Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №5 год - 2006
Одной из бюджетообразующих отраслей народного хозяйства является ювелирное производство, которое включает в себя обработку драгоценных и цветных металлов, драгоценных природных цветных поделочных ограночных (самоцветов), а также выращенных камней. На сегодняшний день в Российской Федерации инвестирование средств в данную отрасль приносит ожидаемые высокие доходы. При этом участниками инвестиционного проекта, как правило, бывают не только частные инвесторы, но и органы регионального и муниципального управления, поскольку именно они напрямую заинтересованы в дополнительных доходах их бюджета. Однако эффективность инвестиционного проекта во многом зависит от уровня применяемой технологии управления. Многие вопросы, в том числе связанные с ценовой политикой ювелирного производства, сегодня требуют четко отработанных научно-методических рекомендаций. В статье мы постараемся осветить некоторые из них.
На основе требований законодательных актов по формированию себестоимости и ценообразованию в ювелирной промышленности организации самостоятельно определяют показатели, необходимые для учета и анализа эффективности управления инвестициями в ювелирном бизнесе.
Нормативными документами, регулирующими особенности учета ювелирного производства, являются Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ и Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на ювелирных предприятиях, утвержденная приказом Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням от 10 сентября 1996 года № 131. В ней определены состав затрат, включаемых в себестоимость ювелирной продукции, и их постатейная классификация.
Пробелы законодательства в ювелирной отрасли самостоятельно устраняются ювелирным предприятием в рамках управленческого учета. Организация может установить ряд внутрифирменных инструкций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции с той целью, чтобы оптимизировать процесс управления ювелирным производством. Эти документы основываются на вышеуказанных нормативных актах и не должны противоречить им.
Себестоимость – один из важнейших показателей эффективности потребления финансово-хозяйственных ресурсов. На ювелирных предприятиях используются практически все технологические процессы металлообработки: литье, ковка, вырубка, волочение, вытяжка, штамповка, фрезерование и другие с применением автоматизированных и механизированных процессов, а также специфические ювелирные процессы: закрепка вставок, эмалирование, чеканка, отделка филигранью, чернью, гравировкой и пр. Все это обусловливает особенности формирования себестоимости ювелирных изделий. Кроме того, современное ювелирное предприятие располагает необходимыми вспомогательными производствами и службами. Это, прежде всего, связано с особым видом деятельности таких организаций и изготавливаемым ассортиментом продукции.
Ювелирное изделие представляет собой изделие, изготовленное из сплавов драгоценных металлов с использованием различных видов художественной обработки, полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них. Соответственно, главной особенностью ювелирного производства является высокая стоимость потребляемых основных материалов, доходящих в малотрудоемких изделиях (например, в обручальных кольцах) до 99% себестоимости.
Себестоимость ювелирных изделий определяется как сумма материальной стоимости драгоценных металлов, вставок из драгоценных и поделочных камней и трудозатрат на изготовление изделий.
Оценка бриллиантов, драгоценных и полудрагоценных камней производится по действующим прейскурантам на бриллианты.
Стоимость трудозатрат на изготовление изделия определяется по результату диагностики метода изготовления.
Для внекатегорийных изделий рекомендуется применять повышающие коэффициенты, учитывающие художественную и историко-культурную значимость произведений.
Цена ювелирного изделия определяется исходя из текущей цены 1 г металла данной пробы с учетом в стоимости коэффициента доведения отпускной цены драгоценного металла до оптовой цены, умноженной на массу изделия и на наценку изготовителя.
Данный процент наценки ювелирной организации различный, он зависит от объема работ, требуемого для производства изделий.
Для определения наценки изготовителя на изделие, имеющее сложную литую форму, рекомендуется корректировать действительную стоимость металла на коэффициент 2,25, для того чтобы принять в расчет время, необходимое для производства и изготовления восковой модели.
Для литых изделий, имеющих разъемные соединения (серьги, броши, подвески, браслеты), действительную стоимость металла рекомендуется корректировать на коэффициент 2,5.
Для изделий двухцветного и трехцветного золота действительную стоимость металла рекомендуется корректировать на коэффициент 2,2.
При оценке литых и штампованных изделий из серебра рекомендуется общий вес изделия умножить на текущую стоимость металла данной пробы с учетом следующих коэффициентов:
для штампованных изделий 2,0;
для штампованных с дополнительной гравировкой 3,0;
для изделий с чернью 4,0;
для изделий с эмалью 4,0.
Данные коэффициенты взяты из отраслевых стандартов и технических условий на изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов.
На предприятиях ювелирной промышленности калькулирование ведется по специализированной номенклатуре статей. На рисунке 1 представлена схема формирования полной себестоимости согласно номенклатуре затрат ювелирного производства.
Рис. 1. Схема номенклатуры статей затрат ювелирного производства
Данная схема позволяет определить специфику формирования полной себестоимости продукции ювелирного предприятия. Первые десять статей затрат ювелирного производства, указанные на рисунке, составляют производственную себестоимость изделия. Полная себестоимость включает еще и коммерческие расходы.
По статье «Основные материалы» драгоценные металлы в себестоимости выделяются в отдельную статью. Фактором, оказывающим влияние на величину этих затрат, является порядок образования и обращения возвратных и обратимых отходов драгоценных металлов.
Под возвратными отходами в ювелирном производстве понимаются остатки драгоценных металлов, которые в силу ухудшения качественных характеристик не могут быть использованы для производства ювелирных изделий и подлежат сдаче в Государственное хранилище драгоценных металлов и драгоценных камней России.
Отходы, отправляемые в Государственное хранилище драгоценных металлов и драгоценных камней, на предприятие не возвращаются. Расчет величины сдаваемого металла осуществляется в соответствии с утвержденными нормами по каждому изделию.
Обратимые отходы, незагрязненные в процессе производства, перерабатываются непосредственно на предприятии с последующим использованием их в качестве полноценного сырья, в связи с чем возникают следующие дополнительные расходы:
а) расход чистого металла для доведения до соответствующей пробы;
б) расходы на оплату труда;
в) отчисления на социальное страхование и обеспечение;
г) амортизационные отчисления.
Все эти расходы в бухгалтерском учете относятся на одноименные статьи затрат.
Другая часть отходов отправляется на перерабатывающие предприятия для их аффинирования и профилирования с последующим возвратом ювелирному предприятию-отправителю, в связи с чем возникают следующие дополнительные расходы:
а) непосредственно на аффинирование;
б) на потери драгоценного металла в технологическом процессе аффинирования;
в) транспортные расходы.
Таким образом, стоимость драгоценного металла (СДМ) на ювелирном предприятии для производства единицы изделия можно определить по формуле
СДМ =М х (Ц + ТР) + М1 х (СА + СПА + СПЛ + ТР1) + М2 х (ЦО + ТР),
М – масса драгметалла, необходимого для производства изделия по установленным нормам, включая чистовой расход, технологические потери и возвратные отходы, сдаваемые в Государственное хранилище драгоценных металлов и драгоценных камней России (граммы);
Ц – нормативная цена 1 грамма драгметалла (рубли);
ТР – транспортные расходы по доставке драгоценных металлов исходя из установленных тарифов на оплату спецсвязи (рубли);
М1 – масса обратимых отходов, сдаваемых на перерабатывающие предприятия по нормам, установленным на каждое изделие (граммы);
СА – стоимость аффинирования отходов на перерабатывающих предприятиях (рубли);
СПА – стоимость потерь при аффинировании (рубли);
СПЛ – стоимость профилирования и легирования на заводе спецсплавов (рубли);
ТР1 – транспортировка обратимых драгметаллов от ювелирного предприятия до перерабатывающего предприятия (завода спецсплавов) и обратно — от завода спецсплавов до ювелирного предприятия (рубли);
М2 – масса возвратных отходов в изделии в соответствии с нормативами (граммы);
ЦО – установленная цена за 1 грамм отходов (рубли).
Полный расчет нормативной себестоимости драгоценных металлов, учитываемой в цене ювелирного изделия, оформляется на ювелирных предприятиях в специальной таблице. Нормативную цену 1 грамма драгметалла целесообразно рассчитывать по своей стоимости или стоимости металлов, занимающих большой удельный вес в производстве. Так, по золоту следует рассчитывать отдельную цену для палладиевых сплавов, для шайб на обручальные кольца и для прочих изделий.
При калькулировании единицы изделия из драгоценных металлов рекомендуется представлять для дальнейшего учета и анализа расшифровку материальных затрат.
По статье «Основные материалы» в стоимость основных недрагоценных материалов включаются затраты на материалы, входящие в состав ювелирных изделий и образующие их основу (недрагоценные металлы и сплавы, эмали и др.).
При определении стоимости основных недрагоценных материалов учитываются подетальные нормы расхода материалов на каждое изделие, нормы безвозвратных и возвратных отходов, цены их приобретения и стоимость транспортно-заготовительных расходов. Таким образом, затраты на вспомогательные материалы определяются в соответствии с технологическими нормами расхода.
Как правило, на ювелирном предприятии рекомендуется предварительно разрабатывать план себестоимости ювелирного изделия. При этом допускаются экспресс-методы:
1) устанавливается единый для всех изделий норматив затрат на вспомогательные материалы;
2) определяется среднее по предприятию процентное отношение суммы вспомогательных материалов к сумме основных материалов.
По статье «Вспомогательные материалы» в стоимость, определяемую указанными методами, включаются также материалы, связанные с первичной упаковкой ювелирных изделий (полиэтиленовые мешочки, картонные футляры, товарные этикетки и др.).
В изделиях из недрагоценных металлов, а также в случае применения дорогостоящей упаковки затраты на упаковку выделяются отдельно.
В стоимость вспомогательных материалов включаются транспортно-заготовительные расходы по их доставке.
В статье «Покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты)» отражается стоимость покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов (вставки, цепочки, часовые механизмы, замки и др.) и услуг кооперированных предприятий.
Затраты включаются в себестоимость изделий прямым путем по установленным или согласованным ценам, включая транспортные расходы по доставке.
Транспортные расходы, связанные с транспортировкой материалов и покупных комплектующих изделий, включаются в стоимость изделий по соответствующим статьям затрат.
Транспортно-заготовительные расходы по драгоценным металлам включаются в их стоимость, исходя из твердо установленных ставок на оплату спецсвязи, кроме случаев, когда драгоценные металлы доставляются собственным транспортом.
На стоимость остальных материальных затрат (недрагоценных основных металлов, вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов) транспортные расходы относятся средним процентом по отношению к их стоимости.
Допускается определение среднего процента по данным за предыдущий год как отношение суммы транспортных расходов к стоимости приобретенных материалов и полуфабрикатов (без стоимости драгоценных металлов).
По статье «Полуфабрикаты собственного производства» стоимость полуфабрикатов включается в себестоимость ювелирных изделий в случае их калькулирования.
Эти затраты могут включаться также по соответствующим статьям калькуляции изделия. Например, стоимость камнесамоцветного сырья может включаться в стоимость основных материалов, а заработная плата на изготовление вставки – в основную заработную плату на изготовление изделия.
По статье «Клеймение» включаются затраты, взимаемые Государственной пробирной палатой за клеймение каждой единицы ювелирного изделия по установленному тарифу.
По статье «Оплата труда производственных рабочих» учитывается основная заработная плата рабочих, непосредственно занятых в изготовлении продукции, а также дополнительная заработная плата, предусмотренная законодательством о труде и коллективными договорами.
Разделение оплаты труда по видам производится в калькуляциях при расчете цены единицы изделия для определения процентного соотношения величины суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов к величине затрат на основную заработную плату производственных рабочих.
По статье «Отчисления на социальные нужды» учитываются отчисления органам государственного социального страхования, в пенсионный фонд и на обязательное медицинское страхование по установленным нормам от суммы затрат на оплату труда производственных рабочих.
В статье «Общепроизводственные расходы» отражаются затраты на технологическое топливо и электроэнергию, содержание основных фондов цехов, затраты на управление цехами. Сметы общепроизводственных расходов составляются по основным и вспомогательным подразделениям.
Общепроизводственные расходы распределяются по ассортименту основного производства пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.
В статье «Общехозяйственные расходы» отражаются затраты на управление предприятием в целом, на содержание основных фондов и другие затраты общезаводского характера.
Общехозяйственные расходы распределяются по ассортименту основного производства пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.
По статье «Потери от брака» отражаются фактические потери.
По статье «Коммерческие расходы» учитываются расходы, связанные с упаковкой готовой продукции, транспортировкой до станции отправления, расходы по рекламе, по организации ярмарок и выставок, отчисления во внебюджетный фонд НИОКР и др.
Коммерческие расходы распределяются между отдельными видами ювелирных изделий пропорционально производственной себестоимости.
Правильное экономическое обоснование себестоимости ювелирного изделия дает возможность разработать эффективную ценовую политику предприятия. Ценообразование в ювелирной промышленности представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов:
— сбор и систематический анализ информации о рынках;
— обоснование основных целей ценовой политики предприятия на определенный период;
— выбор методов ценообразования;
— установление конкретного уровня цены на ювелирные изделия;
— формирование системы скидок и надбавок к цене ювелирного изделия;
— корректировка ценового поведения в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.
Ценовая политика ювелирного предприятия – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
Рациональное определение основных элементов ценовой политики организации помогает принимать верные управленческие решения для достижения поставленных целей финансово-хозяйственной деятельности. Представим на рисунке 2 схему элементов ценовой политики ювелирного производства.
Рис. 2. Схема элементов ценовой политики ювелирного производства
Ювелирное предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики, исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т. е. внешних факторов.
Анализ вышеприведенной схемы позволяет определить специфику политики ценообразования в ювелирном производстве по сравнению с другими отраслями промышленности. Таким образом, элементы ценовой политики ювелирного предприятия не рассматриваются как отдельные категории ценообразования.
Так, оценка спроса и предложения на рынке ювелирных изделий должна рассматриваться комбинированно, а не раздельно, что позволит организации принимать верные управленческие решения. При этом необходимо проводить постоянное соотношение уровня цен и качества ювелирного изделия, что позволит предприятию оперативно планировать ценовые стратегии на рынке. Анализ альтернативных и производственных затрат позволит ювелирному предприятию правильно организовать ценовое позиционирование выпускаемой продукции. Оперативная оценка изменения внешних ценообразующих факторов (государственного и валютного регулирования, инфляции, структуры рынка) позволит предприятию сформировать модель поведения на рынке и принять верное тактическое ценовое решение.
При разработке ценовой политики обычно решаются следующие вопросы:
1) в каких случаях необходимо использовать выбранную ценовую политику;
2) когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов;
3) какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта;
4) по каким товарам из продаваемого ассортимента необходимо изменить цены;
5) на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию;
6) какими ценовыми мерами можно усилить эффективность сбыта;
7) как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние и внешние ограничения предпринимательской деятельности.
Однако базовую цену ювелирного изделия определяют три основные составляющие: стоимость металла, стоимость камней и трудозатраты. Доля последних в общей сумме затрат на российских ювелирных фабриках достигает в изделиях из золота 25%, а в серебряных изделиях 50%.
Затраты на материалы в золотых украшениях, аксессуарах могут доходить до 50%, в серебряных же — меньше. И здесь основное поле деятельности компаний-производителей в снижении цен.
Стоимость драгоценных металлов в России определяется в соответствии с ценами мирового рынка, где за основу взята стоимость тройской унции (31,1 грамма). Далее определяется качество золота, оно выражено пробой (375; 585; 750; 950). Чем она выше, тем больше золота в каждом грамме сплава металла (лигатура) и тем выше его цена. Совершенно чистый металл имеет пробу 999,9.
Лигатура может состоять из металлов, превосходящих золото по цене, например из платины или палладия. Как правило, в таких изделиях пробы не ниже 750.
Другая составляющая – драгоценные камни. В ювелирной промышленности в основном применяются такие камни, как циркон, авантюрин, топаз, янтарь и в последнее время все чаще бриллиант. Его цена сильно варьируется в зависимости от качества. Чем меньше включений и трещин в нем, чем он белее и прозрачнее, тем выше качество камня и его цена. Ценообразование ювелирных изделий зависит от величины камня, поскольку в ювелирной промышленности основную долю составляет сырье.
Чем крупнее камень в изделии, тем больший процент от стоимости всего украшения он составляет. К примеру, в украшении, где величина бриллианта не более 10 соток (0,10 карата), стоимость сырья составляет 45% от стоимости изделия, остальные 55% приходятся на металл и работу. В изделии с бриллиантом от 30 соток и выше цена камня составляет уже около 80%, а на золото приходится не более 5%. Так, для производства изделия с бриллиантом в 1 карат потребуется не более 5 граммов золота, стоимость которого вместе с работой обойдется примерно в 50 долларов США при том, что само украшение стоит в среднем на рынке около 10 000 долларов США. Высокая стоимость камня по отношению к общей себестоимости ювелирного изделия является основной причиной, по которой покупатели вкладывают деньги в ювелирные изделия с крупными бриллиантами, ведь камень можно вынуть из кольца и, например, продать. Более того, цены на бриллианты постоянно растут.
Общая закономерность в ценообразовании ювелирного изделия такова: чем дороже ювелирное изделие – тем выше его наценка и, наоборот, чем дешевле изделие – тем ниже наценка.
Цены на драгоценные металлы и камни постоянно меняются в соответствии с изменением валютного курса и уровня цен золота на Лондонской бирже. Следовательно, в соответствии с действующим порядком учета материальных ценностей ювелирные предприятия должны регулярно переоценивать сырье, незавершенное производство и готовую продукцию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
2. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на ювелирных предприятиях. Утв. приказом Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням от 10.09.1996 г. № 131.
3. Сергеев И.В., Веритенников И.И. Экономика организаций (предприятий): Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И.С Сергеев. – М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2005. – 560 с.
4. Тарасов В.М. Ценообразование. Теоретические основы ценообразования и сущность цены. Механизмы современного ценообразования и специфика цен в отдельных сферах и отраслях экономики [Текст] / В.М. Тарасов. – Минск: Изд-во «Книжный дом», 2005. – 142 с.