Практические аспекты применения налоговых договоров, устанавливающих порядок применения сроков уплаты налогов и сборов



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2006




Налогообложение представляет собой властный процесс изъятия собственности в пользу государства, то есть изначально основан на юридическом неравенстве сторон налогового отношения. Поэтому использование договорных отношений не является обычным для российского налогового законодательства.

Однако налоговый договор — основанное на соглашении сторон и зафиксированное на материальном носителе правовое средство, обеспечивающее соответствие поведения участников налоговых отношений их правам и обязанностям в процессе налогообложения [4, с. 166].

Налоговое законодательство предусматривает возможность заключения двух видов налоговых договоров (рис. 1):
1) устанавливающих порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов;
2) устанавливающих порядок обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Рис. 1. Виды налоговых договоров

Решение об изменении срока уплаты налога может быть принято только по конкретным налогоплательщикам. Таковыми признаются организации и физические лица, на которых возложены обязанности по уплате налоговых платежей, и не признаются структурные подразделения или филиалы организаций.

По окончании очередного налогового периода у налогоплательщика может оказаться недостаточно денежных средств, чтобы исполнить налоговые обязанности перед бюджетом. Причиной этому могут служить как внутренние проблемы налогоплательщика, например, неисполнение обязательств покупателей или поставщиков, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время. Налогоплательщик, оказавшийся в подобной ситуации, стоит перед выбором:
— уплатить налог позже, но с пеней;
— взять кредит в банке и уплатить налог;
— подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора;
— подать заявление о предоставлении налогового кредита;
— в особых случаях подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Каждый из этих вариантов имеет плюсы и минусы, выбор налогоплательщиком какого-либо из них зависит от конкретной ситуации, а также от возможности их использования в соответствии с налоговым законодательством.

Если налогоплательщик не уплатил налог к установленному сроку, то за каждый день просрочки ему начисляется пеня.

Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки (ст. 75 НК РФ). Данное правило распространяется и на налоги и сборы, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы. Сумма пени рассчитывается по формуле

СП-СР х

1

х Д х СН

                (1)

 

300

 

 

 

где

СП

сумма пени (руб.);

СР

ставка рефинансирования (%);

СН

сумма налога (руб.);

Д – количество дней.

Пример 1. ООО «Флор» за 2005 г. не заплатило налог на прибыль организаций в сумме 100 000 руб. Ставка рефинансирования Центрального банка РФ на момент уплаты составляет 12%. Организация не уплачивает налог, и в соответствии со ст. 75 НК РФ будет начислена пеня за каждый день просрочки. Если ООО «Флор» сможет рассчитаться с бюджетом через полгода, то исходя из того, что последний срок уплаты налога на прибыль организаций за 2005 г. – 28 марта 2006 г., количество дней составит 184. Тогда сумма пени составит

12% х

1

х 181 х 100000 - 7360 руб.

 

300

 

 

Подача заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пени на сумму налога, подлежащую уплате.

Сумма начисленной пени не признается расходом, учитываемым в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций.

Возможен также вариант, когда вместо уплаты пени налогоплательщик может взять кредит в банке или заем у некредитной организации на уплату налога. В этом случае налогоплательщик уплатит налог за счет кредита или займа и будет уплачивать проценты банку (займодавцу), рассчитанные по формуле

СП=СЗ х

БП

 

                (2)

 

12 месяцев

 

 

 

где

СП

сумма процентов по кредиту в банке за один месяц (руб.);

 

СЗ

сумма займа (руб.);

 

БП

банковский процент (%).

 

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму процентов по долговым обязательствам любого вида (кредиты, займы, банковские вклады и иные заимствования). Расходы в виде процентов по долговым обязательствам признаются внереализационными расходами при условии, что размер начисленных процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.

При определении среднего уровня процентов принимается во внимание информация о межбанковских кредитах. Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов, начисленных по обязательству, выданному в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.

Если такие долговые обязательства отсутствуют, то предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования, увеличенной на 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% — по кредитам в иностранной валюте. То есть для целей налогообложения можно использовать следующую формулу:

СП=СЗ х

СУ

 

                (3)

 

12 месяцев

 

 

 

где СУ – средний уровень процентов по межбанковским кредитам.

Пример 2.ООО «Флор» взяло кредит в банке на сумму 100 000 руб. под 19% годовых на срок 6 месяцев. Согласно кредитному договору проценты за пользование кредитом списываются банком с расчетного счета организации ежемесячно. При ставке рефинансирования Центрального банка РФ 12% для целей налогообложения прибыли организация может учесть сумму процентов, исчисленную исходя из ставки 13,2% (12% х 1,1).

Сумма процентов за месяц равна

СП=100000 х

19%

=1583 руб.

 

12

 

 

За шесть месяцев сумма процентов составит

1583 руб. х 6 месяцев = 9498 руб.

В связи с тем что проценты по кредиту уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, налог в будущем налоговом периоде будет уменьшен на сумму, рассчитанную следующим образом:

100000 х

13,2%

=1100 руб.

 

12

 

 

За шесть месяцев сумма процентов составит

1100 руб. х 6 месяцев = 6600 руб.

То есть сумма 6600 руб. будет отнесена к внереализационным расходам по налогу на прибыль организаций и уменьшит налоговую базу в будущем налоговом периоде, вследствие чего налог сократится на 1584 руб. (6600 руб. х 24%).

Величина убытков организации, понесенных в связи с получением кредита в банке, составит 7914 руб. (9498 руб. – 1584 руб.).

Правила изменения срока уплаты налогов, сборов и пеней установлены главой 9 НК РФ.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица (лица, претендующего на такое изменение) имеет место наличие следующих обстоятельств (рис. 2) (ст. 62 НК РФ):

Рис. 2. Случаи невозможности изменения срока уплаты налога, сбора, пени

Отсрочка по уплате налога — это перенос срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока.

Пример 3. Если организация в январе осуществила поставку произведенной продукции для государственных нужд, уплату НДС по совершенным в январе оборотам она обязана произвести до 20 февраля. Однако государственный заказчик не выполнил в установленный срок своих обязательств по оплате поставленной продукции. В связи с этим организация обратилась в Минфин РФ с просьбой перенести срок уплаты НДС по оборотам за январь на три месяца. Просьба предприятия была удовлетворена. В результате этого организация получила право заплатить сумму НДС по январским оборотам до 20 мая.

Рассрочка в отличие от отсрочки представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка, срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока.

Пример 4. В результате стихийного бедствия организации был причинен значительный ущерб, в связи с чем она не смогла в установленный законом срок заплатить причитающиеся к уплате суммы налогов. На сумму задолженности стали начисляться пени. Чтобы прекратить начисление пеней на сумму задолженности, организация обратилась в Минфин РФ с просьбой о предоставлении рассрочки по уплате налогов в федеральный бюджет сроком на четыре месяца. Организация обязалась погасить имеющуюся задолженность перед федеральным бюджетом в течение указанных четырех месяцев равными долями в три этапа.

Отсрочка и рассрочка по уплате налога  могут быть предоставлены как по одному, так сразу и по нескольким налогам. Идентичны порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов. Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из следующих обстоятельств (рис. 3) (ст. 64 НК РФ):

Рис. 3. Условия предоставления отсрочки или рассрочки

В первых двух случаях уполномоченный орган не имеет права отказать обратившемуся к нему лицу в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в пределах соответственно причиненного лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа, если только не установит, что в данном случае имеют место обстоятельства, исключающие возможность изменения срока уплаты налога.

Налоговым кодексом РФ установлено общее правило, согласно которому на сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты, исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период предоставления отсрочки или рассрочки. Сумма процентов рассчитывается по формуле

СП=

1

х СР х

Д

х СН

                     (4)

 

2

 

365

 

 

 

где

СП

сумма процентов (руб.);

СР

ставка рефинансирования (%);

СН

сумма налога (руб.) (при отсрочке – это общая сумма налога, при рассрочке – оставшаяся сумма после каждой уплаты);

Д

количество дней предоставления (для отсрочки – весь срок, для рассрочки – определенный период, если их несколько).

 

Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется лицу в связи с причинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В такой ситуации на сумму задолженности проценты не начисляются.

Пример 5. ООО «Флор» за 2005 г. не заплатило налог на прибыль организаций в сумме 100 000 руб. Ставка рефинансирования Центрального банка РФ на момент уплаты составляет 12%. Единовременная выплата данного налога приводит предприятие к банкротству. Через полгода организация сможет уплатить налог.

Организация в соответствии со ст. 64 НК РФ может подать заявление на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Последний срок уплаты налога на прибыль организаций за 2005 г. – 28 марта 2006 г.

Соответственно, количество дней предоставления отсрочки или рассрочки составит 184 дня. Тогда сумма процентов по предоставленной отсрочке составит

1

х 12% х

184

х 100000

- 3025 руб.

2

 

365

 

 

 

Налоговым кодексом РФ источник выплаты процентов за предоставление отсрочки или рассрочки не определен. Поэтому по разъяснениям Минфина РФ источником выплаты процентов является чистая прибыль предприятия. Это также касается и налогового и инвестиционного налогового кредитов.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган (рис. 4). К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований. Копия заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

 

Рис. 4. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога (ст. 63 НК РФ)

Если отсрочка или рассрочка предоставляется при условии залога имущества или поручительства, то помимо прочего заинтересованное лицо должно приложить к заявлению документы об имуществе или поручительство. В случае неполного представления документов, необходимых для принятия решения, или представления документов, оформленных ненадлежащим образом, уполномоченный орган должен известить об этом заинтересованное лицо с тем, чтобы необходимые документы были ему представлены. При невыполнении данного требования уполномоченного органа заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки возвращается заинтересованному лицу.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Уполномоченный орган в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица о предоставлении отсрочки или рассрочки обязан принять мотивированное решение либо о предоставлении отсрочки или рассрочки, либо об отказе в ее предоставлении.

В том случае, если уполномоченный орган выносит положительное решение, оно оформляется соответствующим актом этого органа, например, в отношении федеральных налогов таким актом будет являться приказ за подписью министра финансов. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки направляется налогоплательщику в трехдневный срок с принятия такого решения уполномоченным органом. Кроме этого, копия решения направляется еще и в налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.

Если решение отрицательное, то есть в предоставлении отсрочки или рассрочки отказано, то сообщение о принятом решении может быть направлено налогоплательщику письмом, составленным в произвольной форме, но с обязательным указанием причин, послуживших основанием для отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки.

В случае отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки у заинтересованного лица имеется возможность обжаловать вынесенное решение в судебном порядке, путем обращения в арбитражный суд с иском о признании решения уполномоченного органа незаконным или необоснованным.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать информацию о сумме задолженности, налоге, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, о сроках и порядке уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях о документах об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительстве. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Действие отсрочки или рассрочки прекращается по истечении срока действия решения уполномоченного органа. Однако прекращение действия отсрочки или рассрочки возможно и до истечения срока ее действия (рис. 5).

Рис. 5. Случаи досрочного прекращения налогового договора об отсрочке или рассрочке уплаты налога (ст. 68 НК РФ)

Законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов.

Механизм предоставления отсрочки или рассрочки представлен на рисунке 6.

Рис. 6. Механизм предоставления отсрочки или рассрочки

Налоговый кредит — это перенос срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года с единовременным или поэтапным погашением задолженности (ст. 65 НК РФ).
Налоговый кредит аналогично отсрочке или рассрочке предоставляется по одному или нескольким налогам. Однако по сравнению с отсрочкой или рассрочкой по уплате налога перечень оснований, по которым может быть предоставлен налоговый кредит, является более узким (рис. 7).

Рис. 7. Основания предоставления налогового кредита

Как и при оформлении отсрочки или рассрочки, так и при предоставлении налогового кредита заинтересованному лицу необходимо подать в уполномоченный орган соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих наличие у него оснований для предоставления налогового кредита.

Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие производится аналогично процедуре предоставления отсрочки или рассрочки, однако для получения налогового кредита одного положительного решения уполномоченного органа недостаточно. При предоставлении налогового кредита НК РФ требует обязательного заключения между заинтересованным лицом и уполномоченным органом договора, составленного по установленной форме.

По мнению ряда ученых (В.Н. Жуков, Ю.А. Крохина), сумма налога (сбора), уплата которой переносится на более поздний срок, может квалифицироваться как кредиторская задолженность организации перед бюджетом или внебюджетным фондом по налоговому кредиту [4, с. 168].

По юридической сущности налоговый кредит является разновидностью бюджетного кредита, который предоставляется на условиях возмездности и при обязательном представлении заемщиком обеспечения своего финансового обязательства по возврату налоговых платежей.

Договор должен быть заключен в течение семи дней после принятия решения о предоставлении кредита. Налоговый кредит предоставляется только при наличии обеспечения в виде залога или поручительства.

Основанием для отказа в предоставлении налогового кредита служат те же обстоятельства, которые исключают возможность предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налогов (рис. 2).

Копия договора в пятидневный срок направляется налоговому органу по месту учета налогоплательщика, на который возлагаются обязанности по контролю за выполнением лицом, получившим налоговый кредит, условий договора о налоговом кредите.

Договор о налоговом кредите должен предусматривать следующие существенные условия: сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

В зависимости от того, по какому основанию предоставляется налоговый кредит на сумму задолженности, подлежат начислению проценты. Согласно НК РФ проценты подлежат начислению только в том случае, если основанием для предоставления налогового кредита служит угроза банкротства лица. Размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита, в два раза превышает размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки. В данном случае проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей за период договора о налоговом кредите:

СП - СР х

Д

х СН

                (5)

 

365

 

 

 

Воспользовавшись данными из примеров 1, 2 и 5, можно произвести расчет суммы процентов по налоговому кредиту:

12% х

184

х 100000

= 6049 руб.

 

365

 

 

 

Соотношение сумм процентов по пене, кредиту в банке, отсрочке и налоговому кредиту представлено в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение сумм процентов по пене, кредиту в банке, отсрочке и налоговому кредиту, руб.

Число дней предоставления

Пеня

Кредит в банке

Отсрочка или рассрочка

Налоговый кредит

184

7360

7914

3025

6049

 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что получение ООО «Флор» отсрочки или рассрочки будет выгоднее примерно в 2,5 раза, нежели уплачивать пеню за неуплату налога или взять кредит в банке, а также в 2 раза – получения налогового кредита.

С точки зрения налогообложения при отсутствии денежных средств для уплаты налога выгоднее получить отсрочку, рассрочку или налоговый кредит и за их счет уплатить налог. Однако если организация не может изменить срок уплаты налога путем применения отсрочки, рассрочки или налогового кредита, то с точки зрения выгодности лучше заплатить пеню, чем взять кредит в банке.

Действие налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего договора. Однако в некоторых случаях договор о налоговом кредите может прекратить свое действие и до истечения срока, на который он был заключен (рис. 8).

Досрочное прекращение действия налогового кредита наступает, если

 

 

\

/

 

 

\

/

 

 

\

/

налогоплательщик уплатил всю причитающуюся сумму налога и сбора и соответствующие проценты до истечения установленного срока

 

 

есть соглашение сторон или решение суда

 

Рис. 8. Случаи досрочного прекращения налогового договора о налоговом кредите

Отсрочки, рассрочки и налоговые кредиты предоставляются в пределах лимитов, которые определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. Такое же правило распространяется и на полномочия территориальных финансовых органов.

Инвестиционный налоговый кредит является самой сложной формой изменения срока уплаты налога.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66 НК РФ).

С экономической точки зрения этот вид налогового кредита — форма бюджетного участия (кредитования) в отдельных приоритетных с точки зрения государства инвестиционных программах организаций. Это основное отличие от отсрочки (рассрочки) или налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется только по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам вне зависимости от вида налога (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, земельный налог).

Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита (рис. 9).

Рис. 9. Основания предоставления инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ)

Важной особенностью инвестиционного налогового кредита является обязательное начисление процентов на сумму кредита, независимо от того, по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ.

По мнению Министерства финансов РФ критерием для определения размера процента служит срок, на который предоставляется кредит, например, в первые 2 года — 1/2 ЦБ; в последующие годы — 3/4 ЦБ. Порядок исчисления и уплаты процентов устанавливается договором.

Так же как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации только при условии заключения с ней договора о залоге имущества или оформлении поручительства. Без такого обеспечения инвестиционный налоговый кредит предоставлен быть не может.

Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, достаточный и составляет от одного года до пяти лет.

Пример 6. В 2006 г. в ООО «Флор» утвержден план технического перевооружения производства, и было закуплено новое оборудование. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предприятия в Минфин РФ с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, поступающему в доход федерального бюджета. Просьба предприятия была удовлетворена, и с предприятием был заключен договор, в соответствии с которым ООО «Флор» в течение двух лет (2006—2007гг.) будет уменьшать свои платежи по налогу на прибыль организаций, поступающему в федеральный бюджет, до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в бюджет в результате всех таких уменьшений, не станет равной сумме инвестиционного налогового кредита, предусмотренного договором. С этого момента ООО «Флор» будет погашать образовавшуюся у него задолженность перед бюджетом, то есть возвращать инвестиционный налоговый кредит и предусмотренные проценты.

Как и при налоговом кредите, предоставление инвестиционного налогового кредита производится в форме договорного правоотношения — путем заключения договора с уполномоченным органом. Договор заключается по решению уполномоченного органа, принятому по поданному организацией заявлению.

По истечении одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица уполномоченный орган должен принять соответствующее решение. В случае положительного решения уполномоченного органа с заинтересованным лицом заключается договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Налоговый кодекс РФ не содержит норм относительно того, в какой срок после вынесения положительного решения с заинтересованным лицом должен быть заключен договор об инвестиционном налоговом кредите. Следовательно, такой срок не должен превышать семи дней с момента вынесения положительного решения аналогично порядку, установленному применительно к заключению договора о налоговом кредите. После заключения договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита копия такого договора в пятидневный срок направляется налоговому органу по месту учета налогоплательщика.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон (ст. 67 НК РФ). Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Прекращение действия инвестиционного налогового кредита осуществляется в том же порядке, что и налоговый кредит. Некоторые различия имеют место лишь в части последствий расторжения договора.

Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого было основанием предоставления кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора о кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

Механизм предоставления налогового и инвестиционного налогового кредита представлен на рисунке 10.

Рис. 10. Механизм предоставления налогового или инвестиционного налогового кредита

Больший срок предоставления налогового и инвестиционного налогового кредита существенно отличает эти формы изменения срока уплаты налогов от отсрочки и рассрочки. Основные отличия налогового и инвестиционного налогового кредита от таких форм изменения срока уплаты налоговых платежей, как отсрочка и рассрочка, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение форм изменения уплаты налогов и сборов

Критерий сравнения

Отсрочка или рассрочка по уплате налога

Налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит

Категория налогоплательщиков

Любые

Только организации

Основания предоставления

По всем, указанным в ст. 64 НК РФ

По установленным ст. 65 НК РФ. Не связаны с осуществлением инвестиций либо определенных видов деятельности

По установленным в ст. 67 НК РФ. Носит целевой характер и предоставляется для поощрения инвестиционной активности

Необходимость заключения договора

Законодательно не закреплено, достаточно принятие положительного решения уполномоченным органом

Обязательно между заинтересованным лицом и соответствующим уполномоченным органом

Необходимость залога или поручительства

Необходимо в некоторых случаях

Всегда необходимо

 

Срок изменения налоговой обязанности

От одного до шести месяцев

От трех месяцев до одного года

От одного года до пяти лет

Начисление процентов на сумму задолженности

На сумму задолженности в зависимости от основания предоставления

По определенным основаниям на сумму задолженности

Всегда начисляются проценты на сумму задолженности

Вид налогов и сборов

По всем видам налогов и сборов

По всем видам налогов

Только по налогу на прибыль организаций, региональным и местным налогам

Сумма

В сумме задолженности по уплате налога (сбора)

Определяется в договоре

Определяется в договоре в соответствии с нормами ст. 67 НК РФ

Порядок погашения

При отсрочке погашаются единовременно, при рассрочке – поэтапно

Могут погашаться поэтапно или единовременно в соответствии с условиями договора

Определен ст. 67

Ограничения

Нет

По суммам, на которые уменьшаются платежи по налогам в отчетном и налоговом периодах

 

В целом же, анализируя положения НК РФ о формах изменения срока уплаты налога (сбора), можно сделать вывод, что налоговый кредит имеет много общего с отсрочкой и рассрочкой. Но сложная процедура получения налогового и инвестиционного налогового кредита, необходимость их обеспечения, а также повышенный размер процентов по сравнению с отсрочкой (рассрочкой) делают их той формой изменения срока уплаты налога (сбора), которая на практике большого распространения не получает.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. – М.: Экономистъ, 2004.
2. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник / Л.Н. Лыкова. – М.: Дело, 2004.
3. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. — М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005.
5. Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста