Последствия нарушений порядка работы с денежной наличностью




Алексина В. В.,
эксперт

Пунктом 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» законодатель предоставил налоговым органам право осуществлять контроль над полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Виды нарушений в сфере кассовых операций, за которые могут привлечь к административной ответственности, указаны в статье 15.1 КоАП РФ. Перечень нарушений в порядке ведения кассовых операций, за совершение которых организацию и ее должностных лиц могут оштрафовать, является закрытым.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке (п. 2 ст. 861 ГК РФ). Расчеты между этими лицами могут осуществляться и наличными деньгами, если иное не установлено законом. При наличных расчетах предприятия должны учитывать ряд требований законодательства. В противном случае они рискуют быть оштрафованными.

Функции по проверке порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью на протяжении длительного периода осуществляли банки. Эта обязанность была с них снята с принятием Положения Банка России от 12.10.11 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее - Положение о кассовых операциях).

В настоящее время налоговые органы, как и раньше, могут контролировать порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ), полноту учета выручки, проверять документы, связанные с использованием кассовых аппаратов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок организаций и индивидуальных предпринимателей. На это указано в ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

При проверках кассовой дисциплины инспекторы могут запросить для изучения, помимо кассовых документов, и сам кассовый аппарат. При проверке инспекторы запрашивают гораздо большее количество документов, чем раньше запрашивали банки. В свою очередь, некоторые организации даже не ведут многие из них, считая это излишним.

Порядок проведения проверки, которого должны придерживаться налоговые инспекторы, изложен в Административном регламенте исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой u1091 учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. приказом Минфина России от 17.10.11 № 132н.

В нем также указаны права и обязанности проверяющих и проверяемых; периодичность проверок; сроки и последовательность действий; документы, которые могут быть запрошены; порядок обжалования решений и действий инспекторов. У проверяемых лиц появилось больше прав. В случае невыполнения контролируемыми органами установленной процедуры они могут попытаться оспорить результаты проверки.

Итак, сотрудники налоговой инспекции наделены правом:
- получать беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;
- проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;
- требовать подробных письменных объяснений должностных лиц по каждому выявленному нарушению;
- привлекать к административной ответственности объекты контроля в случаях и порядке, установленных КоАП РФ.

По разъяснениям, приведенным в письме ФНС России от 12.09.12 № АС-4-2/15195, периодичность, с которой необходимо проводить проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, действующими нормативными правовыми актами не ограничена. Иными словами, проверки кассовой дисциплины могут осуществляться несколько раз в год. При этом проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не относятся к выездным налоговым проверкам, поэтому требования п. 4 ст. 89 НК РФ на них не распространяются.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, неприменение ККТ, а также нарушение порядка ее эксплуатации квалифицируются как административные правонарушения. Административным правонарушением в силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным кодексом установлена административная ответственность. За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб., на должностных его лиц - от 4000 до 5000 руб. (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ влечет предупреждение или наложение u1072 административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Аналогичное наказание предусмотрено в случае применения ККТ, не соответствующей установленным требованиям либо использующейся с нарушением утвержденных законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения. Кроме того, оштрафовать могут также за отказ в выдаче по требованию покупателя товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанные нарушения относятся к правонарушениям в области финансов, вследствие чего административное взыскание в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ может быть наложено не позднее двух месяцев со дня их совершения, а при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня их обнаружения.

То, что налоговые органы вправе проводить проверки на предмет соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью, подтверждено коллегией ВАС РФ в определении от 29.11.12 № ВАС-15182/12. И аргументировали это высшие судьи нормами, прописанными в КоАП РФ.

Обязанность по соблюдению кассовых операций для индивидуальных предпринимателей
Пунктом 1.4 Положения о кассовых операциях установлено: юридические лица, индивидуальные предприниматели (ИП) обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

Положение о кассовых операциях распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности, как на юридических лиц, так и на ИП. Установленные для ИП требования к хранению денежных средств сверх лимита в банках применяются в отношении наличных денег, полученных в результате предпринимательской деятельности и подлежащих зачислению на счета, используемые в этой деятельности, информация о которых сообщается налоговому органу на основании подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ.

Положение не ограничивает право ИП распоряжаться денежными средствами, хранящимися на его расчетном счете, по своему усмотрению: переводить их на свой текущий счет, снимать со счета, использовать на любые цели, в том числе не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Данная норма распространяется лишь на граждан, принадлежащих к одной категории - осуществляющей предпринимательскую деятельность. Она не регулирует права и обязанности граждан, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, никаких обязательных для них правил не устанавливает и ограничений не вводит (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.12 по делу № А39-2224/2012).

По мнению некоторых судов, если при проверке не было выявлено неоприходование в кассу денежной наличности, то такие нарушения, как отсутствие кассовой книги, приходных и расходных кассовых ордеров у предпринимателя, сами по себе не свидетельствуют о событии вменяемого правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Об этом говорится в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.12 по делу № А39-2269/2012.

Следует отметить, что данное решение является частным случаем, и после проверки предпринимателю, возможно, придется отстаивать свою позицию в суде и только таким образом избежать ответственности. Поэтому всем без исключения предпринимателям целесообразно оформлять кассовые документы в соответствии с требованиями Положения.

04.12.2013

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста