О финансировании мероприятий по охране труда




О финансировании мероприятий по охране труда

Еремеева Н. И.
  эксперт

Трудовым законодательством предусмотрено, что работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

На работодателей возлагается обязанность организовать труд работников и создать им нормальные условия труда.
В действующем Трудовом кодексе РФ закреплены очень важные требования, относящиеся к обеспечению нормальных условий для выполнения работниками норм выработки.

К таким условиям, в частности, относятся:
– исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
– своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
– надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; – условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Названные условия в определенной степени конкретизируют обязанности работодателя по обеспечению безопасности труда и предоставлению работникам оборудования, инструментов, технической документации и иных средств, необходимых для исполнения трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ).
Статьей 220 ТК РФ предусмотрены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В частности, установлено, что условия труда, определенные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Согласно ст. 226 ТК РФ работодателям (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) гарантируется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Кроме того, финансирование таких мероприятий может осуществляться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

К сожалению, в действующем Трудовом кодексе РФ отсутствует главная обязанность работодателя к работникам, а именно – обязанность работодателя ознакомить при приеме на работу работников с нормами, по которым он будет работать, и с теми условиями труда на рабочем месте, на котором будет работать вновь принимаемый работник.

Важно отметить, что решение всех поставленных вопросов не должно опираться только на закон, но и в равной степени они должны решаться и на уровне системы социального партнерства, поскольку она охватывает все субъекты трудовых отношений.

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков  устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В соответствии со ст. 226 ТК РФ и п. п. 5.2.65 (6) Положения о Минздравсоцразвития России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 321, издан Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 г. № 181 н. Приказом утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
Типовой перечень обязательных мероприятий по охране труда включает в себя 31 мероприятие по проведению в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценку уровней профессиональных рисков и другие, на которые работодатель вправе направить финансы, и это будет считаться целевым использованием средств, запланированных на улучшение условий труда.. На эти мероприятия организация обязана потратить минимум 0,2% от расходов на производство. Следует отметить, что работодатель не обязан реализовывать все мероприятия, вошедшие в Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Конкретный перечень мероприятий определяется  работодателем исходя из специфики деятельности.

Роструд в Письме от 25.05.12 № Т3–3159–3-5 официально подтвердил, что компания вправе выбрать несколько позиций из перечня, но минимум 0,2% от расходов на производство она обязана направить только на мероприятия по охране труда, которые включены в утвержденный перечень. Иными словами, организация может выбрать одно или несколько мероприятий на год и закрепить это в приказе руководителя.

На основании Типового перечня организация составляет свой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, который, как правило, является приложением к коллективному договору, заключенному между работодателем и работниками. При отсутствии в организации коллективного договора мероприятия, указанные в перечне, включаются в План мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который может обновляться ежегодно.

Учитывая, что трудовое законодательство ранее не содержало перечня мероприятий по улучшению условий труда работников, работодатель был вправе использовать предусмотренные на эти цели денежные средства по своему усмотрению. Некоторые работодатели за счет средств, выделенных на финансирование мероприятий по охране труда, осуществляли финансирование мероприятий, не имеющих прямого отношения к улучшению условий труда на рабочих местах. Так, например, некоторые работодатели, в первую очередь, решали вопросы социального характера, обеспечивая рабочих горячим питанием и т. п., но не уделяли внимания техническому оснащению рабочих мест. Типовой перечень ориентирован на решение данной проблемы.

Таким образом, применение положений ст. 226 ТК РФ ограничено целевой направленностью проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Кроме того, согласно нормам ТК РФ организации обязаны ежегодно тратить на выбранные мероприятия не меньше 0,2% от затрат на производство. По разъяснениям специалистов Роструда, 0,2% должны тратить все без исключения работодатели. Вместе с тем, трудовое законодательство не содержит понятия “затраты на производство”. Возникает вопрос, а как быть тем компания, у которых никакого производства нет. Например, предприятиям торговли, или компаниям, оказывающим услуги.

В данном случае специалисты советуют ориентироваться на правила бухучета. Согласно Плану счетов, затраты на производство отражают на счетах с 20-го по 39-й. На основе данных этих счетов можно составить бухгалтерскую справку с расчетом расходов на охрану труда.

Что касается списания расходов на охрану труда, то их можно учесть в полном объеме без ограничений согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соответствия их критериям, установленным статьей 252 НК РФ.

Данную позицию подтвердили специалисты Минфина России письмом от 09.08.2011 г. № 03–03–06/4/95, а также опрошенные специалисты в региональных УФНС.
В силу подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в частности, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. При желании компания может оплатить некоторые расходы по охране труда, например, установку пластиковых окон для снижения уровня шума. Однако для таких расходов необходимо будет предусмотреть отдельный бюджет, т. к. в 0,2% данные расходы не входят.

Что касается подтверждения расходов, то компании вправе списать стоимость как официальных, так и дополнительных мероприятий по охране труда. Причем все, что предусмотрено в перечне, не надо дополнительно обосновывать. Данное разъяснение приведено в Письме Минфина России от 09.08.11 № 03–03–06/4/95. Достаточно издать приказ руководителя и включить в него выбранные мероприятия, а также оплатить их.

Мероприятия, которые перечнем не предусмотрены, надо дополнительно обосновать. Во-первых, их можно также включить в приказ с общим списком мер по охране труда. Во-вторых, не помешают и другие документы. Например, необходимость замены окон подтвердит экспертное заключение о том, что уровень шума превышает норму. Или докладные записки от сотрудников, что шум мешает работе.

Следует помнить, что согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб. Индивидуальному предпринимателю может грозить штраф от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Для юридических лиц размер наказания составляет от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Приказ о типовом перечне мероприятий по охране труда начнет действовать с 1 июля 2012 года.

 

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста