Экономическая сущность понятия «готовая продукция» для представления ее в управленческом учетном процессе



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №2 год - 2006


Товар и деньги возникли в глубокой древности и обслуживали различные общественные системы. Однако по мере развития производства и обмена товар становится экономической составляющей.

Во все времена ученые стремились понять сущность товарных отношений, законы, которые ими управляют.

Маркс писал, что исторически воззрения греческих ученых образуют теоретические исходные пункты современной науки. Выдающееся место в этом отношении принадлежит Аристотелю с его пониманием необходимости обмена продуктами труда, хотя он и оставался сторонником натурального хозяйства (табл. 1) [1, с.134].

В средние века равенство товаров трактовалось с теолого-этической точки зрения, поэтому только в дальнейшем, когда идеологи буржуазии в борьбе против феодализма стали разрабатывать экономическую науку и обратились к анализу производства, теория товара постепенно получила свое дальнейшее развитие. Меркантилистская теория, возникшая на заре капитализма, не могла дать сколько-нибудь правильного решения проблемы. Меркантилисты считали, что источником богатства является не производство, а лишь процесс обращения, деньги. Родоначальником буржуазной классической политической экономии является Вильям Пети.

Физиократы в отличие о меркантилистов утверждали, что источником богатства является сельское хозяйство, в котором создается «чистый продукт» — излишек продукта природы сверхположенных затрат. Признавая лишь сельскохозяйственный труд создателем «чистого дохода», физиократы, по существу, считали, что стоимость растет из земли. Буржуазная классическая теория получила свое завершение в трудах Адама Смита и Рикардо. И Смит, и Рикардо не исследовали исторического процесса развития обмена и считали капитализм вечным, естественным явлением. В итоге обмен товаров трактовался буржуазными экономистами как внеисторическое, вечное явление, обусловленное природой человека. Только Маркс сумел подвести научный подход к экономической теории [1, с.154].

Таблица 1

Основные общеэкономические подходы к определению товарного производства

Ученый

Высказывание

Аристотель

В своих работах пришел к гениальному для его времени выводу: если один товар обменивается на другой, то это значит, что они равны. Но он не смог выяснить, что лежит в основе равенства товаров

Вильям Петти

Считал, что источником богатства является не производство, а лишь процесс обращения, деньги. Он установил, что стоимость товаров определяется сравнительным количеством затраченного на них труда. Он ошибочно считал, что стоимость создается лишь трудом, затраченным на производство денежного товара (серебро), а остальные виды труда создают стоимость лишь вследствие обмена их продукта на деньги

Адам Смит

Выдвинул положение, что в любой отрасли производства всякий труд создает стоимость. Но он был непоследователен. Наряду с трудовой теорией стоимости мы находим у Смита определение стоимости как стоимости труда, покупаемого за данный товар, и как суммы доходов рабочих и капиталистов

Карл Маркс

Доказал, что для познания законов товарного производства надо анализировать условия материальной жизни общества, условия производства материальных благ

 

Центральной категорией теории товарного производства и теории стоимости как ее составляющей является товар, которому исторически и логически предшествует категория «благо». Благо это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Для понимания благ большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ [5, с.142].

Особое значение имеет разделение благ на экономические и неэкономические.

Наиболее распространенным является следующее подразделение благ:

Рис.1. Классификация понятия «блага» с экономической точки зрения

Специфической формой экономического блага является товар. Таким образом, товар — это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. По определению К. Маркса, «товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Природа этих потребностей — порождаются ли они желудком или фантазией — ничего не изменяет в деле». Фридрих Энгельс также отмечал, что «для того чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительской стоимости, посредством обмена». Отсюда мы видим, что товар — это не что иное, как продукт труда, предназначенный для обмена.

В современной экономической науке наряду с таким общим понятием, как «товар», существует более узкое понятие — «продукция».

На уровне государства одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности всей совокупности предприятий, является валовой внутренний продукт, который измеряет стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны. Валовой внутренний продукт — это прежде всего показатель производства [5, с.78].

По производству ВВП на душу населения Россия существенно отстает от развитых стран мира: в 5 раз — от США, в 3 раза — от Испании, в 2 раза — от Чехии и Кореи, и находится на уровне Болгарии, Турции. При удвоении ВВП Россия к 2010 г. выйдет по данному показателю на современный уровень Чехии и Кореи. Для решения задачи удвоения ВВП России за 10 лет необходима следующая динамика основных макроэкономических показателей.

Таблица 2

Динамика основных макроэкономических показателей (в %)

Показатели

Рост за 2001 - 2010 гг.

Среднегодовой темп прироста

 

 

2001 - 2003 гг.

2004 - 2010 гг.

Валовой внутренний продукт

199,9

5,7

7,8

Конечное потребление

213,9

6,9

8,3

Инвестиции в основной капитал

269,5

8,3

11,3

 

Ускорение роста макроэкономических показателей предполагает повышение темпов роста производства, в том числе в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. В период с 1995 по 1998 г. доля отраслей, производящих товары, уменьшалась. По прогнозным оценкам, доля отраслей, производящих товары, в перспективе будет снижаться. Определяющую роль в развитии реального сектора играет промышленное производство. Для удвоения ВВП объем промышленной продукции за десятилетний период должен увеличиться на 74—75%. Это означает необходимость повышения среднегодовых темпов роста промышленной продукции до 5,9% в 2004 — 2010 гг. (5,2% в 2001—2003 гг.) [7, с.10].

На микроэкономическом уровне, т. е. на уровне предприятия, существует такое понятие, как «товарная продукция». Это продукция, предназначенная для сбыта и реализации за пределы предприятия, совокупности предприятий или отрасли народного хозяйства. Товарная продукция промышленного предприятия представляется в денежном выражении, это объем той его продукции, которая подготовлена в данном периоде к отпуску за пределы его основной деятельности.

Готовая продукция входит в состав товарной [6, с. 21].

Рис. 2. Отличие состава готовой продукции промышленного предприятия от товарной

Готовая продукция — это та продукция, которая является причиной возникновения коммерческих отношений между экономическими субъектами, гражданами.

Современные экономисты дают следующее толкование готовой продукции — это конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия и продукты, полностью законченные обработкой на данном предприятии, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям, принятые отделением технического контроля и сданные на склад готовой продукции.

Согласно Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.

С точки зрения учета готовая продукция — это изделия, которые соответствуют определенным стандартам и принятые на склад или переданные заказчику [2, с. 56].

И экономическая теория, и теория бухгалтерского учета дают идентичное толкование понятия «готовая продукция».

Основная функция промышленного предприятия заключается в превращении сырья и материалов в готовую продукцию.

Готовая продукция для предприятия является его законченным изделием, которое соответствует ГОСТам или техническим условиям, принято отделом технического контроля, снабжено сертификатом, удостоверяющим его качество.

Процесс реализации продукции формируется на трех основных стадиях: выпуск продукции из производства и ее поступление на склад готовой продукции, отгрузка продукции покупателям и денежные расчеты за отгруженную продукцию [4, с. 278].

На первой стадии формирование реализованной продукции связано с количеством выпущенной продукции, в соответствии с определенными нормами качества и запросами покупателей. Так, если произведено малое количество качественной продукции, то, соответственно, и спрос на нее будет низким, а значит, и объем реализации также будет низким. В случае если выпуск продукции совершается в большом количестве и заранее не изучены потребности покупателей, то возможно, что данная продукция будет трудно реализована или вообще не реализована.

Непосредственно реализация продукции осуществляется на второй стадии производственно-финансовой деятельности предприятия. Отгрузка продукции происходит по договорам купли-продажи продукции, где обговариваются и фиксируются все условия продажи товаров (сроки поставки, место поставки, вид оплаты и ее сроки и т. д.). Отгрузка продукции может осуществляться как после ее оплаты, так и с последующей оплатой. Для предприятия важно, чтобы задержка оплаты продукции не была длительной по времени, необходимо принимать меры по взысканию задолженности с покупателей в данной ситуации.

Схема технологического процесса готовой продукции представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Схема технологического процесса готовой продукции

Сырье — это добытые полезные ископаемые, произведенные из них материалы, подлежащие дальнейшей переработке.

Реализация продукции — это завершенная стадия кругооборота средств предприятия после производства.

Под отгруженной продукцией понимают продукцию и услуги, платежные документы на которые сданы поставщиком в банк, но не оплачены покупателями.

Реализованной же считается продукция, за которую поступила плата от покупателя на расчетный или иной счет поставщика.

В настоящих условиях основное значение придается реализации продукции по договорам поставки — одному из основных показателей работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать произведенные затраты. Поэтому в системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации.

Большое значение для правильной организации учета готовой продукции и ее реализации имеет нормативное регулирование, устанавливающее основные методы и способы организации данной области учета.

Организационно-методологические основы учета готовой продукции и ее реализации на территории Российской Федерации регламентируются такими основополагающими документами, как Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Планом счетов и Инструкцией по его применению, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и ПБУ 9/99 «Доходы организации», Налоговым кодексом РФ и Гражданским Кодексом РФ.

Основным документом, который регулирует организацию бухгалтерского учета в России, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Он дает определения основным понятиям, которые используются в бухгалтерском учете, определяет сферу действия данного закона, основные требования к организации бухгалтерского учета на предприятиях.

Порядок отражения готовой продукции в бухгалтерском учете определен Планом счетов и Инструкцией по его применению. В Инструкции дана характеристика синтетического счета по учету готовой продукции и приведена типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами.

Так, согласно Плану счетов учет готовой продукции ведется на активном счете 43 «Готовая продукция». Счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность. Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

ПБУ 5/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации и определяет, что готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для дальнейшей реализации.

Также ПБУ определяет способы оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство и ином выбытии:


по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

 

ГК РФ в части второй определяет общие положения о купле-продаже. Так, дано понятие договора купли-продажи, определено, что понимать под сроком исполнения обязанности передать товар, оговорены обязанности и ответственность продавца в части исполнения им своих обязательств, последствия в случае невыполнения обязательств и даны другие основные понятия.

ПБУ 9/99 «Доходы организации» определяет, что доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

В ПБУ 9/99 перечисляется ряд условий, при которых выручка признается в бухгалтерском учете:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива и др.

В зарубежной практике ведения бухгалтерского учета, так же как и в российской, существует понятие «готовая продукция» [3, с. 9]. Так, согласно МСФО 2 «Запасы» и ПБУ 5/01 «Материально-производственные запасы» готовая продукция является частью материально-производственных запасов.

Рассматривая трактовку готовой продукции в международных стандартах финансовой отчетности и сопоставляя смысл и экономическое содержание данного понятия с понятием по российским стандартам, можно сделать вывод, что они идентичны.

НК РФ в части первой дает определение такому понятию, как «реализация товаров, работ, услуг», под которым понимается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Также в НК РФ оговорены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Однако в нормативные и законодательные акты часто вносятся изменения и дополнения, поэтому руководителям предприятий и бухгалтерам необходимо внимательно следить за происходящими изменениями и вовремя реагировать на них.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарри П.И., Цага В.Ф. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Высшая школа, 1963. — С. 216.
2. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1998. — С. 265.
3. Малькова Г.Н. Международные бухгалтерские стандарты (МБС): Учебное пособие. — СПб.: 1997. — С. 147.
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Экоперспектива, 1998. — С. 165.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. — 7-е изд., испр. — Минск.: Новое знание, 2002. — С. 704.
6. Табурчак П.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — СПб.: Химиздат, 2001. — С. 288.
7. Экономист. — 2004. — №9.

Также по этой теме: