Новые составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №9 год - 2011


Вишневский М. Н.,
юрист

 

18 июля 2011 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (1) (далее – ФЗ № 237-ФЗ). Этот Федеральный закон вступает в силу с 18 января 2012 г. и дополняет гл. 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (2) (далее – КоАП РФ) рядом новых составов административных правонарушений:

  • нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП РФ);
  • недостоверное декларирование соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ);
  • нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ);
  • нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ);
  • нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 КоАП РФ);
  • представление недостоверных результатов исследований (испытаний) (ст. 14.48 КоАП РФ);
  • нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49 КоАП РФ).

Одновременно гл. 19 КоАП РФ дополнена ст. 19.33 «Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования».

Все перечисленные составы административных правонарушений подведомственны судам в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, а также арбитражными судами (абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в ред. ФЗ № 237-ФЗ).


(1) Российская газета. – 2011. – 22 июля.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.


Федеральным законом № 237-ФЗ усиливается административная репрессия за нарушения в сфере технического регулирования.

Целью поправок является усиление административной ответственности за нарушения в области технического регулирования. Как видим, нормы, которые ее устанавливают, сведены в несколько отдельных статей.

Кроме того, ФЗ № 237-ФЗ уточняется компетенция по делам об административных правонарушениях в соответствующей сфере.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования.

Кратко рассмотрим структуру административных правонарушений, введенных ФЗ № 237-ФЗ в гл. 14 КоАП РФ.

Статья 14.43 КоАП РФ.
Объект: общественные отношения, связанные с порядком исполнения требований технических регламентов. Этот объект не охватывает объекты административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.

Объективная сторона: нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место только при отсутствии вредных для потерпевшего либо государства последствий. Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия.

Согласно примечанию к анализируемой статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в ст. 14.43 и 14.47 КоАП РФ следует понимать обязательные требования к продукции либо к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациии утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г., а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.43 КоАП РФ, окончено в момент нарушения хотя бы одного требования, подлежащего применению технического регламента.

Субъект административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ, специальный – это изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.

Санкция альтернативная: наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб.; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – ПБОЮЛ), – от 20 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.

Статья 14.43 КоАП РФ содержит квалифицированный состав административного правонарушения. Квалифицирующим признаком выступают общественно опасные последствия в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, является материальным.

Санкция, предусмотренная ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, альтернативная: наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.; на ПБОЮЛ – от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц – от 300 000 до 600 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Статья 14.43 КоАП РФ содержит особо квалифицированный состав административного правонарушения. Особо квалифицирующим признаком выступает повторность (в течение одного года) совершения квалифицированного состава рассматриваемого правонарушения.

Санкция, предусмотренная ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, альтернативная: наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб.; на ПБОЮЛ – от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от 700 000 до 1 млн руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Статья 14.44 КоАП РФ.
Объект: общественные отношения, связанные с порядком декларирования соответствия продукции.

Объективная сторона: недостоверное декларирование соответствия продукции. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место только при отсутствии вредных для потерпевшего либо государства последствий. Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено только в форме действия.

Субъект административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44 КоАП РФ, специальный – должностное либо юридическое лицо.

Санкция альтернативная: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.; на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.

Статья 14.44 КоАП РФ содержит квалифицированный состав административного правонарушения. Квалифицирующим признаком выступают признаки декларируемой продукции. Часть 2 ст. 14.44 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

Санкция, предусмотренная ч. 2 ст. 14.44 КоАП РФ, альтернативная: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 000 до 35 000 руб.; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 руб.

Статья 14.44 КоАП РФ содержит особо квалифицированный состав административного правонарушения. Особо квалифицирующим признаком выступают общественно опасные последствия в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Санкция, предусмотренная ч. 3 ст. 14.44 КоАП РФ, альтернативная: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 35 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц – от 700 000 до 1 млн руб.

Статья 14.45 КоАП РФ.
Объект: общественные отношения, связанные с порядком реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Объективная сторона: реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место как при наличии, так и при отсутствии вредных для потерпевшего либо государства последствий. Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено только в форме действия.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ, представляет собой гражданско-правовой договор купли-продажи, который относится к консенсуальным договорам. Следовательно, административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.45 КоАП РФ, является оконченным с момента заключения договора купли-продажи. Таким образом, на момент окончания анализируемого правонарушения не влияет факт передачи товара от продавца покупателю и оплаты от покупателя продавцу. В связи с тем что к договору мены применяются положения о договоре купли-продажи, при этом каждая из сторон признается продавцом отчуждаемого им товара (ст. 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (1) (в ред. от 07.02.2011)), состав анализируемого правонарушения будет иметь место также и в том случае, когда продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, отчуждается по договору мены.

Субъект административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ, специальный – должностное либо юридическое лицо.

Санкция альтернативная: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.

Квалифицированных либо привилегированных составов административного правонарушения ст. 14.45 КоАП РФ не содержит.

Статья 14.46 КоАП РФ.
Объект: общественные отношения, связанные с порядком маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Объективная сторона предполагает совершение одного из альтернативных противоправных деяний:

  • маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании;
  • маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.

Согласно примечанию к ст. 14.46 КоАП РФ под знаком обращения продукции на рынке следует понимать знак обращения на рынке РФ, единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза и единый знак обращения продукции на рынке государств – членов ЕврАзЭС.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.46 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место только при отсутствии вредных для потерпевшего либо государства последствий. Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено только в форме действия.

Субъект административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.46 КоАП РФ, специальный – должностное либо юридическое лицо.

Санкция альтернативная: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.

Статья 14.46 КоАП РФ содержит квалифицированный состав административного правонарушения. Квалифицирующим признаком выступают общественно опасные последствия в виде вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.46 КоАП РФ, является материальным. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.46


(1) Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.


КоАП РФ, является оконченным с момента наступления общественно опасных последствий.

Санкция, предусмотренная ч. 2 ст. 14.46 КоАП РФ, альтернативная: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц – от 700 000 до 1 млн руб.

Статья 14.47 КоАП РФ.
Объект: общественные отношения, связанные с порядком выполнения работ по сертификации.

Объективная сторона предполагает совершение одного из альтернативных противоправных деяний:

  • нарушение правил выполнения работ по сертификации;
  • выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.47 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место как при наличии, так и при отсутствии вредных для потерпевшего либо государства последствий. Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено только в форме действия.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.47 КоАП РФ, окончено в момент нарушения хотя бы одного правила либо требования, по6длежащего применению при выдаче сертификата соответствия.

Субъект административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.47 КоАП РФ, специальный – должностное либо юридическое лицо.

Санкция альтернативная: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок до одного года; на юридических лиц – от 400 000 до 500 000 руб.

Статья 14.47 КоАП РФ содержит два квалифицированных состава административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 14.47 КоАП РФ действия, предусмотренные ч. 1 этой же статьи, повлекшие за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или подлежащим применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц – от 600 000 до 1 млн руб.

Согласно ч. 3 ст. 14.47 КоАП РФ необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификатасоответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Статья 14.48 КоАП РФ.
Объект: общественные отношения, связанные с предоставлением результатов исследований либо испытаний.

Объективная сторона: представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.48 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место как при наличии, так и при отсутствии вредных для потерпевшего либо государства последствий. Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено только в форме действия.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.48 КоАП РФ, окончено в момент получения заказчиком из испытательной лаборатории или центра для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции.

Субъект административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.48 КоАП РФ, специальный – должностное либо юридическое лицо.

Санкция альтернативная: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц – от 400 000 до 500 000 руб.

Квалифицированных либо привилегированных составов административного правонарушения ст. 14.48 КоАП РФ не содержит.

Статья 14.49 КоАП РФ.
Объект: общественные отношения, связанные с исполнением обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

Объективная сторона: нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и объектов, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использованияатомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения, связанных с обязательными требованиями в отношении указанной продукции и объектов, установленными в соответствии с законодательством о техническом регулировании.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.49 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место как при наличии, так и при отсутствии вредных для потерпевшего либо государства последствий. Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.49 КоАП РФ, окончено в момент нарушения хотя бы одного обязательного требования в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

Субъект административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.49 КоАП РФ, специальный – должностное либо юридическое лицо, являющееся изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), поставщиком (подрядчиком, исполнителем),

Санкция альтернативная: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц – от 700 000 до 1 млн руб.

Квалифицированных либо привилегированных составов административного правонарушения ст. 14.49 КоАП РФ не содержит.

Статья 19.33 КоАП РФ.
Объект: общественные отношения, связанные с представлением образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

Этот объект не охватывает объекты административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.23, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8 и 14.37 КоАП РФ.

Объективная сторона: непредставление либо уклонение от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.33 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место как при наличии, так и при отсутствии вредных для потерпевшего либо государства последствий. Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено как форме действия, так и в форме бездействия.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.33 КоАП РФ, окончено в момент истечения срока представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

Субъект административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.33 КоАП РФ, специальный – должностное либо юридическое лицо (изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец).

Санкция альтернативная: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 руб.

Квалифицированных либо привилегированных составов административного правонарушения ст. 19.33 КоАП РФ не содержит.

13.09.2013

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста