Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами на качество новой продукции



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №2 год - 2011


Попова Т.Д.,
д. э. н., профессор кафедры бухгалтерского учета
Южно-Российского государственного
университета экономики и сервиса,

Ребедаев А.Н.,
к. э. н., старший преподаватель Новошахтинского
филиала Южного федерального университета,

 

В условиях преодоления финансового кризиса одну из приоритетных ролей в экономической деятельности отечественных предприятий приобретают вопросы, связанные с обеспечением качества продукции, в том числе и новой продукции.

Под экономикой нового или улучшенного продукта различные авторы понимают совокупность хозяйственных отношений не только по поводу разработки, освоения, производства, но и продажи данных продуктов, а также соответствующий им механизм. В условиях жесткой конкуренции у руководителей организаций все более востребованной становится научно-техническая и маркетинговая информация, а также возникает потребность в локализации затрат и доходов с целью оценки эффективности использования имеющихся ресурсов. Существующая система бухгалтерского учета не позволяет подготавливать информацию о затратах на качество новой продукции, так как данные затраты отражаются в учете в обобщенном виде (учитываются котловым способом).

Для сбора информации и решения проблемы учетно-аналитического обеспечения управления затратами на качество новой продукции рекомендуем выделение в финансовом учете учетного (или в рамках управленческого учета – отчетного) сегмента «разработка, производство и продажа новой продукции с учетом ее качества» (рис. 1). Данный сегмент представляет собой совокупность информации, раскрывающей деятельность организации по освоению новой продукции посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации. Перечень прочих учетных сегментов определяется организацией исходя из ее организационной и управленческой структуры. В рамках данного операционного сегмента будет подготавливаться информация об использовании оборотных и внеоборотных активов, образовании обязательств, доходах и расходах по операциям, связанным с разработкой, производством и продажей новой продукции с учетом ее качества.

В организациях разрабатываются специальные аналитические разрезы плана счетов по центрам ответственности в рамках сегмента. Он может быть привязан к действующему плану счетов финансово-хозяйственной деятельности или ориентироваться на специальные счета управленческой бухгалтерии. Данные коды указываются на первичных документах по учету расхода материалов, заработной платы и др. Таким образом, аналитический учет разработки и выпуска новой продукции будет выглядеть следующим образом (на примере счета затрат) (рис. 2).

Для обособления затрат на освоение новой продукции с учетом ее качества необходимо провести группировку учетных документов и внести соответствующие изменения в организацию первичного и синтетического учета. При этом в рабочем плане счетов необходимо выделение соответствующих субсчетов. К каждому из используемых счетов открывается аналитический счет n-го порядка, отражающий принадлежность сведений к учетному сегменту.

Если на предприятии используется вариант выделения учетного сегмента в рамках управленческого учета, то рекомендуем использовать счета управленческого учета.

В табл. 1 дан состав затрат на подготовку освоения новой продукции с учетом ее качества.


В рамках рекомендованного учетного сегмента нами предлагается вести и учет затрат на качество сервиса при продаже новой продукции. В табл. 2 представлена рекомендуемая номенклатура статей аналитического учета затрат на качество сервиса при продаже новой продукции на счете 44 «Расходы на продажу».

Для учета и распределения затрат по местам формирования рекомендуется составлять специальную ведомость (табл. 3). Такая ведомость составляется по каждому месту затрат, центру ответственности, по предприятию в целом.

По приведенным данным мы можем судить о том, что наибольший удельный вес при производстве нового изделия «Ролик канатной дороги ЛФ-8» составляют материальные затраты (36,4%). Однако совокупная доля затрат на операции, связанные с обеспечением качества новой продукции (строки 1–4), составляет 54,5%, что подтверждает актуальность и высокую значимость соответствующей информации о затратах на качество новой продукции для целей управления.

Современная концепция бухгалтерского учета в качестве исходного положения при принятии управленческих решений предусматривает использование аналитической (обработанной) информации. Учтено-аналитические отчеты о затратах на качество для целей управленческого планирования должны содержать вариативные значения показателей качества и затрат при  различных вариантах их соотношения.

Вопросы анализа разработки, освоения и продажи новой продукции с учетом ее качества и соответствующих затрат в отечественной теории и практике освещены слабо и практически не встречаются.

Анализ качества новой продукции, целью которого является формирование аналитического обеспечения управления, необходимо начинать именно с анализа соответствия проданной новой продукции стандартам. Затем для целей снижения общей суммы затрат на качество при производстве новой и улучшаемой продукции важное значение приобретает анализ проекта планируемых изменений (в данной сфере не проводился). Целесообразно проводить данный анализ по следующим этапам:
1) анализ предварительных результатов (проводится до начала внедрения новой или улучшенной продукции в производство);
2) текущий анализ (проводится во время изготовления новой или улучшенной продукции);
3) последующий анализ (подведение итогов и планирование устранения выявленных ошибок или недоработок).

На всех трех этапах должны осуществляться также оценка и анализ значений показателей качества новой продукции (их перечень определяется индивидуально для каждого вида новой продукции) в динамике. Классификация показателей качества может быть представлена следующими видами:
– технические – различные технические характеристики;
– коммерческие – показатели востребованности и возможности сбыта;
– экономические – показатели финансовой эффективности;
– социальные – показатели общественной значимости новой продукции;
– экологические – показатели экологических последствий производства, эксплуатации и утилизации новой продукции.

Рекомендуем провести градацию представленных групп показателей качества новой продукции следующим образом (табл. 4).

Значение итогового показателя группы (КГ) получаем, применив формулу:

где В – удельный вес показателя в группе (причем  1); РП – рейтинговое значение показателя качества данной группы, присвоенное специалистами предприятия (причем  – количество показателей в данной группе зависит от вида новой продукции и рассчитывается аналитическим путем.

Затем в зависимости от итогового значения показателей групп качества новой продукции конкретному виду новой продукции присваивается класс (табл. 5).

После присвоения классов нескольким видам новой продукции составляется сводный отчет (табл. 6) для подготовки принятия управленческого решения о производстве новой продукции.

 

После этого необходимо проводить анализ показателей качества всей продукции.

Проведение анализа затрат на качество при производстве новой продукции основывается на ведении двух отчетных форм и проведении анализа выявленных отклонений:
– сводный отчет о затратах на качество, содержащий полную информацию о затратах на качество за отчетный период. Это позволяет проводить сравнение отчетных показателей с запланированными, отсле живать динамику затрат, а также выявлять изменения структуры затрат на качество;
– отчет о потерях от внутреннего брака и о потерях от внешнего брака, который должен содержать информацию о внутреннем и внешнем браке с разбивкой по статьям калькуляции, что позволяет сравнивать плановые показатели с фактическими, а также с показателями за отчетный период.

Выявленные в данных отчетных формах отклонения анализируются по причинам отклонений, то есть по статьям затрат на качество. Мы рекомендуем проводить их в разрезе статей затрат на качество новой продукции.

Литература
1. Аверчев И.В. Управленческие учет и отчетность. Постановка и внедрение. – М. : Вершина, 2007.
2. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством : учеб. пособие. – М. : Кнорус, 2007.
3. Крюков И., Шадрин А. Менеджмент риска как инструмент постоянного улучшения // Стандарты и качество. – 2009. – № 2.
4. Леонова И.Т. Управление затратами на качество продукции : учеб. пособие. – СПб. : СПб ГУЭФ, 2009.
5. Мудрин Д. Пути выявления резервов и повышения управляемости предприятий // Аудит и налогообложение. – 2009. – № 2.

17.06.2014

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста