Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2007
канд. экон. наук, зав. отделом базовых отраслей экономики
Института экономики Академии Наук Республики Таджикистан
Современное предпринимательство Таджикистана характеризуется имитационно-спекулятивной сущностью. Предпринимательство Таджикистана не разрабатывает собственную интеллектуальную продукцию, а использует технику, технологию и ноу-хау зарубежных стран. Кроме того, отечественное предпринимательство предпочитает работать по короткой схеме и занимается в основном торгово-закупочной деятельностью.
В нашей стране с внедрением рыночных отношений образовался некоторый вакуум между экономической теорией и реальным развитием предпринимательства. Простой перенос моделей развитых стран и готовых рецептов от иностранных – консультантов не вполне обоснован и приемлем, из-за разных уровней развития. В этой связи актуальна разработка моделей простых в применении и адекватно отражающих особенности экономического развития Таджикистана.
Мы придерживаемся теории конвергенции, в части интеграции положительного прошлого опыта различных систем хозяйствования и внедрения передовых методов хозяйствования, независимо от формы собственности. В этой связи необходим выбор всего положительного и реализации концепций «монетаристов», «кейсианства» и использования методологии трудовой теории стоимости и опыта государственного регулирования и управления экономикой (опыт СССР, КНР и других стран социалистической ориентации в экономике), в зависимости от конкретной рыночной ситуации. Применение этого интегрированного подхода необходимо для формирования концепции и стратегии устойчивости развития предпринимательства. Микроэкономическая стабильность предпринимательства во многом формирует в совокупности стабильность национальной экономики.
Нельзя отрицать положительный опыт управления государственными и кооперативными предпринимательскими структурами в советский период. За этот прошлый период в Республике Таджикистан были созданы основные звенья существующей инфраструктуры предпринимательства, несмотря на то, что использовались и преобладали административные методы руководства государственными и кооперативными хозяйствами. Государство в Таджикистане было предприниматель, а его служащие – наемные работники. Эта система в ряде случаев оказывалась достаточно эффективной.
Успехи экономического развития СССР до перестроечного периода общеизвестны. Как эту систему искусственно подавили сверху, она и дала сбои. Односторонняя сырьевая направленность развития экономики СССР в доперестроечный период – это фактический миф и обоснование развала СССР чиновниками и теневыми структурами предпринимательства (национальной буржуазии), которая этот развал поддерживала и фактически финансировала. Последствия этого кризиса глобального характера и сырьевая направленность экономики Республики Таджикистан до сих пор не преодолены. До сих пор не создано нашей национальной буржуазией новой стоимости или нового имущества, а приватизируется лишь старое имущество, средства производства.
Некоторые экономисты считают, что экономическая система в СССР являлась тоталитарной с отсутствием рынка, предпринимательства и бизнеса. Это далеко не так. По моему мнению – это была планово регулируемая рыночная система, но с доминированием администрирования в подходах к субъектам хозяйствования. При той системе существовала, за исключением периода «перестройки», всеобщая гарантия и уверенность в перспективе всех слоев общества, и это – неоспоримый факт. При настоящей системе перехода к качественно иному состоянию рынка, гарантии и уверенности в личной перспективе в Таджикистане нет ни у кого, в том числе и у предпринимательства и у его наемных работников.
В этой связи следует отметить, что предпринимательство Республики Таджикистан – это группы не новаторов, а имитаторов, использующих готовые схемы и технологии. В Таджикистане проекты, которые могут быть названы новаторскими, полностью сформированными с использованием местных ресурсов малочисленны.
По моему мнению, это связано не только с отрицательным влиянием внешней среды бизнеса, но и со спецификой нашего отечественного предпринимательства, его психологией, стремлением не к формированию инновационных идей и их реализации, а скорее, к использованию уже готовых, импортированных с развитых стран Запада и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с тем это также связано и с недостатком средств для проведения предварительных исследований перед реализацией проекта. Такова несовершенная внешняя среда бизнеса Республики Таджикистан. Одним из важных факторов таджикской экономики являются издержки внешней среды бизнеса.
Издержки внешней среды таджикского бизнеса (I) – это совокупность расходов, связанных с уплатой налогов(N), теневых выплат, связанных с уходом от налогов (N1), выплат процентов за кредиты (k), теневых выплат за получение кредитов (k1), страховых взносов (S) и прочих теневых выплат предпринимательства (z). Сегодня I = N + N1 + k + k1 + S + z. Цивилизованный же путь подразумевает другую схему I = N + k + S.
В советский период развития Таджикистана предпринимательство развивалось в форме государственного предпринимательства и кооперативных хозяйств и других формах. Их структура характеризовалась тем, что преобладали крупные формы хозяйствования. В результате того, что предпринимательство после 1991 года развивалось в форме спекулятивного капитала и в теневой сфере из-за несовершенства хозяйственного механизма, происходили социально-экономические катаклизмы в начале 1990-х годов, углублялись противоречия между предпринимательством, трудом и государством. Эта система в настоящее время претерпевает коренные изменения, носящие как эволюционный, так и революционный характер, вместе с тем в некоторых случаях, носящий характер не прогресса, а регресса.
Современную систему отношений в Таджикистане можно охарактеризовать как хремотистику (торговый капитализм). Для изменения этого состояния государственное регулирование, управление и стимулирование необходимо оптимально сочетать с воздействием на рыночные функциональные саморегулирующиеся системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльф Пресс, 1996. С. 250.
2. Самуэльсон П.А., Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. М., 1997.
3. Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство – М., 1999.
4. Комилов С. Экономика производственного опыта и ноу-хау. Душанбе, 1993.
5. Львов Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки // Маркетинг. 1999. № 1. С. 14.
6. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1999. №2. С. 29–39.
7. Кронрод Я.А. Социалистическое воспроизводство. М., 1955.
8. Румянцев А.М. Проблемы современной науки об обществе. М.: Наука. 1969.