Опубликовано в журнале "Советник юриста" №4 год - 2014
Зуев Николай Иванович,
доцент кафедры конституционного
и муниципального права
Университета имени О.Е. Кутафина
(МГЮА) (Магаданский филиал),
кандидат юридических наук
В статье автор рассматривает основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы, процедуру назначения выборов депутатов Государственной Думы, образования избирательных округов и участков. Также автор обращается к системе избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы, процедурам выдвижения кандидатов в депутаты, регистрации списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, голосования и установления его итогов, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы, замещения вакантных депутатских мандатов. Дается характеристика информационному и финансовому обеспечению выборов депутатов Государственной Думы.
В начале нашей статьи сделаем краткий исторический обзор законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – депутаты Государственной Думы), обратив особое внимание на субъектов, которым предоставлялось право выдвигать списки кандидатов в депутаты по федеральному избирательному округу, и на вид избирательной системы, применявшийся при определении результатов выборов.
История выборов депутатов Государственной Думы берет свое начало с печально известного Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [8], которым вводились в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы.
Государственная Дума учреждалась как одна из палат Федерального Собрания – представительного и законодательного органа Российской Федерации, избиралась сроком на четыре года и состояла из 400 депутатов.
В первоначальной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы устанавливалось, что 270 депутатов Государственной Думы избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства, а 130 депутатов – на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.
Предусматривалось, что кандидаты в состав Государственной Думы, избираемые по одномандатным избирательным округам, выдвигаются группами избирателей и избирательными объединениями, а списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых по общефедеральному избирательному округу, выдвигаются избирательными объединениями. Обращает внимание, что требования к избирательным объединениям были весьма демократичны. Ими являлись: а) общефедеральная партия; б) общефедеральное политическое движение, устав которого зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации; в) блок общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. В состав блока могли входить как общефедеральные политические движения, так и другие общефедеральные общественные объединения, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации, если участие в выборах было предусмотрено в их уставах.
Указом Президента Российской Федерации от 01.10.1993 №1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» [9] численность депутатов Государственной Думы увеличивалась до 450, при этом устанавливалось, что 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе и 225 – по пропорциональной.
Для регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общефедерального списка кандидатов требовалось, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 200 тысяч избирателей, из которых не более 15% должно было приходиться на один субъект Российской Федерации. Избирательные объединения, выдвинувшие общефедеральный список кандидатов, могли выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы в одномандатных избирательных округах без сбора подписей в поддержку выдвижения; для выдвижения в таком округе иного кандидата требовалось, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 2% избирателей округа.
В распределении депутатских мандатов участвовали общефедеральные списки кандидатов, набравшие не менее пяти процентов действительных голосов.
В целом, следует отметить, что Положение о выборах депутатов Государственной Думы отличалось лаконичностью и, несмотря на свой весьма ограниченный объем, заложило основы законодательства по выборам депутатов Государственной Думы.
Первые выборы депутатов Государственной Думы прошли 12 декабря 1993 года, в день всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации. По результатам голосования были допущены к распределению депутатских мандатов восемь списков: ЛДПР (22,9% от числа избирателей, принявших участие в голосовании), «Выбор России» (15,5%), КПРФ (12,4%), Политического движения «Женщины России» (8,1%), Аграрной партии России (8,0%), «Блок: Явлинский–Болдырев–Лукин» (7,9%), «Партии российского единства и согласия» (6,7%), Демократической партии России (5,5%) [15, с. 75].
В дальнейшем выборы депутатов Государственной Думы регламентировались в соответствии с частью 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации федеральными законами, при этом выборы депутатов Государственной Думы второго–пятого созывов проводились каждый раз по новому закону.
21 июня 1995 года был принят Федеральный закон № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [4], и все последующие законы имели точно такое же наименование. По указанному Закону сохранилась смешанная избирательная система. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлялось непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Избирательным объединением могло быть общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривал участие в выборах в органы государственной власти, зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Избирательные блоки могли образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями.
Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов в одномандатных избирательных округах, осуществлял сбор подписей избирателей соответствующего избирательного округа в поддержку каждого кандидата в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей данного избирательного округа.
Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, обязаны были собрать в его поддержку не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно было приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.
В федеральный список могли входить кандидаты в депутаты Государственной Думы, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатных избирательных округах. К распределению депутатских мандатов по федеральному избирательному округу допускались избирательные объединения и избирательные блоки, списки кандидатов которых получили пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В выборах депутатов Государственной Думы в 1995 году участвовали 43 избирательных объединения, из которых только четыре преодолели 5% заградительный барьер, набрав в сумме 50,5% голосов избирателей (в том числе КПРФ – 22,3%; ЛДПР – 11,2%; «Наш дом – Россия» – 10,1%; «Яблоко» – 6,9%). Интересно, что еще четыре объединения и блока набрали от 4,0 до 4,6% голосов избирателей, принявших участие в голосовании [15, с. 100].
Федеральный закон от 24.06.1999 г. №121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [5] сохранил смешанную избирательную систему. По данному Закону избирательным объединением признавалось общероссийское политическое общественное объединение в форме политической партии, иной политической организации, политического движения, которое было зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации в таковом статусе не позднее чем за год до дня голосования. Допускалось образование и избирательных блоков. По результатам голосования преодолели заградительный барьер в 5% шесть списков, два из которых были выдвинуты избирательными объединениями – КПРФ (24,3%), Яблоко (5,9%), а четыре – избирательными блоками – «Медведь» (23,3%), «Отечество – Вся Россия» (13,3%), «Союз правых сил» (8,5%), «Блок Жириновского» (6,0%) [15, с. 135].
По Федеральному закону от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [6] право выдвигать списки кандидатов предоставлялось только политическим партиям и избирательным блокам, которыми являлись создаваемые для совместного участия в выборах добровольные союзы двух или трех политических партий. На выборах депутатов Государственной Думы 2003 года были допущены к распределению депутатских мандатов три партии: «Единая Россия (37,6%), КПРФ (12,6%), ЛДПР (11,5%) и один блок – «Родина» (9,0%) [15, с. 172].
Выборы депутатов Государственной Думы в 2007 и 2011 гг. полностью проводились по пропорциональной избирательной системе, которая была установлена Федеральным законом от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [7]. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигались в составе федеральных списков кандидатов политическими партиями, имевшими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах. Блоки исключались из избирательного процесса. Был повышен избирательный барьер. К распределению депутатских мандатов допускались федеральные списки кандидатов, получившие 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки было подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва в 2007 году приняли участие 11 партий, из которых четыре были допущены к распределению депутатских мандатов. Набрав 64,3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, уверенную победу одержала «Единая Россия» (получила 315 депутатских мандатов).
КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» получили соответственно 11,57% (57 депутатских мандатов), 8,14% (40) и 7,74% (38) голосов избирателей [21, с. 320–321].
Вышеназванные политические партии распределили депутатские мандаты и по результатам выборов 4 декабря 2011 года. «Единая Россия» получила 50,1% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и 238 депутатских мандатов; КПРФ – 19,5% и 92; «Справедливая Россия» – 13,46% и 64; ЛДПР – 11,86% и 56 мандатов [13, с. 53].
22 февраля 2014 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [3] (далее – Федеральный закон о выборах Государственной Думы), которым возвращается смешанная избирательная система при проведении выборов депутатов Государственной Думы, т. е. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат) и 225 – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее – федеральные списки кандидатов), выдвинутые политическими партиями.
Таким образом, депутаты Государственной Думы четырежды избирались по пропорциональной избирательной системе и дважды – по смешанной. Выбор избирательной системы в конкретном государстве зависит от многих факторов как объективного, так и субъективного характера, а достоинствам и недостаткам различных избирательных систем посвящено немало трудов ученых. Интересно отметить, что еще в 1917 году для Особого совещания, которое разрабатывало проект Положения о выборах в Учредительное собрание, принципиальнейшим вопросом являлся выбор избирательной системы. В результате большинством голосов была принята пропорциональная избирательная система [20, с. 571–573]. В новейшее время Конституционный Суд Российской Федерации, касаясь выборов депутатов Государственной Думы, указал, что выбор того или иного варианта избирательной системы и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. Этот выбор осуществляет представительный орган – Федеральное Собрание Российской Федерации – в соответствии с правилами законодательной процедуры [12].
Ученые-конституционалисты различным образом оценивают избирательные системы, применявшиеся на выборах депутатов Государственной Думы. Так, авторы одного из учебников по избирательному праву относительно избирательной системы, существовавшей при выборах депутатов Государственной Думы с 1993 по 2006 гг., пишут, что это «была попытка совместить несовместимое – принципы мажоритарности и пропорциональности в одной системе выборов.
Введение полюсных противоположных избирательных начал является одним из основных порочных моментов существовавшей системы выборов» [16, с. 204]. И.В. Литвиненко, наоборот, считает, что «господство нынешней пропорциональной системы выборов депутатов, пришедшей на смену существовавшей ранее мажоритарно-пропорциональной системе формирования Государственной Думы Федерального
Собрания, нанесло тяжелейший удар по представительству депутатами интересов избирателей и по их связям с населением. Понятие «депутат – посланец народа и выразитель его интересов» все более теряет свой изначальный демократический смысл» [18, с. 20]. Н.А. Боброва, рассматривая избирательную систему как ядро конституционного строя, отмечает, что «переход к пропорциональной системе выборов вынуждает гражданина к партнерству не с государством, а с партиями, порождая «отчуждение» между властью и обществом. И практика выборов показывает, что ликвидация одномандатных избирательных округов действительно усиливает и без того имеющее место отчуждение между властью и обществом» [14, с. 438].
В целом критика выборов депутатов Государственной Думы полностью по пропорциональной избирательной системе весьма основательна и мы согласны с нею.
По нашему мнению, возвращение в новом Федеральном законе о выборах депутатов Государственной Думы к смешанной избирательной системе следует оценивать положительно, так как она в известной степени компенсирует достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. Назовем главные из них. Несомненное достоинство мажоритарной избирательной системы заключается в том, что избиратели голосуют за конкретного кандидата в депутаты, которого они хотят видеть в качестве «своего представителя» в российском парламенте. К тому же в каждом субъекте Российской Федерации, в том числе с небольшим числом избирателей, будет избираться хотя бы один депутат. Плюс мажоритарной избирательной системы относительного большинства заключается и в том, что нет необходимости в проведении повторного голосования. Существенный недостаток – большое число голосов избирателей, даже принявших участие в голосовании, пропадает. Так, на выборах депутатов Государственной Думы 2003 года за депутатов, получивших депутатские мандаты, было подано в среднем 42% голосов избирателей, при этом процент проголосовавших за победителей колебался от 18,0 до 82,1 [15, с. 174]. Пропорциональная избирательная система способствует формированию партийной системы, а при небольшом числе политических партий, выдвинувших списки кандидатов в депутаты, и особенно при определившихся политических предпочтениях граждан, за партии, получившие депутатские мандаты, голосует очевидное большинство избирателей, принявших участие в голосовании.
Подтверждение этому – последние выборы депутатов Государственной Думы, по результатам которых быть представленными в парламенте получили четыре партии из семи, выдвинувших списки кандидатов, и эти партии получили 94,92% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Правда, в случае, если партийная система государства находится в стадии становления, а к участию в выборах допущено большое число избирательных объединений и блоков, может сложиться ситуация, когда избирательные объединения и блоки, преодолевшие «заградительный барьер», набирают в совокупности сравнительно небольшое число голосов. Так, на выборах депутатов Государственной Думы в 1995 году четыре избирательных объединения преодолели 5% заградительный барьер, набрав в сумме 50,5% голосов избирателей.
К плюсам этой избирательной системы можно отнести и более высокую степень партийной структурированности парламента, и меньшую зависимость депутатов от влияния региональных властей. Недостатки рассматриваемой избирательной системы: слабая связь депутатов с избирателями, но очень сильная зависимость от партийного руководства, наличие в списках кандидатов большого числа лиц, не очень приспособленных к парламентской работе, но нужных партии в силу своего богатства или широкой известности среди избирателей (артисты, спортсмены).
Рассмотрим более подробно порядок выборов депутатов по Федеральному закону от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы.
Вытекают из Конституции Российской Федерации. В части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, а демократическую республику невозможно представить без выборного парламента. В частях 2 и 3 статьи 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Согласно части 1 статьи 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а в соответствии с частью 2 этой же статьи имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В статье 1 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы закреплены основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – депутаты Государственной Думы). Таковыми являются: а) принцип всеобщего избирательного права; б) принцип равного избирательного права; в) принцип прямого избирательного права; г) принцип тайного избирательного права; д) принцип свободы и добровольности выборов.
Содержание названных принципов раскрывается в первую очередь в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях), в его статьях 4–7, части 3 статьи 3 и конкретизируется в Федеральном законе о выборах депутатов Государственной Думы.
Принцип всеобщего избирательного права. Активным избирательным правом на выборах депутатов Государственной Думы обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет. Для участия в выборах депутата по одномандатному избирательному округе дополнительно требуется, чтобы место жительства избирателя находилось на территории соответствующего одномандатного избирательного округа
Пассивным избирательным правом, т. е. правом быть избранными, наделяются граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 21 года.
Ограничения избирательных прав граждан носят наименования цензов.
Конституция Российской Федерации устанавливает основное ограничение как пассивного, так и активного избирательного права. В соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными следующие категории граждан Российской Федерации: а) признанные судом недееспособными; б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Круг ограничений для обладания пассивным избирательным правом значительно расширен Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы, в частности, гражданин Российской Федерации:
1) имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства;
2) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
3) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, – до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;
4) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, – до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;
5) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление.
6) в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.
Равное избирательное право. Равное избирательное право заключается:
1) в наличии у каждого избирателя равного числа голосов. На выборах депутатов Государственной Думы – двух (один голос избиратель отдает за одного из кандидатов, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу, другой – за список кандидатов, выдвинутый партией в едином федеральном округе);
2) в участии в выборах на равных основаниях, что обеспечивается, в частности, включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием примерно равных по числу избирателей избирательных округов, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов.
Прямое избирательное право. Граждане Российской Федерации голосуют на выборах депутатов Государственной Думы за кандидата от одномандатного избирательного округа и списки кандидатов в федеральном избирательном округе непосредственно.
Тайное голосование. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Свободное и добровольное участи в выборах. Этот принцип означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Участвовать или не участвовать в выборах – решает гражданин. Неучастие в выборах не влечет какой-либо ответственности.
Назначение выборов депутатов Государственной Думы. Обязательность и периодичность выборов депутатов Государственной Думы установлены Конституцией Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 96 Государственная Дума избирается сроком на 5 лет, в соответствии с пунктом «а» статьи 84 Конституции Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Если Государственная Дума не будет распущена досрочно, что маловероятно в настоящее время, то очередные выборы депутатов Государственной Думы следующего, седьмого, созыва состоятся 4 декабря 2016 года. Если Президент Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, досрочно распускает Государственную Думу, то он одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.
Если Президент Российской Федерации не назначит очередные или внеочередные выборы депутатов Государственной Думы, то такие выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Образование избирательных округов. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов.
Первоначально определяется число одномандатных избирательных округов в каждом субъекте Российской Федерации. С этой целью общее число избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, делится на общее число одномандатных избирательных округов. На выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва 4 декабря 2011 года в списки избирателей на момент окончания голосования было внесено 109 237 780 избирателей [13, с. 53]. Можно предположить, что число избирателей на будущих выборах депутатов Государственной
Думы существенно не изменится и единая норма представительства будет примерно равна 485 тысячам избирателей. После определения единой нормы представительства число избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного и является числом одномандатных избирательных округов для соответствующего субъекта
Российской Федерации.
Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы установлены следующие требования к образованию одномандатных избирательных округов:
1) в пределах одного субъекта Российской Федерации должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15%. Средняя норма представительства избирателей определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, на число одномандатных избирательных округов, распределенных этому субъекту Российской Федерации;
2) не допускается образование одномандатных избирательных округов из территорий, не граничащих между собой;
3) не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации;
4) на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа.
Последнее положение было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 17 ноября 1998 года указал, что «демократический принцип равных выборов и обязанность государства гарантировать равенство избирательных прав граждан, с одной стороны, и принципы федерализма и равноправия субъектов Федерации, с другой, могут в известной мере входить в юридическое противоречие. Как свидетельствует опыт современных федеративных государств, законодатель, с учетом особенностей территориального устройства и размещения населения, а также в целях сохранения государственного единства и стабильности конституционного строя, без которых невозможна нормальная реализация прав и свобод человека и гражданина, допускает в качестве вынужденной меры определенные отступления от общей нормы представительства, т. е. прибегает к ограничению равного избирательного права в пользу принципов федерализма»[10].
В настоящее время количество субъектов Российской Федерации, в которых число избирателей очевидно меньше единой нормы представительства, – 14, в том числе семь республик (Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Республика Хакасия), три автономных округа (Ненецкий, Чукотский, ЯмалоНенецкий), Камчатский край, Сахалинская и Магаданская области, Еврейская автономная область [13, с. 37–53].
Схему одномандатных избирательных округов и ее графическое изображение разрабатывает Центральная избирательная комиссия и представляет ее на утверждение Государственной Думы.
Вторая половина депутатов Государственной Думы избирается по федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.
Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения. На территории избирательного участка должно быть зарегистрировано не более трех тысяч избирателей.
Избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации:
1) в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации;
2) в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях (по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции);
3) на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (по представлению командиров воинских частей).
Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях государств пребывания избирателей.
Система избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной
Думы. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляют следующие избирательные комиссии:
1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) окружные избирательные комиссии;
4) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, на которые в соответствии с Федеральным законом
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возложены полномочия территориальных избирательных комиссий;
5) участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации. Все вышеназванные комиссии, за исключением окружных, образуются сроком на пять лет.
Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии образуются в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом Российской Федерации.
При проведении выборов депутатов Государственной Думы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является комиссией, организующей выборы и вышестоящей по отношению ко всем другим комиссиям.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Территориальные избирательные комиссии формируются избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и действуют на постоянной основе. Законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица.
Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.
Для обеспечения процесса голосования избирателей, подсчета голосов избирателей на избирательных участках территориальными избирательными комиссиями формируются участковые комиссии.
Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы предусматривает образование в каждом одномандатном избирательном округе окружной избирательной комиссии.
Но названный Федеральный закон предусматривает случаи, когда окружные избирательные комиссии не образуется:
а) если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ, полномочия окружной избирательной комиссии осуществляет избирательная комиссия этого субъекта Российской Федерации;
б) если в субъекте Российской Федерации образовано несколько одномандатных избирательных округов, то Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может возложить полномочия окружных избирательных комиссий, которые не были сформированы, на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации либо по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации – на территориальную избирательную комиссию.
Выдвижение кандидатов в депутаты. Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы возможно в составе федерального списка кандидатов в федеральном избирательном округе и непосредственно в одномандатном избирательном округе.
Выдвижение федерального списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов определяется уставом политической партии. Сразу заметим, что выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в этот же срок.
В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов.
Федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.
В нее входят региональные группы кандидатов, соответствующие группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации, которая включает в себя территорию одномандатного избирательного округа или территории двух и более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. Региональных групп должно быть не менее 35. В федеральном списке кандидатов может отсутствовать общефедеральная часть, и в таком случае весь список разбивается на региональные группы кандидатов.
В федеральный список кандидатов наряду с членами политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии, но они не должны составлять более 50% от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов.
В новом Федеральном законе о выборах депутатов Государственной Думы сохранена норма соответствующих законов 1995, 1999, 2002 гг., которая позволяет в федеральный список кандидатов включать кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам. Данное положение еще в 1998 г. было оспорено в Конституционном Суде Российской Федерации.
Заявитель, которым являлась Саратовская областная Дума, полагал, что «эта норма создает двойное преимущество кандидатам, выдвинутым избирательными объединениями (блоками), перед кандидатами, выдвинутыми непосредственно избирателями, т. е. не отвечает конституционному принципу равенства избирательных прав».
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 17.11.1998 № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» признал эту норму Закона не противоречащей Конституции Российской Федерации, указав, что «из принципа равенства не вытекает обязательность единой процедуры выдвижения кандидатов в депутаты по одномандатному и по федеральному округам. Важно, чтобы соответствующие процедуры применялись на равных основаниях ко всем гражданам» [10].
В одномандатном избирательном округе кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями и в порядке самовыдвижения.
Решение политической партии о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам принимается тайным голосованием на съезде политической партии.
Выдвинутые кандидаты включаются в список кандидатов по одномандатным избирательным округам. Этот список должен содержать наименование и номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат.
В список кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, наряду с членами данной политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии.
Гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру по одному одномандатному избирательному округу. Такой кандидат не может быть выдвинут политической партией в любом одномандатном избирательном округе.
Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства.
Одновременно с уведомлением в соответствующую окружную избирательную комиссию представляются:
1) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости. Заявление представляется на бумажном носителе;
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах;
3) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
4) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке.
В федеральном списке кандидатов, списке кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляемых в машиночитаемом виде, указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии), основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий) каждого кандидата; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе – сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в списках указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в списках также указывается принадлежность кандидата к выдвинувшей его политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке.
Одновременно с федеральным списком кандидатов, со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам уполномоченный представитель политической партии представляет:
1) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации политической партии;
2) решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов и (или) решение съезда политической партии о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам;
3) списки уполномоченных представителей политической партии, уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, а также уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам (в случае назначения таковых);
4) подписанный уполномоченным лицом политической партии и заверенный печатью список граждан, включенных ею в федеральный список кандидатов.
Одновременно с указанными документами уполномоченный представитель политической партии представляет по каждому кандидату те же документы, что и кандидаты-самовыдвиженцы.
Кандидат может быть включен только в один федеральный список кандидатов, только в один список кандидатов по одномандатным избирательным округам. Федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам и прилагаемые к ним документы принимаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, которая в течение семи дней рассматривает представленные документы и по результатам рассмотрения выдает уполномоченному представителю политической партии копию заверенного федерального списка кандидатов, копию заверенного списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо отказывает в заверении списка (списков), о чем принимается мотивированное решение.
Кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию те же документы, что и кандидаты-самовыдвиженцы.
Необходимым условием регистрации федерального списка кандидатов, кандидата является поддержка их выдвижения избирателями, которая определяется на основе следующих критериев:
а) по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы. В этом случае не собирают подписи избирателей партии, федеральные списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов или получили не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
б) по результатам последних выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В этом случае не собирают подписи избирателей партии, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации или такому списку был предоставлен хотя бы один мандат;
в) подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения. В поддержку выдвижения политической партией федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации. В поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3% от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей – не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Политическая партия, кандидат вправе начать сбор подписей избирателей со дня оплаты изготовления подписных листов. Оплата изготовления подписных листов осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда.
В поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата допускается сбор подписей только тех избирателей, место жительства которых расположено на территории того одномандатного избирательного округа, в котором выдвинут кандидат. Запрещается осуществлять сбор подписей избирателей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат и при оказании благотворительной помощи. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается.
Все документы для регистрации федерального списка кандидатов представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени. В эти же сроки представляются все документы в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение требований Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. В случае представления подписных листов с подписями избирателей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. При проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит не менее 20% от необходимого для регистрации федерального списка кандидатов количества подписей избирателей.
По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Такая подпись признается недостоверной на основании заключения эксперта из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов.
Недействительными признаются подписи избирателей по весьма многочисленным основаниям, перечисленным в части 17 статьи 48 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы. Таковыми, в частности, признаются:
1) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
2) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
3) подписи избирателей с исправлениями, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей;
4) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна.
Достоверность сведений о кандидатах, подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов в одномандатных избирательных округах проверяют окружные избирательные комиссии. При проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей.
Регистрация списка кандидатов, кандидатов в депутаты Государственной Думы. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
В решении о регистрации федерального списка кандидатов указываются дата и время регистрации.
В случае принятия решения об отказе в регистрации федерального списка кандидатов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в течение суток с момента принятия данного решения выдать уполномоченному представителю политической партии копию решения с изложением оснований отказа. Основания отказа весьма многочисленны и названы в пятнадцати пунктах части 3 статьи 50 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы.
В принципе, все случаи отказа охвачены первым пунктом, в котором вытекает, что основанием отказа в регистрации федерального списка кандидатов является несоблюдение при его выдвижении требований, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом. В последующих пунктах указываются конкретные основания отказа в регистрации.
В части 4 статьи 50 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы указаны случаи, когда Центральная избирательная комиссия Российской Федерации исключает кандидата из федерального списка кандидатов. И таких оснований – 11.
Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано политической партией, кандидатом в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
После регистрации федерального списка кандидатов кандидат, включенный в указанный список, приобретает статус зарегистрированного кандидата. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение.
Окружная избирательная комиссия также не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Обращает внимание большое количество документов, которые необходимы для регистрации кандидата, списка кандидатов, множество оснований для отказа в их регистрации. В связи с этим член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, профессор Е.И. Колюшин отмечает, что «избирательные действия обросли множеством бюрократических препон, с помощью которых в значительной мере вымывается смысл и содержание избирательных прав граждан, возводятся искусственные барьеры на пути участия граждан в управлении делами государства» и предлагает «значительно упростить процедуры выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, очистить от барьеров и сделать соответствующей названию процедуру самовыдвижения кандидата, резко сократить перечень документов, которые необходимы для регистрации кандидата, списка кандидатов» [17, с. 283]. Нельзя не согласиться с авторитетнейшим специалистом.
Избирательное законодательство гарантирует равный статус кандидатов в самых различных сферах общественных отношений.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц, а кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, – до 20 доверенных лиц.
Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы.
Информационное обеспечение выборов является одной из гарантий избирательных прав граждан. Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.
Под информированием избирателей понимается распространяемая уполномоченными на то субъектами избирательных правоотношений официальная информация о предстоящих выборах, включающая в себя сведения о местах, порядке и сроках осуществления избирательных действий, о дате голосования, о выдвинувшихся кандидатах и участвующих в выборах избирательных объединениях [19, с. 230].
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, юридические и физические лица. Для органов государственной власти и органов местного самоуправления существует ограничение. Они не вправе информировать избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатах.
Главное условие информирования избирателей – информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации, в том числе в сетевых изданиях, или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство прав политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатов.
Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, является разновидностью информирования избирателей. В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов депутатов Государственной Думы.
Вторая составная часть информационного обеспечения выборов – предвыборная агитация. В соответствии с подпунктом 4 статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях предвыборная агитация – это «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)».
Часть 1 статьи 62 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы конкретизирует понятие предвыборной агитации применительно к избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы.
Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении ими обрядов и церемоний;
5) избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;
7) международным организациям и международным общественным движениям;
8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Агитационный период, т. е. период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, для политической партии начинается со дня принятия ею решения о выдвижении федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, начинается со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Новый Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы установил сроки предвыборной агитации в сетевых изданиях. Этот период начинается со дня, следующего за днем представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведений о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях. Указанные сведения должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Размещение агитационных материалов в сетевых изданиях прекращается в 16 часов по московскому времени последнего дня агитационного периода.
Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается.
Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить политическим партиям равные условия для проведения предвыборной агитации, в том числе для представления избирателям своих предвыборных программ.
Предвыборная агитация не должна нарушать ограничений, предусмотренных пунктами 1 и 1.1 статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, т. е. запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, а также агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
На практике возникают значительные сложности при разграничении информирования избирателей и предвыборной агитации. Вот что пишет по этому поводу профессор Е.И. Колюшин: «Практика показывает отсутствие реальных границ между информированием о выборах и предвыборной агитацией, вследствие чего под видом информирования осуществляется массированное воздействие на избирателей в интересах определенных сил, нарушается равный доступ к СМИ кандидатов, политических партий и, в конечном счете, – свобода выборов, позтому законодательство должно снять указанное искусственное деление, считая предвыборной агитацией любую информацию о выборах и кандидатах в СМИ за месяц до дня голосования, укрепив одновременно гарантии равного доступа кандидатов и партий к СМИ и ответственность за нарушение таких гарантий» [17, с. 283]. Мы согласны с автором относительно укрепления гарантий, но информирование избирателей и предвыборную агитацию все же следует разграничивать. Предлагаем наделить таким правом только избирательные комиссии и физических лиц.
Финансирование выборов депутатов Государственной Думы. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Региональное отделение такой политической партии вправе создать свой избирательный фонд, если в федеральном списке кандидатов, выдвинутом этой политической партией, имеется региональная группа кандидатов, соответствующая этому субъекту Российской Федерации. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан создать собственный избирательный фонд. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов только по одномандатным избирательным округам, кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают.
Избирательные фонды политических партий могут создаваться только за счет:
1) собственных средств политической партии, которые в совокупности не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;
2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.
Избирательные фонды региональных отделений политических партий также могут создаваться только за счет:
1) собственных средств политической партии, ее регионального отделения (за исключением средств избирательного фонда политической партии), которые в совокупности не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии;
2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 2 и 20% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии зависит от численности избирателей в субъекте Российской Федерации (от 15 миллионов рублей, если на территории субъекта зарегистрировано не более 100 тысяч избирателей, до 100 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 5 миллионов избирателей).
Избирательные фонды кандидатов могут создаваться только за счет:
1) собственных средств политической партии (если кандидат выдвинут политической партией), которые не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;
2) собственных средств кандидата, которые не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;
3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 2 и 20% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 15 миллионов рублей.
В части 10 статьи 71 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы названы субъекты, которым запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды. К таковым, в частности, относятся: иностранные государства, организации и граждане, международные организации и общественные движения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, благотворительные и религиозные организации.
Голосование. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования.
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в ящиках для голосования.
На избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования, досрочное голосование.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить досрочное голосование на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
Установление итогов голосования. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы. Окружная избирательная комиссия устанавливает итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа и определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу.
Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее по сравнению с другими кандидатами число голосов избирателей. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основе установленных итогов голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу.
Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, допускаются к распределению депутатских мандатов на основе следующих правил.
1. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. По Федеральному закону 2005 года к распределению допускались списки кандидатов, получившие не менее 7% голосов, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей.
2. Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
3. Если за один федеральный список кандидатов подано более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Далее сумма голосов избирателей, поданных за политические партии, допущенные к распределению депутатских мандатов, делится на 225 – число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.
Для установления числа депутатских мандатов, полученных каждой партией, допущенной к распределению депутатских мандатов, число голосов, поданных за список, выдвинутый этой партией, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая политическая партия.
После распределения депутатских мандатов между партиями проводится их распределение внутри каждого федерального списка кандидатов, выдвинутого этими партиями. В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в этой части. В региональной части федерального списка депутатские мандаты распределяются между региональными группами кандидатов пропорционально числу голосов, поданных на соответствующей территории (несколько субъектов Российской Федерации, субъект Российской Федерации, часть территории субъекта Российской Федерации). Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании своего протокола о распределении депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов, своего решения о результатах выборов по федеральному избирательному округу, а также на основании протоколов и решений окружных избирательных комиссий о результатах выборов по одномандатным избирательным округам не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов депутатов Государственной Думы.
Замещение вакантных депутатских мандатов. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает в этом одномандатном избирательном округе дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Голосование на таких дополнительных выборах проводится не позднее чем через один год со дня появления вакантного депутатского мандата.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного в составе федерального списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, выдвинувшей этот список, вправе предложить Центральной избирательной комиссии Российской Федерации кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из той же региональной группы кандидатов (общефедеральной части) федерального списка кандидатов, что и депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно, а если таковых не оказалось, то из другой региональной группы кандидатов.
Оценивая положительно возврат к смешанной избирательной системе выборов депутатов Государственной Думы, следует сказать, что и вновь принятый Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы, и российское избирательное законодательство в целом требуют совершенствования. В этом направлении представляется актуальным внесение следующих изменений в Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы.
1. Разрешить политическим партиям создавать избирательные блоки с целью выдвижения списков кандидатов по федеральному избирательному округу.
В условиях, когда в Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано 77 политических партий, это будет способствовать более четкой структуризации политического поля России, выявлению реальных политических предпочтений граждан, повышению представительности российского парламента.
2. Установить норму, в соответствии с которой мандат кандидата из федерального списка кандидатов, отказавшегося от депутатского мандата без вынуждающих на то причин, передается другой партии. Это разрушит избирательную практику, когда в общефедеральную часть федерального списка и первыми в региональных группах региональной части списка ставятся известные государственные и общественные деятели, которые очевидно не намерены становиться депутатами Государственной Думы.
3. Исключить из части 1 статьи 96 положение, позволяющее коллегиальному постоянно действующему руководящему органу политической партии в случае замещения вакантного депутатского мандата предложить кандидатуру любого другого зарегистрированного кандидата из той же региональной группы кандидатов (общефедеральной части) федерального списка кандидатов, что и депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно.
Следует заметить, что при определении результатов выборов по федеральному избирательному округу в соответствии с частью 12 статьи 88 депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией Российской Федерации В этой связи примечательно, что Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 19 декабря 2013 года признал абзац второй пункта 5 статьи 53 Уставного закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» [11], который предоставлял руководству партии право по собственному усмотрению передать вакантный депутатский мандат любой из региональных групп, не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с поправками, внесенными законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ и от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru). – 2014. – 26 февраля.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
3. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. – 2014. – 26 февраля. – Специальный выпуск № 6317.
4. Федеральный закон от 21.06.1995 № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 26. – Ст. 2398.
5. Федеральный закон от 24.06.1999 №121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3178.
6. Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательство Российской Федерации. – 2002. – № 51. – Ст. 4982.
7. Федеральным законом от 18.05.2005 № 51– ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 21. – Ст. 1919.
8. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // САПП РФ. – 1993. – № 39. – Ст. 3597.
9. Указ Президента Российской Федерации от 01.10.1993 №1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» // САПП РФ. – 1993. – № 41. – Ст. 3907.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 48. – Ст. 5969.
11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 5 статьи 53 Уставного закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» // КонсультантПлюс.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.1995 № 77-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 49. – Ст. 4867.
13. Сводная таблица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2011. – № 21(279).
14. Боброва Н.А. Избирательное законодательство и политика // Конституционное право и политика: сборник материалов международной научной конференции. Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. 28–30 марта 2012 года / отв. ред. д. ю. н., проф. С.А. Авакьян. – М.: Издательство «Юрист», 2012. – С. 436–439.
15. Иванченко А.В., Любарев А.В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 232 с.
16. Избирательное право: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. К.К. Гасанова, А.С. Прудникова, В.А. Виноградова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 655 с.
17. Колюшин Е.И. Проблемы реформирования избирательной системы // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 10–13 марта 2010 года / отв. ред. д. ю. н., проф. С.А. Авакьян. – М.: «Издательский дом РоЛиКС». – 2010. – С. 282–284.
18. Литвиненко И.В. Чей посланец депутат и кого он представляет в нынешней России? // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 8. – С. 17–20.
19. Макарцев А.А., Юсубов Э.С. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 328 с.
20. Очерки по истории выборов и избирательного законодательства: учебное пособие / под ред. Ю.А. Веденеева и Н.А. Богодаровой. – Калуга: Калужский обл. фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций «Символ», 2002. – С. 571–573.
21. Сборник информационно-аналитических материалов. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. – М.: ЗАО «СитиПрессСервис», 2008.