленной формы отчета для данного вида некоммерческих организаций.

Типичными ошибками и нарушениями при заполнении форм отчетности № ОН0001,
№ ОН0002, № ОН0003 и № ОР0001, сообщений о продолжении деятельности в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ, ч. 9 ст. 8 Закона № 125-ФЗ, отчета в соответствии со ст. 19 Закона № 135-ФЗ являются:
1) отсутствие даты заполнения, печати (при ее наличии) и подписи уполномоченного лица некоммерческой организации;
2) несоответствие наименования должности уполномоченного лица, подписавшего документ, наименованию должности, определенной уставом и содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц;
3) при заполнении строк разделов отчетности указывают недостоверные сведения (т. е. в неполном объеме или в искаженном виде), в том числе: о направлениях предпринимательской деятельности; источниках формирования имущества; программах (проектах, мероприятиях), на проведение которых были израсходованы целевые денежные средства, количестве проведенных за отчетный период заседаний органов управления некоммерческой организации; сумме фактически израсходованных денежных средств, имеющих целевое назначение; об использовании имущества, полученного некоммерческой организацией от российских организаций, граждан Российской Федерации, международных, иностранных организаций, а также иностранных граждан и лиц без гражданства и др.

Данный факт выявляется специалистами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области при проведении проверок, в связи с чем должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении юридических лиц (некоммерческих организаций), их должностных лиц возбуждается административное производство в соответствии со ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), а именно непредставление сведений, предусмотренных законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Так, в 2012 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области за представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), которые предусмотрены законом и необходимы для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, в неполном объеме или в искаженном виде было составлено и направлено в суды 3 протокола; за 6 месяцев 2013 г. – 5.

Информирование некоммерческих организаций о формах и сроках ежегодной отчетности осуществляется Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в форме размещения соответствующей информации на интернет-сайте, в форме устных консультаций, а также данная информация доводится до сведения некоммерческих организаций в ходе осуществления государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации.

Кроме того, для представителей некоммерческих организаций проводятся обучающие семинары, на которых до них доводится информация об изменениях законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности некоммерческих организаций, о нарушениях некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, выявляемых Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в результате исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, об ответственности некоммерческих организаций за невыполнение требований законодательства Российской Федерации, а при непосредственном обращении представителей некоммерческих организаций им вручаются памятки, в том числе содержащие информацию о порядке и сроках представления ежегодной отчетности.

Итак, в 2011 г. специалистами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проанализировано 3710 отчетов; в 2012 г. – 4163; за 6 месяцев 2013 г. – 3883.

По результатам проведенного в 2012 г. анализа отчетов в адрес 665 некоммерческих организаций направлены информационные письма об устранении недостатков, связанных с порядком заполнения и оформления отчетов. За 6 месяцев 2013 г. по результатам проведенного анализа отчетов в адрес 240 некоммерческих организаций направлены информационные письма об устранении недостатков, связанных с порядком заполнения и оформления отчетов.

Однако, несмотря на меры, направленные на исполнение некоммерческими организациями обязанности по представлению ежегодной отчетности, показатель отчитывающихся некоммерческих организаций в процентном отношении от общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций остается невысоким. Данный факт обусловлен прекращением деятельности многих некоммерческих организаций, а также содержанием в ведомственном реестре сведений о некоммерческих организациях, находящихся в стадии ликвидации, которые до окончания процедуры ликвидации числятся в качестве действующих.

Кроме того, основная причина непредставления отчетности сводится к безответственности руководства некоммерческих организаций, другие же представление отчетности связывают исключительно с получением уведомительных писем или предупреждений Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В связи с неисполнением общественными объединениями, религиозными организациями и иными некоммерческими организациями обязанности по представлению в уполномоченный орган отчетности Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, а также по фактам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации по результатам анализа отчетов некоммерческих организаций в 2012 г. вынесено 1106 предупреждений, за 6 месяцев 2013 г. – 697.

Однако не все некоммерческие организации после получения предупреждения представляют в установленный срок в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области ранее не представленную отчетность, в связи с чем должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении юридических лиц (некоммерческих организаций), их должностных лиц возбуждается административное производство в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП об административных правонарушениях. Данная статья предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Так, в 2012 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области за невыполнение некоммерческими организациями в установленный срок вынесенных предупреждений по факту непредставления отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, было составлено и направлено в суды 32 протокола об административных правонарушениях, за 6 месяцев 2013 г. – 15. Кроме того, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в связи с неоднократным невыполнением некоммерческими организациями обязанностей по предоставлению отчетности в 2012 г. подготовлено и направлено в суд 306 исковых заявлений о ликвидации некоммерческих организаций и прекращении деятельности общественных объединений в качестве юридических лиц, за 6 месяцев 2013 г. – 294.

Направление в суды исковых заявлений – это крайняя мера, применяемая Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к некоммерческим организациям, однако именно после «нависшей угрозы» быть ликвидированными или признанными прекратившими деятельность в качестве юридического лица некоммерческие организации (общественные объединения) стараются организовать и осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными для них требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В целом приведенная статистика свидетельствует об установлении тенденции увеличения количества представляемых отчетов, что позволяет сделать вывод об эффективности работы с представителями некоммерческих организаций, что положительным образом влияет на дальнейшую деятельность некоммерческих организаций.


01.09.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста