Механизмы налогового стимулирования эколого-ориентированных инвестиций



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2010


Ровенских В.А.,
доцент Губкинского филиала
ГОУ ВПО «БГТУ им. В.Г. Шухова»


Клемезь Т.Н.,
ст. преподаватель Губкинского филиала
ГОУ ВПО «БГТУ им. В.Г. Шухова»


Статья посвящена инвестициям в эколого-ориентированные области экономики, а также разработке механизмов их налогового стимулирования. Проведен анализ мер налогового стимулирования инвестиционной деятельности, принятых в период с 2008 по 2009 г. Предложены мероприятия по стимулированию инвестиционной деятельности организаций, которые направлены на сохранение и восстановление окружающей природной среды.


Для всего цивилизованного общества давно является общепризнанным факт того, что инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения. Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов зависит в значительной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций.


Ввиду приоритетной роли инвестиций в общем экономическом и социальном развитии  инвестиционная деятельность развивается не только под влиянием «невидимой руки» рынка, она также регулируется и стимулируется государством. Важной составляющей общей государственной политики является инвестиционная политика, главной задачей которой является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов. Одним из основных принципов инвестиционной политики государства является проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки налоговой системы, а также совершенствование амортизационной политики.


Эффективная макроэкономическая стратегия, развитие и формирование развитых рыночных отношений должны осуществляться в тесном взаимодействии инвестиционной и налоговой политики. Инвестиционная политика во многом зависит от налогового климата в стране: если он благоприятен, то имеется реальная перспектива развития инвестиционной деятельности, и наоборот, при неблагоприятных налоговых условиях инвестиционная деятельность снижается. Налоговая компонента является одной из важнейших составляющих инвестиционной политики.


В 2008–2009 гг. налоговая система в нашей стране была существенно преобразована в направлении стимулирования инвестиционной деятельности и были выработаны меры, которые можно объединить в четыре группы в зависимости от направления их воздействия. В частности, это общие меры; меры, направленные на поддержку инвестиций в основные средства; меры стимулирования инвестиций в человеческий капитал, а также меры на поддержку инвестиций в НИОКР.


К общим мерам налогового стимулирования инвестиционной деятельности относятся:
- (заявительный) порядок возмещения НДС (с 1 января 2010 г.);
- установление возможности принимать к вычету НДС с уплаченных авансов в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) (с 1 января 2009 г.);
- снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% (с 1 января 2009 г.);
- изменение порядка отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам (повышенная норма действовала с 1 августа по 31 декабря 2009 г., продлена до 30 июня 2010 г.).


К мерам, направленным на поддержку инвестиций в основные средства, относятся следующие:
1) освобождение от НДС ввоза технологического оборудования (по перечню), не имеющего аналогов в России (норма в Налоговом кодексе Российской Федерации формально действует с 30 апреля 2009 г., фактически — с 1 июля 2009 г.);
2) увеличение амортизационной премии до 30% для основных средств 3–7-й группы — срок полезного использования 3–20 лет (с 1 января 2009 г.);
3) возможность выбора начисления амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (с 1 января 2009 г.);
4) сокращение срока полезного использования для ряда основных средств путем переноса их в группы с меньшим сроком полезного использования, то есть в пределах 3–7 амортизационных групп (с 1 января 2009 г. и с 1 января 2010 г.);
5) специальный повышающий коэффициент (не более 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности (с 1 января 2009 г.).


Кроме перечисленных общих мер и мер по поддержке инвестиций в основные средства введены меры, стимулирующие инвестиции в человеческий капитал, к которым относятся:
1) освобождение от налогообложения затрат работодателей на обучение сотрудников (налог на прибыль, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц) (с 1 января 2009 г.);
2) освобождение от налогообложения суммы взносов работодателей на накопительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2009 г.).


На законодательном уровне разработаны также меры, направленные на поддержку инвестиций в НИОКР:
1) введение повышенного коэффициента 1,5 по затратам на НИОКР (в том числе не давшим положительного результата) по перечню направлений таких НИОКР (с 1 января 2009 г.);
2) не облагается НДС НИОКР, относящиеся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (с 1 января 2008 г.);
3) не облагается НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (с 1 января 2008 г.);
4) освобождаются от налога на прибыль средства, получаемые научными организациями от поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, и средства, безвозмездно полученные организациями и фондами поддержки науки и образования на ведение научной деятельности (с 1 января 2008 г.);
5) увеличение в 3 раза (до 1,5%) норматива отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов (с 1 января 2008 г.);
6) налогоплательщики, осуществляющие инновационную деятельность и применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать в уменьшение налоговой базы расходы на патентование и расходы на научно-исследовательские разработки и НИОКР (с 1 января 2008 г.).


Анализируя такие существенные преобразования в налоговой системе за предыдущие два года, можно сделать вывод, что в целом налоговая система ориентирована на стимулирование инвестиционной деятельности.


Тем не менее проводимая налоговая политика в направлении стимулирования роста  инвестиционной активности не в полной мере соответствует необходимому сегодня природоохранному направлению экономического развития.


Цель написания данной статьи заключается не в традиционном обосновании значимости  инвестиций в устойчивом экономическом росте и, соответственно, необходимости  стимулирования их со стороны налогов, а в обозначении приоритетности налогового стимулирования эколого-ориентированных инвестиций.


О том, что качество природной среды ухудшается, знает практически каждый грамотный человек. Это вызвано, прежде всего, сильным давлением на окружающую природную среду со стороны хозяйственной деятельности человека в результате несбалансированного, нерационального использования природных ресурсов, возрастанием отходов производства и потерь при освоении, разработке ресурсов, доставке их к потребителю, переработке и многими другими причинами, приводящими к пагубному воздействию на окружающую нас среду. Иными словами, мы в своем стремлении улучшить качество жизни переступили грань допустимого развития, за которой и обозначилась экологическая проблема — резкое изменение качества окружающей природной среды, которую уже нельзя называть природной, поскольку она является трансформированной человеческим обществом. Мир пришел к осознанию того, что экономика должна работать не ради производства как такового, а на благо человека, и пора, по меньшей мере, начать компенсировать тот вред, который был нанесен природе в течение последних ста лет безудержным ростом экономического развития.


Несомненно, что некоторые из выше перечисленных мер уже имеют направленность на развитие эколого-ориентированных инвестиций, к ним, в частности, можно отнести меры, включенные в четвертую группу, то есть на поддержку инвестиций в НИОКР. Если говорить о совокупности мер, предусмотренных налоговым законодательством для стимулирования инвестиционной деятельности, то в целом они способны существенно снизить налоговую нагрузку и высвободить средства на инвестиционную деятельность любого направления, в том числе в природный капитал. Однако внесенные поправки в налоговое законодательство не способны в полной мере сориентировать инвестиционную деятельность к экологической направленности, что является необходимым в условиях экологического кризиса.


В основу развития инвестиционной деятельности в экологическом ракурсе прежде всего надо взять создание некой экологической культуры, культуры взаимоотношения человека и природы, в частности культуры ведения хозяйственной деятельности. То есть экологическая составляющая должна присутствовать везде, начиная с личного образа жизни отдельного индивидуума и заканчивая всеми формами коллективной деятельности людей. Государство должно возложить на себя обязанность обозначить экологический фактор во всех направлениях своей политики, в том числе и налоговой.


Что касается общих мер, которые уже действуют в направлении стимулирования инвестиционной деятельности, необходимо подчеркнуть, что большинство из них не имеет конкретной направленности на объект инвестиций, поэтому можно сказать, что они имеют опосредованное отношение к инвестиционным процессам и вообще не гарантируют того, что налоговые послабления будут использованы не на выплату дивидендов, а применены в инвестиционной деятельности, в частности для инвестиций в экологию.


Что касается мер, направленных на поддержание инвестиций в основные средства, то, по нашему мнению, они являются наиболее действенными. Однако здесь тоже нет конкретной  направленности на природоохранную деятельность.


Кроме того, для эффективного решения вопроса обновления основных средств посредством только амортизационных отчислений недостаточно. В этом направлении также необходимо использовать и чистую прибыль, предназначение которой хозяйствующий субъект определяет самостоятельно. Как показывает практика, средства, высвободившиеся из-под налогообложения, зачастую не всегда используются в инвестиционной деятельности на все 100%, тем более в экологических инвестициях. Культура хозяйствования настолько на низком уровне, что зачастую снижение налоговой нагрузки на фирмы позволяет просто обогащаться некоторым «активистам» экономической жизни, получая дивиденды.


Невозможно удержаться от критики нововведения в виде ускоренного порядка возмещения НДС. Назрела необходимость предоставления возможности для возмещения НДС в более короткие сроки, однако процедура заявительного порядка, предусмотренная ст. 176.1 НК РФ, очень непростая, а именно: если налогоплательщик не относится к крупным налогоплательщикам, то ему следует предоставлять банковскую гарантию. Причем гарантия должна быть получена у банка, включенного в перечень кредитных организаций, который курирует Минфин России. Кроме того, чтобы получить гарантию, необходимо заплатить банку и подготовить огромный пакет документов.


За время их подготовки могут возникнуть сомнения по поводу необходимости в заявке на ускоренное возмещение НДС. По всей видимости, этот порядок возмещения НДС будет иметь такую же непопулярность, как и налоговый инвестиционный кредит, если процедуру его получения не упростить.


Меры, направленные на поддержание инвестиций в НИОКР, на наш взгляд, в большей степени соответствуют необходимому сегодня направлению развития экономики, и в частности инвестиций.


Таким образом, тот перечень мер, которые, по мнению Минэкономразвития, являются стимулом инвестиционной деятельности в современной действительности, не направляет и не поддерживает в полной мере экономическое развитие общества в новом экологическом ракурсе.


Переориентация экономики в направлении экологической безопасности — проблема многогранная, сложная и важная. Одними налоговыми стимулами такие проблемы не разрешаются, однако оставлять без применения налоговые инструментарии неразумно.


Уже сегодня возникла необходимость внесения поправок в налоговое законодательство, которые имели бы конкретную направленность на стимулирование инвестиций в экологию.


Наиболее значимой мерой, повышающей заинтересованность хозяйствующих субъектов вести свою деятельность в экологическом ракурсе, может стать право на отнесение в состав расходов полной суммы капитальных вложений в эколого-ориентированные проекты. Эта мера схожа с инвестиционной налоговой льготой, существовавшей до 1 января 2002 г., однако в современной интерпретации она должна быть направлена только на капитальные вложения, осуществляемые в целях охраны и восстановления окружающей природной среды и не иметь процентного ограничения.


Кроме того, увеличение с 30 до 50% амортизационной премии в отношении объектов основных средств, которые эксплуатируются в эколого-ориентированной деятельности, поможет стимулировать экономические субъекты к использованию финансовых ресурсов на развитие природоохранной деятельности.


Еще одним инструментом, который способен направлять экономическое развитие на путь преодоления экологического кризиса, по нашему мнению, может стать налоговый инвестиционный кредит. Право на получение налогового инвестиционного кредита в настоящий момент существует, однако, как показывает практика, этим правом налогоплательщики практически не пользуются. Назрела необходимость изменить порядок его предоставления в целях использования в качестве стимула к эколого-ориентированным инвестициям.


В частности, будет привлекательно, если сделать его беспроцентным, а также снять 30-процентное ограничение в сумме кредита. Причем, на наш взгляд, предоставлять такие преимущества следует только в отношении тех организаций, которые осуществляют инвестиции экологической направленности.


По нашему мнению, целесообразно сделать открытым перечень НИОКР, установленный Правительством Российской Федерации, расходы на которые налогоплательщик вправе включать в состав прочих расходов с повышающим коэффициентом 1,5. При этом должно проводиться согласование хозяйствующими субъектами права на применение повышающего коэффициента по НИОКР, не поименованного в перечне, с уполномоченными органами.


Основываясь на том, что важной составляющей эколого-ориентированной деятельности является эксплуатация природных ресурсов, считаем, что назрела необходимость внести некоторые изменения в порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых. В настоящее время система налогообложения добычи полезных ископаемых достаточно усовершенствована в некоторых направлениях, в частности относительно стимулирования разработки новых и полного использования потенциала уже разрабатываемых месторождений нефти. Однако существующая система не учитывает степень воздействия на окружающую среду добывающей отрасли, что, на наш взгляд, является очень важным. Введение специализированных ставок налогообложения, дифференцированных в зависимости от степени воздействия на окружающую природную среду, при добыче полезных ископаемых является еще одним стимулом к переходу экономики на новый путь устойчивого развития, подчеркивает приоритетность истинных инвестиций, учитывающих истощение и деградацию природных ресурсов.


Вводя в налоговое законодательство такие новые понятия, как «эколого-ориентированные инвестиции», «деятельность, направленная на сохранение и восстановление окружающей природной среды», «степень воздействия на окружающую природную среду», на наш взгляд, необходимо дать их четкую трактовку на законодательном уровне.


Подчеркиваем то, что предложенные меры направлены исключительно на выполнение налогами регулирующей функции, что снижает их фискальное предназначение. Вместе с тем необходимость их внедрения объясняется тем, что появляется возможность обозначить в налоговой политике государства экологическую направленность и тем самым способствовать развитию экологической культуры и культуры ведения хозяйственной деятельности. При этом не отрицается необходимость разработки мер по компенсации налоговых платежей в бюджет. Сделать это, по нашему мнению, следует за счет введения прогрессивного налогообложения прибыли организаций и доходов физических лиц.


Во всем цивилизованном мире забота производителей об окружающей среде уже стала правилом хорошего тона. С каждым годом увеличивается число компаний, экологическая политика которых становится одной из основных частей корпоративной стратегии. Россия, по нашему мнению, также должна идти по пути эколого-ориентированного развития. Важнейшее значение в этом направлении имеет радикальное изменение инвестиционной и налоговой политики в отношении природоохранных приоритетов.


Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 № 379-ФЗ). Ст. 66, 67, 171, 176.1, 224, 259, 259.2, 262, 269, 28, 342.
2. Инвестиции / Под ред. Г.П. Подшиваленко. — 2-е изд., стереотип. — М.: Кнорус, 2009.
3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый периоды 2010–2012 годов: [Электронная версия]. — Режим доступа: base.consultant.ru/cons/cgi/online/
4. Министерство экономического развития Российской Федерации: [Электронная версия]. — Режим доступа: economy.gov.ru/minec/resources/bc857b00415c23a8920/

17.12.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста