Теоретико-методические основы аудита движения фармацевтических товаров в розничной торговле



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №5 год - 2011


Алимов С.А.,
к. э. н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет
и налогообложение», ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Аптека является одновременно учреждением здравоохранения и организацией, осуществляющей торговую деятельность. Аптечная организация может иметь любую организационно-правовую форму, поэтому существует много видов проверок, которым она может быть подвергнута. Основные виды проверок, которым подвергается аптечное предприятие, представлены на рис. 1.

Для осуществления любой из перечисленных проверок контролирующему органу необходимы соответствующие полномочия.

Как правило, проверяющие организации являются государственными и являются частью системы государственного управления, за исключением организаций, проводящих аудиторскую проверку.

Перечисленные виды проверок осуществляют следующие органы:
– аудиторская фирма или отдельный аудитор, имеющий лицензию;
– департамент потребительских цен или иная аналогичная структура местных органов самоуправления;
– органы налоговой службы (инспекции);
– органы санитарно-эпидемиологического надзора и противопожарная служба;
– местный фармацевтический комитет или управление фармацевтической деятельностью;
– контрольно-аналитическая лаборатория;
– администрация организации;
– следственные органы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» «аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей)».

В «Современном экономическом словаре» Б.А. Райзенберг, Л.Ш. Лозовский и Е.Б. Стародубцева приводят следующее определение аудита:
«Аудит – финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимые независимыми службами квалифицированных специалистов (аудиторскими службами, аудиторами)» [4].

В «Финансово-инвестиционном толковом словаре» под аудитом понимается «профессиональная оценка и проверка бухгалтерской документации компании в целях вынесения заключения об их соответствии Общепринятым правилам бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles)» [5].

Л.П. Кулаков приводит более подробное формулировку понятия «аудит»: «Аудит (лат. audit – он слышит, англ. audit – проверка, ревизия) – предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных проверок (ревизий), проводимых квалифицированными специалистами (аудиторами), бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг (постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление деклараций о доходах, финансовой отчетности, консультирование по вопросам финансового, налогового и других видов законодательства и пр.)» [3].

Таким образом, аудит – это предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных проверок, проводимых квалифицированными специалистами (аудиторами), бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и документации аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, а также предпринимательская деятельность по оказанию иных аудиторских услуг (постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление деклараций о доходах, финансовой отчетности, консультирование по вопросам финансового, налогового и других видов законодательства и пр.).

При проведении аудиторской проверки аптечного учреждения особое место занимает аудит движения фармацевтических товаров в розничной торговле.

Схема методики аудита движения фармацевтических товаров в розничной торговле аптечного учреждения представлена на рис. 2.

Аптечное учреждение имеет обширные запасы лекарственных средств и парафармацевтической продукции. Для успешного решения задач отражения их деятельности большое значение имеет правильная организация учета фармацевтических товаров и товарных операций. Так как основными хозяйственными процессами в аптечной розничной торговле являются процессы приобретения фармацевтических товаров и их дальнейшей реализации населению, то внимание аудиторов должно быть обращено именно к этим областям деятельности аптечного учреждения.

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету фармацевтических товаров, рассмотрены на рис. 3.

Проводя аудит движения фармацевтических товаров в розничной торговле, проверяющий использует в качестве источников информации первичные и отчетные документы организации, акты предыдущих проверок, разъяснения руководства и персонала проверяемой аптеки.

Кроме того, необходимо получить разъяснения от руководства проверяемой аптеки и от сотрудников, занимающихся приемкой, хранением и продажей фармацевтических товаров, а также от работников бухгалтерии.

Проводя проверку, аудитор должен обратить особое внимание на такие моменты, как:
1) отражение в приказе об учетной политике используемых аптекой методик учета товаров и прочих объектов бухгалтерского учета в соответствии с законодательными и нормативными документами;
2) единство оценки товаров при их поступлении и выбытии (в розничной торговле – по покупным или продажным ценам);
3) признание выручки от реализации товаров;

4) установленные в соответствии с учетной политикой сроки инвентаризации фармацевтических товаров аптеки и результаты проведенных инвентаризаций;
5) формы применяемых первичных документов по операциям, связанным с движением и хранением фармацевтических товаров, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных документов, а также формы внутренней управленческой отчетности;
6)разграничение материальной ответственности за сохранность лекарственных средств и своевременность заключения договоров о полной материальной ответственности с работниками аптеки.

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита движения фармацевтических товаров в розничной торговле, включают:
1) планирование аудита;
2) получение аудиторских доказательств;
3) использование работы других лиц и контакты с руководством аптечного учреждения, третьими лицами;
4)документирование аудита;
5) обобщение выводов, формирование и выражение мнения о товарных операциях аптечного учреждения.

На подготовительном этапе аудита движения фармацевтических товаров происходит установление взаимоотношений между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До заключения договора об оказании аудиторских услуг аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью аптечного учреждения.

Планирование – один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит товарных операций аптечного учреждения. Результаты планирования аудиторской проверки оформляются двумя документами: планом и программой аудита.

Планирование проверки товарных операций аптечного учреждения включает процедуры, представленные на рис. 4.

План аудита должен содержать информацию об основных организационных вопросах, рассмотренных на рис. 5.

Программа аудита движения фармацевтических товаров содержит подробную информацию об аудиторских процедурах, необходимых для практической реализации общего плана аудита:
– виды процедур, которые будут использоваться при проверке;
– способы применения процедур;
– способы документирования.

Разработка общего плана и программы аудита движения фармацевтических товаров аптечного учреждения происходит после предварительного сбора информации об аптеке, а именно об особенностях ее хозяйственных процессов, специфике деятельности.

Основные работы по планированию аудита товарных операций аптечного учреждения проводятся после направления аудитором письма-обязательства о согласии на проведение аудита.

Процесс планирования можно разделить на два этапа:
1) предварительное планирование;
2) подготовка и составление общего плана и программы аудита.

По итогам предварительного планирования аудиторская организация окончательно решает вопрос о возможности проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

При разработке общего плана и программы аудита определяется стратегия аудиторской проверки.

Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Общий план и программа аудита должны быть оформлены в порядке, установленном внутрифирменными стандартами аудиторской организации, и соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Во время аудита движения фармацевтических товаров в розничной торговле члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности.

На заключительном этапе аудита товарных операций аптечного учреждения руководитель аудиторской группы обобщает результаты проверки на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы, оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур, определяет, содержит ли бухгалтерская документация, отражающая движение товарно-материальных  ценностей, существенные искажения и неточности. Для этого он оценивает, в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают показатели отчетности и фактическое финансовое положение аптечного учреждения.

Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует мнение о достоверности отраженных в бухгалтерском учете операций по движению товаров и выражает его в форме заключения.

Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и содержащий, выраженное в установленной форме, мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствие порядка ведения его бухгалтерского учета действующему законодательству  Российской Федерации.

Таким образом, аптечный бизнес имеет свою специфику в области бухгалтерского учета и аудита.

Литература
1. Алимов С.А. Управленческий учет товаров в фармацевтических организациях // Управленческий учет. – 2009. – № 10.
2. Бухгалтерский и налоговый учет аптеке (фирме) : Справочно-информационное пособие для директора и главного бухгалтера аптеки. Т. 1 / под общ. ред. А.А. Синичкина. – М. : Профессионал-Центр, 2001.
3. Кулаков Л.П. Экономика и право : словарь-справочник. – М. : Наука, 2003.
4. Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М. : Инфра-М, 2000.
5. Финансово-инвестиционный толковый словарь / под ред. Р.В. Гаврилова. – М. : Инфра-М, 2003.

21.07.2015

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста