Изменения в учетной политике на 2013 год




Еремеева Н. И.,
эксперт БГ

В 2013 г. вступает в силу новый закон о бухгалтерском учете. В новом Законе сохранены основные положения из ранее принятого законодательного акта. Вместе с тем имеется ряд весьма существенных изменений и уточнений, которые необходимо будет учитывать при организации и ведении бухгалтерского учета и формировании учетной политики на 2013 г.

В связи с этим в учетную политику придется внести немало поправок. А лучше – составить этот важный документ заново.

Согласно п. 8 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Учетная политика на 2013 г. должна быть утверждена приказом или распоряжением руководителя организации до 1 января 2013 г. Дело в том, что на основании п. 9 ПБУ 1/2008 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. То есть если следовать букве закона, то учетная политика, утвержденная в 2013 г., будет действовать только с 2014 г.

В учетной политике для целей налогообложения изменения можно не вносить. Обратите внимание только на такой момент. В 2013 г. изменится порядок применения амортизационной премии. А именно:

с 1 января премию придется восстанавливать лишь в том случае, если имущество было  реализовано взаимозависимому лицу.

Если компания захочет воспользоваться возможностью быстрее списать стоимость актива на расходы, то условие об амортизационной премии надо будет добавить в налоговую учетную политику.

Согласно новому закону руководитель может поручить вести бухучет главному бухгалтеру или заключить договор со сторонней компанией. Самостоятельно вести учет директор вправе только при условии, что компания является субъектом малого и среднего предпринимательства. Это указано в п. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Раньше подобного ограничения не было.

Маловероятно, что руководитель крупной компании будет сам вести бухучет. Тем не менее, новое правило нужно учитывать.

Еще одним из новшеств является тот факт, что Закон о бухучете требует вести контроль фактов хозяйственной жизни. Кстати, такой термин введен вместо хозяйственных операций. Факты хозяйственной жизни – более широкое понятие. Так вот, в учетной политике желательно прописать, как компания будет вести такой контроль. Чиновники на этот счет пояснили пока только следующее. Законодательство о бухучете никак не ограничивает порядок, способы и процедуры внутреннего контроля. Это указано в информации Минфина России № ПЗ-10/2012. Впрочем, некоторые требования есть в других законах. Так, в акционерных обществах для контроля финансово-хозяйственной деятельности собрание акционеров избирает ревизионную комиссию. Об этом сказано в п. 1 ст. 86 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Аналогичная норма есть и для обществ с ограниченной ответственностью (ст. 47 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Крупным компаниям или организациям, выполняющим разнообразные сложные операции, стоит задуматься над созданием специального контрольного подразделения. Таким фирмам в учетной политике следует ссылаться на правила внутреннего контроля.

Тем компаниям, которые подпадают под обязательный аудит, согласно новому закону нужно организовать внутренний контроль ведения бухучета. А также составления бухгалтерской отчетности.

Тут уже явно напрашивается служба внутреннего аудита. Исключением является ситуация, когда руководитель ведет бухучет сам. Это установлено в ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Новые правила для бухгалтерской «первички»
Итак, формы первичных документов утверждает руководитель. Такое правило установлено в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Бланки первичных документов необязательно приводить непосредственно в приложении к учетной политике. Можно утвердить их отдельным приказом руководителя. А в учетной политике сделать ссылку на этот приказ.

В новом Законе о бухучете нет требования об обязательном применении унифицированных форм первичных документов. Но это не означает, что в 2013 г. эти формы больше использовать нельзя, или что все унифицированные формы станут необязательными. Организации сами смогут  разрабатывать себе «шаблоны» первичных учетных документов, и важно делать это правильно.

На практике возможны несколько вариантов. Во-первых, можно использовать привычные унифицированные бланки. В этом случае в учетной политике достаточно просто их перечислить. Во-вторых, можно взять за основу унифицированные формы, но модифицировать их. Например, убрать лишнее.

Либо вообще разработать бланк с нуля. Таким образом, можно смело утверждать те формы, которые используются внутри компании. В то же время организация сможет продолжать использовать привычные типовые бланки. Тем более что все они есть в бухгалтерских программах. В таком случае нужно установить в учетной политике, что организация применяет в качестве первичных документов унифицированные формы, и их перечислить.

С документами, которые носят двусторонний характер, ситуация сложнее. Для этих бумаг в учетной политике можно указать, что компания применяет формы первичных документов, установленные в договорах.

Например, организация заключила договор на отделочные работы. Согласно учетной политике, компания-заказчик использует унифицированные формы первичных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. В данном случае в наличии должен быть акт КС-2 о приемке выполненных работ. А в учетной политике подрядчика предусмотрен акт приемки-сдачи работ в свободной форме. Как быть в этой ситуации? Прежде всего, стороны должны договориться между собой, как они будут оформлять приемку работ. Этот момент обязательно следует прописать в договоре.

Причем, чтобы выбранная сторонами форма документа не противоречила учетной политике компании, можно предусмотреть в учетной политике организации возможность использовать бланки, которые согласованы с контрагентами.

Таким образом, если договором с контрагентом предусмотрено составление первичных документов по форме, отличной от формы, установленной в приложении № 1 к учетной политике, то в рамках указанного договора применяются формы первичных документов, определенные в договоре.

Возможен и другой вариант. Предусмотреть в учетной политике формы документов для отдельных контрагентов.

Теперь об обязательных реквизитах первичных документов. В целом они останутся теми же, что и действуют сейчас. Правда, есть такое отличие. В Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ указано, что первичный документ должен иметь денежное измерение. А согласно новому закону, «первичка» может иметь денежный или натуральный измеритель. Либо и то, и другое.

Печать на первичных документах не является обязательным реквизитом ни по новому закону о бухучете, ни по действующему закону. Другое дело, что пока компании применяют унифицированные формы, в которых оттиск печати, как правило, предусмотрен. Если вы хотите и в дальнейшем получать от поставщиков документы, заверенные печатью, это можно прописать в договоре.

Если в течение года организации потребуются новые документы, для которых нет утвержденных форм, то в этом случае можно внести дополнения в учетную политику и ввести новые бланки первичных документов.

Формы регистров бухучета
Формы регистров бухучета (это, например, ведомости, журналы-ордера) также утверждает руководитель. Но здесь все гораздо проще. Можно в учетной политике указать, что компания ведет бухучет с помощью определенной компьютерной программы и использует формы регистров, которые в ней предусмотрены. Можно привести перечень регистров, либо распечатать регистры в качестве приложения к учетной политике.

Следует помнить, что если в регистрах, также как и в первичных формах документов, не будет обязательных реквизитов, перечисленных в законе о бухучете, налоговики могут оштрафовать компанию не менее чем на 10 тыс. руб. Это установлено в ст. 120 НК РФ.

Также по этой теме: