Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2006
В процессе управления производственной организацией перерабатываются многочисленные потоки разнообразной информации в виде сведений и сообщений об операциях, действиях и процессах производства, отражающих изменения состояний системы в соответствии с ее сложностью и структурными особенностями. Все потоки информации распределяются по объектам управления. Особое место в системе информации, генерируемой в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, занимает экономическая информация. Ведущая роль при этом принадлежит информации, формируемой в системе бухгалтерского учета. Данный приоритет обусловлен тем, что бухгалтерский учет, функционируя в системе управления и охватывая процессы производства, обращения и распределения продукта, формирует полную информацию о кругообороте средств предприятия.
Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской федерации на среднесрочную перспективу, разработанная по решению Правительства Российской Федерации.
Основным направлением развития бухгалтерского учета и отчетности признано повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности (п. 2.1).
Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности (п. 2.1).
Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.
Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом (п. 2.1).
Поскольку «управление начинается с получения и восприятия информации, включает принятие решения на основе информации и завершается контролем выполнения этого решения также на основе соответствующей информации», информация должна быть качественной, своевременной и достоверной. Бухгалтерская информация выступает источником выработки оптимальных управленческих воздействий на конкретный объект, что позволяет совершенствовать и объект, и систему управления в целом.
Организации абразивного производства используют метод учета затрат по фактической себестоимости. Данный метод исключает возможность оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, нарушений технологических процессов, изыскания и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Поэтому наиболее прогрессивными оказываются варианты учета нормативных затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции.
По нашему мнению, в абразивном производстве рационально использовать вариант нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост». В его основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, заработной платы и всех других расходов, связанных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов.
Использование метода «стандарт-кост» предусматривает бухгалтерское отражение отклонений на специальных счетах с подразделением по факторам. Текущий учет изменений норм не ведется. Косвенные расходы относятся на себестоимость в пределах норм, отклонения выявляются с учетом объема производства и относятся на результаты финансовой деятельности.
Использование нормативного метода учета затрат предусматривает применение счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»: по дебету этого счета отражается фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции, по кредиту – нормативная. Учет изменений норм ведется в разрезе причин и инициаторов. Косвенные расходы в сумме фактических затрат распределяются между объектами калькулирования индексным методом. Основными задачами нормативного метода учета затрат на производство являются своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве, содействие выявлению имеющихся в производстве резервов и результатов внутризаводского хозрасчета.
Особенностью варианта нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост» является то, что учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты можно было подразделить на расходы по нормам и отклонения от норм. При этом мы предлагаем вести учет отклонений от норм:
по расходу сырья и материалов;
по суммам начисленной заработной платы;
по учету отклонений по расходам на обслуживание производства и управление.
Вышеуказанные отклонения от норм можно учитывать на счете 36 «Отклонение затрат». Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 36 «Отклонение затрат» на последнее число месяца определяется экономия (перерасход). Экономия, то есть превышение нормативной себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 36 «Отклонение затрат» и дебету счета 90 «Продажи». Перерасход, то есть превышение фактической себестоимости над нормативной, списывается со счета 36 «Отклонение затрат» в дебет счета 90 «Продажи». Нормативная себестоимость будет отражаться на счете 20 «Основное производство».
К счету 36 открываем субсчета:
36.10 – «Отклонение в стоимости материалов»;
36.70 – «Отклонения по заработной плате»;
36.25 – «Отклонение общепроизводственных затрат»;
36.26 – «Отклонение общехозяйственных затрат».
В таблице 1 представлены нормативные и фактические затраты организации абразивного производства, а также отклонения от норм.
Таблица 1
Затраты ОАО «Белгородский абразивный завод» за месяц, руб.
Статьи затрат |
Нормативные затраты |
Фактические затраты |
Экономия (-) / перерасход (+) |
Материальные затраты |
23 853 000 |
23 932 567 |
–79 567 |
Заработная плата |
6 041 599 |
4 715 730 |
1 325 869 |
Общепроизводственные затраты |
978 000 |
995 170 |
–17 170 |
Общехозяйственные затраты |
2 877 620 |
2 163 545 |
714 075 |
Итого |
33 750 219 |
31 807 012 |
1 943 207 |
Сравним фактический метод учета затрат, нормативный метод и вариант нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост», используя данные таблицы 1.
Порядок бухгалтерских записей при использовании варианта нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост» отражен на рисунке 1.
Рис. 1. Схема бухгалтерских записей при использовании варианта нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост»
При использовании метода учета фактических затрат произведенные затраты в учете отражаются следующим образом.
1. Списаны материалы в производство:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы» – 23 932 567 руб.
2. Начислена заработная плата рабочим:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 4 715 730 руб.
3. Списаны общепроизводственные расходы:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» – 995 170 руб.
4. Списаны общехозяйственные расходы:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 26 «Общехозяйственные расходы» – 2 163 545 руб.
5. Фактическая себестоимость выпущенной из производства готовой продукции:
Дебет 43 «Готовая продукция»
Кредит 20 «Основное производство» – 31 807 012 руб.
6. Списывается себестоимость проданной продукции:
Дебет 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит 43 «Готовая продукция» – 31 807 012 руб.
Развернуто схема счета 20 «Основное производство» выглядит следующим образом:
Счет 20 «Основное производство»
Сн.- 0 |
|
23 932 567 |
31 807 012 |
4 715 730 |
|
995 170 |
|
2 163 545 |
|
Об. 31 807 012 |
Об. 31 807 012 |
При применении нормативного метода учета затрат произведенные затраты в учете отражаются так.
1. Списаны материалы в производство:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы» – 23 932 567 руб.
2. Начислена заработная плата:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 4 715 730 руб.
3. Списаны общепроизводственные расходы:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» – 995 170 руб.
4. Списаны общехозяйственные расходы:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 26 «Общехозяйственные расходы» – 2 163 545 руб.
5. Фактическая себестоимость выпущенной из производства готовой продукции:
Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
Кредит 20 «Основное производство» – 31 807 012 руб.
6. Нормативная себестоимость выпущенной из производства готовой продукции:
Дебет 43 «Готовая продукция»
Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» – 33 750 219 руб.
7. Списывается нормативная себестоимость проданной продукции:
Дебет 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит 43 «Готовая продукция» – 33 750 219 руб.
8. Сторнируется сумма экономии:
Дебет 90 «Продажи» |
Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» – 1 943 207 руб. |
Порядок бухгалтерских записей при использовании нормативного метода учета затрат отражен на рисунке 2.
Рис. 2. Схема бухгалтерских записей при использовании нормативного метода учета затрат
Развернуто схемы счетов 20 «Основное производство», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция» выглядят следующим образом:
Счет 20
Сн. – 0 |
|
23 932 567 |
31 807 012 |
4 715 730 |
|
995 170 |
|
2 163 545 |
|
Об. 31 807 012 |
Об. 31 807 012 |
Ск. – 0 |
|
Счет 40
Сн. – 0 |
|
31 807 012 |
33 750 219 |
|
1 943 207 руб. |
Об. 31 807 012 |
Об. 31 807 012 |
Ск. – 0 |
|
Счет 43
Сн. – 0 |
|
33 750 219 |
33 750 219 |
Об. 33 750 219 |
Об. 33 750 219 |
Ск. – 0 |
|
Таким образом, общая сумма экономии составила 1 943 207 руб., но сразу не можем ответить, в связи с чем произошла экономия.
Теперь отразим в учете произведенные затраты по варианту нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост»:
1. Списаны материалы в производство:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы» – 23 853 000 руб.
2. Отражено отклонение в стоимости материалов:
Дебет 36/10 «Отклонение в стоимости материалов»
Кредит 10 «Материалы» – 79 567 руб.
3. Начислена заработная плата:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 6 041 599 руб.
4. Отражено отклонение по заработной плате:
Дебет 36/70 «Отклонения по заработной плате» |
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 1 325 869 руб. |
5. Списаны общепроизводственные расходы:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» – 978 000 руб.
6. Отражено отклонение общепроизводственных расходов:
Дебет 36/25 «Отклонение общепроизводственных затрат»
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» – 17 170 руб.
7. Списаны общехозяйственные расходы:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 26 «Общехозяйственные расходы» – 2 877 620 руб.
8. Отражено отклонение общехозяйственных расходов:
Дебет 36/26 «Отклонение общехозяйственных затрат» |
Кредит 26 «Общехозяйственные затраты» – 714 075 руб. |
9. Нормативная себестоимость выпущенной из производства готовой продукции:
Дебет 43 «Готовая продукция»
Кредит 20 «Основное производство» – 33 750 219 руб.
10. Списывается нормативная себестоимость проданной продукции:
Дебет 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит 43 «Готовая продукция» – 333 750 219 руб.
11. Отражается экономия:
Дебет 90 «Продажи» |
Кредит 36 «Отклонение затрат» – 1 943 207 руб. |
Развернуто схемы счетов 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция» и 36 «Отклонение затрат» выглядят следующим образом:
Счет 20
Сн. – 0 |
|
23 853 000 |
|
6 041 599 |
|
978 000 |
|
2 877 620 |
333 750 219 |
Об. 333 750 219 |
Об. 333 750 219 |
Ск. – 0 |
|
Счет 43
Сн. – 0 |
|
333 750 219 |
333 750 219 |
Об. 333 750 219 |
Об. 333 750 219 |
Ск. – 0 |
|
Счет 36
Сн. – 0 |
|
79 567 |
|
|
|
17 170 |
|
|
1 943 207 |
Об. 1 943 207 |
Об. 1 943 207 |
Ск. – 0 |
|
Таким образом, общая сумма экономии составила 1 943 207 руб., и мы видим, за счет каких статей затрат.
Из «Сводной ведомости производственных расходов за месяц» (табл. 2) видно, что на общую сумму экономии положительно повлияло снижение расходов на оплату труда и общехозяйственных расходов на 1 325 869 руб. и 714 075 руб. соответственно. Фактическую и нормативную себестоимость готовой продукции также можно увидеть в сводной ведомости. Причем ведомость составляется на основании данных счетов синтетического и аналитического учета по каждому месту возникновения затрат (цеху, участку и т. д.) и по организации в целом.
Таблица 2
Сводная ведомость производственных расходов за месяц
№ |
С кредита счетов (виды |
Элементы затрат на производство (руб.) |
||||
|
В дебет счетов |
Материальные затраты |
Заработная плата |
Общепроизводственные |
Общехозяйственные |
Итого |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
Основное производство (нормативная себестоимость) |
23 853 000 |
6 041 599 |
978 000 |
2 877 620 |
33 750 219 |
36 |
Отклонение затрат |
79 567 |
–1 325 869 |
17 170 |
–714 075 |
–1 943 207 |
36.10 |
Отклонение в стоимости материалов |
79 567 |
|
|
|
79 567 |
36.70 |
Отклонения по заработной плате |
|
–1325869 |
|
|
–1 325 869 |
36.25 |
Отклонение общепроизводственных затрат |
|
|
17 170 |
|
1 717 |
36.26 |
Отклонение общехозяйственных затрат |
|
|
|
–714075 |
–714 075 |
Итого статьи затрат (фактическая себестоимость) |
23 932 567 |
4 715 730 |
995 170 |
2 163 545 |
31 807 012 |
После выбора метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции для организации управленческого учета в организациях абразивного производства с целью получения оперативных данных о величине затрат и эффективности использования ресурсов необходимо разработать План счетов для управленческого учета.
Для этого в утвержденный Минфином План счетов вводим субсчета, которые потребуются для получения данных, необходимых для управленческого учета. Исходя из специфики абразивного производства, можно дополнительно ввести дополнительные субсчета к счетам. Рабочий план счетов по счетам затрат оформим в виде таблицы 3.
Таблица 3
Рабочий план счетов по счетам затрат, разработанный исходя из специфики абразивного производства
№ счета/ субсчета |
Название счета (субсчета) |
1 |
2 |
10 |
Материалы |
10.1 |
Основные виды сырья |
10.1.1 |
Смола |
10.1.2 |
Шлифзерно |
10.1.3 |
Ткань |
10.1.4 |
Шлифшкурка |
10.2 |
Прочие материалы |
10.3 |
Топливо |
10.3.1 |
Бензин |
10.3.2 |
Дизельное топливо |
10.3.3 |
Масла и смазочные материалы |
20 |
Основное производство |
20.1 |
Прямые расходы |
20.1.1 |
Цех №1 |
20.1.1.1 |
Прямые переменные расходы |
20.1.1.2 |
Прямые постоянные расходы |
20.1.2 |
Цех №2 |
20.1.2.1 |
Прямые переменные расходы |
20.1.2.1.1 |
Шлифовальная шкурка на бумажной основе |
20.1.2.1.2 |
Шлифовальная шкурка на тканевой основе |
20.1.2.2 |
Прямые постоянные расходы |
20.1.2.2.1 |
Шлифовальная шкурка на бумажной основе |
20.1.2.2.2 |
Шлифовальная шкурка на тканевой основе |
20.1.3 |
Цех изделий |
20.1.3.1 |
Прямые переменные расходы |
20.1.3.2 |
Прямые постоянные расходы |
20.2 |
Косвенные расходы |
25 |
Общепроизводственные расходы |
25.1 |
Эксплуатация оборудования |
25.2 |
Износ оборудования |
25.3 |
Текущий ремонт оборудования и транспортных средств |
25.4 |
Капитальный ремонт оборудования и транспортных средств |
25.5 |
Внутренняя перевозка грузов |
25.6 |
Электроэнергия |
25.7 |
Прочие расходы |
26 |
Общехозяйственные расходы |
26.01 |
Представительские расходы нормируемые |
26.02 |
Командировочные расходы нормируемые |
26.02.1 |
Командировочные расходы рабочих нормируемые |
26.02.2 |
Командировочные расходы АУП нормируемые |
26.03 |
Расходы на рекламу нормируемые |
26.04 |
Зарплата АУП |
26.05 |
Начисления на зарплату |
26.06 |
Подготовка кадров |
26.07 |
Почтово-канцелярские расходы |
26.08 |
Информационные расходы |
26.09 |
Транспортный налог |
26.10 |
Земельный налог |
26.11 |
Содержание вневедомственной охраны |
26.12 |
Содержание служебного легкового автотранспорта |
26.13 |
Содержание зданий / оборудования |
26.14 |
Содержание техотдела |
26.15 |
Содержание зданий и сооружений |
26.17 |
Содержание лабораторий и ОТК |
26.18 |
Износ основных средств |
26.19 |
Расходы по охране окружающей среды |
26.20 |
Расходы по охране транспорта и территории |
26.21 |
Расходы по рационализаторству и изобретениям |
26.22 |
Спецмолоко |
26.23 |
Аудиторские услуги |
26.24 |
Спецодежда |
26.25 |
Прочие расходы |
26.26 |
Постоянные разницы |
26.26.01 |
Представительские расходы ненормируемые |
26.26.02 |
Командировочные расходы ненормируемые |
26.26.03 |
Расходы на рекламу ненормируемые |
36 |
Отклонение затрат |
36.10 |
Отклонение в стоимости материалов |
36.70 |
Отклонения по заработной плате |
36.25 |
Отклонение общепроизводственных затрат |
36.26 |
Отклонение общехозяйственных затрат |
При разработке рабочего плана счетов по счетам затрат следует отказаться и от автономной, и от интегрированной систем учета. Для сохранения коммерческой тайны в условиях автоматизированного учета необходимо ввести различные уровни доступа к информации, отраженной на счетах бухгалтерского учета.
После составления рабочего плана счетов необходимо распределить расходы организации по центрам затрат и поддержки (рис. 3).
Расходы организации |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
/ |
|
|
|
|
\ |
/ |
|
|
|
Центр затрат |
|
|
|
Центр поддержки |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
/ |
\ |
/ |
\ |
/ |
|
\ |
/ |
\ |
/ |
Цех №1 |
Цех №2 |
Цех готовых изделий |
|
Общие расходы |
Административные расходы |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
/ |
\ |
/ |
\ |
/ |
|
|
|
|
|
Участок шлифовальных лент |
Участок лепестковые круги |
Участок товаров народного потребления |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3. Центры затрат и поддержки
Важным условием организации бухгалтерского учета по центрам затрат является возможность нормирования и установления задания на снижение издержек производства, а также получение учетной информации о фактической величине расходов по каждому центру затрат. В зависимости от уровня управления производством в качестве автономного центра затрат можно рассматривать организацию в целом, цех, участок, группу оборудования и машин и т. д. Многие из таких центров затрат — самостоятельные хозрасчетные подразделения и, следовательно, совпадают с центрами ответственности.
В центре затрат учитывают все расходы, связанные с производством абразивной продукции в разрезе цехов и участков. В центре поддержки отражают затраты, связанные с управлением производством и организацией в целом. Впоследствии эти суммы относят на центр затрат.
Чтобы проанализировать, где произошел перерасход ресурсов, а где получилась экономия, какие факторы на это повлияли, необходимо составить бюджет затрат (табл. 4). За план можно принять утвержденные нормативы, показатели работы организации в предыдущем году (или за тот период, когда прибыль была максимальной) и др.
Таблица 4
Бюджет затрат организации абразивного производства за отчетный период (руб.)
Статьи затрат |
План |
Факт |
Экономия «-» / перерасход«+» |
1 |
2 |
3 |
4 |
Материальные затраты |
23 853 000 |
23 932 567 |
79 567 |
Сырье и материалы |
21 760 000 |
21 858 295 |
98 295 |
Смола |
5 400 000 |
5 456 789 |
56 789 |
Шлифзерно |
9 960 000 |
9 970 041 |
10 041 |
Ткань |
1 150 000 |
1 140 395 |
–9 605 |
Шлифшкурка |
4 500 000 |
4 543 211 |
43 211 |
Топливо |
158 000 |
153 242 |
–4 758 |
Масла и смазочные материалы |
36 000 |
38 542 |
2 542 |
Запчасти |
92 000 |
91 298 |
– 702 |
Строительные материалы |
96 000 |
96 436 |
436 |
Прочие материалы |
368 000 |
368 341 |
341 |
Пользование ресурсами |
696 000 |
687 497 |
–8 503 |
Электроэнергия |
590 000 |
581 589 |
–8 411 |
Вода |
106 000 |
105 908 |
–92 |
Основные средства до 10 000 руб. |
170 000 |
165 320 |
–4 680 |
Прочие материальные затраты |
1 227 000 |
1 221 455 |
–5 545 |
Почтово-канцелярские товары |
85 000 |
85 622 |
622 |
Спецмолоко |
14 000 |
13 250 |
–750 |
Спецодежда |
45 000 |
45 158 |
158 |
Хозинвентарь |
230 000 |
229 448 |
–552 |
Содержание зданий и сооружений |
300 000 |
301 349 |
1 349 |
Содержание лабораторий, ОТК |
127 000 |
126 219 |
–781 |
Содержание техотдела |
360 000 |
354 228 |
–5 772 |
Содержание служебного легкового автотранспорта |
66 000 |
66 181 |
181 |
Содержание персонала |
6 147 599 |
4 820 335 |
–1 327 264 |
Заработная плата и ЕСН |
6 041 599 |
4 715 730 |
–1 325 869 |
Заработная плата производственного персонала |
2 697 415 |
2 286 619 |
–410 796 |
ЕСН производственного персонала |
974 794 |
823 421 |
–151 373 |
Заработная плата непроизводственного персонала |
1 808 223 |
1 238 257 |
–569 966 |
ЕСН непроизводственного персонала |
561 167 |
367 433 |
–193 734 |
Прочие затраты на персонал |
106 000 |
104 605 |
–1 395 |
Подготовка кадров |
72 000 |
72 204 |
204 |
Командировки рабочих |
0 |
0 |
0 |
Командировки АУП |
32 000 |
31 384 |
–616 |
Прочие затраты на персонал |
2 000 |
1 017 |
–983 |
Амортизация |
1 846 000 |
1 845 531 |
–469 |
Амортизация основных средств |
1 800 000 |
1 799 639 |
–361 |
Амортизация нематериальных активов |
46 000 |
45 892 |
–108 |
Прочие затраты |
1 380 230 |
1 448 420 |
68 190 |
Налоги |
187 000 |
186 646 |
–354 |
Налог на землю |
120 000 |
118 050 |
–1 950 |
Прочие налоги |
67 000 |
68 596 |
1 596 |
Реклама |
0 |
0 |
0 |
Консультации и юридические услуги |
57 730 |
106 922 |
49 192 |
Информационные расходы |
7 000 |
8 173 |
1 173 |
Аудиторские услуги |
41 730 |
89 593 |
47 863 |
Юридические услуги |
9 000 |
9 156 |
156 |
Расходы на связь |
49 000 |
49 583 |
583 |
Расходы на ремонт и обслуживание |
978 000 |
995 170 |
17 170 |
Эксплуатация оборудования |
343 000 |
344 994 |
1 994 |
Текущий ремонт оборудования и транспорта |
535 000 |
534 809 |
–191 |
Капитальный ремонт |
0 |
0 |
0 |
Внутренняя перевозка грузов |
100 000 |
115 367 |
15 367 |
Прочие затраты |
108 500 |
110 099 |
1 599 |
Услуги по охране |
1 500 |
1 511 |
11 |
Расходы по охране окружающей среды |
25 000 |
25 000 |
0 |
Услуги банка |
63 000 |
63 750 |
750 |
Расходы по рационализаторству и изобретениям |
1 000 |
0 |
–1 000 |
Представительские расходы |
18 000 |
19 838 |
1 838 |
Прочие затраты |
0 |
0 |
0 |
Итого |
33 226 829 |
32 046 853 |
–1 179 976 |
Расходы за отчетный период составили 32 046 853 руб., что на 1 179 976 руб. меньше, чем планировалось. Это связано, в первую очередь, с уменьшением затрат на содержание персонала на 1 327 264 руб., также выявлен перерасход материальных затрат на 79 567 руб.
После выявления отклонений в бюджете затрат можно понять, насколько эти отклонения существенны. Для этого следует определить структуру затрат (табл. 5).
Таблица 5
Структура затрат организации абразивного производства за отчетный период
Статьи затрат |
Руб. |
% |
1 |
2 |
3 |
Материальные затраты |
23 932 567 |
74,68 |
Сырье и материалы |
21 858 295 |
68,21 |
Смола |
5 456 789 |
17,03 |
Шлифзерно |
9 970 041 |
31,11 |
Ткань |
1 140 395 |
3,559 |
Шлифшкурка |
4 543 211 |
14,18 |
Топливо |
153 242 |
0,478 |
Масла и смазочные материалы |
38 542 |
0,12 |
Запчасти |
91 298 |
0,285 |
Строительные материалы |
96 436 |
0,301 |
Прочие материалы |
368 341 |
1,149 |
Пользование ресурсами |
687 497 |
2,145 |
Электроэнергия |
581 589 |
1,815 |
Вода |
105 908 |
0,33 |
Основные средства до 10 000 руб. |
165 320 |
0,516 |
Прочие материальные затраты |
1 221 455 |
3,811 |
Почтово- канцелярские товары |
85 622 |
0,267 |
Спецмолоко |
13 250 |
0,041 |
Спецодежда |
45 158 |
0,141 |
Хозинвентарь |
229 448 |
0,716 |
Содержание зданий и сооружений |
301 349 |
0,94 |
Содержание лабораторий, ОТК |
126 219 |
0,394 |
Содержание техотдела |
354 228 |
1,105 |
Содержание служебного легкового автотранспорта |
66 181 |
0,207 |
Содержание персонала |
4 820 335 |
15,04 |
Заработная плата и ЕСН |
4 715 730 |
14,72 |
Заработная плата производственного персонала |
2 286 619 |
7,135 |
ЕСН производственного персонала |
823 421 |
2,569 |
Заработная плата непроизводственного персонала |
1 238 257 |
3,864 |
ЕСН непроизводственного персонала |
367 433 |
1,147 |
Прочие затраты на персонал |
104 605 |
0,326 |
Подготовка кадров |
72 204 |
0,225 |
Командировки рабочих |
0 |
0 |
Командировки АУП |
31 384 |
0,098 |
Прочие затраты на персонал |
1 017 |
0,003 |
Амортизация |
1 845 531 |
5,759 |
Амортизация основных средств |
1 799 639 |
5,616 |
Амортизация нематериальных активов |
45 892 |
0,143 |
Прочие затраты |
1 448 420 |
4,52 |
Налоги |
186 646 |
0,582 |
Налог на землю |
118 050 |
0,368 |
Прочие налоги |
68 596 |
0,214 |
Реклама |
0 |
0 |
Консультации и юридические услуги |
106 922 |
0,334 |
Информационные расходы |
8 173 |
0,026 |
Аудиторские услуги |
89 593 |
0,28 |
Юридические услуги |
9 156 |
0,029 |
Расходы на связь |
49 583 |
0,155 |
Расходы на ремонт и обслуживание |
995 170 |
3,105 |
Эксплуатация оборудования |
344 994 |
1,077 |
Текущий ремонт оборудования и транспорта |
534 809 |
1,669 |
Капитальный ремонт |
0 |
0 |
Внутренняя перевозка грузов |
115 367 |
0,36 |
Прочие затраты |
110 099 |
0,344 |
Услуги по охране |
1 511 |
0,005 |
Расходы по охране окружающей среды |
25 000 |
0,078 |
Услуги банка |
63 750 |
0,199 |
Расходы по рационализаторству и изобретениям |
0 |
0 |
Представительские расходы |
19 838 |
0,062 |
Прочие затраты |
0 |
0 |
Итого |
32 046 853 |
100 |
В ходе произведенного анализа было выявлено, что основная часть расходов приходится на материальные затраты, а именно на сырье и материалы. Следовательно, перерасход сырья и материалов существенно влияет на себестоимость продукции, так как доля этих расходов составляет 74,68%. Вторая по величине статья затрат – это расходы на содержание персонала (доля этих расходов в общей сумме затрат составляет 15,04%).
После определения структуры затрат руководство организации должно принять решение об анализе наиболее существенных из них. Бухгалтер оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При определении уровня существенности можно воспользоваться Правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
При разработке плана анализа отклонений от норм бухгалтер устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) отклонений. Также необходимо рассмотреть возможность отклонений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на себестоимость продукции.
Для определения уровня существенности отклонений от норм используем систему базовых показателей (в нашем случае это элементы затрат) (табл. 6).
Таблица 6
Система базовых показателей и порядок определения уровня существенности
Статьи затрат |
Значение базового показателя затрат, руб. |
Уровень существенности показателя, % |
Значение, определяемое для определения уровня существенности, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Материальные затраты |
23 932 567 |
74,68 |
17 872 841,04 |
Содержание персонала |
4 820 335 |
15,04 |
724 978,384 |
Амортизация |
1 845 531 |
5,759 |
106 284,1303 |
Прочие затраты |
1 448 420 |
4,52 |
65 468,584 |
Порядок определения уровня существенности статей затрат организацией определяется самостоятельно. Бухгалтеру необходимо установить критерий существенности в рублях или в процентах от общей суммы затрат организации.
На основании данных таблицы 6 составим следующий расчет.
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(23 932 567 + 4 820 335 + 1 845 531 + 1 448 420) : 4 = 8 011 713 руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на 81,92 % ((8 011 713 – 1 448 420) : 8 011 713 х 100 %).
Наибольшее значение отличается от среднего на 198,72% ((23 932 567 – 8 011 713) : 8 011 713 х 100%).
Новое среднее арифметическое составит 3 332 933 руб. ((4 820 335 + 1 845 531) : 2).
Полученную величину допустимо округлить до 3 000 000 руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет 9,99% ((3 332 933 – 3 000 000) : 3 332 933 х 100), то есть находится в пределах 20%.
Таким образом, для определения существенности отклонения фактических затрат от норм принимается уровень существенности в 3 млн руб. Причем уровень существенности необходимо пересчитывать ежегодно.
Установленный таким образом единый уровень существенности распределяется между значительными статьями затрат в соответствии с их удельным весом в общем итоге (табл. 7). К значительным относим статьи затрат с удельным весом в общем итоге затрат свыше 1%.
Таблица 7
Определение уровня существенности значительных статей затрат
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
Доля статьи в общем итоге, % |
Уровень существенности |
Экономия «-» / перерасход «+» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Материальные затраты |
23 932 567 |
74,68 |
2 240 400 |
79 567 |
Сырье и материалы |
21 858 295 |
68,21 |
2 046 300 |
98 295 |
Смола |
5 456 789 |
17,03 |
510 900 |
56 789 |
Шлифзерно |
9 970 041 |
31,11 |
933 300 |
10 041 |
Ткань |
1 140 395 |
3,559 |
106 770 |
–9 605 |
Шлифшкурка |
4 543 211 |
14,18 |
425 400 |
43 211 |
Прочие материалы |
368 341 |
1,149 |
34 470 |
341 |
Пользование ресурсами |
687 497 |
2,145 |
64 350 |
–8 503 |
Электроэнергия |
581 589 |
1,815 |
54 450 |
–8 411 |
Прочие материальные затраты |
1 221 455 |
3,811 |
114 330 |
–5 545 |
Содержание техотдела |
354 228 |
1,105 |
33 150 |
–5 772 |
Содержание персонала |
4 820 335 |
15,04 |
451 200 |
–1 327 264 |
Заработная плата и ЕСН |
4 715 730 |
14,72 |
441 600 |
–1 325 869 |
Заработная плата производственного персонала |
2 286 619 |
7,135 |
214 050 |
–410 796 |
ЕСН производственного персонала |
823 421 |
2,569 |
77 070 |
–151 373 |
Заработная плата непроизводственного персонала |
1 238 257 |
3,864 |
115 920 |
–569 966 |
ЕСН непроизводственного персонала |
367 433 |
1,147 |
34 410 |
–193 734 |
Амортизация |
1 845 531 |
5,759 |
172 770 |
–469 |
Амортизация основных средств |
1 799 639 |
5,616 |
168 480 |
–361 |
Прочие затраты |
1 448 420 |
4,52 |
135 600 |
68 190 |
Консультации и юридические услуги |
106 922 |
0,334 |
10 020 |
49 192 |
Расходы на ремонт и обслуживание |
995 170 |
3,105 |
93 150 |
17 170 |
Эксплуатация оборудования |
344 994 |
1,077 |
32 310 |
1 994 |
Текущий ремонт оборудования и транспорта |
534 809 |
1,669 |
50 070 |
–191 |
Прочие затраты |
110 099 |
0,344 |
10 320 |
1 599 |
Итого статьи затрат |
32 046 853 |
100 |
3 000 000 |
–1 179 976 |
Оценка существенности отклонений, относящаяся к отдельным статьям затрат, помогает бухгалтеру решить, какие статьи затрат проверять, что в свою очередь позволяет в совокупности уменьшить трудоемкость анализа выявленных отклонений.
Сравнив уровень существенности статей затрат с их отклонением, можно сделать вывод, что существенной признается экономия расходов на содержание персонала и перерасход расходов на консультации и юридические услуги. Необходимо выявить причины возникновения отклонений по этим статьям затрат и принять меры, направленные на минимизацию или устранение возникших отклонений.
Себестоимость продукции зависит от условий производства в отдельных цехах и на участках. Поэтому очень важно организовать повседневный учет себестоимости продукции для контроля за ее уровнем в каждом цехе и участке в ходе оперативного управления ими. Однако ежедневное определение себестоимости продукции в указанном разрезе громоздко, поэтому определяют затраты на производство объема работ.
Детальный анализ различных методов учета и практический опыт, приобретенный на объекте исследования, позволили разработать вариант нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост» для абразивного производства. При применении данного метода появляется возможность выявленные отклонения списывать напрямую на финансовые результаты деятельности, а не на производство. Следовательно, отпадает необходимость в применении счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», поскольку себестоимость продукции сразу формируется на счете 20 «Основное производство» по нормативной себестоимости. Это, в свою очередь, позволяет приблизить отечественную систему нормативного учета к зарубежной системе учета «стандарт-кост» (Standard Costing).
ЛИТЕРАТУРА
1. |
Жебрак М.Х. Принципы организации анализа себестоимости. — М.: Изд. сектор ведомственной литературы ОНТИ НКТП, 1935. |
2. |
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд. стер. – М.: Омега-Л, 2005. |
3. |
Типовые указания по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ): Утверждены Министерством финансов СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР 24 января 1983 г. № 12. |
4. |
Карпова Т.П. Основы управленческого учета. – М.: ИНФРА-М,1997. |